ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Коммуникативные умения в структуре общения 6
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста 16
1.3. Игровая деятельность как условие формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Подготовительный этап опытно-поисковой работы по теме
исследования 32
2.2. Комплекс игровых занятий, направленных на формирование
коммуникативных умений старших дошкольников 45
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
Актуальность темы исследования связана с тем, что в последнее время усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного коммуникативного взаимодействия, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Для решения этих задач формирование коммуникативных умений имеет существенное значение.
Социальный заказ общества на воспитание личности, владеющей коммуникативными умениями, сформулирован в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) выделено содержание социальнокоммуникативной области развития детей, и прямо предусматривается развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками . Основой развернутого общения и социального взаимодействия являются коммуникативные умения, формируемые в детском возрасте.
Коммуникативные умения - это умения эффективно общаться, учитывая то, с кем, кому, с какой целью, что, где говоришь, умение слушать собеседника, инициировать и поддерживать диалог, придерживаться норм и правил культуры общения, решать возможные конфликты и т.д. Педагог дошкольной образовательной организации должен создавать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений дошкольников как основы их личностного развития.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто- либо. Они не могут поддержать и развить установившийся коммуникативный контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности. Вот почему так важно формировать коммуникативные умения дошкольников разными средствами.
Проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов. Данной проблемой занимались такие ученые как Г.М. Андреева, К.О Апель, М.М. Герберт, М.Ю. Горбунова, В.С. Мухина, Б.С. Фишер. Сферу формирования коммуникативных умений и навыков рассматривали С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, М.М. Алексеева, М.И. Лисина, М.И. Яшина, А.Г. Арушанова и др. В исследованиях этих авторов показана ведущая роль речевого развития и игровой деятельности детей дошкольного возраста в формировании коммуникативных умений детей.
Однако мало изученной остается проблема формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация игровой деятельности, обеспечивающей формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить на теоретическом уровне и разработать для применения на практике комплекс игр, обеспечивающих формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить критерии, показатели, уровневые характеристики и отобрать диагностические задания для оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
3. Разработать для реализации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации комплекс игр, направленных на формирование коммуникативных умений детей.
Для решения поставленных задач использовались две группы методы исследования:
• теоретические методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, программно-нормативных документов;
• эмпирические методы: наблюдение за деятельностью детей, беседа, социометрическое тестирование, математическая и графическая обработка полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад №35 г. Екатеринбурга.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Развитие коммуникативных способностей детей, умение строить и сохранять социальные связи одна из важнейших тем педагогических разработок и исследований. В современных условиях снижения толерантности и уровня развития речевой культуры в отношениях между людьми её актуальность возрастает еще больше. Соответственно, в рамках реализации ФГОС содержание образовательной деятельности дошкольных учреждений должно решать задачи социально-коммуникативного развития дошкольников.
Применяя современные игровые методы и технологии педагогу под силу мотивировать детей на положительное и конструктивное общение в процессе совместной деятельности, что позволит повысить коммуникативную компетентность дошкольника и обеспечить успешность развития в остальных сферах жизнедеятельности. Коммуникативная компетентность ребенка-дошкольника представляет собой владение конструктивными способами и средствами взаимодействия и общения с окружающими. Это умение общаться и в процессе общения успешно разрешать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
В опытно-поисковой работе приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с согласия родителей. Базой для исследования выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №35, которое расположено по адресу г. Екатеринбург, ул. Краснолесье, 105.
Констатирующий этап опытно-поисковой работы выявил средний уровень благополучия взаимоотношений в данном коллективе, то есть, соотношение благоприятных статусных категорий и неблагоприятных оказалось одинаковым. Важно отметить, что большинству детей сложно объяснить выбора партнера по общению. Большинство исследуемых имеют низкие коммуникативные умения, не могут договориться с партнером, не умеют решать конфликтные ситуации, рисуя не нравившегося сверстника, выбирают более темные тона. В данной группе детей было выявлено, что только 23% детей имеют благоприятный статус.
В процессе проведения опытно- поисков ой работы были выявлены дети, у которых ярко выражены недостатки во взаимоотношениях со сверстниками: они часто ссорятся, жалуются взрослым, не замечают огорчений другого; у них резко выражено расхождение между знанием нравственных норм и их применением во взаимоотношениях со сверстниками. К данному уровню отнесено 10% (2 человека). Основные причины недостатков этой группы детей в дружеских взаимоотношениях в том, что у них речь малопонятна. Этим детям трудно общаться со сверстниками, отсюда возникают конфликты, агрессия, замкнутость, повышенная возбудимость.
Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы определили потребность в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности и тем самым усилить индивидуальный подход к детям по выстраиванию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Целью комплекса заданий является формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Содержание комплекса заданий 3 блока, которые реализуются поэтапно. Первый блок - совместная с детьми и воспитателями организация сюжетно-ролевых игр по традиционным сюжетам. Второй блок - самостоятельная игровая деятельность детей по новым сюжетам. Третий блок - организация сюжетно-ролевых игр по сказочным сюжетам - игра- придумывание.
После проведения комплекса заданий, направленного на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности была проведена контрольная диагностика, целью которой было
выявление динамики сформированное™ коммуникативных умений
дошкольников.
Результаты контрольной диагностики при изучении коммуникативных умений показали, что: 20% (4 человека) детей показали низкий уровень развития коммуникативных умений. Этим детям так и остается сложно договариваться со сверстниками и выразить свои мысли. 55% (11 человек) детей имеют средний уровень развития коммуникативных умений. Данные дети могут в редких случаях договориться, но в большинстве случаев требуют выполнение своих условий, а при отказе используют физическую силу. 25% детей (5 человек) показали высокий уровень развития коммуникативных умений. Эта категория детей находят компромиссные способы решения ситуации, могут оказывать поддержку в ситуациях неудачи своим партнерам.
В целом, по результатам проделанной работы было установлено, что число детей «предпочитаемых» уменьшилось не намного, но в эту группу вошли дети «игнорируемые». Увеличилось число «популярных» детей.
Итак, результаты опытно-поисковой работы исследования подтверждают наличие потребность в проведении комплекса заданий по формированию коммуникативных умений, который дал качественный эффект в личностном развитии старших дошкольников.
1. Арушанова, А. Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 35
2. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Ребер Артур. Том 1 (А-О) : Пер. с англ. - М. : Вече, 2009. - 508 с.
3. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Поздняков. - М. : Мозаика- Синтез, 2013. - 128 с.
4. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2013. - №2. - С.78-82.
5. Галигузова, JI. H. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]: пособие для работников ДОУ / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1992. 227 с.
6. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум [Текст] / Т.Г Григорьева. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. Ун-та; М. : Совершенство, 2012. - 138 с.
7. Дети и проблемы толерантности. Сборник научно-методических материалов [Текст] / отв. ред. Т. З. Адамьянц. - М.: ИС РАН, 2013. - 215 с.
8. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников [Текст]: сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. - М. : Книголюб, 2006. 153 с.
9. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н. В.Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 123 с.
10. Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст] : пособие для работников ДОУ / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 1997.- 212 с.
11. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. - 145 с.
12. Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / - М. : Педагогика, 1986. - 321 с.
13. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] : Мастера психологии / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 312 с.
14. Лозован, Л. Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения [Текст] : авторефер. дис... канд. пед. наук : 13.00.01 / Новокузнецк, 2003. -18 с.
15. Локтева, Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Е. В. Локтева. - М., 2007. - 23 с...