Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Природоведческие экскурсии как условие формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Работа №97085

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11892
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ 7
1.1. Особенности экологического образования дошкольников 7
1.2. Сущностная характеристика понятия бережного отношения к
природе у детей дошкольного возраста 16
1.3. Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика сформированное™ бережного отношения к
природе у детей дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 32
2.2. Внедрение природоведческих экскурсий как условие
формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста 36
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе у
детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Актуальность исследования. В современных условиях, необходимость экологического образования приобретает особую остроту и актуальность. Дело не только в научно-техническом прогрессе, но и в самом человеке. Мы стали оторваны от природы, мы «дети больших городов и огромных супермаркетов», нам не нужно прислушиваться к матушке- природе, чтоб она одарила нас урожаем, мы научились заменять данное природой на то, что создано руками человека. О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». Нас не удивляют и не шокируют озоновые дыры, глобальное потепление, кислотные дожди, частые землетрясения и наводнения. Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек - это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при формировании экологического образования, которое начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей бережное отношение к природе, необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение детей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, природе, родному городу.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой формируется любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, являются природоведческие экскурсии. В процессе природоведческих экскурсий ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции. А это и есть начало и основа формирования бережного отношения к природе. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются работы отечественных педагогов Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Тихеева, С. Н. Николаева, С. Н. Нифонтова.
Проблема исследования: отсутствие целостной системы формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, недостаточная изученность педагогических условий: не определен комплекс природоведческих экскурсий, который поспособствовал бы эффективному формированию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, определили выбор темы исследования: «Природоведческие экскурсии как условие формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность природоведческих экскурсий в детском саду как сферы развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования - природоведческие экскурсии как форма становления бережного отношения к природе детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть особенности экологического образования детей в детском саду.
2. Рассмотреть сущностные характеристики понятия бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать опытно-поисковую работу по формированию
бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: библиографический метод (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования), метод обработки результатов исследования - количественный и качественный анализ.
База исследования. Опытно - экспериментальная работа велась на базе МБДОУ «Детский сад № 83» г. Каменск-Уральский. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет в составе 10 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы составляет 46 страниц, список литературы включает 62 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Глубокий и всесторонний анализ сложившегося в современном мире характера взаимоотношений человека и природы привёл учёных к выводу о необходимости экологического образования всего населения. Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности. Человечество обязано гарантировать сохранность природной среды, необходимой для выживания последующих поколений.
В ходе анализа были выявлены особенности экологического образования дошкольников. Передовые отечественные педагоги внесли свой вклад в исследование, анализ и решение проблемы по формированию экологического образования уже в дошкольном возрасте. Это такие, как Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Тихеева, С. Н. Николаева, С. Н. Нифонтова, В. В. Логинова, П. Т. Саморукова, М. К. Ибраимова, З. П. Плохий, Г. В. Кирикэ, Н. В. Виноградова, В. Г. Фокина, Т. А. Маркова. Выяснено, что именно природоведческие экскурсии являются одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которых происходит формирование любви и эстетического отношения к природе, удовлетворение познавательных потребностей ребенка, понимание того, как взаимосвязаны между собой социум и природа, как важны и многообразны ценности нашей планеты.
Были рассмотрены психологические особенности детей. Выявлено, что уже у старших дошкольников появляется стремление к решению новых, более сложных природоведческих задач, складывается первоначальная экологическая картина мира, в которой они учатся действовать. Познание экологической культуры происходит в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе экскурсии и игре, где ребёнок усваивает элементарные представления о явлениях природы, бережном отношении к природе, правилах поведения в природе и т. д.
Рассмотренные природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, сочетают в себе богатый наглядный материал, который подкреплен научными знаниями педагога, и непосредственный контакт при взаимодействии с живыми объектами природы в различных формах освоения правил охраны труда. Все это способствует более убедительному процессу погружения в природу: активной исследовательской деятельности
дошкольников, развитию познавательного интереса, воспитанию основных моральных человеческих ценностей - сопереживание, отзывчивость, доброта, уважение к человеческому труду, заботливое и бережное отношение к окружающим объектам природы. Также это связано с энергичным движением и укреплением физического здоровья детей.
Была проведена диагностика, целью которой было измерение и анализ исходного уровня сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Для этого было проведено исследование по формированию представлений бережного отношения к природе у детей подготовительной к школе группы. В ходе исследования выявлены уровни сформированности бережного отношения к природе у дошкольников: количественный анализ результатов показал, что у некоторых детей природа воспринимается только как объект красоты (эстетическая установка) - 57 %; природа воспринимается как объект пользы (польза) - 30 %; природа, воспринимается как объект изучения (когнитивная установка) - 13 %; и ни у кого из детей природа не воспринимается как объект охраны (этическая установка) - 0 %.
Качественный анализ результатов показал, что наиболее легким для детей оказалось видеть красоту природы - 57 %. Трудным оказалось для детей воспринимать природу как объект охраны - 0 %.
Показатели «говорят» о довольно низком уровне развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам диагностики были разработаны и апробированы мероприятия внедрения природоведческих экскурсий как условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного
возраста: обозначены требования к организации и проведения экскурсий, к отбору сведений об окружающем, тематический план экскурсий и т. д. Также выделены условия эффективности и привлекательности экскурсий как условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста:
1. Учет возрастных особенностей детей.
2. Благоприятное время для проведения экскурсии.
3. Активное участие родителей.
4. Естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением, удовлетворение познавательного интереса детей, касающегося социальной и природной сфер микрорайона, отдельных страниц истории и культуры родного города - малой родины.
5. Продвижение от опыта к знанию.
6. Обязательное соблюдение мер безопасности.
На заключительном этапе опытно - экспериментальной работы была проведена повторная диагностика. Анализ результатов показал положительную динамику.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель достигнута. Однако нельзя считать проблему исчерпанной, так как экологическое образование - неисчерпаемый источник для развития ребенка.



1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом [Текст] : экол. воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
2. Ашиков, В. И. Семицветик [Текст] : программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. - М. : Пед. о-во России, 2015. - 192 с.
3. Бабылева, Л. Д. К природе - с добротой [Текст] / Л. Д. Бабылева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38- 44.
4. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст] : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : Учитель, 2004. - 190 с.
5. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Н. Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 1980. - 111 с.
6. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада [Текст] : познават. развитие : практ. пособие для воспитателей и методистов / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж : Учитель, 2014. - 36 с.
7. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения [Текст] / под ред. П. Н. Груздева, Ш. И. Ганелина. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 356 с.
8. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! [Текст] : :
перспектив. план работы по формированию экол. культуры у детей дошкол. возраста / О. А. Воронкевич. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 496 с.
9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития : хрестоматия. - СПб., 2001. - С. 56-79.
10. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : курс лекций для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Гончарова. - Нижневартовск : Изд-во Нижневартов. гос. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
11. Гончарова, Е. В. Экология для малышей [Текст] : регион. программа экол. образования дошкольников / Е. В. Гончарова. - Тюмень : [б. и.], 2000. - 143 с.
12. Гризик, А. Т. Познаю мир: предметы вокруг нас [Текст] : развивающая кн. для детей мл. дошкол. возраста / Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2006. - 32 с.
13. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. С. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 480 с.
14. Детство [Текст] : пример. основ. общеобразоват. программа дошкол. образования / О. В. Акулова [ и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им.
А. И. Герцена ; науч. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 523 с.
15. Жарков, Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр [Текст] / Г.В. Жарков. - Владимир : Изд-во ВГУ, 2006. - 377 с.
16. Журавлева, В. Н. Экология для старших дошкольников [Текст] : метод. пособие для педагогов дошкол. учреждений / В. Н. Журавлева. - Волгоград : Учитель, 2017. - 214 с.
17. Зверев, А. Т. Экология: наблюдаем и изучаем [Текст] : для дошкол. учреждений и 1 кл. нач. шк. / А. Т Зверев. - М. : Оникс, 2006. - 48 с.
18. Зебзеева, В. О формах и методах экологического воспитания [Текст] / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.- С. 45-49.
19. Зенина, Т. А. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Т. А. Зенина // Обруч. - 2004. - № 7. - С. 10-12.
20. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 3-10.
21. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому
воспитанию [Текст] / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. -2004.- № 7. - С. 10-15.
22. Игра в тренинге [Текст] : возможности игрового взаимодействия / Е. А. Леванова [и др.]. - СПб. : Питер, 2008. - 208 с.
23. Каменева, Л. А. Мир природы и ребёнок [Текст] : методика экол. воспитания дошкольников : учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева ; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.
24. Киселева, Г. М. Основные направления экологического воспитания в детском саду [Текст] / Г. М. Киселева // Инновационные компоненты проблемы воспитания и развития личности дошкольника : материалы науч.- практ. конф., март 1995 г. - Шадринск, 1995. - С. 117-122.
25. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст] : метод. пособие / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 с,
26. Кондратьева, Н. Н. Мы [Текст] : программа экол. образования детей / Н. Н. Кондратьева. - СПб. : ДЕТСТВО-РЕСС, 2006. - 204 с.
27. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] : ст. дошкол. возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М. : Пед. о-во России,2005.- 112 с.
28. Лыкова, И. А., Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова. - М. : Цвет. мир, 2014. - 144 с.
29. Маневцова, Л. И. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности [Текст] / Л. И. Маневцева. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. - С. 38-41.
30. Миркин, Б. М. Основы общей экологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. - М. : Унив. кн., 2005. - 240 с.
31. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов /
B. С. Мухина. - М. : Академия, 1999. - 456 с.
32. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2005. - Кн. 2 : Психология образования. - 606 с.
33. Никандров, В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии [Текст] : учеб. пособие / В. В. Никандров. - СПб. : Речь, 2002). - 103 с.
34. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2001. - 184 с.
35. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду [Текст] : метод. пособие /
C. Н. Николаева. - М. : Пед. о-во России, 2003. - 80 с
36. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 336 с.
37. Николаева. С. Н. Эколог в детском саду [Текст] : программа повышения квалификации дошкол. работников / С. Н. Николаева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004. - 120 с.
38. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : программа экол. воспитания в дет. саду / С. Н. Николаева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 122 с.
39. Нифонтова, С. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. Н. Нифонтова, О. А. Гаштова, Л. Н. Жук. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 96 с.
40. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / общ. ред. А. П. Астахов ; сост. Е. С. Рапацевич . - Минск : Соврем. шк., 2010 . - 927 с.
41. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Рогов [и др.] ; под ред. Е. И. Рогова. - Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2010. - 560 с.
42. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / А. Т. Кобзарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2014. - 167 с.
43. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] : метод. рекомендации для педагогов ДОУ / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2008. - 64 с.
44. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. - М. :. ВЛАДОС, 1996. - 432 с.
45. Попова, Т. И. Мир вокруг нас [Текст] : материалы комплекс. программы культур-экол. образования детей дошкол. возраста / Т. И. Попо¬ва. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 189 с.
46. Прохорова, Л. Н. Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Прохорова // Обруч. - 2003. - № 5. - С. 4-8.
47. Ребенок в мире поиска [Текст] : программа по орг. поисковой деятельности детей дошкол возраста / под ред. О. В. Дыбиной. - М. : Сфера, 2009. - 64 с.
48. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской
Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL : http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.04.2018).
49. Российская Федерация. Президент. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 19 апр. 2017 г. № 176. - URL : https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71559074/ (дата обращения: 03.01.2018).
50. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. - URL : http:
//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 06.04.2018).
51. Рыжова, Н. А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду» [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Первое сент., 2006. - 72 с.
52. Рыжова, Н. А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. -2000.-№ 9. - С. 40-46.
53. Рыжова, И. А. Я и природа [Текст] : учеб.-метод. комплект по экол. образованию дошкольников / И. А. Рыжова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. - 56 с.
54. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 101 с.
55. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 111 с.
56. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 154 с.
57. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия,2001.- 336 с.
58. Шварева, Н. В. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] / Н. В. Шварева, Н. И. Третьякова // Концепт. - 2016. - Т. 46. - С.. 434-438. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=27399302(дата обращения: 12/04 2018).
59. Экология и экономика природопользования [Текст] : учеб. для студентов вузов / Э. В. Гирусов [и др.]. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 519 с.
60. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2007. - 283 с.
61. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 438 с.
62. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2000. - 456 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ