Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность как условие обучения дошкольников счету

Работа №97076

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СЧЁТУ 6
1.1. Проблема обучения детей дошкольного возраста счёту в
научной литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности
старшего дошкольника 10
1.3. Анализ программ ДОУ по математическому развитию 17
1.4. Использование проектной деятельности в обучении детей
дошкольного возраста счету 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СЧЕТУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Изучение начального уровня сформированности счетной
деятельности у старших дошкольников 38
2.2. Педагогическая работа по обучению детей счету с
использованием проектной деятельности 46
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79


Актуальность исследования. В настоящее время счетная деятельность имеет сложную психологическую и психофизиологическую структуру, которая обеспечивается совместной работой разных анализаторных систем (пространственной, оптической, речедвигательной, сомато-пространственной и др.) и представляет собой функциональную систему, являющуюся основной реализации и формирования функции счета.
Формирование и развития функций счета тесным образом связано с речью, которая, включаясь в структуру, выступает, в одном случае, как средство выражения этой сложной знаниевой системы, а в другом - в качестве организации деятельности счета.
Как отмечают ряд исследователей (М.А. Бантова, З.Д. Глейзер, Н.И. Зилберберг), в современных условиях повышается удельный вес знаний, которые создают прочную базу с целью сознательного усвоения счета, установлены достаточно тесные связи между разными представлениями, формируемыми у детей на этапе поступления в школу.
Стоит отметить, что преждевременное обучение счету неизбежно приводит к тому, что представление о счете и числе приобретает формализированный характер. Поэтому обучение счету имеет определенную дидактическую последовательность. Ему предшествует подготовительная работа: разнообразные и многочисленные упражнения с множеством предметов, в которых дети способны применять разные способы наложения и приложения, сравнивать совокупность, устанавливать отношения «меньше», «больше» или равно, не используя при этом счет и число.
Таким образом, актуальность и значимость темы исследования состоит в том, что в старшем дошкольном возрасте научить считать является комплексным и абстрактным понятием, требующим понимание общего количества, осуществление счетной операции и знаний правил счета. Все это определяет необходимость реализации специальной методики обучения счету в рамках учебной программы ДОУ, а также закладывает базу для дальнейшего математического развития дошкольника в стенах школы.
Проблема исследования состоит в поиске и анализе существующих программ математического развития (раздел «Количество и счёт») старшего дошкольника в условиях ДОУ, а также оценки возможностей реализации условий, способствующих формированию счётной деятельности в группе дошкольников по отобранным программам.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированию счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения и опытно-поисковым путём подтвердить их эффективность.
Объект исследования - процесс математического развития старшего дошкольника.
Предмет исследования - проектная деятельность как условие счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы по данной тематике в плане определения, что входит в понятие «обучение счету» и особенностей их развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику личности старшего дошкольника.
3. Проанализировать учебные программы ДОУ по математическому развитию (раздел «Количество и счет»).
4. Определить условия формирования счета у старших дошкольников.
5. Провести диагностику по выявлению сформированности приёмов счёта у старших дошкольников.
6. На основе формирующего эксперимента провести исследование сформированности приёмов счёта у старших дошкольников и оценить эффективность проделанной работы.
Теоретическая основа исследования. В отечественных исследованиях проблема математического развития в старшем дошкольном возрасте представлена работами ряда авторов, которые на сегодня являются классиками в изучении данной тематики (М.А. Бантова, П.Я. Гальперин, З.Д. Глейзер, Н.И. Зильберберг, А.Я. Каменский, И.К. Кондаурова, О.М. Кулибаба, М.Н. Перова, Л.С. Цветкова). Изучение формирования счёта и счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посвящены работы (Н.А. Арапова-Пискарёва, Л.П. Барыкина, А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, В.А. Козлова, А.Л. Пушкарёва, А.А. Столяр).
Для решения поставленной цели и задач в нашей работе были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические методы: анализ научной и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез педагогических взглядов на проблему исследования;
2) практические методы: тестирование детей, качественная и количественная обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в проведении опытно-поисковой работы по развитию счётной деятельности у старших дошкольников. Имеющиеся методические разработки по организации проектной деятельности как условия счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста можно использовать в педагогической работе воспитателей, педагогов ДОУ и педагогических работников, занимающихся математическим развитием старших дошкольников.
База исследования: Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение Шалинского Городского Округа «Детский сад №3 - р.п. Шаля» Филиал №1 - Детский сад - р.п. Шаля. В опытно-поисковой работе приняло участие 20 воспитанников подготовительной к школе группы.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы и трёх приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной выпускной квалификационной работы был произведён анализ научно-исследовательской и научно-методической литературы, что позволило сделать вывод о том, что:
1. Единого мнения по обучению детей счёту не существует. А.М. Леушина считала: надо начинать учить считать после обучения операциям над множествами.
Счет - это деятельность с присущими всякой деятельности признаками, т. е. наличием цели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества. Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие.
Многочисленные исследования педагогов и психологов (В.В. Данилова, А.В. Белошистая, Г.С. Костюк, и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов.
2. Было выявлено, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития всех познавательных процессов, в том числе и овладения детьми приёмов счёта и счётной деятельностью.
Тесное взаимодействие складывающихся сложных новообразований, таких как личностные характеристики и свойства субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации индивида и, прежде всего, его психофизиологического уровня, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.
3. Рассмотренные примерные образовательные программы содержат в разделе «Познавательное развитие» направление по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте. Занятия строятся в игровой и занимательной форме, а также математическое усвоение и закрепление происходит в междисциплинарной деятельности (например, при проведении праздников, подвижных игр). Общими моментами всех рассмотренных программ является важность расширения математического кругозора и закрепление счета у дошкольников по средствам разнообразных приемов и средств с учетом возрастных особенностей. Наиболее разработанной и педагогически удобной для реализации педагогом является Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Диалог» (под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько). Именно в ней прописаны цели и задачи математического развития на каждом возрастном этапе дошкольного учреждения, определены обязательные мероприятия (в том числе и проектная деятельность), а также сформулированы ожидаемые результаты проведенных мероприятий. Все это является неоспоримым преимуществом данной программы.
4. На основании проведенного теоретического анализа по проблеме исследования была проведена опытно-поисковая работа по выявлению сформированности приемов счета и счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения ШГО «Детский сад - №3 - р.п. Шаля». В опытно-поисковой работе приняло участие 20 воспитанников подготовительной группы.
Изучение сформированности приемов счетов и счётной деятельности у старших дошкольников включало в себя задания, как традиционного, так и занимательного характера. Такой подбор заданий был определен возрастными особенностями групп испытуемых. Кроме того наличие игровых заданий и заданий занимательного характера способствовало поддержанию интереса и работоспособности детей.
На начальном этапе опытно-поисковой работы по результатам исследования старшие дошкольники были распределены по уровням сформированности приемов счета и вычисления. Высокий уровень получило 2 детей (10%). Средний уровень представлен у 14 детей (70%). Низкий уровень зафиксирован у 4 детей (20%). Предложенные задания, дети выполняли с удовольствием, многие допущенные ошибки связаны с недостаточным уровнем сформированности произвольного внимания. Умение количественного счёта сформировано у детей в соответствии с возрастом, но есть проблемы с соотношением количества предметов с цифрой, а также с получением числа натурального ряда убавляя одну единицу (у некоторых детей).
Таким образом, проанализировав, результаты педагогической диагностики на начальном этапе опытно-поисковой работы мы убедились в необходимости разработки и апробации педагогической работы направленной на формирование умения счёта и счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5. Календарно тематическое планирование работы по обучению дошкольников счету разработана с учётом педагогических условий, стимулирующих детей старшего дошкольного возраста обучению счёту и счётной деятельности: поэтапное формирование счетной деятельности; организация развивающей предметно-пространственной среды; личностно-ориентированный подход; организация проектной деятельности через взаимодействие воспитателя, детей и родителей.
6. По результатам контрольного этапа опытно-поисковой работы были определены уровни сформированности навыков счета и счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень показали 5 детей (15%); средний уровень имеют 15 детей (75%) и низкий уровень - 2 ребёнка (10%)
По результатам контрольной диагностики и сравнительного анализа полученных данных, наглядно зафиксирована положительная динамика, которая свидетельствует о том, что целенаправленная педагогическая работа на формирующем этапе опытно-поисковой работы с учетом педагогических условий позитивно повлияла на изменения уровня сформированности приёмов счёта и счётной деятельности у старших дошкольников.



1. Арапова-Пушкарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н. А. Арапова-Пушкарёва. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 98 с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 400 с.
3. Березина, Р. Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов [Текст] / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая; под ред. А. А. Столяра. - М: Просвещение, 2015. - 303 с.
4. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалёв. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 168 с.
5. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012. - 109 с.
6. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] / Б. С. Волков. - М.: Академический проект, 2014. - 224 с.
7. Воронина, Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования [Текст]: автореф. дис...д-ра пед. наук / Л. В. Воронина. - Екатеринбург, 2011. - 47 с.
8. Воронина, Л. В. Особенности формирования у дошкольников логических приёмов мышления [Электронный ресурс] // Портал для руководителей школ и детских садов. - URL: (дата обращения: 05.12.2018).
9. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников: учебное пособие [Текст] / под ред. Л. В. Ворониной. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - 282 с.
10. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. - 45 с.
11. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М. В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 219 с.
12. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Центр пед. образования, 2016. - 205 с.
13. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности [Текст] / Н. М. Крылова. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
14. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О. В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
15. Дьяченко, О. М. Психологическое развитие старших дошкольников. [Текст] / О. В. Дьяченко. - М., 2012. - 225 с.
16. Жукова, О. С. Большой подарок будущему отличнику: учимся читать, считать, думать [Текст] : [обучающая энциклопедия дошкольника: чтение, счет, логика, внимание, память : для дошкольного возраста (взрослые читают детям)] / О.С. Жукова. - Москва : Астрель ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2017. - 159 с.
17. Зильберберг, Н. И. Приобщение к математическому творчеству [Текст] / Н. И. Зильберберг. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 2013. - 205 с.
18. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности: сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой,
З. А. Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 321 с.
19. Казинцева, Е. А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе [Текст] / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. - Волгоград: Учитель, 2018. - 223 с.
20. Кармалит, Ю. П. Методика диагностирования математического развития дошкольников [Электронный ресурс].-
URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/17/iz-opyta-raboty-statya-na-temu-metodika-diagnostirovaniya (дата обращения: 10.12.2018).
21. Козлова, В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: метод, пособие для родителей и воспитателей [Текст] / А. В. Козлова. - М.: Школ. Пресса, 2012. - 110 с.
22. Коротковских, Л. Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Коротковских. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 224 с.
23. Костикова, Д. А. Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности : учебно-методическое пособие [Текст] / Д. А. Костикова ; Муниципальное образовательное учреждение доп. проф. образования "Ин-т повышения квалификации" (МОУ ДПО ИПК). - Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2018 (Новокузнецк : Множ. центр ИПК). - 67 с.
24. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста
[Текст] / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2016. - 144 с.
25. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
26. Михайлова, З. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для
детей дошкольного возраста. Диагностика освоения математических представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] /
З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб: Детство-пресс, 2018. - 80 с.
27. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, Е. А. Столяр. - СПб: «Детство-пресс», 2016. - 384 с.
28. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст] / М. Н. Перова. - М.: Просвещение, 2016. - 142 с.
29. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Березка» [Текст] / Под редакцией В. К. Загводкина, С. А. Трубицыной. - М., 2015. - 150 с.
30. Примерная образовательная программа дошкольного образования
«Вдохновение» [Текст] / Под редакцией И. Е. Федосовой. - М.:
Издательство «Национальное образование», 2015. - 368 с. - (Серия
«Вдохновение»).
31. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Диалог» [Текст] / под редакцией О. Л. Соболевой, О. Г. Приходько. - М., 2015. - 480 с.
32. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: Мозика-Синтез, 2018. - 368 с.
33. Программа «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 304 с.
34. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] : [0+] / сост.
В. Н. Журавлева. - Волгоград : Учитель, 2016. - 214 с.
35. Пушкарёва, А. Л. Формирование элементарных математических представлений дошкольников средствами игры / Педагогическое мастерство / Все российский электронный журнал [Электронный ресурс]. - URL: (дата обращения 08.12.2018).
36. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного
и младшего школьного возраста [Текст] / Под науч. ред.
Л. М. Шипициной. - СПб.: Речь, 2014. - 48 с.
37. Родина, Н. М. Проектная деятельность и решение задач ребенка-
дошкольника [Текст] / Н. М. Родина // Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура: мобильные академии для учителя и библиотекаря: методические материалы Всероссийского проекта "В
помощь учителям". - Москва : Этносфера, 2017. - С. 79-84.
38. Соболева, О. Л. Буквальные задачки, или Счёт идет на сказки! [Текст] : нескучные задания для дошкольников и младших школьников: Чтение. Счет. Развитие речи : [для дошкольного возраста : 0+] / О. Л. Соболева. - Москва : Дрофа-Плюс, 2013. - 63 с.
39. Столяр, А. А. Формирование элементарных представлений у дошкольников [Текст] / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др; под. ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение,1988. - 304 с.
40. Тихомиров, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] / Л. Ф. Тихомиров. - М.: Фактория, 2014. - 282 с.
41. Тихомирова, О. В. Проектная и исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников [Текст] : учебное пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Я. С. Соловьев ; Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования". - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. - 221 с.
42. Трофименко, Ю. В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности [Текст] / Ю. В. Трофименко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 98-103.
43. Узорова, О. В. Математика [Текст] : тесты для дошкольников : уровень 2 : счет до 10, меры веса, сложение и вычитание : 5-6 лет / О. В. Узорова. - Москва : АСТ : Астрель, 2018. - 16 с.
44. Фалькович, Т. А. Формирование математических представлений [Текст] / Т. А. Фалькович, Л. П. Барыкина. - М.: ВАКО, 2016. - 208 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. - М.: Просвещение, 2015. - 34 с.
46. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (14.08.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 05.12.2018).
47. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения [Текст] / Л. М. Фридман. - М.: Либроком, 2011. - 248 с.
48. Шадриков, В. Д. Способности и интеллект человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2014. - 328 с.
49. Шепилова, Н. А. Практикум по образовательной области "Познавательное развитие" [Текст] : учебное пособие / Н. А. Шепилова. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. технического ун-та им. Г. И. Носова, 2018. - 304 с.
50. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие [Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. - 392 с. 52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ