ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Общая характеристика познавательной деятельности 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Возможности развития познавательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Методики изучения познавательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2. Результаты диагностики познавательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
48
2.3. Рекомендации по развитию познавательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
В последнее десятилетие педагоги и психологи прошлого и настоящего времени отмечают, что происходит снижение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности, которые находятся на пороге школьного обучения. Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время - это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как сделать так, чтобы вызвать у нынешних детей интерес к познавательной деятельности, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.
Проблеме развития познавательной деятельности посвящены труды многих ученых-педагогов (Г.И. Щукиной, Л.М. Аристовой, М.А. Данилова,) и др. Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к познанию в школе. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г.И. Щукина: «Стимуляция познавательных интересов дошкольников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику» [52, с.295].
В процессе познавательной деятельности с детьми необходимо обеспечивать возможность для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка. Необходимо строить образовательно-игровую деятельность таким образом, чтобы ребенок не просто «усваивал» информацию, а познавал мир, вступал с ним в активный диалог, искал ответы на свои вопросы, не останавливался на достигнутом.
Исследования Т.И. Бабаева, В.В. Смирнова показывают, что многие дошкольники начинают испытывать трудности в учёбе. Основная причина, по мнению ученых, интеллектуальная пассивность детей. Это происходит потому, что многие педагоги под готовностью детей к обучению понимают сформированность у них интеллектуальных умений и знаний и не уделяют время на развитие познавательной деятельности детей.
Выбор темы определен тем, что задача дошкольных образовательных организаций - развивать у детей старшего дошкольного возраста устойчивую потребность (мотивацию) к познанию, потребность к обучению. К сожалению, в настоящее время, мотивация к познавательной деятельности наблюдается не у всех детей. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития мотивации у детей старшего дошкольного возраста к познавательной деятельности и недостаточно разработанным опытом педагогов этой проблемы в методической литературе.
Объектом исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и уточнить в практике возможности развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить методы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
3. Определить исходный уровень развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
4. Составить рекомендации по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, стандартов, программ, учебников, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - тестирование, наблюдение, качественный и количественный анализ проведенных данных.
Базой исследования явилось МКДОУ Байкаловский детский сад № 4 «Богатырь» с. Байкалово, Свердловской области. В опытно-поисковой работе участие принимали дети старшего дошкольного возраста, в количестве 15 человек, из них 8 мальчиков и 7 девочек.
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем работы 54 страниц.
В настоящем исследовании были рассмотрены психологопедагогические основы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. На базе актуальных знаний, теорий о познавательной деятельности, задачей педагога является сформировать корректный познавательный опыт старшего дошкольного возраста к познавательной деятельности. Познавательная деятельность в дошкольном детстве - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь, выступающих компонентами познавательной деятельности. Как показало исследование, развитие познавательной деятельности требует систематичной, целенаправленной работы педагога, организации учебной деятельности по- новому, с интересными заданиями и формами работы.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать возможность развития познавательной деятельности в образовательном процессе у детей старшего дошкольного возраста и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность выделенных методов и приемов. Чтобы достигнуть желаемой цели нами были поставлены ряд задач.
После изучения теоретических основ развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста мы раскрыли психологопедагогическую характеристику познавательной деятельности, сущность познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, а также возможности развития познавательной деятельности старшего дошкольного возраста которые можно применить на практике.
Во время практики мы провели диагностику уровней развития познавательной деятельности, в старшем дошкольном возрасте используя такие методики, как беседы, тестирование и наблюдение.
Для того чтобы повысить уровни развития познавательной деятельности мы использовали упражнения, которые активно внедряли на практике.
Если успешно реализовывать и активно использовать разработанную нами систему упражнений, которая представлена в главе 2 в образовательном процессе будет динамично наблюдаться развитие познавательной деятельности. Это обосновано результатами нашего исследования на констатирующем этапе диагностики: у 1 ребенка (6%)- высокий уровень познавательной деятельности, 7 ребят (47%) - средний уровень, низкий - 7 человек (47%). Исходя из результатов диагностирования благодаря внедрению в практику системы упражнений можно сделать вывод о том, что изменение форм и методов традиционного обучения благоприятно влияет на развитие познавательной деятельности. Таким образом, мы рассмотрели подход к развитию познавательных интересов у детей: в процессе развития познавательной деятельности и путем организации, а также определили условия формирования познавательного интереса и критерии его сформированности.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; предоставление детям самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы; постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности; использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие - либо затруднения; постоянного изучения познавательной деятельности старших дошкольников с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были решены, цель исследования достигнута.
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев.- М.: «Мысль», 1976. - 158 с.
2. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательноисследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. URL: https://moluch.ru/archive/116/31981/ (дата обращения: 29.01.2018).
3. Аксенова, Т. А. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] учеб. пособие для студентов педвузов / Т. А. Аксенова, Л. И. Божович.- М . : Питер; 2008. - 398 с.
4. Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович. - М.: МПА, 1995. - 209 с.
5. Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды [Текст] / П. П. Блонский. - М.: Юрайт, 2016. - 164 с.
6. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации [Текст] / Н. Е. Веракса. - М.: Вестник, 2010. - 53с.
7. Венгер, Л. А. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.
8. Выготский, Л. С. «Общая психология» и «Возрастная психология» [Текст] / Л. С. Выготский - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 - 1008 с.
9. Водовозов, В. И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. И. Водовозов. - М.: Педагогика, 1986. - 480 с.
10. Гуцу, Е. Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению [Текст] / Е.Г. Гуцу.-М.: Начальная школа №1, 2004. -14 с.
11. Горбунова, А. И. Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся [Текст] / А. И. Горбунова. - М.: Просвещение, 2009. - 350с.
12. Гризик Т. И. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т. И. Гризик.-М.: Дошкольное воспитание № 10, 1998. - 22с.
13. Дусавицкий, А. Г. Воспитывая интерес [Текст] / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2004. - 80 с.
14. Давыдова, В. В. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
15. Евдокимова, Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: Дошкольное воспитание № 3, 2003.- 20 с...