Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97081

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие интеллекта и интеллектуальных умений в
психологии 6
1.2. Психологические особенности интеллектуальных умений у
детей дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования интеллектуальных
умений у детей среднего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Педагогическая диагностика интеллектуальных умений у
детей среднего дошкольного возраста 29
2.2. Приёмы формирования интеллектуальных умений у детей
среднего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня
сформированности интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86

Развитие дошкольной образовательной сферы на современном этапе во многом определяется социально-экономической ситуацией, изменением целей и задач дошкольного образования, обновлением его содержания и внедрением личностно-ориентированных технологий, что требуют от педагогов поиска новых методов, приемов, форм обучения, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В современных условиях умственное развитие дошкольника, формирование и развитие у него базовых интеллектуальных умений представляет собой актуальную проблему теории и практики обучения. Значимость формирования интеллектуальных умений в наиболее яркой форме проявляется на начальной стадии обучения, так как дошкольный возраст является сенситивным периодом для их становления.
Проблема интеллектуального развития ребёнка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. Теоретические основы решения проблемы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, C.JI. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.) При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности к способам его стимулирования с учётом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала. Проводились и продолжают проводиться психолого­педагогические исследования (Ш.А. Амонашвили, К.В. Бардин, И.И. Будницкая, А.Л. Венгер, Н.В. Виноградова, В.Н. Давидович, JI.E. Журова, Ю.Ф. Змановский, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, Б.П. Никитин, Г.В. Селихова, Л.Г. Тамбовцева, Д.Б. Эльконин и др.) процессов воспитания и развития интеллекта детей в процессе подготовки их к дальнейшей учёбе, труду, жизни в социуме.
Развитие ребёнка происходит в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра, способствующая развитию необходимых ребенку в дальнейшей жизни психических процессов и новообразований, которые, в контексте теорий ближайшего и перспективного развития ребенка, порождают мотивы новых видов деятельности ребенка.
Возрастные особенности детей 4-5 лет требуют использования игровой формы деятельности. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Неоднократное самостоятельное выполнение практических действий с применением дидактического материала обеспечивает выработку интеллектуальных умений и навыков, которые используются и в других видах деятельности. Поэтому проблемой исследования было определение содержания и приёмов формирования интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста.
Это положение определило тему нашей работы «Формирование интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически определить и апробировать на практике педагогические приёмы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Объектом исследования: формирование интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические приёмы формирования
интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Реализация поставленной задачи предполагает решение следующих задач:
1. Дать понятие интеллекта, интеллектуальных умений в психологии.

интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста.
3. Осуществить педагогическую диагностику интеллектуальных
умений у детей среднего дошкольного возраста.
4. Реализовать педагогические приёмы формирования
интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста на практике.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого­педагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности), количественный и качественный анализ данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения НГО структурного подразделения- детский сад «Страна чудес» детский сад общеразвивающего вида №13 «Золотой ключик», город Новоуральск Свердловской области. В исследовании приняло участие 20 детей среднего дошкольного возраста.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В научной психологии понятие интеллект рассматривается, как устойчивая структура умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.
Интеллектуальные умения определяются как "мыслительные» действия, с помощью которых осуществляется познание: операции анализа, синтеза, сравнения, дедукции, индукции и т. д.; приемы запоминания, воспроизведения и припоминания знаний (В.С. Безрукова, В.И. Логинова, Л.Г. Семушина); рациональные приемы той или иной мыслительной операции, используемой при решении познавательных задач (Н.А. Менчинская).
В дошкольном возрасте происходит формирование всех познавательных психических процессов: от развития психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта до развития высших психических процессов. Развитие интеллектуальных умений и навыков в дошкольном возрасте протекает как процесс формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне), развиваясь, интеллектуальные умения и навыки начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.
Одной из важных задач в дошкольном возрасте является развитие интеллектуальных умений и навыков у дошкольников, которые формируются в ходе совместной деятельности ребёнка и взрослого, общения, освоении ими общественного опыта, поэтапного формирования действий при целенаправленном, систематическом обучении, учитывая возрастные особенности детей.
Интеллектуальные умения являются основным показателем
умственного развития детей. Умения анализа, сравнения, обобщения, классификации, планирования, рассуждения и др. позволяют детям творчески выполнять познавательную деятельность. Несвоевременность начала формирования интеллектуальных умений или недостаточный уровень их развития, замедляют интеллектуальное, умственное развитие ребёнка, отрицательно влияют на адаптированность к обучению в школе и к условиям окружающей жизни.
Результативность формирования интеллектуальных умений может быть усилена при соблюдении следующих педагогических условий: утверждение субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и детьми; оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной творческой деятельности при доминировании последней; использование
индивидуального и дифференцированного подходов, способствующих актуализации интеллектуальных возможностей ребенка.
Управление процессом формирования интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста - деятельность педагога, способного с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, планировать и организовывать педагогически целесообразную систему работы, анализировать и прогнозировать способы взаимодействия с детьми, направленные на их дальнейшее интеллектуальное развитие.
Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.
Формирование интеллектуальных умений осуществляется в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. Этому способствует построение образовательного процесса с использованием разнообразных практических, наглядных, словесных и игровых методов и приёмов обучения, используемых в различных сочетаниях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также цели, задач и содержания обучения на данном этапе; создание развивающей среды, включающей в себя разнообразные средства для развития интеллектуальных умений: дидактические игры, различные виды конструкторов и строительного материала, познавательно-игровые пособия ориентированные на обогащение интегративного освоения детьми представлений и интеллектуальных умений; предоставление каждому ребенку возможности для его самовыражения и саморазвития, оказание помощи в реализации замыслов, подсказанных предметным материалом, не навязывая учебных задач; удовлетворение потребности актуального, ближайшего и перспективного интеллектуального развития ребенка, как показателя уровня общего умственного развития; активное взаимодействие с родителями по данному направлению и включение их в образовательный процесс.
Применение педагогических приёмов, развивающих упражнений, дидактических игр в совместной образовательной деятельности детей, а также внесение логических, развивающих, интеллектуальных игр в предметно-пространственную среду группы для самостоятельного использования детьми, стимулирует умственную деятельность детей, повышает уровень развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста, что подтверждается результатами проведённой опытно-поисковой работы.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что деятельность по формированию интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста важна сама по себе как составная часть общего психического развития ребёнка и как важный компонент подготовки к школе, к дальнейшему обучению.
Цель и задачи исследования полностью реализованы.


1. Авдулова, Т. П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст] / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова. - ООО Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС, 2016. - 316 с.
2. Айзенк, Г. Ю. Интеллект : новый взгляд [Текст] / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. № 1. - С. 111 - 131.
3. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / Под ред. М. К. Акимовой. - СПб. : Питер, 2005. - 303 с.
4. Арсентьева, В. П. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника [Текст] / В. П. Арсентьева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. №5. - С.80 - 85.
5. Бакаева, О. Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Н. Бакаева ; Елецкий гос. пед. ин-т. - Елец, 2000. - 206 с.
6. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний) : Модифицированная психодиагностическая методика : Руководство по использованию [Текст] : Изд. 3-е, стереотип. / Н. Л. Белопольская. - М., 2009. - 56 с.
7. Белопольская, Н. Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 4-6 лет [Текст] / Сост. Н. Л. Белопольская. - М. : Когито- Центр, 2007. - 24 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
9. Бунеев, Р. Н. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» [Текст] / Под. ред. Р. Н. Бунеева. - М. : Баласс, 2016. - 528 с.
10. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская ; сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. - 127 с.
11. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Н. Е. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. - 354 с.
12. Верещагина, Н. В. Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет). ФГОС [Текст] / Н. В. Верещагина. - Издательство: Детство - Пресс, 2015. - 16 с.
13. Воронина, Л. В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Воронина, Н. А. Травина, Е. А. Утюмова. - Екатеринбург, 2010. - 368 с.
14. Влияние дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Новые веяния в педагогике : http : // www.eduinfluence.ru/
15. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. С. 1-36, 453-503...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ