ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 9
1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме подготовки детей к обучению в школе 9
1.2. Понятие о мотивационной готовности будущих первоклассников
в школе 12
1.3. Анализ нормативно - правовых документов и программ
дошкольного образования в контексте формирования у детей мотивационной готовности к школе 20
1.4 Содержание и формы психолого - педагогической работы по формированию у дошкольников мотивационной готовности к школе 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ. 35
2.1.Входная диагностика мотивационной готовности к школе будущих первоклассников на подготовительном этапе 35
2.2.Описание психолого - педагогической работы по формированию у дошкольников мотивационной готовности к школе 49
2.3. Подведение итогов опытно - поисковой работы по теме
исследования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства» [38,с.12].
«Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса. Будущее России, наши успехи зависят от качества образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов... От мотивации к инновационному мышлению и поведению граждан .будет зависеть будущее России». (В.В. Путин) [42,с.85].
Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной,
преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору.
Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Современная система образования должны быть «адекватна новому времени, стратегическим целям развития России» [В.В.Путин], обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Главные задачи современного образования -
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Для этого необходимо: научить ребенка жить в динамичном, изменяющемся мире: хорошо ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой творческих задач, создавать свой мир. В Концепции долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью...» [3].
Для развития такой личности необходимы инновационные подходы не только в обучении и воспитании детей, но и собственной профессиональной деятельности.
Поэтому одной из важнейших задач дошкольного учреждения является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми, направленных на достижение позитивного результата за счет позитивных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
За последнее время произошли ощутимые изменения в обществе и в образовании. Возросли требования школы к подготовке первоклассников по различным предметам, появилось множество альтернативных дошкольному образованию программ подготовки к школе, изменилось само отношение к обучению в школе у детей и взрослых. Приближение методов, форм и содержания школьной подготовки в развивающих занятиях с дошкольниками, а так же насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (портфелями, пеналами, тетрадями, учебниками и 4
многим другим) привели к стиранию внешних границ между младшим школьным и дошкольным возрастами. Все это не всегда положительно сказывается на отношении ребенка к самим «школьным» занятиям и «урокам».
Успешность школьного обучения во многом зависит от физической и умственной готовности дошкольника к деятельности в совершенно новых для него условиях жизни. Но, несмотря на достаточный или даже высокий уровень развития познавательной сферы, некоторые дети не показывают высоких успехов в обучении или же их успеваемость заметно снижается в первые годы обучения.
Практически все авторы, занимающиеся проблемой психологической готовности ребенка к школьному обучению и проблемой учебной деятельности и условий успешного овладения ею, признают, что не менее важную, а порой и ведущую роль в обучении в школе играет именно мотивация ребенка. Однако на сегодняшний день больше внимание уделяется (со стороны родителей и учителей) интеллектуальному развитию детей...
Проведенный практический анализ исследований по проблеме развития готовности ребенка к учебе в школе, в дошкольных учреждениях и анализ существующих теоретических положений ее решения, позволил решить стоящие перед нами задачи и сделать следующие выводы.
Готовность к школе - это комплекс конкретных качеств и методов поведения (компетентностей) ребенка, которые нужны ему для восприятия, переработки и освоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного учения.
При исследовании проблемы готовности детей к школе целесообразно опираться на положение, которое подчеркивается в работах Л.И. Божович [17], Д.Б. Эльконина [56] и других представителей школы Л.С. Выготского [26], что обучение ведёт за собой развитие, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия.
Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Основным психолого - педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению считается сформированность всех компонентов эмоциональной готовности к школьному обучению: интеллектуального, волевого, эмоционально - нравственного, мотивационного.
Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни. Процесс эффективного формирования готовности детей шести - семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения обусловлен использованием разнообразных форм и методов и 69
организацией взаимодействия детского сада и семьи в вопросах
формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Таким образом, диагностирование развитости мотивационной готовности дошкольников обнаружило потребность в коррекции и развитии. Для этого необходимо осуществлять занятия, которые посодействовали бы решению следующих задач:
• формировать заинтересованность к познавательной деятельности;
• формировать самостоятельность в познавательной деятельности;
• совершенствовать умственные способности.
Мотивационная готовность - это желание ребенка принять новую для него социальную роль и позицию ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала старших дошкольников своей главной деятельностью - учебой. Поэтому, в центре внимания педагогов и родителей должна быть задача достижения такого уровня развития ребенка - дошкольника, ее мотивационной готовности к обучению, который обеспечит будущему школьнику достаточную и необходимую жизненную компетентность, адаптированность и адекватную ориентацию в окружающей среде.
Если у детей отстает в формировании как минимум один элемент мотивационной готовности, то рано или поздно это влечет недоразвитие или искажение в формировании других.
Подводя итог исследования, можно сказать, что несформированность предпосылок к учебной деятельности может привести к психологическим трудностям и проблемам в дальнейшем обучении ребенка.
Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.
1. Акеев, А.А. Акутальные вопросы по комментариям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция от 25.12.2018 N 497-ФЗ). - М.: Юрист, 2019. - 152 с.
2. Абдуллова, Р.О. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. - М.: Юрист, 2015. - 96 с.
3. Акеев, Л.Д. О Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). - М.: Дрофа, 2017. - 55 с.
4. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников [Текст]: Сб. науч. трудов. / Редкол.: Педъяков, Н.Н и др. - М.: Эксмо, 2015. - 266 с.
5. Андрущенко, А.О.. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса [Текст] / Андрущенко, А.О. // Семейная психология и семейная терапия. - 2017. - № 3. - с.48-59.
6. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении [Текст] / Бабанский, Ю.К. - М.: Педагогика, 2013. - 374 с.
7. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология [Текст] / Санкт- Петербург: Питер , 2015. - 448с.
8. Безруких, М. М. Ступеньки к школе» книга для педагогов и родителей [Текст] / Безруких, М.М. - М «Дрофа», 2012. - 254 с.
9. Безруких, М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться [Текст] / М.М. Безруких. - Тула: ООО Издательство «Родничок», 2013. - 241 с.
10. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Эксмо, 2016. - 464 с.
11. Белкина,р.Н., Васильева, Н.Н., Елкина, Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия, 2016. - 320 с.
12. Белова, Е.К. Размышления перед школой: (Советы родителям) [Текст] / Е.К. Белова // Дошкольное воспитание, - 2014. - №8. - С.80-83.
13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Инфра - М, 2015. - 392 с.
14. Битянова, М.Р. Адаптация к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 125 с.
15. Битянова, М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Генезис, 2011. - 247 с...