Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Работа №97117

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие взаимодействия и совместных действий в
психологии и педагогике 8
1.2. Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игровой
деятельности дошкольников 19
1.3. Управление сюжетно-ролевой игрой дошкольников в
детском саду 31
1.4. Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании
умения взаимодействия детей дошкольного
возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Педагогическая диагностика совместных действий у детей 5­6 лет 40
2.2. Практика формирования совместных действий у детей
дошкольного возраста 45
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой
работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Актуальность исследования. Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается потребностью психологов, педагогов и родителей совершенствования в методах оказания психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка. По разделяемому нами мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, игра характеризуется значимостью не только для создания дружного детского коллектива, но также для формирования положительного отношения к труду и самостоятельности, исправления определенных отклонений в поведении некоторых детей, и мн. др. Подобные воспитательные эффекты основываются на воздействии, оказываемом игровым действием на становление личности ребенка и его психическое развитие [21, с. 32]. Итак, на сегодняшний день для проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста вновь характерна актуальность и необходимость изучения и осмысления.
Умение взаимодействия считается обязательной формой общения детей и складывается в коллективе дошкольников, проявляющиеся в их поведении, в различной деятельности. Опыт этого первого взаимодействия является важным для социализации ребёнка, его самосознания. В период дошкольного развития ребенка происходит установление первых отношений и связей, образующих новое высшее единство деятельности и одновременно новое высшее единство субъекта - единство личности. Всестороннее исследование особенностей старшего дошкольного возраста осуществлялось многими педагогами.
В отечественной педагогике указанные вопросы нашли свое освещение в работах Н.Н. Поддьякова, З.И. Икуниной, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера и пр., указывавших на внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. По их мнению, такая форма общения оказывает помощь в развитии осознания собственных обязанностей, совершенных поступков и их последствий, способствует развитию волевого произвольного поведения, представляющего собой обязательное для последующей учебной деятельности условие [1, с. 14].
Актуальность поставленной проблемы обусловлена потребностью психологов, педагогов, родителей в современных методах психолого­педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка для развития творческих и интеллектуальных способностей, развития нравственных качеств, совместных действий у детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, которые закрепляют положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивают нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Объектом исследования является формирование совместных
действий у дошкольников.
Предметом исследования выступают сюжетно-ролевые игры, как условие формирования совместных действий у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике возможности сюжетно-ролевых игр в формировании совместных действий у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «взаимодействие» и «совместные действия» в психологии и педагогике.
2. Дать психологическую характеристику сюжетно-ролевой игровой деятельности дошкольников и ее возможности в формировании умения взаимодействия детей дошкольного возраста.
3. Описать управление сюжетно-ролевой игрой дошкольников в детском саду.
4. Осуществить педагогическую диагностику совместных действий у детей 5-6 лет.
5. Предложить практику формирования совместных действий у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение);
эмпирические (опрос, педагогическое наблюдение).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно­эстетическому направлению развития детей», город Каменск-Уральский.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное образование требует формирование совместных действий между дошкольниками, а от воспитателей требует использования современных методов и приемов при работе с детьми по формированию совместных действий.
Опытно поисковая работа показала, что формирования совместных действий у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр на сегодняшний день актуально.
Проанализировав психолого - педагогическую литературу, мы пришли к следующим выводам:
Взаимодействие - это процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения; сопряжение систем взаимных воздействий; в детском саду в процессе сюжетно-ролевых игр.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) - это большой отрезок жизни ребенка и период фактического складывания личности ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Соответственно, расширяется круг общения и значимым становится круг сверстников как партнеров по игре.
Педагогическое взаимодействие - это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно - воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Именно в этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра это деятельность, в которой дети выполняют трудовые или социальные функции взрослых людей, а в воображаемых и игровых условиях, которые они создают, они воспроизводят (или моделируют) взрослую жизнь и отношения между ними. В такой игре все психические качества и личностные качества ребенка формируются наиболее интенсивно.
Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии совместных действий и взаимодействий детей. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством развития личности ребенка, большое влияние оказывает игра и на формирование у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс.
Для определения уровня совместных действий у старших дошкольников была реализована методика исследования компонентов совместных действий у детей дошкольного возраста «Рукавички», разработанной Г.А. Цукерман, участвовали в опытно-поисковой работе дети старшей группы муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей» город Каменск-Уральский. Данная группа показала низкий уровень развития совместных действий. Для повышения работы в данном направлении была разработана программа формирования совместных действий детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в дошкольной образовательной организации.
На формирующем этапе исследования была проведена работа, направленная на формирование совместных действий у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.
В данном направлении была разработана система деятельности воспитателя по формированию совместных действий детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в дошкольной образовательной организации.
На педагогической практике важно целенаправленно и систематически формировать совместных действий у старших дошкольников. Основными линиями было:
1. Развитие интереса друг к другу и взаимодействию со сверстниками как проявление естественной потребности в совместных действиях.
2. Формирование у дошкольников обобщенных представлений о структуре совместных действий и выработка единого «языка совместных действий», определяющего взаимодействие партнеров в процессе совместного решения учебно-познавательных задач.
3. Практическое освоение основных приемов совместных действий у детей.
4. Развитие способности старших дошкольников самостоятельно отбирать модель совместных действий для решения образовательной задачи.
Таким образом, использование в процессе совместной деятельности систему работу воспитателя, направленные на формирование совместных действий старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры оказались эффективными. Положительная динамика говорит о результативности применённых направлений в данной группе. Цель и задачи исследования реализованы.


1. Абрамян, Л. А., Антонова, Т. В., Артемова, Л. В. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова / под ред. Новосёловой С. Л. - М.: Просвещение, 2013. - 286 с.
2. Алексеев, А. А., Архипова, И. А., Бабий, В. Н. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / А. А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.
• М.: Аспект Пресс, 2014. - 363 с.
4. Басов, М. Я. Детские игры [Текст] / М.Я. Басов. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2013. - 336 с.
5. Блонский, П. П. Воспитание детей в игре [Текст] / П. П. Блонский. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2013.
• 192 с.
6. Волкова, С. М. Проблемы использования сюжетно-ролевых игр в детском саду [Текст] / С. М. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 111-117.
7. Выготский, Л. С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 374 с.
8. Гербова, В. В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / В. В. Гербова. - М.: «Мозайка-Синтез», 2015. - 267 с.
9. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р. И. Жуковская. - М.: «Олма-пресс», 2003. - с. 305.
10. Жуковская, Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду [Текст] / Р. И. Жуковская. - М.: «Олма-пресс», 2003. - 87 с.
11. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р. И. Жуковская. - М.: «Олма-пресс», 2005. - 142 с.
12. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей [Текст] / Е. В. Зворыгина. - М.: Просвещение, 2015. - 133 с.
13. Зорина, Л. Я. Дидактические аспекты естественно - научного образования [Текст] / Л.Я. Зорина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 17-22.
14. Зыкова, Ю. Н. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников [Текст] / Ю.Н. Зыкова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.7-10.
15. Захарова, Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско - родительского взаимодействия [Текст] / Е. И. Захарова // Журнал практического психолога. - 2006 . - № 6. - С. 14-17...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ