ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ 7
1.1. Межличностные отношения младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования межличностных отношений детей
младшего школьного возраста в образовательном учреждении 16
1.3. Роль дидактических игр в формировании межличностных отношений
младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2. 1. Диагностика межличностных отношений младших школьников 34
2.2. Организация и проведение дидактических игр на уроках математики 48
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 93
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ 7
1.1. Межличностные отношения младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования межличностных отношений детей
младшего школьного возраста в образовательном учреждении 16
1.3. Роль дидактических игр в формировании межличностных отношений
младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2. 1. Диагностика межличностных отношений младших школьников 34
2.2. Организация и проведение дидактических игр на уроках математики 48
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 93
Современные изменения, происходящие в обществе, образовании, диктуют введение новых подходов к проблемам межличностных отношений обучающихся. В настоящее время наблюдается дефицит устойчивых межличностных отношений подрастающего поколения, живущего в условиях активной информатизации общества (компьютеризация, телевидение), оказывающей мощное влияние, как на область образования, так и досуга. Встает вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка информации межличностное общение, взаимодействие, дружеские отношения.
Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Именно личностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью. Таким способом происходит нравственное воспитание ребенка: он приобретает опыт заботы, любви, уважения, терпимости. Из совокупности таких межличностных отношений формируется социально-психологический климат детской группы, социальный контекст развития и социализации ребенка. Также межличностное общение имеет особое значение в развитии у детей познавательных и психических функций, способностей, интересов, увлечений. Сформированные способы поведения в межличностных контактах помогают ребенку активно осваивать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений.
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из самых актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Одним из таких средств являются дидактические игры.
Умение конструктивно строить отношения со взрослыми и одноклассниками и эффективно решать спорные вопросы выступает важным показателем развития личности. Необходимость формирования позитивного опыта общения, наличие эмоциональных привязанностей обуславливают актуальность проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
На необходимость формирования межличностных отношений указывают многие исследователи: Н.М. Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, В.А. Краевский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.
Изучению особенностей общения и межличностных отношений младших школьников со сверстниками посвящены труды Л.И Божович, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в области формирования межличностных отношений младших школьников, было выявлено следующее противоречие:
- между потенциальными возможностями использования дидактических игр для формирования межличностных отношений младших школьников и их недостаточным применением в образовательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования:
способствует ли применение дидактических игр в образовательном процессе начальной школы формированию конструктивных межличностных отношений детей младшего школьного возраста?
Вышеназванное противоречие и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы нашей работы:
«Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить возможность эффективного использования дидактических игр в процессе формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - межличностные' отношения младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования межличностных отношений младших школьников посредством дидактической игры.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить межличностные отношения младших школьников как психолого-педагогическую проблему;
2. Проанализировать особенности формирования межличностных отношений младших школьников в условиях образовательного учреждения;
3. Выявить значимость дидактических игр в процессе формирования межличностных отношений младших школьников;
4. Провести диагностическое исследование по определению уровня сформированностимежличностных отношений младших школьников;
5. Разработать и провести комплекс дидактических игр на уроках математики, способствующий формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста;
6. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, посвященные:
- концепции процесса обучения в современной начальной школе (Н.Ф. Виноградова, В.В.Давыдов, Л.Е. Журова, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследованиям психологии общения и межличностных отношений (А.В. Брушлинский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогическому подходу к развитию и формированию
межличностных отношений школьников (Н.А. Березовий, Л.Я. Гозман,
A. Т. Куракин, Я.Л. Коломинский, Л.И. Новикова, А.А. Реан, Л.И. Фридман и др.);
- вопросам педагогического взаимодействия в образовательном процессе (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, А.С. Белкин, В.А. Бухвалов, Г.В. Гатальская, Т.Г. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.В. Коротаева, И.И. Рыданова, В.Д. Семенов, В.Н. Соколов и др.);
- психологическим, дидактическим и методическим исследованиям по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинский,
B. Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как: теоретические - изучение, анализ и сопоставление психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация, и эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, качественный и количественный математический анализ.
База исследования. Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 184, находящаяся по адресу: 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная, 20.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что учителя начальных классов могут использовать в своей профессиональной практике положения и выводы, полученные в ходе данной работы, а также применять комплекс мероприятий, разработанный в процессе выполнения данного исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (70 источников), 12 приложений.
Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Именно личностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью. Таким способом происходит нравственное воспитание ребенка: он приобретает опыт заботы, любви, уважения, терпимости. Из совокупности таких межличностных отношений формируется социально-психологический климат детской группы, социальный контекст развития и социализации ребенка. Также межличностное общение имеет особое значение в развитии у детей познавательных и психических функций, способностей, интересов, увлечений. Сформированные способы поведения в межличностных контактах помогают ребенку активно осваивать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений.
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из самых актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Одним из таких средств являются дидактические игры.
Умение конструктивно строить отношения со взрослыми и одноклассниками и эффективно решать спорные вопросы выступает важным показателем развития личности. Необходимость формирования позитивного опыта общения, наличие эмоциональных привязанностей обуславливают актуальность проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
На необходимость формирования межличностных отношений указывают многие исследователи: Н.М. Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, В.А. Краевский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.
Изучению особенностей общения и межличностных отношений младших школьников со сверстниками посвящены труды Л.И Божович, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в области формирования межличностных отношений младших школьников, было выявлено следующее противоречие:
- между потенциальными возможностями использования дидактических игр для формирования межличностных отношений младших школьников и их недостаточным применением в образовательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования:
способствует ли применение дидактических игр в образовательном процессе начальной школы формированию конструктивных межличностных отношений детей младшего школьного возраста?
Вышеназванное противоречие и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы нашей работы:
«Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить возможность эффективного использования дидактических игр в процессе формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - межличностные' отношения младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования межличностных отношений младших школьников посредством дидактической игры.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить межличностные отношения младших школьников как психолого-педагогическую проблему;
2. Проанализировать особенности формирования межличностных отношений младших школьников в условиях образовательного учреждения;
3. Выявить значимость дидактических игр в процессе формирования межличностных отношений младших школьников;
4. Провести диагностическое исследование по определению уровня сформированностимежличностных отношений младших школьников;
5. Разработать и провести комплекс дидактических игр на уроках математики, способствующий формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста;
6. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, посвященные:
- концепции процесса обучения в современной начальной школе (Н.Ф. Виноградова, В.В.Давыдов, Л.Е. Журова, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследованиям психологии общения и межличностных отношений (А.В. Брушлинский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогическому подходу к развитию и формированию
межличностных отношений школьников (Н.А. Березовий, Л.Я. Гозман,
A. Т. Куракин, Я.Л. Коломинский, Л.И. Новикова, А.А. Реан, Л.И. Фридман и др.);
- вопросам педагогического взаимодействия в образовательном процессе (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, А.С. Белкин, В.А. Бухвалов, Г.В. Гатальская, Т.Г. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.В. Коротаева, И.И. Рыданова, В.Д. Семенов, В.Н. Соколов и др.);
- психологическим, дидактическим и методическим исследованиям по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинский,
B. Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как: теоретические - изучение, анализ и сопоставление психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация, и эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, качественный и количественный математический анализ.
База исследования. Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 184, находящаяся по адресу: 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная, 20.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что учителя начальных классов могут использовать в своей профессиональной практике положения и выводы, полученные в ходе данной работы, а также применять комплекс мероприятий, разработанный в процессе выполнения данного исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (70 источников), 12 приложений.
В данной работе проведено исследование проблемы формирования межличностных отношений младших школьников средствами дидактических игр. Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, что, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом.
Межличностные отношения детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность определенных установок и ожиданий у ребенка, в основе которых лежат цели, содержание и организация его совместной деятельности, как со сверстниками, так и с педагогами.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее благоприятным возрастом для формирования межличностных отношений является период младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
В настоящее время одной из наиболее значимых задач, стоящих перед начальной школой, является подбор содержания, форм и методов, средств, которые, соответствуя требованиям современного образования, обеспечивали бы формирование межличностных отношений. Одним из таких средств выступает дидактическая игра.
В психолого-педагогической литературе дидактические игры рассматриваются как игры, специально созданные для обучения и воспитания. Дидактическая игра пробуждает интерес ребенка к учебе, совместной творческой деятельности, активизирует мотивацию к обучению.
В нашей работе мы рассмотрели сущность, функции, принципы и классификации дидактических игр.
С целью исследования уровня сформированности и дальнейшего развития межличностных отношений младших школьников средствами дидактических игр была организована и проведена опытно-поисковая работа.
В нашей работе приняли участие 22 обучающихся 2 «Б» класса МАОУ СОШ №184.
На первоначальном этапе нашей опытно-поисковой работы был проведен констатирующий этап, который показал актуальный уровень сформированности межличностных отношений у участников исследования. В результате диагностики было выявлено следующее: недостаточная
удовлетворенность в общении большинства второклассников, неблагополучная статусная структура класса, межличностные отношения недостаточно развиты.
Опираясь на результаты констатирующего этапа, мы разработали и провели комплекс дидактических игр на уроках математики, направленных на формирование положительного отношения к совместной деятельности; формирование мотивов совместной деятельности с одноклассниками на уроке; развитие деловых межличностных отношений в ходе совместной деятельности; формирование у детей умений оценивать процесс и результат выполнения задания. Успешное выполнение обучающимися коллективных заданий приносит им моральное удовлетворение, повышает их самооценку, кроме того, настраивает на успех в последующей совместной деятельности.
Для выявления изменений, которые произошли в экспериментальной группе младших школьников в результате формирующего этапа, мы провели контрольный этап опытно-поисковой работы.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что применение дидактических игр на уроках математики, направленных на формирование межличностных отношений, способствовало качественному изменению социометрической картины класса; возможности любому ребенку, независимо от статуса, эффективно включиться в совместную деятельность; более прочному усвоению материала урока; обогащению представлений обучающихся о нормах межличностных взаимодействий; преобладанию положительных эмоций; развитию организационно-деятельностных и коммуникативных навыков (умению слушать, понимать партнера, отстаивать свою точку зрения, учитывать другую точку зрения и т.д.).
Сравнительный качественный и количественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы свидетельствуют об эффективности разработанного нами комплекса дидактических игр.
Межличностные отношения детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность определенных установок и ожиданий у ребенка, в основе которых лежат цели, содержание и организация его совместной деятельности, как со сверстниками, так и с педагогами.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее благоприятным возрастом для формирования межличностных отношений является период младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
В настоящее время одной из наиболее значимых задач, стоящих перед начальной школой, является подбор содержания, форм и методов, средств, которые, соответствуя требованиям современного образования, обеспечивали бы формирование межличностных отношений. Одним из таких средств выступает дидактическая игра.
В психолого-педагогической литературе дидактические игры рассматриваются как игры, специально созданные для обучения и воспитания. Дидактическая игра пробуждает интерес ребенка к учебе, совместной творческой деятельности, активизирует мотивацию к обучению.
В нашей работе мы рассмотрели сущность, функции, принципы и классификации дидактических игр.
С целью исследования уровня сформированности и дальнейшего развития межличностных отношений младших школьников средствами дидактических игр была организована и проведена опытно-поисковая работа.
В нашей работе приняли участие 22 обучающихся 2 «Б» класса МАОУ СОШ №184.
На первоначальном этапе нашей опытно-поисковой работы был проведен констатирующий этап, который показал актуальный уровень сформированности межличностных отношений у участников исследования. В результате диагностики было выявлено следующее: недостаточная
удовлетворенность в общении большинства второклассников, неблагополучная статусная структура класса, межличностные отношения недостаточно развиты.
Опираясь на результаты констатирующего этапа, мы разработали и провели комплекс дидактических игр на уроках математики, направленных на формирование положительного отношения к совместной деятельности; формирование мотивов совместной деятельности с одноклассниками на уроке; развитие деловых межличностных отношений в ходе совместной деятельности; формирование у детей умений оценивать процесс и результат выполнения задания. Успешное выполнение обучающимися коллективных заданий приносит им моральное удовлетворение, повышает их самооценку, кроме того, настраивает на успех в последующей совместной деятельности.
Для выявления изменений, которые произошли в экспериментальной группе младших школьников в результате формирующего этапа, мы провели контрольный этап опытно-поисковой работы.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что применение дидактических игр на уроках математики, направленных на формирование межличностных отношений, способствовало качественному изменению социометрической картины класса; возможности любому ребенку, независимо от статуса, эффективно включиться в совместную деятельность; более прочному усвоению материала урока; обогащению представлений обучающихся о нормах межличностных взаимодействий; преобладанию положительных эмоций; развитию организационно-деятельностных и коммуникативных навыков (умению слушать, понимать партнера, отстаивать свою точку зрения, учитывать другую точку зрения и т.д.).
Сравнительный качественный и количественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы свидетельствуют об эффективности разработанного нами комплекса дидактических игр.
Подобные работы
- Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Игра, как средство формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра как средство формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2024 - Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021





