Формирование эстетического отношения к природе посредством сказки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ 7
СКАЗКИ
1.1. Исследование проблемы формирования у детей эстетического
отношения к природе в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования эстетического
отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности сказки в развитии эстетического отношения к
природе у старших дошкольников 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ 26 СКАЗКИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
сформированности эстетического отношения к природе у детей 26 старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по формированию эстетического отношения к
природе у старших дошкольников посредством сказки 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ 7
СКАЗКИ
1.1. Исследование проблемы формирования у детей эстетического
отношения к природе в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования эстетического
отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности сказки в развитии эстетического отношения к
природе у старших дошкольников 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ 26 СКАЗКИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
сформированности эстетического отношения к природе у детей 26 старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по формированию эстетического отношения к
природе у старших дошкольников посредством сказки 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Развитие у детей эстетического отношения к природе - актуальная проблема современной педагогики. Способность восхищаться красотой окружающего мира, ответственно и бережно относиться к этой красоте, воспитанная в подрастающих поколениях, могут остановить варварское отношение к природе и вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Продуманная организация прогулок, специальных наблюдений, восприятие художественных образов природы развивает у детей способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с ее поэтическим образом в сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [48, с. 7]. Эмоционально откликаясь на красоту окружающей природы, дошкольник обогащает эстетический опыт, эмоциональную сферу, а главное, обретает способность эмоциональной отзывчивости ко всему живому, желание созидать, а не разрушать.
Большими возможностями в формировании эстетического отношения к природе обладает сказка, где животные и растения одушевлены, вступают во взаимоотношения с человеком, становятся его защитником, союзником в ответ на доброе к ним отношение. Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, доброта и радость. Сказка привлекает детей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. В доступной и увлекательной форме сказка учит ребенка бережному, ответственному отношению к природе, раскрывает тонкие и прочные связи человека с окружающим миром.
Литературные сказки направлены на создание эмоционального отношения к отраженным в них явлениям природы, переживания, настроения, непосредственно возникающие у детей, представляют чувственную основу, на которой строится воспитательная работа с детьми по развитию эстетического отношения к окружающему миру природы.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что выбранная тема исследования в настоящее время чрезвычайно актуальна.
В то же время на практике существует противоречие, между возможностями обращения к сказке для развития у детей эстетического отношения к природе и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в дошкольных образовательных организациях.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске путей формирования эстетического отношения к природе посредством сказки.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Формирование
эстетического отношения к природе посредством сказки».
Объект исследования: процесс формирования у детей эстетического отношения к природе.
Предмет исследования: комплекс занятий по формированию
эстетического отношения к природе посредством сказки.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по формированию эстетического отношения к природе посредством сказки.
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «эстетическое отношение к природе».
2) Выявить психолого-педагогические условия формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников.
3) Раскрыть возможности сказки в формировании эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
4) Провести диагностическое исследование исходного уровня формирования эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
5) Спроектировать содержание работы по формированию эстетического отношения к природе посредством сказки.
В работе использованы следующие методы исследования:
а) анализ литературы;
6) наблюдение, беседа, использование иллюстративного материала;
в) анализ творческих работ детей;
г) анализ эмпирических данных и их обобщение.
Теоретическая основа работы:
• работы по проблеме эстетического воспитания дошкольников М. К. Алиевой, Г. Г. Григорьевой, Н. А. Ветлугиной, Ю. А. Вакуленко,
Т. С. Есаян, Э. В. Никитиной, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, А. А. Мелик-Пашаева, Е. А. Флериной, В. Н. Шацкой и др.;
• исследования по проблеме развития эстетического отношения к природе у дошкольников: М. К. Алиевой, Т. Н. Дороновой, Т. С. Комаровой, Л. В. Команцевой, Е. А. Коряхиной, Т. А. Куликовой, Н. Г. Куприной, Л. Г. Саморуковой, И. С. Смольянинова, Н. П. Страстосельцева, У. С. Ходжаспирова;
• работы, посвященные исследованию сказок о природе Н. В. Рыжовой.
• программные материалы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий по формированию эстетического отношения к природе посредством сказки может быть использован в образовательном процессе детских дошкольных образовательных организаций.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад»№ 25 г. Краснотурьинск.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Продуманная организация прогулок, специальных наблюдений, восприятие художественных образов природы развивает у детей способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с ее поэтическим образом в сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [48, с. 7]. Эмоционально откликаясь на красоту окружающей природы, дошкольник обогащает эстетический опыт, эмоциональную сферу, а главное, обретает способность эмоциональной отзывчивости ко всему живому, желание созидать, а не разрушать.
Большими возможностями в формировании эстетического отношения к природе обладает сказка, где животные и растения одушевлены, вступают во взаимоотношения с человеком, становятся его защитником, союзником в ответ на доброе к ним отношение. Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, доброта и радость. Сказка привлекает детей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. В доступной и увлекательной форме сказка учит ребенка бережному, ответственному отношению к природе, раскрывает тонкие и прочные связи человека с окружающим миром.
Литературные сказки направлены на создание эмоционального отношения к отраженным в них явлениям природы, переживания, настроения, непосредственно возникающие у детей, представляют чувственную основу, на которой строится воспитательная работа с детьми по развитию эстетического отношения к окружающему миру природы.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что выбранная тема исследования в настоящее время чрезвычайно актуальна.
В то же время на практике существует противоречие, между возможностями обращения к сказке для развития у детей эстетического отношения к природе и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в дошкольных образовательных организациях.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске путей формирования эстетического отношения к природе посредством сказки.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Формирование
эстетического отношения к природе посредством сказки».
Объект исследования: процесс формирования у детей эстетического отношения к природе.
Предмет исследования: комплекс занятий по формированию
эстетического отношения к природе посредством сказки.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по формированию эстетического отношения к природе посредством сказки.
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «эстетическое отношение к природе».
2) Выявить психолого-педагогические условия формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников.
3) Раскрыть возможности сказки в формировании эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
4) Провести диагностическое исследование исходного уровня формирования эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
5) Спроектировать содержание работы по формированию эстетического отношения к природе посредством сказки.
В работе использованы следующие методы исследования:
а) анализ литературы;
6) наблюдение, беседа, использование иллюстративного материала;
в) анализ творческих работ детей;
г) анализ эмпирических данных и их обобщение.
Теоретическая основа работы:
• работы по проблеме эстетического воспитания дошкольников М. К. Алиевой, Г. Г. Григорьевой, Н. А. Ветлугиной, Ю. А. Вакуленко,
Т. С. Есаян, Э. В. Никитиной, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, А. А. Мелик-Пашаева, Е. А. Флериной, В. Н. Шацкой и др.;
• исследования по проблеме развития эстетического отношения к природе у дошкольников: М. К. Алиевой, Т. Н. Дороновой, Т. С. Комаровой, Л. В. Команцевой, Е. А. Коряхиной, Т. А. Куликовой, Н. Г. Куприной, Л. Г. Саморуковой, И. С. Смольянинова, Н. П. Страстосельцева, У. С. Ходжаспирова;
• работы, посвященные исследованию сказок о природе Н. В. Рыжовой.
• программные материалы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий по формированию эстетического отношения к природе посредством сказки может быть использован в образовательном процессе детских дошкольных образовательных организаций.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад»№ 25 г. Краснотурьинск.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретический анализ литературы подтвердил актуальность выбранной темы. Проанализировав литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что содержание понятия «эстетическое отношение к природе» включает формирование чувства сопричастности природе, способности воспринимать красоту и потребности в созидательной деятельности в окружающем мире на основе гармонии и равновесия. Компонентами такого процесса как формирование эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста выступают: восприятие красоты природы, эмоциональное сопереживание природе, ответственное поведение в окружающем мире природы.
2. Выявлены психолого-педагогические условия формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников. Они состоят в следующем:
• создание развивающей среды в ДОО в опоре на художественные образы, способствующие накоплению у детей эстетических представлений и впечатлений о мире природы;
• развитие в детях эмоционального сочувствия, эмпатии по отношению к природе на основе создания на занятиях эстетической ситуации при восприятии художественных воплощений образов природы;
• формирование у детей в процессе художественно-практической деятельности нравственно-эстетической позиции по отношению к природе, заключающейся в бережном отношении к ней и сохранении её красоты.
3. Раскрыты возможности сказки в формировании эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Работа над сказкой даёт возможность решать поставленные задачи. Сказка передает яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент бережного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Возможности сказки усиливают впечатление от непосредственных наблюдений, развивают воображение, мыслительную деятельность. У детей формируются представления о бережном отношении к природе, интерес к ее познанию, формируется способность видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Поэтические описания образов природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, все это способствовало в формировании эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проведено диагностическое исследование исходного уровня сформированности эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
Используемые показатели сформированности эстетического отношения к природе:
• образно-содержательный - количественное накопление у детей ярких эстетических впечатлений о красоте природы в процессе общения с природой и через художественные произведения;
• эмоционально-ценностный - развитие у детей эмпатии по отношению к природе в её разных состояниях на основе сказок, очеловечивающих природу;
• деятельностно-практический - бережное и заботливое отношение ко всему живому, выраженное в игровой и художественно-творческой деятельности детей.
По результатам исходной диагностики, проанализировав данные, мы сделали следующий вывод: в группе у детей преобладает средний уровень сформированности эстетического отношения к природе.
5. Спроектировано содержание работы по формированию эстетического отношения к природе у старших дошкольников посредством сказки.
Разработан комплекс занятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе. На занятиях были использованы такие формы работы с детьми как: беседа после прочитанной сказки о природе, создание иллюстраций, театрализации сказок, игровые импровизации, творческие задания.
Посредством сказки у детей сформирована способность выделять, замечать красоту окружающего мира, эстетически воспринимать и оценивать образы природы в жизни и искусстве, способность задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
2. Выявлены психолого-педагогические условия формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников. Они состоят в следующем:
• создание развивающей среды в ДОО в опоре на художественные образы, способствующие накоплению у детей эстетических представлений и впечатлений о мире природы;
• развитие в детях эмоционального сочувствия, эмпатии по отношению к природе на основе создания на занятиях эстетической ситуации при восприятии художественных воплощений образов природы;
• формирование у детей в процессе художественно-практической деятельности нравственно-эстетической позиции по отношению к природе, заключающейся в бережном отношении к ней и сохранении её красоты.
3. Раскрыты возможности сказки в формировании эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Работа над сказкой даёт возможность решать поставленные задачи. Сказка передает яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент бережного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Возможности сказки усиливают впечатление от непосредственных наблюдений, развивают воображение, мыслительную деятельность. У детей формируются представления о бережном отношении к природе, интерес к ее познанию, формируется способность видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Поэтические описания образов природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, все это способствовало в формировании эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проведено диагностическое исследование исходного уровня сформированности эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
Используемые показатели сформированности эстетического отношения к природе:
• образно-содержательный - количественное накопление у детей ярких эстетических впечатлений о красоте природы в процессе общения с природой и через художественные произведения;
• эмоционально-ценностный - развитие у детей эмпатии по отношению к природе в её разных состояниях на основе сказок, очеловечивающих природу;
• деятельностно-практический - бережное и заботливое отношение ко всему живому, выраженное в игровой и художественно-творческой деятельности детей.
По результатам исходной диагностики, проанализировав данные, мы сделали следующий вывод: в группе у детей преобладает средний уровень сформированности эстетического отношения к природе.
5. Спроектировано содержание работы по формированию эстетического отношения к природе у старших дошкольников посредством сказки.
Разработан комплекс занятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе. На занятиях были использованы такие формы работы с детьми как: беседа после прочитанной сказки о природе, создание иллюстраций, театрализации сказок, игровые импровизации, творческие задания.
Посредством сказки у детей сформирована способность выделять, замечать красоту окружающего мира, эстетически воспринимать и оценивать образы природы в жизни и искусстве, способность задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Подобные работы
- Развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Формирование бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Эстетическое воспитание старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ВЫТИНАНКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДШИ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА Р.КАЛИМУЛЛИНА «ЛЕСНЫЕ СКАЗКИ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017





