ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие о волевой саморегуляции деятельности и учебном
самоконтроле 6
1.2. Специфика формирования учебного самоконтроля в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Методические подходы к формированию учебного самоконтроля
у младших школьников 22
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Диагностика учебного самоконтроля младших школьников на
начальном этапе опытно-поисковой работы 31
2.2. Организация педагогической работы по формированию учебного
самоконтроля третьеклассников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 77
За последние десятилетия содержание школьного образования претерпело значительные изменения - произошел перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на развитие самостоятельности в учебной деятельности, что связано с изменением стандартов образования. В соответствии с действующим федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) приоритетной задачей современной начальной школы является формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Самоконтроль, входящий в состав регулятивных универсальных учебных действий, является основой учебной деятельности, так как не только позволяет ученику самостоятельно выявить ошибки, но и исправить их. Способность ученика контролировать свою деятельность, обнаруживать и устранять возникающие в процессе работы ошибки оказывает прямое влияние и на продуктивность его учебной деятельности.
По мнению Л.С. Выготского учебный самоконтроль начинает зарождаться еще в семилетнем возрасте. При формировании данного действия очень важно учитывать его специфику. В исследованиях П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной показаны этапы формирования самоконтроля у младших школьников в соответствии с возрастными особенностями их развития, в рабатах Л.М. Фридмана, показано, что разумная учебная деятельность не может быть построена без действий самоконтроля. Для того, чтобы в учебной деятельности самоконтроль стал незаменимым инструментом младшего школьника необходимо использовать определенные подходы к его формированию. Так, П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая предлагают формировать самоконтроль через произвольное внимание. Связывают учебный самоконтроль с вниманием и Г.В. Репкина и Е.В. Заика. Другой вариант формирования предложен в работах А.В. Вершининой, А.Б. Воронцова, Л.Е. Дичинской, которые считают, что формирование самоконтроля возможно через его операционный состав.
Вместе с тем все исследователи проблемы формирования учебного самоконтроля у младших школьников едины во мнении, что самоконтроль пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно достижение высоких образовательных результатов. Однако на практике, несмотря на глубокую теоретическую изученность данного вопроса, отмечается недостаток методических разработок, в том числе конкретных приемов и упражнений, по формированию учебного действия самоконтроля.
Проблема исследования состоит в отборе и систематизации методических разработок по формированию учебного самоконтроля у младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование учебного самоконтроля у младших школьников»
Объект исследования - формирование учебного самоконтроля младших школьников.
Предмет исследования - способы педагогической деятельности по формированию учебного самоконтроля у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать для применения на практике способы педагогической деятельности по формированию учебного самоконтроля у младших школьников.
Задачи исследования.
1. На основе анализа научной и учебно-методической литературы по теме изучить особенности становления учебного самоконтроля у младших школьников и выявить способы педагогической деятельности по его формированию.
2. Подобрать методики диагностики и с их применением выявить особенности учебного самоконтроля у учащихся третьего класса.
3. На основе теоретического анализа и диагностических данных выявить и систематизировать для применения на практике способов педагогической деятельности по формированию учебного самоконтроля у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе опрос, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучив методическую литературу по теме формирование навыков самоконтроля, ознакомившись с работами таких ученых, как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В Давыдов, С.Л. Кабыльницкая, И.М. Сеченов, В.И. Талызна, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и других авторов, исследовавших данную тему, определили специфику учебного самоконтроля младших школьников, и его место в учебной деятельности. Действие самоконтроля является важной частью учебного процесса, так как позволяет обучающимся рефлексивно оценить выполняемые ими учебные действия и сопоставлять полученный результат с первоначально обозначенной учебной задачей. Проанализировав методы формирования самоконтроля, были выявлены основные факторы, влияющие на эффективность учебного самоконтроля, к ним относят: уровень мотивации, ориентирование на безошибочное выполнение действий и собственно материализацию учебного самоконтроля. Спецификой формирования самоконтроля для данной возрастной группы является поэтапный процесс формирования, и потребность в многократном упражнении осуществления самоконтроля с целью приобретения автоматизированного навыка.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить разные методические подходы к формированию самоконтроля у младших школьников. Так, П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая предлагают формировать самоконтроль через произвольное внимание. Данной точки зрения так же придерживаются Г.В. Репкина и Е.В. Заика, которые включают различные виды внимания в уровни развития самоконтроля.. Л.В. Вершинина и Л.Е. Дичинская, предлагают формировать учебный самоконтроль учитывая его операционный состав, предложенный А.И. Раевым. Авторы считают, что в процессе формирования действий самоконтроля через его операционный состав обучающиеся приобретают универсальный план, позволяющий младшим школьникам выполнять самоконтроль любого вида. В свою очередь, А.Б. Воронцов предлагает формировать действия учебного самоконтроля через систему типовых занятий, созданных им на основе теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Все авторы сходятся во мнении, что формирование самоконтроля у младших школьников носит поэтапный характер, с осуществлением постепенного перехода от совместной работы над его формированием с учителем к самостоятельным действиям в умственной форме. Они считают, что для эффективного формирования самоконтроля у младших школьников необходима целенаправленная, систематическая работа педагога в этом направлении.
Для выявления эффективных способов педагогической деятельности по формированию учебного самоконтроля у младших школьников была организована и проведена опытно-поисковая работа.
На основе теоретических исследований П.Я. Г альперина и С.Л. Кабыльницкой, Г.В. Репкиной и Е.В. Заики и др. были выявлены и систематизированы критерии развития учебного самоконтроля младших школьников: умение оценивать состояние выполненной работы, умение концентрироваться и воспринимать необходимый объем информации, умение принять учебную задачу, быть самостоятельным, сосредоточенным, включенным в работу. Для изучения особенностей учебного смаоконтроля третьеклассников были отобраны выбраны следующие диагностические методики: П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая «Проба на внимание»; Б. Бурдона «Корректурная проба» (буквенный вариант); «Кодирование» (11¬й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка).
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 69 г. Екатеринбурга, 3 «Д» класс. В исследовании приняли участие 20 учеников, из них 12 девочек и 8 мальчиков; возрастная категория 8 - 10 лет. Основная образовательная программа класса построена на основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова.
В ходе анализа полученных результатов было выявлено, что часть обучающихся на каком-либо этапе выполнения заданий теряют инструкцию, что приводит к ошибкам различного характера. 55% (11 чел.) обучающихся имеют средний уровень сформированности навыка учебного самоконтроля. Обучающиеся сознательно подчиняют свои действия контролю, но не всегда могут обнаружить и устранить ошибку. 30% (6 чел.) обучающихся с высоким уровнем сформированности навыка самоконтроля, которые овладели умениями осуществлять пооперационный и общий контроль своей деятельности, осознают необходимость самопроверки с целью повышения имеющихся учебных результатов. Самоконтроль у данных обучающихся превратился в автоматизированное действие.
15% (3 чел.) учащихся класса - это ученики с низким уровнем учебного самоконтроля, которые теряют инструкцию, обладают отсутствием концентрации, отсутствием мотивации к самопроверке, не видят потребности в выполнении подобного рода работы.
Исходя из результатов диагностики, было выявлено, что для достижения более высокого уровня учебного самоконтроля учащимся не хватает внутренней мотивации, т.е. желания осознанно совершать действия самоконтроля для повышения качества выполняемой работы.
В соответствии с проведенными исследованиями было выявлено, что большинство продиагностированных обучающихся обладают средним уровнем сформированности навыка самоконтроля, поэтому в соответствии с данным уровнем были отобраны позволяющие повысить уровень учебного самоконтроля способы педагогической деятельности, которые были условно разделены на универсальные и предметно-специфические.
К универсальным способам работы мы отнесли такие методы, приемы и упражнения соотнесенные со способами организации учебной группы (класса), которые могут применяться во всех предметных областях согласно учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.
Предметно-специфическими способы педагогической деятельности позволяющие повысить уровень учебного самоконтроля были определены приемы и упражнения соотнесенные со способами организации учебной группы (класса), которые можно реализовать лишь на материале конкретной предметной области в соответствии со выбранной теоретической основой учебной дисциплины и спецификой предметной методики обучения.
В работе подробно изложены универсальные и предметно-специфические способы педагогической деятельности, которые могут быть комплементарно применены на уроках русского языка и математики в третьем классе.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы были реализованы успешно, использованы все предполагаемые методы.
Изучив методическую литературу по теме формирование навыков самоконтроля, ознакомившись с работами таких ученых, как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В Давыдов, С.Л. Кабыльницкая, И.М. Сеченов, В.И. Талызна, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и других авторов, исследовавших данную тему, определили специфику учебного самоконтроля младших школьников, и его место в учебной деятельности. Действие самоконтроля является важной частью учебного процесса, так как позволяет обучающимся рефлексивно оценить выполняемые ими учебные действия и сопоставлять полученный результат с первоначально обозначенной учебной задачей. Проанализировав методы формирования самоконтроля, были выявлены основные факторы, влияющие на эффективность учебного самоконтроля, к ним относят: уровень мотивации, ориентирование на безошибочное выполнение действий и собственно материализацию учебного самоконтроля. Спецификой формирования самоконтроля для данной возрастной группы является поэтапный процесс формирования, и потребность в многократном упражнении осуществления самоконтроля с целью приобретения автоматизированного навыка.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить разные методические подходы к формированию самоконтроля у младших школьников. Так, П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая предлагают формировать самоконтроль через произвольное внимание. Данной точки зрения так же придерживаются Г.В. Репкина и Е.В. Заика, которые включают различные виды внимания в уровни развития самоконтроля.. Л.В. Вершинина и Л.Е. Дичинская, предлагают формировать учебный самоконтроль учитывая его операционный состав, предложенный А.И. Раевым. Авторы считают, что в процессе формирования действий самоконтроля через его операционный состав обучающиеся приобретают универсальный план, позволяющий младшим школьникам выполнять самоконтроль любого вида. В свою очередь, А.Б. Воронцов предлагает формировать действия учебного самоконтроля через систему типовых занятий, созданных им на основе теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Все авторы сходятся во мнении, что формирование самоконтроля у младших школьников носит поэтапный характер, с осуществлением постепенного перехода от совместной работы над его формированием с учителем к самостоятельным действиям в умственной форме. Они считают, что для эффективного формирования самоконтроля у младших школьников необходима целенаправленная, систематическая работа педагога в этом направлении.
Для выявления эффективных способов педагогической деятельности по формированию учебного самоконтроля у младших школьников была организована и проведена опытно-поисковая работа.
На основе теоретических исследований П.Я. Г альперина и С.Л. Кабыльницкой, Г.В. Репкиной и Е.В. Заики и др. были выявлены и систематизированы критерии развития учебного самоконтроля младших школьников: умение оценивать состояние выполненной работы, умение концентрироваться и воспринимать необходимый объем информации, умение принять учебную задачу, быть самостоятельным, сосредоточенным, включенным в работу. Для изучения особенностей учебного смаоконтроля третьеклассников были отобраны выбраны следующие диагностические методики: П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая «Проба на внимание»; Б. Бурдона «Корректурная проба» (буквенный вариант); «Кодирование» (11¬й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка).
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 69 г. Екатеринбурга, 3 «Д» класс. В исследовании приняли участие 20 учеников, из них 12 девочек и 8 мальчиков; возрастная категория 8 - 10 лет. Основная образовательная программа класса построена на основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова.
В ходе анализа полученных результатов было выявлено, что часть обучающихся на каком-либо этапе выполнения заданий теряют инструкцию, что приводит к ошибкам различного характера. 55% (11 чел.) обучающихся имеют средний уровень сформированности навыка учебного самоконтроля. Обучающиеся сознательно подчиняют свои действия контролю, но не всегда могут обнаружить и устранить ошибку. 30% (6 чел.) обучающихся с высоким уровнем сформированности навыка самоконтроля, которые овладели умениями осуществлять пооперационный и общий контроль своей деятельности, осознают необходимость самопроверки с целью повышения имеющихся учебных результатов. Самоконтроль у данных обучающихся превратился в автоматизированное действие.
15% (3 чел.) учащихся класса - это ученики с низким уровнем учебного самоконтроля, которые теряют инструкцию, обладают отсутствием концентрации, отсутствием мотивации к самопроверке, не видят потребности в выполнении подобного рода работы.
Исходя из результатов диагностики, было выявлено, что для достижения более высокого уровня учебного самоконтроля учащимся не хватает внутренней мотивации, т.е. желания осознанно совершать действия самоконтроля для повышения качества выполняемой работы.
В соответствии с проведенными исследованиями было выявлено, что большинство продиагностированных обучающихся обладают средним уровнем сформированности навыка самоконтроля, поэтому в соответствии с данным уровнем были отобраны позволяющие повысить уровень учебного самоконтроля способы педагогической деятельности, которые были условно разделены на универсальные и предметно-специфические.
К универсальным способам работы мы отнесли такие методы, приемы и упражнения соотнесенные со способами организации учебной группы (класса), которые могут применяться во всех предметных областях согласно учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.
Предметно-специфическими способы педагогической деятельности позволяющие повысить уровень учебного самоконтроля были определены приемы и упражнения соотнесенные со способами организации учебной группы (класса), которые можно реализовать лишь на материале конкретной предметной области в соответствии со выбранной теоретической основой учебной дисциплины и спецификой предметной методики обучения.
В работе подробно изложены универсальные и предметно-специфические способы педагогической деятельности, которые могут быть комплементарно применены на уроках русского языка и математики в третьем классе.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы были реализованы успешно, использованы все предполагаемые методы.
...