ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические исследования в области сенсорного
развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Специфика игровой деятельности и ее значение для сенсорного
развития детей дошкольного возраста 17
1.3. Анализ методических разработок по вопросу развития сенсорной
сферы детей дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ИГРЫ В НАПРАВЛЕНИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на
развитие сенсорной сферы дошкольников 31
2.2. Комплект дидактических игр, направленных на развитие сенсорной
сферы детей дошкольного возраста 39
2.3. Итоги практической деятельности по теме исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
В нашей стране на рубеже XX-XXI веков происходят значительные изменения в развитии общества, затронувшие институт образования в целом. Данные изменения коснулись и дошкольного образования. Их основа была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию этой сферы. В целях совершенствования образования: воспитания и развития, Детей дошкольного возраста был введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждены Санитарные правила и нормы (СанПин) к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях др. нормативно-правовые акты. Согласно данным документам дошкольные организации могут самостоятельно определять приоритетные направления развития, образовательные программы, виды образовательных услуг, новые формы образовательной деятельности в интересах ребенка, основанные на запросе родителей и потенциале педагогического коллектива. Вместе с тем содержание и формы организации дошкольного образования как первого уровня системы образования в Российской федерации ориентированы на сохранение самоценности детства и поддержку индивидуальности каждого ребенка, что переопределяет возрастающую роль дошкольного образования в развитии всех жизненно-важных процессов в организме и психике ребенка, а также в формировании умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства у ребенка развивается речь, мышление, память, воображение, фантазия, творческие способности, ценности, нормы поведения в обществе, мелкая и крупная моторика. На данном возрастном этапе у ребенка происходит становление познавательных процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие. «Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о
важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе» [11; 136]. Значение сенсорного
развития в жизни дошкольника велико, именно в этом возрасте происходит совершенствование деятельности органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире.
Актуальность исследования сенсорного развития заключается в том, человек с рождения начинает познавать окружающий мир, это происходит с помощью ощущений (познает определенные свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств) и восприятия (процесс отражения многих признаков предмета, с которыми он соприкасается). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием цветов, красок, форм, величин, это могут игрушки, предметы домашнего обихода, он знакомиться с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. С первых этапов жизни ребенка окружает природа с её многообразием цветов, запахов, шумов. Каждый ребенок может все это воспринимать без целенаправленного воспитания, но если это усвоение происходит стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, то оно оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому возникает необходимость целенаправленного сенсорного развития детей дошкольного возраста для освоения культурных эталонов и психологических способов обработки сенсорной информации.
Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста нашла отражение в психолого-педагогически исследованиях. В частности, З.М. Богуславская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова выяснили, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. А.В. Запорожец доказал, что через усвоение систем сенсорных эталонов происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта. Указанные исследования позволили выдвинуть проблему сенсорноперцептивного развития детей на приоритетное место. Особый пласт научных работ посвящен сенсорному воспитанию, которое неразрывно связано с развитием сенсорной сферы детей. Так, Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, И. Песталоцци разработали подходы и методики для сенсорного воспитания дошкольников. Но проблема сенсорного воспитания не является до конца решенной, её продолжают изучать и исследовать и в настоящее время.
Вместе с тем анализ программно-методических разработок показывает, что сегодня многие авторы недооценивают необходимость сенсорного развития, игнорируя его и предлагая раннее обучение детей взрослым интеллектуальным навыкам.
Исходя из данного противоречия проблема исследования состоит в определении форм и содержания педагогической деятельности, обеспечивающей сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность позволили определить тему исследования: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
Объект исследования: сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплект дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация на практике комплекта дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• изучить психолого-педагогические исследования в области сенсорного развития детей дошкольного возраста;
• охарактеризовать развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста;
• изучить специфику игровой деятельности, ее значение для сенсорного развития дошкольников;
• проанализировать методические разработки по вопросам развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста;
• разработать и апробировать на практике комплект дидактических игр, направленных на развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме сенсорного развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Т.В. Николаева, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, Е.А. Стреблева, Е.И. Тихеева,
Г.А. Урунтаева, А.В. Усова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы; качественный и количественный анализ полученных данных.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МКДОУ Обуховский детский сад №2 в группе детей четвертого года жизни с участием 10 детей.
Структура ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его чувств и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве и т.д. Оно составляет фундамент его умственного развития. Чувственное познание имеет исключительно важную роль в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Многие отечественные и зарубежные исследователи занимались изучением сенсорного воспитания дошкольников. Среди отечественных - это
З.М. Богуславская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн. Основоположниками этой проблемы стали зарубежные педагоги: М. Монтессори, Ф. Фребель, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци.
Педагогические системы воспитания Ф. Фребеля, М. Монтессори долгое время пользовались особой популярностью в Европе и России. Созданный ими дидактический материал используется для занятий с детьми и по настоящее время. Велика заслуга Е.И. Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, который соответствует интересам детей и не является искусственным. Е.И. Тихеева отводила большую роль в развитии сенсорного воспитания игре. Психологи доказали, что у детей сначала формируется восприятие, затем сенсорный опыт. Их взаимосвязь приводит к одновременному функционированию у ребенка разных видов мышления: наглядно - образного, практического и словесно - логического, или понятийного. Постепенно последний вид мышления вытесняет остальные. Развивать восприятие у дошкольников принято в трех направлениях: «чуткое ухо», «острый глаз», «умелые руки». Освоение сенсорных эталонов в дошкольном детстве проходит в три этапа: первый - от рождения до трех лет - когда ребенок различает лишь отдельные свойства предметов; второй - (от 3 до 5 лет) - когда ребенок соотносит образы свойств предметов к определенным предметам; третий (от пяти лет) - эталонное значение приобретают сами свойства предметов в отрыве от конкретного предмета.
Изначально дошкольник знакомится с эталонами формы и цвета, затем они изучают оттенки цветов, а также варианты геометрических фигур. В последствие дети учатся обследовать форму предмета, словесно описывать его форму. Восприятие величины у дошкольника направлено на развитие глазомера.
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Игры развивают у дошкольников умение сравнивать предметы по форме, величине, размеру, цвету, способствуют их самостоятельной и совместной с товарищами деятельности, формируют внимание, память, воображение. Важное место в формировании сенсорных способностей имеют игры, именно они позволяют детям в игровой форме развивать все органы чувств и умело владеть ими. Объектом восприятия в сенсорных играх является цвет, форма, размер.
Выделяют игры, направленные на восприятие цвета, величины, формы. К таким играм относятся: «Сравни предметы», «Формы», Угадай какой цвет?», «Зверушки выстраиваются» и т.д. Эти игры позволяют раскрыть и сформировать представления ребенка о предметах и их свойствах.
Правильное педагогическое руководство игрой является наиважнейшим условием сенсорного воспитания дошкольников. Выделяют три этапа дидактической игры: подготовка, проведение, анализ. Педагог должен тщательно планировать игру, готовить дидактический материал, подбирать место и время её проведения, готовить к игре детей и готовиться сам, проводить игру, а затем анализировать игровые действия, проговаривать достижения и неудачи. Только правильная организация игры поможет дошкольникам с удовольствием освоить новые игры, играть всем коллективом, а затем и самостоятельно.
Нами было проведено диагностическое исследование по выявлению уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. На первом констатирующем этапе исследования мы выявили у детей второй младшей группы исходный уровень сенсорного развития и развития сенсорных эталонов.
На втором этапе мы проводили формирующее исследование, во время которого с детьми младшего дошкольного возраста проводились занятия, упражнения, дидактические игры. Целью данного этапа было повышение уровня сенсорного развития.
По окончании формирующего этапа, мы провели контрольное исследование, целью которого было: выявить итоговый уровень сенсорного развития у младших дошкольников. Результаты исследования показали положительную динамику в сенсорного развития детей изучаемой группы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное развитие. Следовательно, в воспитательный процесс необходимо внедрять как можно больше дидактических игр, упражнений для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление дошкольников со свойствами предметов.
В ходе написания данной исследовательской работы были достигнуты поставленные цели и решены задачи. Апробация показала, что разработанный нами комплекс дидактических игр по сенсорному развитию является эффективным и практически значимым.
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер,
Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973. - 95 с.
4. Выготский, Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
5. Детская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред.Л.А.Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. с.213-238
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. -315 с.
7. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.: Педагогика, 2007. - 108 с.
9. Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352 с.
10. Кобель Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 779-783.
11. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416 с.
12. Коменский Я.А. Изб. Произ. Форматориум материнской школы т. 2, Братислава, 1957. - с. 152.
13. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. М.: Педагогика, 1984. - с. 809.
14. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. — 713 с...