Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97104

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Общие подходы к изучению познавательного интереса... 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших
16 дошкольников
1.3. Возможности развития познавательных интересов у детей 27
старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ
35 ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Характеристика диагностик изучающих познавательный 35
интерес в дошкольном возрасте
2.2. Диагностика уровня развития познавательного интереса у
...... 43 старших дошкольников
2.3. Рекомендации по развитию познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

Среди многих проблем нашего времени более актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, являющегося важным периодом в жизни человека. Так как в данном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственного, интеллектуального и физического развития ребенка.
Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, познавательный интерес - это избирательная ориентация на понимание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность и познавательные возможности человека [44, с. 15].
Главные задачи познавательного развития, которые представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
• развитие познавательных действий, развитие сознания;
• развитие увлечений детей, познавательной мотивации и любознательности;
• развитие воображения, фантазии и творческой активности [44].
Развитие познавательного интереса считается одной из главных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сенситивного периода в усвоении знаний, является необходимым создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей, что считается важным для подготовки к дальнейшему школьному обучению.
Для того чтобы обучение и воспитание содействовало становлению личности, нужно «разбудить» в ребёнке познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и, которая лежит в основе развития познавательного интереса человека.
Познавательный интерес в трудах множества специалистов по психологии и педагогов исследован довольно тщательно. Вопросам познавательного интереса приобщены работы и идеи множества научных работников, педагогов и специалистов по психологии, среди которых Б.Г. Ананьев, Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, А.Г. Запорожец, А.Г. Макаренко, Н.В. Рубинштейн, Г.И.Щукина, Д.Б. Эльконин [1; 6;11; 14; 21; 39; 48; 50].
Но тем не менее, все еще остаются неразрешенными кое-какие вопросы, главным из которых является как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к какой либо деятельности или материалу.
Если определить данную проблему более четко, ее можно сформулировать таким образом: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь значительного усвоения детьми старшего дошкольного возраста материала, гарантировать развитие их познавательных возможностей, их активности, не допуская при все при этом особой перегрузки.
Как раз данная задача наиболее остро стоит перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, особенно в работе со старшими дошкольниками, следующей ступенью развития которых будет начальное школьное обучение. Как раз вследствие этого принципиально отыскать реальные пути решения предоставленных трудностей, реализовать поиск форм и методов обучения, которые бы содействовали более действенному развитию устойчивого познавательного интереса.
Объект исследования - образовательный процесс в группе для детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие познавательного интереса.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить исходный уровень познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
5. Предложить рекомендации по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с учетом полученных данных.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный методический материал может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование было организовано на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №4 г. Арамиль Свердловской области. Исследование было проведено в старшей группе. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: эмпирические (наблюдение, сравнение, опрос, количественный и качественный анализ данных), теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение).
Структура работы: работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе изучения психолого-педагогической литературы был сделан вывод о том, что познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей нас действительности, характеризующаяся постоянным стремлением дошкольника к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Так же были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - сенситивный этап для развития познавательных потребностей детей дошкольного возраста. Период старшего дошкольного возраста, от шести до семи лет, является периодом интенсивного развития личности.
Познавательный интерес занимает важное место и считается наиболее подходящим для старшего дошкольного возраста. Именно поэтому наиболее значимо своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их развитие во всех сферах деятельности дошкольников и их стимулирование. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом.
Познавательный интерес включат в себя все три обычно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую,
воспитательную.
Использование в образовательном процессе различных методов и приемов в организации работы с дошкольниками дает педагогам возможность наблюдать за процессом обогащения социального опыта детей, их личностными проявлениями, ценностными приоритетами, оценивать способность каждого ребенка к решению задач, к самостоятельному выбору. Это помогает формированию целостной сознательной личности ребенка, в результате он оказывается готов к предстоящему обучению в школе.
В анализе работы педагогов дошкольного учреждения по организации развития познавательного интереса у старших дошкольников было выявлено то, что обязательно нужно создавать условия для развития у детей познавательного интереса. Внедрять активные формы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности и особым образом строить педагогический процесс, который является важным фактором развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса.
Исследование по развитию познавательного интереса у старших дошкольников, позволило сделать вывод о том, что дети имеют недостаточные представления о природе родного края.
Были составлены некоторые рекомендации по выявленным проблемам по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста для педагогов и родителей.


1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев.- М. : Наука, 2000. - 351 с.
2. Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет [Текст] / Г. П. Антонова. - Мысль, 1991. - 124 с.
3. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологических исследований [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Изд. МГУ, 1984. - 103 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский - М. : Педагогика, 1977.- 252 с.
5. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В. Н. Белкина. - М. : Ярославль: Академический проспект, 2005. - 256 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 349 с.
7. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников [Текст] / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. C. Славина // Известия АПН РСФСР. Вопросы психологии школьника. - М. : АПН РСФСР. - 1951. - №36. - С. 29­105.
8. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] / В. Б. Бондаревский. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
9. Брушлинский, А.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность [Текст] / А.В. Брушлинский // Деятельность: теории, методология, проблемы. - М. : Политиздат, 1990. -С. 129-142.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М. : Просвещение, 1967. - 195 с.
11. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика
[Текст] / А. Л. Венгер.: в 2 ч. / - М. : Генезис, 2001. - 128 с.
12. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: Учебно-методическое пособие. - Свердловск, 1971.
• 13 с.
13. Волохина, Е. А. Дидактика [Текст] / Е. А. Волохина, И. В. Юкина
• М.: Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 288 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
15. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика - Синтез, 2011. - 110 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ