Природоведческие экскурсии как условие формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ 7
1.1. Особенности экологического образования дошкольников 7
1.2. Сущностная характеристика понятия бережного отношения к
природе у детей дошкольного возраста 16
1.3. Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика сформированное™ бережного отношения к
природе у детей дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 32
2.2. Внедрение природоведческих экскурсий как условие
формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста 36
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе у
детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ 7
1.1. Особенности экологического образования дошкольников 7
1.2. Сущностная характеристика понятия бережного отношения к
природе у детей дошкольного возраста 16
1.3. Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика сформированное™ бережного отношения к
природе у детей дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 32
2.2. Внедрение природоведческих экскурсий как условие
формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста 36
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе у
детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность исследования. В современных условиях, необходимость экологического образования приобретает особую остроту и актуальность. Дело не только в научно-техническом прогрессе, но и в самом человеке. Мы стали оторваны от природы, мы «дети больших городов и огромных супермаркетов», нам не нужно прислушиваться к матушке- природе, чтоб она одарила нас урожаем, мы научились заменять данное природой на то, что создано руками человека. О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». Нас не удивляют и не шокируют озоновые дыры, глобальное потепление, кислотные дожди, частые землетрясения и наводнения. Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек - это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при формировании экологического образования, которое начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей бережное отношение к природе, необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение детей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, природе, родному городу.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой формируется любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, являются природоведческие экскурсии. В процессе природоведческих экскурсий ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции. А это и есть начало и основа формирования бережного отношения к природе. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются работы отечественных педагогов Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Тихеева, С. Н. Николаева, С. Н. Нифонтова.
Проблема исследования: отсутствие целостной системы формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, недостаточная изученность педагогических условий: не определен комплекс природоведческих экскурсий, который поспособствовал бы эффективному формированию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, определили выбор темы исследования: «Природоведческие экскурсии как условие формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность природоведческих экскурсий в детском саду как сферы развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования - природоведческие экскурсии как форма становления бережного отношения к природе детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть особенности экологического образования детей в детском саду.
2. Рассмотреть сущностные характеристики понятия бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать опытно-поисковую работу по формированию
бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: библиографический метод (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования), метод обработки результатов исследования - количественный и качественный анализ.
База исследования. Опытно - экспериментальная работа велась на базе МБДОУ «Детский сад № 83» г. Каменск-Уральский. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет в составе 10 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы составляет 46 страниц, список литературы включает 62 источника.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей бережное отношение к природе, необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение детей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, природе, родному городу.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой формируется любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, являются природоведческие экскурсии. В процессе природоведческих экскурсий ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции. А это и есть начало и основа формирования бережного отношения к природе. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются работы отечественных педагогов Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Тихеева, С. Н. Николаева, С. Н. Нифонтова.
Проблема исследования: отсутствие целостной системы формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, недостаточная изученность педагогических условий: не определен комплекс природоведческих экскурсий, который поспособствовал бы эффективному формированию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, определили выбор темы исследования: «Природоведческие экскурсии как условие формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность природоведческих экскурсий в детском саду как сферы развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования - природоведческие экскурсии как форма становления бережного отношения к природе детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть особенности экологического образования детей в детском саду.
2. Рассмотреть сущностные характеристики понятия бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать опытно-поисковую работу по формированию
бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: библиографический метод (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования), метод обработки результатов исследования - количественный и качественный анализ.
База исследования. Опытно - экспериментальная работа велась на базе МБДОУ «Детский сад № 83» г. Каменск-Уральский. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет в составе 10 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы составляет 46 страниц, список литературы включает 62 источника.
Глубокий и всесторонний анализ сложившегося в современном мире характера взаимоотношений человека и природы привёл учёных к выводу о необходимости экологического образования всего населения. Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности. Человечество обязано гарантировать сохранность природной среды, необходимой для выживания последующих поколений.
В ходе анализа были выявлены особенности экологического образования дошкольников. Передовые отечественные педагоги внесли свой вклад в исследование, анализ и решение проблемы по формированию экологического образования уже в дошкольном возрасте. Это такие, как Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Тихеева, С. Н. Николаева, С. Н. Нифонтова, В. В. Логинова, П. Т. Саморукова, М. К. Ибраимова, З. П. Плохий, Г. В. Кирикэ, Н. В. Виноградова, В. Г. Фокина, Т. А. Маркова. Выяснено, что именно природоведческие экскурсии являются одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которых происходит формирование любви и эстетического отношения к природе, удовлетворение познавательных потребностей ребенка, понимание того, как взаимосвязаны между собой социум и природа, как важны и многообразны ценности нашей планеты.
Были рассмотрены психологические особенности детей. Выявлено, что уже у старших дошкольников появляется стремление к решению новых, более сложных природоведческих задач, складывается первоначальная экологическая картина мира, в которой они учатся действовать. Познание экологической культуры происходит в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе экскурсии и игре, где ребёнок усваивает элементарные представления о явлениях природы, бережном отношении к природе, правилах поведения в природе и т. д.
Рассмотренные природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, сочетают в себе богатый наглядный материал, который подкреплен научными знаниями педагога, и непосредственный контакт при взаимодействии с живыми объектами природы в различных формах освоения правил охраны труда. Все это способствует более убедительному процессу погружения в природу: активной исследовательской деятельности
дошкольников, развитию познавательного интереса, воспитанию основных моральных человеческих ценностей - сопереживание, отзывчивость, доброта, уважение к человеческому труду, заботливое и бережное отношение к окружающим объектам природы. Также это связано с энергичным движением и укреплением физического здоровья детей.
Была проведена диагностика, целью которой было измерение и анализ исходного уровня сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Для этого было проведено исследование по формированию представлений бережного отношения к природе у детей подготовительной к школе группы. В ходе исследования выявлены уровни сформированности бережного отношения к природе у дошкольников: количественный анализ результатов показал, что у некоторых детей природа воспринимается только как объект красоты (эстетическая установка) - 57 %; природа воспринимается как объект пользы (польза) - 30 %; природа, воспринимается как объект изучения (когнитивная установка) - 13 %; и ни у кого из детей природа не воспринимается как объект охраны (этическая установка) - 0 %.
Качественный анализ результатов показал, что наиболее легким для детей оказалось видеть красоту природы - 57 %. Трудным оказалось для детей воспринимать природу как объект охраны - 0 %.
Показатели «говорят» о довольно низком уровне развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам диагностики были разработаны и апробированы мероприятия внедрения природоведческих экскурсий как условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного
возраста: обозначены требования к организации и проведения экскурсий, к отбору сведений об окружающем, тематический план экскурсий и т. д. Также выделены условия эффективности и привлекательности экскурсий как условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста:
1. Учет возрастных особенностей детей.
2. Благоприятное время для проведения экскурсии.
3. Активное участие родителей.
4. Естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением, удовлетворение познавательного интереса детей, касающегося социальной и природной сфер микрорайона, отдельных страниц истории и культуры родного города - малой родины.
5. Продвижение от опыта к знанию.
6. Обязательное соблюдение мер безопасности.
На заключительном этапе опытно - экспериментальной работы была проведена повторная диагностика. Анализ результатов показал положительную динамику.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель достигнута. Однако нельзя считать проблему исчерпанной, так как экологическое образование - неисчерпаемый источник для развития ребенка.
В ходе анализа были выявлены особенности экологического образования дошкольников. Передовые отечественные педагоги внесли свой вклад в исследование, анализ и решение проблемы по формированию экологического образования уже в дошкольном возрасте. Это такие, как Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Тихеева, С. Н. Николаева, С. Н. Нифонтова, В. В. Логинова, П. Т. Саморукова, М. К. Ибраимова, З. П. Плохий, Г. В. Кирикэ, Н. В. Виноградова, В. Г. Фокина, Т. А. Маркова. Выяснено, что именно природоведческие экскурсии являются одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которых происходит формирование любви и эстетического отношения к природе, удовлетворение познавательных потребностей ребенка, понимание того, как взаимосвязаны между собой социум и природа, как важны и многообразны ценности нашей планеты.
Были рассмотрены психологические особенности детей. Выявлено, что уже у старших дошкольников появляется стремление к решению новых, более сложных природоведческих задач, складывается первоначальная экологическая картина мира, в которой они учатся действовать. Познание экологической культуры происходит в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе экскурсии и игре, где ребёнок усваивает элементарные представления о явлениях природы, бережном отношении к природе, правилах поведения в природе и т. д.
Рассмотренные природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, сочетают в себе богатый наглядный материал, который подкреплен научными знаниями педагога, и непосредственный контакт при взаимодействии с живыми объектами природы в различных формах освоения правил охраны труда. Все это способствует более убедительному процессу погружения в природу: активной исследовательской деятельности
дошкольников, развитию познавательного интереса, воспитанию основных моральных человеческих ценностей - сопереживание, отзывчивость, доброта, уважение к человеческому труду, заботливое и бережное отношение к окружающим объектам природы. Также это связано с энергичным движением и укреплением физического здоровья детей.
Была проведена диагностика, целью которой было измерение и анализ исходного уровня сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Для этого было проведено исследование по формированию представлений бережного отношения к природе у детей подготовительной к школе группы. В ходе исследования выявлены уровни сформированности бережного отношения к природе у дошкольников: количественный анализ результатов показал, что у некоторых детей природа воспринимается только как объект красоты (эстетическая установка) - 57 %; природа воспринимается как объект пользы (польза) - 30 %; природа, воспринимается как объект изучения (когнитивная установка) - 13 %; и ни у кого из детей природа не воспринимается как объект охраны (этическая установка) - 0 %.
Качественный анализ результатов показал, что наиболее легким для детей оказалось видеть красоту природы - 57 %. Трудным оказалось для детей воспринимать природу как объект охраны - 0 %.
Показатели «говорят» о довольно низком уровне развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам диагностики были разработаны и апробированы мероприятия внедрения природоведческих экскурсий как условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного
возраста: обозначены требования к организации и проведения экскурсий, к отбору сведений об окружающем, тематический план экскурсий и т. д. Также выделены условия эффективности и привлекательности экскурсий как условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста:
1. Учет возрастных особенностей детей.
2. Благоприятное время для проведения экскурсии.
3. Активное участие родителей.
4. Естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением, удовлетворение познавательного интереса детей, касающегося социальной и природной сфер микрорайона, отдельных страниц истории и культуры родного города - малой родины.
5. Продвижение от опыта к знанию.
6. Обязательное соблюдение мер безопасности.
На заключительном этапе опытно - экспериментальной работы была проведена повторная диагностика. Анализ результатов показал положительную динамику.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель достигнута. Однако нельзя считать проблему исчерпанной, так как экологическое образование - неисчерпаемый источник для развития ребенка.
Подобные работы
- Формирование бережного отношения к природе у учащихся средствами природоведческих экскурсий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Игра как средство для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2025 - Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГРАФИЧЕСКОГО И УСЛОВНО-СХЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Дидактические условия формирования эколого-эстетического отношения к природе у дошкольника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



