ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие межличностных отношений в психологии и педагогике... 7
1.2. Психологическая характеристика межличностных отношений у
дошкольников 11
1.3. Возможности игровой деятельности в развитии межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОИЫТНО-ИОИСКОВАЯ РАБОТА ПО МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Педагогическая диагностика межличностных отношений у
старших дошкольников 32
2.2. Практика развития межличностных отношений у старших
дошкольников в игровой деятельности 38
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы .... 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
Дошкольный возраст - важный период в развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы, а также у ребенка возникает первая система представлений об окружающем мире, своих возможностях и отношениях с окружающим.
Проблема формирования межличностных отношений дошкольников весьма актуальна и является объектом исследования для многих специалистов, т.к. своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии и социальной адаптации дошкольников. Печальная статистика обращений к психологам свидетельствует о том, что примерно треть из них связана с жалобами на замкнутость и необщительность ребенка.
Нарушения в развитии межличностных отношений, имеющие место в дошкольном возрасте, с высокой долей вероятности могут в будущем проявиться в том, что человек не сможет достичь желаемого, будет конфликтовать с окружающими, не сумеет построить желаемых отношений, как дома, так и на работе. Эти нарушения могут проявиться в различных сферах (познавательной, личностной), что препятствовать общению и увеличивать отстраненность и конфликтность человека.
Во многих случаях даже простое наблюдение за ребенком позволяет выявить наличие нарушений в межличностных отношениях - уход от контактов со сверстниками или постоянные конфликты с ними, драки, жалобы воспитателю и т.д. Однако наблюдение не позволяет выявить причин, которые привели к возникновению нарушений, а без этого все попытки оказать помощь ребенку, как правило, безрезультатны.
Актуальность проблемы исследования побуждает психологов и педагогов к поиску эффективных педагогических условий развития межличностных отношений детей. Основной деятельностью дошкольников является игра. В процессе игры дети должны уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, договариваться для достижения общего результата, т.е. игровая деятельность является оптимальной средой для развития межличностных отношений дошкольников. Однако в последнее время педагогами и психологами все чаще отмечается отсутствие или недоразвитие игры у современных дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике возможности игр в развитии межличностных отношений у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие межличностных отношений в психологии и педагогике;
• дать психологическую характеристику межличностных отношений у дошкольников;
• выявить возможности игровой деятельности в развитии
межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
• провести педагогическую диагностику межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
• реализовать систему деятельности по развитию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
• провести сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
Методологической основой исследования явились психологические и педагогические исследования: по проблеме взаимоотношений дошкольников со сверстниками (Т.В. Антонова, Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Л.В. Пименова, Т.А. Репина, А.П. Усова, С.Г. Якобсон и др.); по исследованию взаимосвязи между игрой и проблемой развития взаимоотношений между детьми (А.К. Бондаренко, Л.П. Бочкарева, Т.Н. Бабаева, М.В. Воробьева, В.Я. Воронова, Р.И. Жуковская и другие).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психологопедагогической литературы и опыта по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, опросы).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» структурное
подразделение «детский сад», с. Талица Сухоложского района Свердловской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Итак, анализ психолого-педагогической литературы и проведенная опытно-поисковая работа по исследованию влияния игровой деятельности детей на развитие их межличностных отношений позволяет нам сделать следующие выводы:
1. К 6-ти годам значительно возрастает количество межличностных контактов детей, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Недоразвитие игровой деятельности дошкольников негативно отражается на их общении и межличностных отношениях. Общение по поводу игры предполагает способность слушать партнера, учитывать его действия, подстраиваться к ним. Нужно уметь не только отстаивать свое, но и договариваться, уступать сверстнику. Игровое сотрудничество формирует эти важнейшие способности.
Игра в дошкольном возрасте является практически единственным содержанием общения сверстников. Они еще не готовы к речевому внеситуативно-личностному общению, и в то же время потребность в сверстнике в дошкольном возрасте достаточно сильна. Сюжет игры и общее воображаемое пространство объединяют детей, создают общее для всех поле интересов, которое они вместе удерживают.
2. Сравнение результатов исследования показало, что:
Наблюдается положительная динамика в изменении социометрического статуса детей.
На контрольном этапе большее количество дошкольников использовало описательные характеристики, чем рассказ о себе. Это позволяет сделать вывод о том, что в процессе игровой деятельности дети обнаружили более выраженную способность воспринимать именно другого человека, а не себя в нем, что безусловно является одной из главных предпосылок нормального развития межличностных отношений.
На контрольном этапе никто из детей не уходил от решения проблемной ситуации и не выбирал жалобу взрослому. Уменьшилось количество детей, предпочитающих агрессивные способы решения конфликтов и увеличилось количество дошкольников, предпочитающих принимать вербальные и продуктивные решения.
Практическая значимость данного исследования для педагогов детского сада заключается в том, что разработанный комплекс игр и проведенное исследование дает нам возможность выделить педагогические условия формирования межличностных отношений у старших дошкольников:
1. Первое условие состоит в том, что формирование отношений между детьми должно строиться на основе взаимных симпатий детей, умении оценивать поведение сверстников и свое, научить детей не допускать грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.
2. Второе условие заключается в том, что при формировании межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста - совместная деятельность, которая оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе.
3. Третьим условием формирования межличностных отношений у старших дошкольников является развитие коммуникативно-речевых навыков. Их сформированность оказывает влияние на формирование межличностных отношений, на самооценку, на развитие личности в целом.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что игровая деятельность способствует развитию межличностных отношений дошкольников.
Цель, поставленная в работе, достигнута, задачи выполнены.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.
• М: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская - М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Антонова, Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре [Текст]: Автореферет дис. к.п.н. М., 1987, 16 с.
4. Бакаева, О. Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников [Текст] / О. Н. Бакаева // Детский сад от А до Я, 2014. - №6. - С. 96 - 100.
5. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л. П. Буева. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.
6. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М.: Аркти, 2011. - 96 с.
7. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / Под ред. Ю. М. Жукова. - М.: Мир, 2010. - 425 с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л. С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 200 с.
9. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду [Текст] / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 144 с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя.
• Ростов-на-Дону: Феникс,1997.- 480с.
11. Золотнякова, А. С. Проблемы психологии общения [Текст] / А. С. Золотнякова. - СПб.: НОВЬ, 2013. - 227 с.
12. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений дошкольников Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. П. Ильин - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
13. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива [Текст]: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский - 2-е изд., доп. И перераб. - Минск : Народная асвета, 1984. - 238 с.
14. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных
отношений [Текст] / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
15. Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с...