Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97094

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика любознательности как качества личности 6
1.2. Особенности развития любознательности у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Организация детско-родительских проектов в дошкольных
образовательных учреждениях и их роль в развитии любознательности детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ 37
2.1. Результаты диагностики любознательности детей старшего
дошкольного возраста на начальном этапе исследования 37
2.2. Разработка и реализация детско-родительских проектов с целью
развития детской любознательности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88

В настоящее время одной из задач, стоящих перед системой дошкольного образования, является разностороннее развитие ребенка как личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность детей, реализующаяся через ряд личностных свойств, одним из которых является любознательность.
Интенсивность и вариативность проявления данного свойства в значительной степени влияет на объем получаемых сведений и позволяет находить нестандартные решения различных ситуаций путем преобразования имеющегося опыта и знаний, тем самым развивая гибкость мышления и творческий потенциал дошкольника.
В педагогике проблему любознательности, как особую форму познавательной активности детей дошкольного возраста, изучали такие авторы, как Б.Г. Ананьев [2,3], Д.Е. Берлайн [7, 8], Н.В. Гусева [15, 16, 17], В.А. Крутецки [30]. Любознательность, как ступень формирования познавательных интересов, рассматривали в своих трудах Э.А. Баранова [5], Л.И. Божович [10], Л.Ф. Захаревич [22], Е.С. Калитина [24], Л.И. Котлярова [25], Н.С. Лейтес [32], Г.И. Щукина [57].
Однако, несмотря на разноплановость исследований, проблема развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста на данный момент остается недостаточно изученной с точки зрения взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Тем более, что детско- родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
В педагогической деятельности работа с семьей требует от педагога высокого профессионализма, хороших коммуникативных навыков, эмпатии. Взаимодействуя с ребенком в детском саду, педагог не только оказывает непосредственное воздействие на одного, зачастую самого маленького члена семьи, но и, так или иначе, вовлекает родителей в образовательный процесс. Если такое взаимодействие находит отклик со стороны близких родственников ребенка, то можно говорить об эффективности педагогической деятельности.
В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной работе, реализующей педагогические условия, направленные на развитие любознательности старших дошкольников.
Цель исследования: выявить возможности детско-родительских проектов в развитии любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: детско-родительские проекты в ДОО, направленные на развитие любознательности детей.
В соответствии с целью были определены задачи:
• рассмотреть теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста;
• выявить проблемы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста;
• охарактеризовать уровни развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста, определив их критерии, показатели и условия развития;
• изучить процесс организации детско-родительских проектов в дошкольных образовательных учреждениях и выявить их роль в развитии любознательности детей старшего дошкольного возраста;
• проанализировать особенности диагностических методик изучения любознательности дошкольников 5-7 лет;
• провести диагностику уровня развития любознательности на начальном (констатирующем) этапе;
• разработать и реализовать детско-родительские проекты с целью развития детской любознательности и провести сравнительный анализ результатов диагностики развития любознательности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать практические разработки по организации детско-родительских проектов педагогами ДОО и педагогами дополнительного образования детей дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе детского сада №15 «Жемчужина», структурного подразделения МАДОУ детский сад «Страна чудес», г. Новоуральск.
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 наименований). Общий объем работы 94 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной задачей образовательных реформ является разностороннее развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность детей, реализующаяся через ряд личностных свойств, одним из которых является любознательность.
На основании проведенного теоретического анализа был сделан вывод о том, что любознательность может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности, на основе ее формируется дифференцированный интерес.
При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования.
Поскольку педагоги и родители осознают необходимость развития у ребенка любознательности и формирования у него интереса к познанию окружающей действительности, то становится актуальным использование детско-родительских проектов в ДОУ.
В связи с этим является актуальным изучение вопрос о специально организованной работе, реализующей педагогические условия, направленные на развитие любознательности старших дошкольников через реализацию детско-родительских проектов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы: любознательность представляет собой систему
мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации. Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру.
Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Считаем необходимым вести систематическую работу по реализации детско-родительских проектов в ДОУ, направленных на развитие любознательности у старших дошкольников, поскольку повышение уровня любознательности, познавательного интереса и вовлеченности в познавательно-исследовательскую деятельность оказывает благоприятное влияние на общее развитие детей, расширяет их кругозор, повышает интерес к окружающему миру.
Проведенный эксперимент в рамках дипломной работы свидетельствует о развитии у них познавательной мотивации и развитии умения удовлетворять свои познавательные стремления, чему способствовали и детско-родительские проекты, совместная проектная работа детей и родителей. Аспектами действительности, на которые направлена любознательность детей 6-7 лет, стали: природа, явления окружающей действительности, именно этим направлениям были посвящены детско-родительские проекты.
Результаты диагностики на сравнительном этапе эксперимента показали относительную достаточность освоения и применения детьми 6-7 лет практических способов познания: наблюдения и проектирования, которые определены многими исследователями как ведущие в развитии любознательности детей.
Итак, в процессе совместного проектирования с родителями дошкольник получает возможность не только удовлетворить присущую ему любознательность и найти ответ на множество интересующих вопросов, но и находиться в ситуации, в которой рождаются такие вопросы. При этом в старшем дошкольном возрасте целесообразно включать в проектную деятельность в ходе реализации детско-родительских проектов специально организованные наблюдения.


1. Абраменко, В. И. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера [Текст] / В. И. Абраменко // Вопросы психологии. -
2014. - № 4. - С. 53-65.
2. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Образование, 2015, - 125 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2012. - 228 с.
4. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова / Е. А. Аркин. - М.: Просвещение, 1967. - 228 с.
5. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Э. А. Баранова. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.
6. Басько, Е. Ф. Любознательность детей 6-8 лет как ценностное свойство личности [Текст] / Е. Ф. Басько // Исследовательская работа школьников. - 2017. - № 1. - С. 34-41.
7. Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации [Текст] / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. - 2016. - №3. - С. 54-60.
8. Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации [Текст] / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. - 2015. - №3. - С. 54-60.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Божович. - М.: Экмос, 2016. - 400 с.
10. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2016. - 137 с.
11. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - М.: Инфра-М, 2014. - 240 с.
12. Бондаревский, В. Б. Воспитание познавательных интересов [Текст] / В. Б. Бондаревский. // Психологические проблемы повышения качеств обучения и воспитания. -2016. - № 12. - С. 159-167.
13. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст] / А. Г. Волостникова. - М., 1994. - 75 с.
14. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст]: учеб. пособие / Л. С. Выготский. - М.: КноРус, 2015. - 256 с.
15. Гусева, Т. А. Стилевые аспекты любознательности [Текст]: учеб. пособие / Т. А. Гусева. - Бийск, 2016. - 168 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ