ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ 6 НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема школьной неуспеваемости в психолого- 6
педагогической литературе
1.2. Анализ причин неуспеваемости младших школьников 11
1.3. Способы профилактики школьной неуспеваемости младших 18
школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО 31
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Подбор диагностических методик по изучению неуспеваемости 31
младших школьников
2.2. Организация работы по предупреждению неуспеваемости 38
младших школьников
2.3. Анализ полученных результатов на заключительном этапе 45
исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
Актуальность проблемы. Уровень современного и изменяющегося общества, определенным образом диктуем новые требования к образовательному процессу обучения. Однако, исследователями отмечается тенденция в понижении уровня достижений у обучающихся на начальном этапе образования, что объясняет тем самым в необходимости обнаружения эффективных и допустимых приёмов предупреждения школьной неуспеваемости.
Возникающие в процессе обучения трудности, если в особенности они полагают начало проявляться в начальных этапах обучения, определенным образом мешают обучающемуся, в освоении образовательной школьной программы. На этом определённом этапе учения кладётся своего рода основа системы знаний, которая в первоначальную очередь, дополняется в последующие школьные года. Во время этого вырабатываются операции (практические действия, умственные навыки) без них неосуществимо в дальнейшем обучение и практичная деятельность.
Обучающиеся нередко выпадают из образовательного процесса из-за отсутствия данного фундамента, а так же из-за того, что в недостаточной степени владеют начальными умениями и навыками - это приводит к излишним проблемам в освоении основной программой. Грубых нарушений в развитии можно избежать если обучающемуся определенным образом будет своевременно оказана поддержка. Только для этого нужно знать те причины, которые уже вызвали трудности в учебном процессе и выяснить, какие из них определенным образом действую на ситуацию, а именно, диагностировать данные трудности в процессе обучения.
Степень разработанности проблемы. Одна из важнейших проблем современного начального образования - это определение причин неуспеваемости обучающихся. Решение этой задачи должно способствовать понижению риска процесса неуспеваемости в постоянную степень, т. к. проблему лучше предотвратить на первоначальном этапе её проявления. Данной проблеме посвящены труды признанных психологов и педагогов: Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, Ю.З. Гильбуха, В.В, Давыдова, А.Р. Лурии, Н.И. Мурачковского, Л.С. Славиной, Л.С. Цветковой и др.
Исследователи доказывают потребность в соответствии между педагогическими требованиями и определёнными возможностями обучающегося. На данный момент на самих детей возлагается потребность в восприятии и обработке большого количества информации. Требования, представляемые педагогом, учебной деятельностью в целом, к самой личности ребенка не всегда отвечают уровню развития обучающегося. В результате возникают сложности в овладении школьной программой, а следствием этого процесса - появление неуспеваемости. Таким образом, проблема в создании оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих предупреждению определенной неуспеваемости, становится в наше время актуальной и значимой.
Проблема. Каковы должны быть организационно-педагогические условия, способствующие предупреждению неуспеваемости младших школьников
Цель: выявить организационно-педагогические условия, способствующие предупреждению неуспеваемости у младших школьников
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников
Предмет исследования: организационно-педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников
В соответствии с целью исследования, были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы теоретически выявить и проанализировать причины неуспеваемости школьников в теории и практике.
2. Дать сущностную характеристику понятия «предупреждение неуспеваемости».
3. Выявить и теоретически обосновать организационно - педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников.
4. Подтвердить эффективность выбранных организационно-педагогических условий.
Исследование было проведено с использованием данных методов: теоретических - анализ методической и учебной литературы, сравнение, обобщение; эмпирический - педагогическая диагностика, обработка данных.
Базой исследования является Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение, гимназия № 47 г. Екатеринбурга.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, степень разработанности проблемы, объект, предмет, цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются общие теоретические положения неуспеваемости младших школьников. Вторая глава посвящена разработке организационно-педагогических условий посвященных профилактике неуспеваемости младших школьников и разработке заданий направленных на повышение успеваемости. В заключении представлены выводы по данной работе. Приложение содержит упражнения по предупреждению школьной неуспеваемости обучающихся.
На основе проведенного теоретического анализа по выдвинутой проблеме профилактики школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста нами были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы.
Опираясь на определение Б. М. Бим-Бада понятие «школьная неуспеваемость», мы определили, как низкий уровень освоенного учебного материала, что напрямую связано с отсутствием способностей у обучающегося [2].
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами был выявлен ряд внутренних и внешних причины школьной неуспеваемости младших школьников.
К внутренним причинам относятся:
- низкий уровень сформированности компонентов учебной деятельности;
- отсутствие возможностей у обучающихся.
Среди внешних причин были выделены следующие:
- отсутствие положительного взаимодействия с учителем, сверстниками;
- негативное отношение к процессу учения со стороны обучающегося.
Выявленные способы предупреждения школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста опираются на такие подходы как личностно¬ориентированный, индивидуально-дифференцированный и гуманистический.
Для проверки уровня школьной неуспеваемости были использованы следующие методики:
- тест Филлипса, предназначенный для изучения уровня школьной тревожности;
- анкета Н. Г. Лускановой, направленная на выявление уровня школьной мотивации.
В результате диагностирования школьной неуспеваемости в начальной школе, были выявлены обучающиеся, входящие в «группу риска», это дети имеющие трудности в восприятии и усвоении учебного материала.
Мы пришли к выводу, что профилактика школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте будет эффективна, если при организации образовательного пространства использовать такие организационно-педагогические условия, как:
- обучение с ранним прогнозированием неуспеваемости;
- согласованность действий семьи и школы при ведущей роли учителя.
Заявленным условиям соответствует развивающая программа Н. П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» [31]. С опорой на данную программу были разработаны адаптированные под индивидуально-личностные особенности детей диагностируемого класса упражнения по предметным линиям (математика, русский язык, литература).
Разработанный комплекс упражнений носит рекомендательный характер. Предполагается, что при успешной реализации организационно-педагогических условий, будет создана образовательная среда, предупреждающая неуспеваемость обучающихся, что в следствии ведет к нормализации неуспеваемости в целом
1. Афонина, Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия [Текст] / Г. М. Афонина. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 512 с.
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Рос. Энцикл, 2003. - 528 с.
3. Блонский, П. П. Трудные школьники [Текст] / П. П. Блонский. - М. : Работник просвещения, 1930. - 45 с.
4. Блонский, П. П. Школьная неуспеваемость [Текст] / П. П. Блонский // Избранные педагогические произведения - М. : Просвещение, 2001. - С. 527-568.
5. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные психологические труды [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Международная педагогическая академия, 2002. - 328 с.
6. Борисов, П. П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления [Текст] / П. П. Борисов. - Якутск : Кн. Изд-во,1980. - 95 с.
7. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М. : МОПИ им. Н.К. Крупской, 2005. - 521 с.
8. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия [Текст] : учеб. пособие / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 142-153.
9. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. 6 т. - М. : Меркурий, 2012. - С. 90-92.
10. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А. М. Гельмонт. - М. : Просвещение, 2004. - 326 с.
11. Гизатуллина, А. В. Предупреждение неуспеваемости младших
подростков в процессе преподавания иностранного языка [Текст]: автореф. дис кандидата пед. наук. / А. В. Гизатуллина ; Московск. гос. ун-т. -
Москва, 2008. - 82 с.
12. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе [Текст] / Ю З. Гильбух.
- М. : Знание, 1990. - 312 с.
13. Глоточкин, А. Д. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе [Текст] / А. Д. Глоточкин // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А. Д. - Тверь : изд-во ТГУ, 1994. - 357 с.
14. Данилов, М. А. Умственное воспитание [Текст] / М. А. Данилов // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12 - С. 70-86.
15. Добролюбов, H. A. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н. А. Добролюбов. - М.: Изд-во АПН, 1952. - 326 с.
16. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О. Ю. Ермолаев. - М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.
...