ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «развитие» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической
литературе 12
1.3. Познавательный интерес как фактор развития познавательной
деятельности детей 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Анализ опыта развития детей в процессе познавательной деятельности в
дошкольной образовательной организации 37
2.2. Определение уровня развития познавательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 42
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста в
познавательной деятельности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развитию интересов и мотивации к познавательной деятельности [47]. Большая роль в этом отводится педагогу, который старается заинтересовать детей, выбрать содержание занятий, методы, формы, что содействует ситуации успеха в познавательной деятельности.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, так как здесь закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, не участвует в активной познавательной деятельности, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые послужат основой для дальнейшего приобретения системы знаний.
В процессе познавательной деятельности дети старшего дошкольного возраста получают новую для них информацию, что способствует развитию памяти, внимания, эрудиции, дисциплины, ребенок становится более активным.
В образовательном процессе педагоги стараются найти педагогические средства, которые помогут активизировать познавательную деятельность детей.
Проблема развития детей дошкольного возраста в познавательной деятельности является одной из центральных проблем на сегодняшний день, поскольку именно на первоначальном этапе познавательной деятельности детей происходит формирование познавательного интереса, ребенок становится субъектом деятельности. Известно, что интерес имеет определенную предметную направленность. Интересы человека многообразны, как и многообразен окружающий мир. Однако из множества предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо, важно для самой личности, что связано с ее индивидуальным опытом.
Познавательная деятельность занимает значительное место в развитии детей дошкольного возраста. В процессе познания окружающего мира у ребенка расширяются представления о культуре, предметах, явлениях окружающего мира. Развитие детей осуществляется по пяти направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие.
Вопросы развития ребенка рассматривали в своих работах Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А. Дистервег, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, И.П. Подласый, Э.Х. Эриксон, К. Юнг.
Особенности познавательной деятельности изучали Л.С. Выготский, Г.М. Лебедев, А.А. Реан, В.С. Роттенберг, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин.
Вопросы развития познавательного интереса рассматривались в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Большой вклад в разработку проблемы формирования и развития познавательного интереса у детей внесли Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Однако вопросы развития детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности недостаточно представлены в методическом плане, особенно это касается использования специфики и возможностей художественно-эстетической деятельности.
Объект исследования: процесс развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Цель исследования: разработать рекомендации по развитию детей в процессе познавательной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятий «развитие», «познавательная деятельность», «познавательный интерес»;
- проанализировать опыт работы воспитателей по организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- определить уровень развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
База исследования: «МБДОУ - Детский сад № 28 «Теремок», г. Екатеринбург Свердловской области.
Методы исследования: анализ методической, психолого¬
педагогической литературы по теме; наблюдение, изучение педагогического опыта, опрос, анкетирование, изучение документации.
Теоретический анализ литературы и результаты диагностики, с помощью которой были определены уровни развития познавательной деятельности детей подтвердили актуальность выбранной темы. Развитие детей в познавательной деятельности является важной задачей для педагогов, поскольку из нее дети получают знания, новые сведения о мире.
Познавательная деятельность решает главную задачу, которая заключается в том, чтобы «научить учиться». Важно, чтобы познавательная сфера соответствовала интересам детей.
В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы. Период старшего дошкольного возраста является периодом интенсивного развития личности и познавательные интересы занимают особое место. Важно своевременное развитие познавательных интересов, их стимулирование во всех сферах деятельности детей.
Развитие познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста предполагает: формирование способов познавательной
деятельности, развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления, развитие восприятия.
Рассмотренная проблема интереса даже в наше время требует постоянных обновлений, введение новых методов привлечения интереса к предмету и объекту, постоянную работу педагога над способами подачи информации.
Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться в связи с задачами активизации познавательно-мыслительной деятельности ребенка. Психологами доказано, что «проблемная ситуация» является главным средством активизации познавательной деятельности и управления процессом, усвоения новых знаний. В проблемной ситуации ребенок ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий. В проблемной ситуации ребенок ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю: формировать у детей самостоятельное, творческое мышление, быть активными, наблюдательными и общительными, развивать познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать, необходимо постепенно усложнять познавательные задачи, использовать определенные методы (проблемные вопросы, ситуации, ставить задачи исследовательского характера).
Организация системы познавательной деятельности детей ведет к появлению и развитию познавательного интереса, который проявляется в активном включении детей в познавательную деятельность (занятие, наблюдение, беседу), в появлении повышенного внимания, сосредоточения, в самостоятельных вопросах и решении познавательных задач. Со временем познавательный интерес проходит путь развития от появления простой эмоциональной отзывчивости и выделения внимания к выявлению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и попытке их решить.
Самостоятельность характеризуется способностью самим добывать новые знания из различных источников, умением использовать приобретенные знания для дальнейшего самообразования, а также применять их в практической деятельности.
Для развития познавательной деятельности педагог организует развивающую предметно-пространственную среду, а также направленное общение детей с взрослыми на познание.
Были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательной потребности. Поэтому очень важно своевременное развитие познавательных интересов, их стимулирование. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Анализируя литературу, были подобраны рекомендации по выявленным проблемам, как педагогу, так и родителям. Педагогу рекомендуется применять такие формы и методы, как виртуальные экскурсии, дидактические игры, создание проблемных ситуаций, чтение художественной литературы (художественное слово), применение книжек- раскрасок, рассматривание произведений искусств, составление альбомов творческих работ детей.
Были решены задачи выпускной квалификационной работы:
рассмотрены понятия «развитие», «познавательный интерес», «познавательная деятельность», изучены психолого-педагогические
особенности старшего дошкольного возраста, проведен и описан анализ работы воспитателей по организации познавательной деятельности, проведено исследование и выявлены уровни развития познавательной деятельности, предложены рекомендации по развитию детей дошкольного возраста в познавательной деятельности.
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
2. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников [Текст] / Ш. Г. Алиева. - Молодой ученый. - 2014. - №2. - с. 711-715.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник [Текст] / А. Г. Асмолов. - 4-е изд., испр. - М.: Смысл; Изд. «Академия», 2010. - 448 с.
4. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева - СПб.: ООО Изд. «Детство-пресс», 2014.
5. Бабаева, Т. И. Социально-эмоциональное развитие детей в детском саду // Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: Изд. «Академия», 2009. - 320 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПБ.: Питер, 2008. - 400 с.
8. Бочкарева, Т. П. Формирование социального опыта ребенка в
дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Социальный опыт ребенка. URL:
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=12699 (дата обращения: 6.05.2018).
9. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина - М.: Просвещение, 1988. - 266 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2013. - 432 с.
11. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л.С.
Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 366 с.
12. Годовкина, Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы, ФГОС [Текст] / Л.В. Годовкина - М.: Учитель, 2014.
13. Гусова, А.Д. совеременный взгляд на познавательное развитие детей 6-7 лет [Текст] / А.Д. Гусова // Журнал проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55-10. - С.16-23.
14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов, А.Г Дубов, В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 2008. - 187 с.
15. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 258 с.
...