СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике 6
1.2. Психологические особенности самооценки у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия формирования самооценки у старших
дошкольников 21
1.4. Возможности игр в самооценивании дошкольников 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Педагогическая диагностика самооценки у старших дошкольников 32
2.2. Практика формирования самооценки у старших дошкольников в
процессе игры 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
Самосознание и самооценка индивидуума являются наиболее значимыми и имеют ключевое значение в психологии. Для правильного формирования самосознания адекватная самооценка - есть основная составляющая данного процесса. Благодаря самооценке у индивидуума складываются совершенно устойчивые реакции на воздействие факторов извне при одинаковых условиях. Глобальное влияние самооценки прослеживается у дошкольников на его поведении, его межличностных отношениях, в том числе со сверстниками.
С точки зрения психологии, самооценка есть не что иное, как основное звено произвольной саморегуляции, которое указывает направление и степень активности индивида, его взаимосвязь с окружающий средой, людьми, отношение к самому себе.
Старший дошкольный возраст можно считать начальным периодом понимания себя, как личности. Соответственно, именно на данном этапе ребенку необходимо сформировать базу для развития самосознания, в том числе индивидуальной правильной самооценки.
Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что современное общество предъявляет все более повышенные требования к человеку как к личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность, как к себе, так и к окружающим.
По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, прежде всего, развитие у них способности реально оценивать свои возможности для достижения определенных целей, а также умения сопоставлять свои действия на пути к целям с интересами окружающих и элементарными нормами социума.
В психологической литературе развитию самооценки у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание. Вопросы развития самооценки, структуры, функции, раскрываются в работах Л.И. Божович,
И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эрикосона, К. Роджерса и др. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной,
Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и др.
Объект исследования: формирование самооценки у детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности игры в формировании
самооценки у старших дошкольников.
Цель исследования: осуществить теоретический анализ и выявить возможности игр в формировании самооценки у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Дать понятие самооценки в психологии и педагогике.
2. Раскрыть возрастные психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста и описать педагогические условия формирования самооценки у дошкольников.
3. Определить возможности игр в формировании самооценки у старших дошкольников.
4. Осуществить педагогическую диагностику самооценки у старших дошкольников.
5. Описать практику формирования самооценки у старших дошкольников.
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы: теоретические методы: анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Практические методы: методика «Лесенка» В.Г. Щур; Методика «Какой я?» Р.С. Немов; Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте; методика «Самооценка дошкольника» Т.В. Драгунова.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» Арамильского городского округа. В исследовании участвовали 22 ребенка старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Также самооценка может рассматриваться и как важное условие и средство становления этапов формирования самосознания как образ «Я» и «Я - концепция», которые имеют большое значение в жизнедеятельности человека. Именно самооценка является одним из ключевых новообразований дошкольного возраста и наиболее интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно поэтому очень важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
У ребенка к концу старшего дошкольного возраста происходит формирование его самосознания, способности к самооценкам своих поступков, действий, приоритетов.
Для этого необходима положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а так же социальная роль. Сравнивая мнение о себе окружающих его людей, у ребенка формируется самооценка самого себя.
При проведении теоретического анализа были определены необходимые условия для развития самооценки: создание ситуации успеха; ситуация выбора; обмен ролями.
Изучая самооценку детей старшего дошкольного возраста, были использованы методики: «Лесенка» В.Г. Щур; «Какой я?» Р.С. Немов и др., для выявления уровня самооценки у старших дошкольников. После проведения первичной диагностики, были получены результаты, в которых у детей наблюдался разный уровень самооценки.
Было принято решение поработать с детьми с заниженной и завышенной самооценкой, для ее дальнейшей коррекции. Для этого были проведены небольшие игры и различные приемы, которые направлены на формирование самооценки у старших дошкольников, т.е. повышение заниженной самооценки, до уровня адекватной, а также нормализация завышенной до уровня нормальной (адекватной).
Как показала практика, проведенные приемы и игры, позволили детям самоутвердиться, а также раскрыть и реализовать свои способности и потребности, сформировать позитивное отношение ребенка к самому себе и своим сверстникам, научиться оценивать результаты своих действий и поступков.
После проведения повторной диагностики и получения результатов, пришли к выводу, что самооценка при правильном педагогическом подходе подлежит коррекции. Уровень самооценки играет большую роль в формировании эмоциональной сферы, поведения, влияет на успешность в различных видах деятельности, что необходимо для дальнейшего формирования ребенка как личности.
1. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б. Г. Ананьев при участии Л. И. Сергеева ; под ред. зав. Сектором психологии проф. А. А. Таланкина. - Ленинград : Ин-т мозга, 1935. - 146 с.
2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 236 с.
3. Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей [Текст] : Психология дошкольника : Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. - М. : «Академия», 2000. - 207 с.
4. Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка. [Текст] / К. Аспер ; [пер. Ю. Данко]. - Москва : Добросвет : КДУ, 2008. - 365 с.
5. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников [Текст] / О. А. Белобрыкина // Вопр. психологии. - 2001. - № 4. - С. 31-38.
6. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск : ГЦРО, 2000. - 132 с.
7. Белобрыкина, О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 5-12.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст] / Р. Бернс. - М. : «Прогресс», 1986. - 422 с.
9. Богданова, Н. А. Психологические трудности развития Я - идентичности младших школьников [Текст] : автореф. дис. канд. псих. наук 19.00.13 / Н. А. Богданова Тульский гос. ун- т. - Калуга, 2000. - 42 с.
10. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 47.
11. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности : Временной аспект [Текст] / А. К. Болотова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 116-125.
12. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Изд. 4-е, расш. - Москва : АСТ ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.
13. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. - 1992. - № 4. - С. 54-55.
14. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Н. Ю. Борякова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 222 с.
15. Боцманова, М. Э. Захарова, А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте / Нов. Исследования в психологии. - М. : Педагогика. - №2, 1998...