ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Основы формирования нравственных качеств и норм
поведения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Методы формирования представлений нравственных
качеств и норм поведения у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ И НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Выявление исходного уровня развития нравственных
качеств и норм поведения 33
2.2. Организация педагогического сопровождения деятельности
детей с целью формирования представлений о нравственных качествах и нормах поведения 50
2.3. Результаты исследовательской работы по формированию
нравственных качеств и норм поведения у детей старшего дошкольного возраста 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
Актуальность исследования обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, которая способна ориентироваться на нравственно значимые нравственные ценности и нормы поведения (патриотизм, гуманность, благочестие, гражданственность и др.). Приоритет нравственного воспитания определен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в российском обществе.
В настоящее время материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей происходит искажение представлений о патриотизме и гражданственности, доброте и справедливости, великодушии и милосердии. В погоне за интеллектуальным развитием родители упускают из виду важность и необходимость работы над духовным воспитанием своего ребенка, нравственных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без нравственных качеств накопленные знания могут быть бесполезными. И как результат - эмоционально-волевая и духовная незрелость молодого поколения.
Именно поэтому на современном этапе развития образовательной системы нравственное воспитание и нормы поведения выступают одной из главных задач в воспитании детей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, нравственное воспитание ребенка должно осуществляться в процессе формирования его духовно-ценностных потребностей и опыта (эмоций и чувств, переживаний) как основы воспитания нравственно-эстетического отношения, активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности. На основании выдвинутых задач, которые предусмотрены этим документом, ребенок входит в мир практической и духовной деятельности человека, развивается его потребность в реализации нравственных представлений, совершенствуются умения ценить произведения искусства, проявлять интерес к достижениям национальной и мировой культуры, владеть различными способами ценностного освоения художественного опыта своего народа.
Итак, в создаваемых условиях актуальным становится формирование нравственных представлений и норм поведения (норм нравственности и морали) у старшего дошкольника, которое и способствует выработке ценностного отношения к окружающей действительности, развитию способности воспринимать красоту во всем многообразии и создавать прекрасное в окружающем мире, эмоционально-образное постижение реальности.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития эстетического восприятия, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, природы, музыки способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.
Постановка проблемы исследования. Система нравственных представлений и норм поведения формируется у человека на протяжении всей жизни. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения воспитания нравственности. Классики педагогики (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), анализируя данную проблему, придавали важное значение старшему дошкольному возрасту. Сензитивность указанного периода установлена в работах Б.С. Волкова, В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной,
А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина.
Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Особую роль в формировании нравственных представлений и норм поведения дошкольников исследователи отводят художественной деятельности, образная природа и направленность на эмоциональное переживание отношений человека близки природе ребенка.
Объект исследования: процесс формирования нравственного
поведения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: представления дошкольников, направленные на формирование их нравственного поведения.
Цель исследования: изучение и внедрение основ формирования представлений о нравственных качествах и нормах поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание понятия «нравственные качества» и «нормы поведения» и описать особенности развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в психологопедагогической литературе;
2. Описать особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить методы работы в ДОУ по формированию представлений о нравственных качествах и нормах поведения у детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести диагностику исходного уровня развития представлений о нравственных качествах и нормах поведения;
4. Разработать и апробировать педагогическое воздействие, направленное на формирование у дошкольников представлений о нравственных качествах и нормах поведения;
5. Представить результаты опытно-поисковой работы формированию представлений о нравственных качествах и нормах поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на работы отечественных и зарубежных учёных о развитии нравственных качеств и норм поведения в старшем дошкольном возрасте, рассматриваемых как процесс и результат освоения нравственными ценностями и нормами, который представляет систему установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), отражающая в сострадании и переживании на сознательном уровне - в деятельности, общении, актах содействия помощи (Л.М. Аболин, Н.Е. Анкудинова, Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович, В.Е. Гурин, Н.Г. Капустина, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Т.О. Пономаренко, Г.Д. Узбекова); исследования о сензитивности старшего дошкольного возраста для формирования нравственных качеств и норм поведения (Г.С. Абрамова, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, О.В. Дыбина, В.А. Егупова, Т.Г. Казакова, Л.А. Першина, О.П. Солодилова).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная,
качественная и графическая обработка полученных данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Формирование ценностных представлений о нравственности как системообразующего качества личности подрастающего поколения, а также развитие и воспитание у детей высших нравственных эмоций и чувств выступает одной из важнейших воспитательных задач, стоящих сегодня перед родителями и дошкольным образовательным учреждением.
Проблема формирования нравственных представлений нашла отражение в работах отечественных и зарубежных ученых и исследователей, в частности - это работы А. Бека и В. Штерна, К. Роджерса, Р. Мерфи, А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, В.В. Абраменковой, Л.П. Стрелковой и других, в которых была выделена психологическая основа нравственности, особенности ее проявления у детей дошкольного возраста. Однако, несмотря на большой объем исследовательского материала, остается мало изученным вопрос педагогического сопровождения процесса формирования нравственных представлений. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поиска педагогически целесообразных способов, продуктивных средств, методов формирования нравственных представлений у старших дошкольников.
В данном исследовании, под представлениями о нравственных качествах и нормах поведения понимаются важные смысловые образования в структуре личности, которые являются продуктом трансформации социально-общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основании которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с собой и миром.
Опытно-поисковая работа проведена на базе МБДОУ «Детский сад №5» г. Первоуральск. В опытно-поисковой работе приняли участие старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с согласия родителей. Общее количество участников составило 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Для оценки уровня сформированности представлений о нравственных качествах и норм поведения в старшем дошкольном возрасте были отобраны показатели авторов В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой, что позволило разработать критерии и отобрать соответствующие диагностические задания.
По результатам проведенного исследования было установлено, что у старших дошкольников в наибольшей степени развит показатель «Личностное отношение к описываемым событиям» (2 балла). В основном, дети показали, что они имеют сформированное личностное отношение к обсуждаемым событиям, у них эмоционально-экспрессивные проявления бедны, маловыразительны. У детей не проявляется желание высказать свое отношение, образные выражения по поводу отношений к поступкам героев высказываются с помощью взрослого.
Средние значения были получены по показателю «Информированность детей о нравственном отношении, способах его проявления» (1,8 баллов) у старших дошкольников. Детям оказалось трудно дать определении понятию «нравственность», он могут только с помощью взрослого дать простое определение нравственным поступкам, они могут различить проявления нравственности в поведении человека. Ситуация нравственно-этического содержания, отражающая гуманное отношение понимается полно, но не раскрыто.
В ходе исследования были выявлены низкие значения по показателю «Аргументированность суждений о поступках и способах поведении» (1,75 баллов). У детей наблюдаются затруднения в объяснении поступка главного героя с позиции нравственных норм. Дети не стремятся узнать замысел происходящего, оценить действия героя, не видят проявление нравственности. У них не выражена мотивация в оценке поведения героя, они не соотносят с имеющимся жизненным опытом, высказывания достаточно схематичны.
В целом, 40% (8 детей) имеют низкий уровень сформированности представлений о нравственных качествах и нормах поведения, 45% (9 детей) - средний уровень. Высокий уровень сформированности представлений о нравственных качествах и нормах поведения диагностирован у 15% (3 детей).
Полученные результаты исследования позволили разработать содержание работы по формированию представлений о нравственных качествах и нормах поведения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности.
Цель комплекса заданий - формирование представлений о нравственных качествах и нормах поведения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности. Комплекс заданий состоит из 3-х разделов: первый этап - расширение представлений детей о нравственности и способах ее проявления; второй этап - обогащение опыта проявления гуманных отношений к сверстникам по средствам художественно-игровых импровизаций и третий этап - развитие самопонимания.
Предлагаемый комплекс заданий, направленный на формирование представлений о нравственных качествах и нормах поведения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, проводился в течение 6 месяцев.
После проведения комплекса заданий был проведен повторный (контрольный) этап опытно-поисковой работы, в ходе которого было установлено, что 70% (14 детей) имеют средний уровень развития
представлений о нравственных качествах и нормах поведения после проведения комплекса заданий, а оставшаяся часть - 30% (6 детей) - высокий уровень. Низкий уровень развития представлений о нравственных качествах и нормах поведения в выборке старших дошкольников после проведения комплекса заданий...
1. Аболин, Л. М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности [Текст] / Л. М. Аболин, Х. Х. Валихметов. - Казань: Изд-во «Карпол», 2015. - 230 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 2017. - 702 с.
3. Азбука нравственного воспитания [Текст] / Под ред. И. А Каирова, О. С. Богданова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 318 с.
4. Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей [Текст] //
Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. - М.:
Академия, 2015. - 271 с.
5. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учебное пособие для вузов [Текст] / Под ред. В. А. Кувакина и А. Г. Круглова. - М.: Российское гуманистическое общество, 2012. - 350 с.
6. Буре, Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: пособие для воспитателей ДОУ и родителей [Текст] / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давилович. - М., 2016. - 167 с.
7. Буре, Р. С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и
отношений: учебно-наглядное пособие для проведения бесед с
дошкольниками 5-7 лет [Текст] / Р. С. Буре. - СПб.: Детство-пресс, 2014. 24 с.
8. Буре, Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности [Текст] / Р. С. Буре // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 8. - С. 82-94.
9. Вершинина, Н. А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина: социологическая модель развития : монография [Текст] / Н. А. Вершинина ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : ЛЕМА, 2008. - 140 с.
10. Волков, Б. С. Детская психология. От рождения до школы [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПБ.: Питер, 2012. - 240 с.
11. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Академический проект, 2014. - 224 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 483 с.
13. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С. Л. Куликов. - М: ТЦ «Сфера», 2010. - 80 с.
14. Гивишвили, Г. В. Гуманизм и гражданское общество [Текст] / Под ред. и с предисл. проф. В. А. Кувакина. Библиотека журнала «Здравый смысл». - М.: Российское гуманистическое общество. - 2013. - 239 с.
15. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 2010. - 237 с...