ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие интеллекта и интеллектуальных умений в
психологии 6
1.2. Психологические особенности интеллектуальных умений у
детей дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования интеллектуальных
умений у детей среднего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Педагогическая диагностика интеллектуальных умений у
детей среднего дошкольного возраста 29
2.2. Приёмы формирования интеллектуальных умений у детей
среднего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня
сформированности интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
Развитие дошкольной образовательной сферы на современном этапе во многом определяется социально-экономической ситуацией, изменением целей и задач дошкольного образования, обновлением его содержания и внедрением личностно-ориентированных технологий, что требуют от педагогов поиска новых методов, приемов, форм обучения, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В современных условиях умственное развитие дошкольника, формирование и развитие у него базовых интеллектуальных умений представляет собой актуальную проблему теории и практики обучения. Значимость формирования интеллектуальных умений в наиболее яркой форме проявляется на начальной стадии обучения, так как дошкольный возраст является сенситивным периодом для их становления.
Проблема интеллектуального развития ребёнка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. Теоретические основы решения проблемы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, C.JI. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.) При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности к способам его стимулирования с учётом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала. Проводились и продолжают проводиться психологопедагогические исследования (Ш.А. Амонашвили, К.В. Бардин, И.И. Будницкая, А.Л. Венгер, Н.В. Виноградова, В.Н. Давидович, JI.E. Журова, Ю.Ф. Змановский, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, Б.П. Никитин, Г.В. Селихова, Л.Г. Тамбовцева, Д.Б. Эльконин и др.) процессов воспитания и развития интеллекта детей в процессе подготовки их к дальнейшей учёбе, труду, жизни в социуме.
Развитие ребёнка происходит в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра, способствующая развитию необходимых ребенку в дальнейшей жизни психических процессов и новообразований, которые, в контексте теорий ближайшего и перспективного развития ребенка, порождают мотивы новых видов деятельности ребенка.
Возрастные особенности детей 4-5 лет требуют использования игровой формы деятельности. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Неоднократное самостоятельное выполнение практических действий с применением дидактического материала обеспечивает выработку интеллектуальных умений и навыков, которые используются и в других видах деятельности. Поэтому проблемой исследования было определение содержания и приёмов формирования интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста.
Это положение определило тему нашей работы «Формирование интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически определить и апробировать на практике педагогические приёмы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Объектом исследования: формирование интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические приёмы формирования
интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Реализация поставленной задачи предполагает решение следующих задач:
1. Дать понятие интеллекта, интеллектуальных умений в психологии.
интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста.
3. Осуществить педагогическую диагностику интеллектуальных
умений у детей среднего дошкольного возраста.
4. Реализовать педагогические приёмы формирования
интеллектуальных умений у детей среднего дошкольного возраста на практике.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психологопедагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности), количественный и качественный анализ данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения НГО структурного подразделения- детский сад «Страна чудес» детский сад общеразвивающего вида №13 «Золотой ключик», город Новоуральск Свердловской области. В исследовании приняло участие 20 детей среднего дошкольного возраста.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В научной психологии понятие интеллект рассматривается, как устойчивая структура умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.
Интеллектуальные умения определяются как "мыслительные» действия, с помощью которых осуществляется познание: операции анализа, синтеза, сравнения, дедукции, индукции и т. д.; приемы запоминания, воспроизведения и припоминания знаний (В.С. Безрукова, В.И. Логинова, Л.Г. Семушина); рациональные приемы той или иной мыслительной операции, используемой при решении познавательных задач (Н.А. Менчинская).
В дошкольном возрасте происходит формирование всех познавательных психических процессов: от развития психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта до развития высших психических процессов. Развитие интеллектуальных умений и навыков в дошкольном возрасте протекает как процесс формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне), развиваясь, интеллектуальные умения и навыки начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.
Одной из важных задач в дошкольном возрасте является развитие интеллектуальных умений и навыков у дошкольников, которые формируются в ходе совместной деятельности ребёнка и взрослого, общения, освоении ими общественного опыта, поэтапного формирования действий при целенаправленном, систематическом обучении, учитывая возрастные особенности детей.
Интеллектуальные умения являются основным показателем
умственного развития детей. Умения анализа, сравнения, обобщения, классификации, планирования, рассуждения и др. позволяют детям творчески выполнять познавательную деятельность. Несвоевременность начала формирования интеллектуальных умений или недостаточный уровень их развития, замедляют интеллектуальное, умственное развитие ребёнка, отрицательно влияют на адаптированность к обучению в школе и к условиям окружающей жизни.
Результативность формирования интеллектуальных умений может быть усилена при соблюдении следующих педагогических условий: утверждение субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и детьми; оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной творческой деятельности при доминировании последней; использование
индивидуального и дифференцированного подходов, способствующих актуализации интеллектуальных возможностей ребенка.
Управление процессом формирования интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста - деятельность педагога, способного с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, планировать и организовывать педагогически целесообразную систему работы, анализировать и прогнозировать способы взаимодействия с детьми, направленные на их дальнейшее интеллектуальное развитие.
Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.
Формирование интеллектуальных умений осуществляется в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. Этому способствует построение образовательного процесса с использованием разнообразных практических, наглядных, словесных и игровых методов и приёмов обучения, используемых в различных сочетаниях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также цели, задач и содержания обучения на данном этапе; создание развивающей среды, включающей в себя разнообразные средства для развития интеллектуальных умений: дидактические игры, различные виды конструкторов и строительного материала, познавательно-игровые пособия ориентированные на обогащение интегративного освоения детьми представлений и интеллектуальных умений; предоставление каждому ребенку возможности для его самовыражения и саморазвития, оказание помощи в реализации замыслов, подсказанных предметным материалом, не навязывая учебных задач; удовлетворение потребности актуального, ближайшего и перспективного интеллектуального развития ребенка, как показателя уровня общего умственного развития; активное взаимодействие с родителями по данному направлению и включение их в образовательный процесс.
Применение педагогических приёмов, развивающих упражнений, дидактических игр в совместной образовательной деятельности детей, а также внесение логических, развивающих, интеллектуальных игр в предметно-пространственную среду группы для самостоятельного использования детьми, стимулирует умственную деятельность детей, повышает уровень развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста, что подтверждается результатами проведённой опытно-поисковой работы.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что деятельность по формированию интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста важна сама по себе как составная часть общего психического развития ребёнка и как важный компонент подготовки к школе, к дальнейшему обучению.
Цель и задачи исследования полностью реализованы.
1. Авдулова, Т. П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст] / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова. - ООО Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС, 2016. - 316 с.
2. Айзенк, Г. Ю. Интеллект : новый взгляд [Текст] / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. № 1. - С. 111 - 131.
3. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / Под ред. М. К. Акимовой. - СПб. : Питер, 2005. - 303 с.
4. Арсентьева, В. П. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника [Текст] / В. П. Арсентьева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. №5. - С.80 - 85.
5. Бакаева, О. Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Н. Бакаева ; Елецкий гос. пед. ин-т. - Елец, 2000. - 206 с.
6. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний) : Модифицированная психодиагностическая методика : Руководство по использованию [Текст] : Изд. 3-е, стереотип. / Н. Л. Белопольская. - М., 2009. - 56 с.
7. Белопольская, Н. Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 4-6 лет [Текст] / Сост. Н. Л. Белопольская. - М. : Когито- Центр, 2007. - 24 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
9. Бунеев, Р. Н. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» [Текст] / Под. ред. Р. Н. Бунеева. - М. : Баласс, 2016. - 528 с.
10. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская ; сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. - 127 с.
11. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Н. Е. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. - 354 с.
12. Верещагина, Н. В. Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет). ФГОС [Текст] / Н. В. Верещагина. - Издательство: Детство - Пресс, 2015. - 16 с.
13. Воронина, Л. В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Воронина, Н. А. Травина, Е. А. Утюмова. - Екатеринбург, 2010. - 368 с.
14. Влияние дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Новые веяния в педагогике : http : // www.eduinfluence.ru/
15. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. С. 1-36, 453-503...