РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие «предметно-пространственная развивающая среда» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Характеристика предметно-пространственной развивающей
среды дошкольной образовательной организации 12
1.3. Влияние предметно-пространственной развивающей среды на
развитие детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Требования и принципы организации предметно
пространственной развивающей среды дошкольной образовательной 30 организации
2.2. Анализ предметно-пространственной развивающей среды
дошкольной образовательной организации 38
2.3. Рекомендации по организации предметно-пространственной
развивающей среды в дошкольной образовательной организации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие «предметно-пространственная развивающая среда» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Характеристика предметно-пространственной развивающей
среды дошкольной образовательной организации 12
1.3. Влияние предметно-пространственной развивающей среды на
развитие детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Требования и принципы организации предметно
пространственной развивающей среды дошкольной образовательной 30 организации
2.2. Анализ предметно-пространственной развивающей среды
дошкольной образовательной организации 38
2.3. Рекомендации по организации предметно-пространственной
развивающей среды в дошкольной образовательной организации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Вопросы создания и организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации являются актуальными, так как среда является важным фактором развития детей дошкольного возраста. Дошкольные образовательные организации, имеющие определенную образовательную среду, могут сформировать личность, отличающуюся творческим подходом к решению жизненных и профессиональных проблем, обладающую такими качествами, как активность, самостоятельность, инициативность, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Такая личность легче адаптируется, самоопределяется и самореализуется в быстроменяющихся условиях современного общества. Чтобы достичь этого образовательная среда дошкольной образовательной организации должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования дана подробная характеристика предметнопространственной развивающей среды дошкольной организации (дано ее определение, перечислены положения, которые она обеспечивает), определены принципы (требования) к ее организации, которые должны учитываться в деятельности дошкольной образовательной организации (пункт 3.3) [49].
Вопросы организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации рассмотрены в работах современных исследователей. Таких как, З.И. Береснева, Н.А. Виноградова, Т.В. Волосовец, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Добротворская, Т.Н. Доронова, И.С. Клецина, Е.Л. Кононко, Н.А. Короткова, З.П. Красношлык, Ю.С. Мануй лов, Н.В. Микляева, Л.С. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, В.А. Ясвин и др.
Однако, несмотря на то, что вопросы организации предметнопространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации поднимаются в литературе очень часто, на практике остается нераскрытой проблема развития детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной развивающей среды дошкольной
образовательной организации. Связано это в первую очередь с тем, что практикующие воспитатели и педагоги подходят к созданию предметнопространственной развивающей среды формально, либо просто не до конца понимают ее роль и значимость для полноценного и всестороннего развития ребенка. Кроме того, далеко не всегда материально-техническая база дошкольной организации соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по созданию предметнопространственной развивающей среды.
В современных психолого-педагогических исследованиях
недостаточно изученным остается вопрос о необходимости разработки методических рекомендаций по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с принципами, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Проблема исследования состоит в определении влияния предметнопространственной развивающей среды на общее развитие детей дошкольного возраста и выявлении затруднений в ее организации, возникающих у воспитателей дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между признанием важности развития детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной развивающей среды дошкольной
образовательной организации и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по организации среды.
Данное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: предметно-пространственная развивающая
среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «предметно-пространственная развивающая среда» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику основных компонентов предметнопространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
3. Определить влияние предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста.
4. Рассмотреть требования и принципы организации предметно - пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
5. Проанализировать предметно-пространственную развивающую среду дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение литературы; эмпирические - наблюдение, анализ документации, анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, предложенные материалы и методические рекомендации, могут быть использованы в практической деятельности работниками дошкольного образования для создания предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, эффективной для общего развития детей дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №44 «Светлячок» г. Сысерть Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 источник) и приложений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования дана подробная характеристика предметнопространственной развивающей среды дошкольной организации (дано ее определение, перечислены положения, которые она обеспечивает), определены принципы (требования) к ее организации, которые должны учитываться в деятельности дошкольной образовательной организации (пункт 3.3) [49].
Вопросы организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации рассмотрены в работах современных исследователей. Таких как, З.И. Береснева, Н.А. Виноградова, Т.В. Волосовец, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Добротворская, Т.Н. Доронова, И.С. Клецина, Е.Л. Кононко, Н.А. Короткова, З.П. Красношлык, Ю.С. Мануй лов, Н.В. Микляева, Л.С. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, В.А. Ясвин и др.
Однако, несмотря на то, что вопросы организации предметнопространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации поднимаются в литературе очень часто, на практике остается нераскрытой проблема развития детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной развивающей среды дошкольной
образовательной организации. Связано это в первую очередь с тем, что практикующие воспитатели и педагоги подходят к созданию предметнопространственной развивающей среды формально, либо просто не до конца понимают ее роль и значимость для полноценного и всестороннего развития ребенка. Кроме того, далеко не всегда материально-техническая база дошкольной организации соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по созданию предметнопространственной развивающей среды.
В современных психолого-педагогических исследованиях
недостаточно изученным остается вопрос о необходимости разработки методических рекомендаций по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с принципами, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Проблема исследования состоит в определении влияния предметнопространственной развивающей среды на общее развитие детей дошкольного возраста и выявлении затруднений в ее организации, возникающих у воспитателей дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между признанием важности развития детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной развивающей среды дошкольной
образовательной организации и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по организации среды.
Данное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: предметно-пространственная развивающая
среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «предметно-пространственная развивающая среда» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику основных компонентов предметнопространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
3. Определить влияние предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста.
4. Рассмотреть требования и принципы организации предметно - пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
5. Проанализировать предметно-пространственную развивающую среду дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение литературы; эмпирические - наблюдение, анализ документации, анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, предложенные материалы и методические рекомендации, могут быть использованы в практической деятельности работниками дошкольного образования для создания предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, эффективной для общего развития детей дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №44 «Светлячок» г. Сысерть Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 источник) и приложений.
Проведенное исследование и его результаты показали важность предметно-пространственной среды в развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Создание и организация развивающей предметно-пространственной среды, приближенной к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материальнотехнического оснащения. Однако на кардинальные изменения зачастую не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перерабатывать уже имеющуюся предметно-пространственную развивающую среду. Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить ряд задач.
Для реализации первой задачи был проведен анализ научной и нормативно-правовой литературы по развивающей предметнопространственной среде. В ходе анализа были изучены основополагающие труды, определяющие такие понятия как «среда», «развивающая среда», «предметно-развивающая среда». Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации - это комфортная и безопасная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, потребностями, возможностями и интересами.
Анализ литературы позволил выделить 2 группы характеристик предметно-пространственной среды дошкольной организации:
1) насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность;
2) зонирование - организация Центров, Уголков для видов детской деятельности, названных в ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).
Анализ литературы привел нас к выводу о том, что предметнопространственная среда оказывает большое влияние на общее развитие дошкольников по всем направлениям - социально-коммуникативному, познавательному, интеллектуальному, речевому, художественноэстетическому и физическому в процессе овладения основными и парциальными образовательными программами дошкольного образования.
Для достижения цели исследования был проведен анализ требований и принципов ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде. Основными из них являются: насыщенность, трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды; принципы открытости, гибкого зонирования, динамичности психологической комфортности и эмоционального благополучия, эстетической
привлекательности и учета гендерных различий детей.
Цель нашего практического исследования - выявить эффективность предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 44 «Светлячок» для общего развития детей дошкольного возраста.
Для решения второй задачи проводился комплексный анализ предметно-пространственной развивающей среды МАДОУ - Детский сад №44 «Светлячок» города Сысерть. Он включал:
1. Анализ уровня овладения детьми образовательной программы, по которой работает детский сад, по 5 образовательным областям.
2. Оценка качества и влияния на развитие детей предметнопространственной среды, созданной в каждой возрастной группе детского сада.
3. Анализ планов работы воспитателей, музыкального работника и инструктора по физической культуре.
4. Наблюдение с целью установления, какие зоны (центры) имеются в каждой группе детского сада.
5. Самооценку воспитателями соответствия предметнопространственной развивающей среды групп детского сада принципам ее организации по ФГОС ДО.
6. Анкетирование воспитателей с целью выявить уровень их компетенции по организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.
Проведенный нами анализ предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 44 позволил выявить следующие проблемы,
имеющиеся в ее создании, организации и влиянии на общее развитие воспитанников детского сада:
1) несовершенство трансформируемость среды;
2) слабая полифункциональность;
3) недостаточная вариативность;
4) малая степень насыщенности;
5) недостаточная доступность;
6) малоэффективной организации предметно-пространственной среды в развитии детей разных возрастных групп детского сада по образовательным областям;
7) низкое качество среды в обеспечении возможности для каждого ребенка заняться любимой, интересной для него деятельностью;
8) неполное обеспечение средой положительного эмоционального настроя детей;
9) недостаточно высокий уровень профессиональной компетенции воспитателей и педагогов по созданию и организации предметнопространственной среды в соответствии с требованиями и принципами ФГОС ДО, обеспечивающей общее развитии детей дошкольного возраста.
По результатам анализа предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 44 были разработаны рекомендации для воспитателей по созданию и организации эффективной для общего развития детей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи полностью решены.
Создание и организация развивающей предметно-пространственной среды, приближенной к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материальнотехнического оснащения. Однако на кардинальные изменения зачастую не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перерабатывать уже имеющуюся предметно-пространственную развивающую среду. Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить ряд задач.
Для реализации первой задачи был проведен анализ научной и нормативно-правовой литературы по развивающей предметнопространственной среде. В ходе анализа были изучены основополагающие труды, определяющие такие понятия как «среда», «развивающая среда», «предметно-развивающая среда». Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации - это комфортная и безопасная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, потребностями, возможностями и интересами.
Анализ литературы позволил выделить 2 группы характеристик предметно-пространственной среды дошкольной организации:
1) насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность;
2) зонирование - организация Центров, Уголков для видов детской деятельности, названных в ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).
Анализ литературы привел нас к выводу о том, что предметнопространственная среда оказывает большое влияние на общее развитие дошкольников по всем направлениям - социально-коммуникативному, познавательному, интеллектуальному, речевому, художественноэстетическому и физическому в процессе овладения основными и парциальными образовательными программами дошкольного образования.
Для достижения цели исследования был проведен анализ требований и принципов ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде. Основными из них являются: насыщенность, трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды; принципы открытости, гибкого зонирования, динамичности психологической комфортности и эмоционального благополучия, эстетической
привлекательности и учета гендерных различий детей.
Цель нашего практического исследования - выявить эффективность предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 44 «Светлячок» для общего развития детей дошкольного возраста.
Для решения второй задачи проводился комплексный анализ предметно-пространственной развивающей среды МАДОУ - Детский сад №44 «Светлячок» города Сысерть. Он включал:
1. Анализ уровня овладения детьми образовательной программы, по которой работает детский сад, по 5 образовательным областям.
2. Оценка качества и влияния на развитие детей предметнопространственной среды, созданной в каждой возрастной группе детского сада.
3. Анализ планов работы воспитателей, музыкального работника и инструктора по физической культуре.
4. Наблюдение с целью установления, какие зоны (центры) имеются в каждой группе детского сада.
5. Самооценку воспитателями соответствия предметнопространственной развивающей среды групп детского сада принципам ее организации по ФГОС ДО.
6. Анкетирование воспитателей с целью выявить уровень их компетенции по организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.
Проведенный нами анализ предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 44 позволил выявить следующие проблемы,
имеющиеся в ее создании, организации и влиянии на общее развитие воспитанников детского сада:
1) несовершенство трансформируемость среды;
2) слабая полифункциональность;
3) недостаточная вариативность;
4) малая степень насыщенности;
5) недостаточная доступность;
6) малоэффективной организации предметно-пространственной среды в развитии детей разных возрастных групп детского сада по образовательным областям;
7) низкое качество среды в обеспечении возможности для каждого ребенка заняться любимой, интересной для него деятельностью;
8) неполное обеспечение средой положительного эмоционального настроя детей;
9) недостаточно высокий уровень профессиональной компетенции воспитателей и педагогов по созданию и организации предметнопространственной среды в соответствии с требованиями и принципами ФГОС ДО, обеспечивающей общее развитии детей дошкольного возраста.
По результатам анализа предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 44 были разработаны рекомендации для воспитателей по созданию и организации эффективной для общего развития детей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи полностью решены.
Подобные работы
- Развитие эстетического вкуса обучающихся
средствами предметно-пространственной среды
(на примере кабинета изобразительного искусства)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Управление экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Создание предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические основы создания дизайн-проекта интерьера
класса творчества для детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИГРОВОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБОГАЩЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016





