ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ истории и современное состояние проблемы развития
логического мышления у детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности формирования логических приемов мышления у
дошкольников 14
1.3. Анализ образовательных программ ДОУ 21
1.4. Условия формирования у детей логических приемов мышления... 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Выявление начального уровня сформированное™ логического
мышления у детей дошкольного возраста 35
2.2. Реализация условий формирования логических приёмов
мышления на практике и выявление их эффективности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
Актуальность исследования. Важнейшим условием качественного обновления общества выступает умножение его интеллектуального потенциала. Во многом решение такой задачи зависит от проектирования образовательной деятельности, начиная с дошкольного учреждения. Поэтому процесс формирования логического мышления выступает центральной задачей воспитания дошкольника путем решения разного рода неординарных головоломок и традиционных классических загадок.
Логическое мышление у детей должно развиваться параллельно с развитием фантазии и интеллектуальным формированием. Развитие логики у дошкольников должно начинается с младших групп. Это связано, в первую очередь, с ее высокой социальной значимостью.
В самом общем понимании, под логическим мышлением (А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, Е.В. Михеева) понимается как вид мышления, сущность которого раскрывается в оперировании суждениями, понятиями и умозаключениями с применением законов логики.
Предпосылками развития логического мышления в дошкольном периоде являются усвоение действий со словом, числами, представляющими знаковую систему, овладение мыслительными операциями, которые закладываются в раннем детстве, когда у ребенка происходит формирование знаковой функции сознания.
Также известно, что на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается преобладание образных форм мышления, в частности: наглядно-действенного и наглядно-образного. Именно в дошкольный возраст происходит качественное формирование интеллектуальных способностей ребенка. Главными дидактическими приемами развития логического мышления в дошкольном возрасте являются: синтез, анализ,
абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, классификация, закономерности и смысловые соотнесения и др.
В целом, у детей-дошкольников происходит интенсивно-качественное развитие мышления. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающем мире и при этом научается синтезировать, анализировать, обобщать и сравнивать собственные наблюдения, то есть производить простые мыслительные операции.
Актуальность представленной темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования логического мышления у дошкольников» раскрывается в том, что при соблюдении на занятиях в ДОУ психолого-педагогических требований развития логических операции, применение развивающих логику игр, заданий, упражнений, тогда основы логики будут своевременно заложены.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия, способствующие формированию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования приемов логического мышления дошкольника в образовательном процессе ДОУ.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования логического мышления дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы по данной проблематике в плане определения, что входит в понятие «мышление», «логическое мышление».
2. Описать особенности формирования логических приемов мышления у дошкольников.
3. Провести анализ образовательных программ ДОУ по математическому развитию.
4. Определить условия формирования у детей логических приемов мышления;
5. Разработать критерии и показатели сформированности логического мышления у детей дошкольного возраста.
6. Проверить эффективность психолого-педагогических условий, направленных на развитие приемов логического мышления детей дошкольного возраста в процессе их счетной деятельности.
7. Провести диагностику по выявлению сформированности приемов логического мышления у детей дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования и выполнить сравнительный анализ.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения формирования приемов логического мышления дошкольников (Л.А. Венгер, Л.В. Воронина, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.А. Майорова, В.С. Мухина, В.Ф. Петрова, А.В. Решетникова и др.);
- результаты научных исследований (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова и др.), описавших место уровня сформированности логического мышления у детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ научной и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез педагогических взглядов на проблему исследования;
2) практические методы: наблюдение, тестирование детей, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в проведении педагогической работы по формированию приемов логического мышления у дошкольников, а также в разработке комплекса мероприятий, посвящённых разработке и реализации условий формирования логических приёмов мышления на практике и выявление их эффективности в группе старших дошкольников. Имеющиеся методические разработки можно использовать в педагогической работе воспитателей, педагогов ДОУ и педагогических работников, занимающихся математическим развитием старших дошкольников.
Базой педагогического исследования является старшая группа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Черемховский детский сад», находящегося по адресу: Свердловская область, Каменск- Уральский район, п. Черемхово, улица Ленина, дом 33.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках данной исследовательской работы был произведен аналитический обзор литературы и теоретическое углубление по данной проблематике. Было выявлено, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для всех развития познавательных процессов.
Проблема развития логических операций мышления выступает одной из наиболее важных задач дошкольного образования, от решения которых зависит совершенствование всей учебно-воспитательной деятельности, которое направлено на формирование продуктивного мышления, способности к самостоятельному получению знаний и внутренней потребности к познанию, умения использовать накопленный знаниевый багаж на практике и в творческом преобразовании действительности.
Под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы помочь ребенку овладеть высоким уровнем логического мышления, приемами мыслительной деятельности.
Предпосылки для развития приемов логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания.
Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.
Умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь данных видов мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования, где наряду с ясными и отчетливыми знаниями у ребенка возникают смутные, неясные знания. Взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка составляет суть саморазвития детского мышления.
Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников - это синтез, анализ, сравнение, обобщение и классификация - применяются во всех видах деятельности.
На основании проведенного теоретического анализа по проблеме исследования психолого-педагогических условий формирования логического мышления у детей дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование формирования логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Черемховский детский сад». В нем приняли участие старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с согласия родителей. Общее количество выборки: 40 человек - это 2 группы ДОУ, из них: 20 мальчиков (50% от общего числа группы) и 20 девочек (50% от общего числа группы). Выборка в педагогическом эксперименте была разделена логически по группам ДОУ (по 20 человек): группа №1 - экспериментальная группа (ЭГ); группа №2 - контрольная группа (КГ).
На начальном этапе экспериментального исследования по результатам исследования старшие дошкольники были распределены по уровням сформированности логического мышления. У старших дошкольников в двух выборках доминирует средний уровень сформированности приемов логического мышления, а именно: ЭГ - 14 детей (70%); КГ - 12 детей (60%). Эти дети смогли установить большинство нелепых ситуаций на картинке и смогли частично объяснить их правильное расположение. У них фрагментарно сформированы логические связи между явлениями и предметами окружающего мира.
Низкий уровень сформированности приемов логического мышления диагностирован по 4 детей (по 20%) в ЭГ и КГ. Эти старшие дошкольники не могут установить, увидеть большинство нелепых ситуаций на картинке. Детьми установлены простейшие нарушения логических связей, но им недоступно объяснение их правильного расположения. У детей не сформированы логические связи между явлениями и предметами окружающего мира.
У 2 детей (10%) ЭГ и 4 детей (20%) КГ выявлен высокий уровень сформированности приемов логического мышления. Дети самостоятельно устанавливают все нелепые ситуации на картинке и объясняют их правильное расположение. У них сформированы логические связи между явлениями и предметами окружающего мира.
На основе анализа научно-теоретических данных и результатов начального этапа исследования был сделан вывод о необходимости развивающей работы со старшими дошкольниками по формированию логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста.
Разработанное календарно-тематическое планирование педагогической работы по формированию приемов логического мышления по средствам обучения детей счету и счетной деятельности представляет 8 тематических занятий и рассчитано на 10 часов: «Понятие большой - маленький, больше - меньше, равные», «Операции с предметными множествами: осталось, добавить, сложить», «Мера стоимости 1 коп. монета 1 коп., 1 р.», «Числовой ряд в пределах 5», «Сложение в пределах 10. Решение примеров и задач», «Решение задач и примеров на сложение и вычитание», «Количественные и порядковые числительные. Решение примеров и задач», «Сложение и вычитание в пределах 10».
Результаты контрольного эксперимента показали продуктивность разработанной нами экспериментальной серии упражнений и заданий, использованных в формирующем эксперименте. Исходя из этого, мы можем рекомендовать данную систему заданий и упражнений по формированию логических приёмов мышления со старшими дошкольниками.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют, что у старших дошкольников в двух выборках доминирует средний уровень сформированности логического мышления, а именно: ЭГ - 12 детей (60%); КГ - 10 детей (50%).
Необходимо отметить, что высокий уровень сформированности приемов логического мышления у старших дошкольников ЭГ на контрольном этапе представлен у 8 детей (40%).
В свою очередь, низкий уровень на контрольном этапе не выявлен в ЭГ.
Стоит отметить, что в выборке старших дошкольников (КГ) высокий уровень развития логического мышления достигнут у 5 детей (25%), а низкий уровень представлен также у 5 детей (25%). Это говорит о необходимости проведения организованной педагогической работы по формированию логического мышления с целью достижения нормативных показателей готовности к школьному обучению снижению риска дезадаптации при поступлении в школу.
Предложенная нами и апробированная в ходе формирующего эксперимента система упражнений и заданий, направленных на обучение старших дошкольников логическим приемам мышления строилась с учетом ряда педагогических условий, в частности:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
2. Организации разнообразной деятельности (игровой, продуктивной, учебной). При этом ведущей деятельностью является игра;
3. Создание внутренней (познавательной) положительной мотивации через создание проблемных ситуаций;
4. Целенаправленность, систематичность формирования логических приемов в строго определенной последовательности;
5. Поэтапность в формировании логических приемов мышления.
Все это подтверждает эффективность проведенной педагогической работы.
1. Алиева, Т. И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка- дошкольника [Текст] / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е.П. Арнаутова. - М.: Просвещение, 2013. - 335 с.
2. Бабаева, Т. И. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Электронный ресурс] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева // Дошкольное образование. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/ 2014/02/Child.pdf (дата обращения: 22.10.2018) .
3. Бабкина, Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с
задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие /
Н. В. Бабкина. - Москва : ВЛАДОС, 2018. - 143 с.
4. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. В. Белошистая. - Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296 с.
5. Бондарева, Л. Ю. Маленький исследователь: развиваем память, внимание и логическое мышления дошкольников [Текст]: [пособие для детей 6-8 лет] / Л. Ю. Бондарева. - Ярославль: Акад. развития; Владимир : ВКТ, 2017. - 32 с.
6. Венгер, Л. А. Психология [Текст] : учеб. Пособие для учащихся пед. уч - щ по специальности «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошк. Учреждениях» / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2016. - 336 с.
7. Воронина, Л.В. Особенности формирования у дошкольников логических
приемов мышления [Электронный ресурс] / Л.В. Воронина // Образование в ДОУ. - URL:http://www.school-detsad.ru/index.php?
Option=com_content&view=article&id=245:2012-12-05-17-17-45&catid=53: avti-articles&Itemid=77 (дата обращения: 22.10.2017).
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.:
Лабиринт, 1999. - 352 с.
9. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст] : учебное пособие / М. А. Габова. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 533 с.
10. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. - 45 с.
11. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для бакалавров по направлению 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт- Петербург : Питер, 2013. - 464 с.
12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2014. - 184 с.
13. Забродина, Н. А. Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности [Текст] : учебное пособие / Н. А. Забродина; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова". - Ульяновск: УлГПУ, 2013.- 76 с.
14. Карпова, М.В. Психолого-педагогические условия формирования
логических приемов мышления у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Карпова, Л.В. Воронина // Образование в ДОУ. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/psihologo-pedagogicheskie-
usloviya-formirovaniya-logicheskih-priemov-myshleniya-u-detey- doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.10.2017).
15. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Лабиринт, 2011. - 152 с.
16. Люй, Г. Влияние децентрации на формирование логического мышления
у старших дошкольников [Текст]: автореферат дис. кандидата
психологических наук: 19.00.07 / Г. Люй; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2017. - 27 с.
17. Маланка, Т. Г. Вырезаем, клеим, красим [Текст] : для детей 3-4 лет :
[развиваем: мелкую моторику и речь, координацию движений, графические навыки, логическое и пространственное мышление, творческие способности : для старшего дошкольного возраста : 0+] / Т. Г. Маланка, И. А. Пылаева. - Москва : #эксмодетство, 2018. - 136 с.
18. Минибаева, Э. Р. Профессиональная подготовка студентов к
математическому развитию детей дошкольного возраста [Текст]: монография / Э. Р. Минибаева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский государственный университет. - Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2013. - 179 с.
19. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст]: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2013. - 127 с.
20. Михеева, Е. В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Михеева // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 1. - С.23-26.
21. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: учеб. Для студентов пед. ин- тов / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2015. - 272 с.
22. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед.училищ / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2016. - 239 с.
23. Неклеенова, А. Ю.Шахматы в ДОУ: логическое мышление дошкольников / А. Ю. Неклеенова // Диалог культур [Текст]: сборник материалов Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования, 01 марта - 15 апреля 2014 г., г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. - Стерлитамак: Стерлитамакский фил. БашГУ, 2014. - C. 84-87.
24. Немов, Р.С. Общая психология. В 3 томах. Том 1. Введение в психологию [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Юрайт, 2013. - 736 с.
25. Носс, И.Н.Введение в практику психологического исследования. [Текст] / Н. И. Носс, Н. В. Васина. - М.: Издательство Института психотерапии, 2012. - 352 с.
26. Образовательные программы в ДОУ [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/113- vospitatelyam-/1382-obrazovatelnye-programmy-v-dou (дата обращения:
22.10.2018) .
27. Орлов, Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии [Текст] / Р.Б. Орлов. - М.: Юпитер, 2015. - 263 с.
28. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комратовой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 304 с.
29. Павлова, Л. И. Теория и методика развития математических
представлений у дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Павлова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". - Москва: М111У, 2017. - 106 с.
30. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст]: Метод. Пособие / Л. Н. Павлова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 168 с.
31. Петрова, В.Ф. Логика и математика для дошкольников. Конспект лекций [Электронный ресурс] / В.Ф. Петрова // Образование в ДОУ. - URL: http://kpfu.ru/pdf/portal/oop/53671.pdf(дата обращения: 22.10.2018).
32. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Римис, 2008. - 249 с.
33. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика. [Электронный ресурс]. - URL: http://bookz.ru/authors/nadejda-pi4ugina/do6kol_n_680/page-18-do6kol_n_
680.html. (дата обращения: 22.10.2018).
34. Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» [Электронный ресурс] / Л. С. Виноградова, Л. А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е. В. Славин, С. С. Славин; Под ред. Е.Г. Юдиной // Образовательные программы в ДОУ. - URL: http://www.firo.ru/wp- content/uploads/2014/02/Programma_Otkritie_2.pdf(дата обращения: 22.10.2018) .
35. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования «Радуга» [Электронный ресурс] / С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екажанова; Под ред. Е.В. Соловьевой // Образовательные программы в ДОУ. - URL: http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga. pdf (дата обращения: 22.10.2018).
36. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] // Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2015. - 232 с.
37. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. - URL: http://psylist.net/slova/psy/?id_slovar=3997(дата обращения: 22.10.2018).
38. Развиваем логическое мышление [Текст]: [методическое пособие для занятий с детьми 3-5 лет: 0+] / [С. Гаврина и др.]. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 47 с.
39. Развиваем логическое мышление [Текст]: развивающие задания для детей дошкольного возраста : для детей старшего дошкольного возраста / [сост. Ю. А. Майорова]. - Нижний Новгород: Доброе слово, 2016. - 47 с.
40. Решетникова, А.В. Особенности мышления у детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс] / А. В. Решетникова // Образование в ДОУ. - URL: http://nsportal.ru/ detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/
2014/02/19/osobennostimyshleniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 22.10.2018).
41. Сай М.К. Математика в детском саду [Текст] / М.К. Сай,
Е.И. Удальцова. - М.: Просвещение, 2016. - 233 с.
42. Смиронова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб.для вузов / Е. О. Смиронова. - СПб.: Питер, 2011. - 299 с.
43. Стожарова, М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников [Текст] : монография / М. Ю. Стожарова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. - 2-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2011. - 116 с.
44. Трофименко, Ю. В. К вопросу о формировании устных вычислительных навыков дошкольников[Текст] / Ю. В. Трофименко, М. С. Пузина // Наука XXI века: теория, практика и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО «Омега Сайнс», 2015. - С. 128-146.
45. Трофименко, Ю.В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности [Текст] / Ю. В. Трофименко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 98-103.
46. Трухманов, В.Б. Методические возможности математических задач в развитии логического мышления дошкольников / В. Б. Трухманов // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 7. Ч. 5 [Электронный ресурс]. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56434(дата обращения: 22.10.2018).
47. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. - М.,
2014.- 294 с.
48. Шалаева, Г. П. Большая книга логических игр : [Электронный ресурс]: первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - Москва: АСТ: СЛОВО, 2016. - 223 с.
49. Шевелев, К. В. Формирование логического мышления [Текст]: рабочая тетрадь для детей 3-4 лет / К. В. Шевелев. - Москва: Ювента, печ. 2016. - 24 с.
50. Шепилова, Н. А. Практикум по образовательной области "Познавательное развитие" [Текст] : учебное пособие / Н. А. Шепилова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. технического ун-та им. Г. И. Носова, 2018. - 304 с.