ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ 6
1.1. Понятие о профессии и видах профессиональной
деятельности 6
1.2. Особенности представлений дошкольников о мире
профессий 14
1.3. Условия формирования представлений о профессиях в детском
саду 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ 47
2.1. Изучение начального уровня представлений детей дошкольного
возраста о профессиях 47
2.2. Проектирование деятельности педагога по повышению уровня
представлений детей о профессиях 52
2.3. Результаты реализации проекта в педагогическом процессе
ДОУ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 97
Актуальность исследования заключается в том, что в связи с модернизацией дошкольного образования, одной из главных задач воспитательной работы ДОУ является формирование положительного отношения к труду и первичном представлении о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно развивать интерес детей дошкольного возраста к различным видам профессий. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.
В программе образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО большое внимание отводится образовательной области «Труд», в которой ребенка знакомят с различными профессиями взрослых.
О введении ребенка в трудовую деятельность и знакомство с профессиями писали такие педагоги как Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, С.А. Козлова, М.А. Васильева, Ю.В. Янатовская, Л.А. Ростовецкая.
Противоречие между необходимостью формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях и недостаточной разработанностью педагогических условий и средств целенаправленного достижения этой цели на ступени дошкольного обучения обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста
Целью нашего исследования является поиск условий, направленных на повышение сформированности представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить показатели представлений детей о профессиях и подобрать в соответствии с ними и возрастными особенностями детей диагностический инструментарий; провести диагностику представлений детей о профессиях.
3. Разработать проект деятельности педагога по ознакомлению детей с различными профессиями: календарно-тематическое планирование на учебный год и содержание НОД.
4. Апробировать часть проекта в работе с детьми в период педагогической практики.
Теоретической основой исследования стали:
• Педагогические исследования в области сущности с структуры профессиональной деятельности человека (Д.Б. Эльконин, Г.Н. Година, Т.В. Потапова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер);
• Педагогические исследования в области формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, В.П. Кондрашов, Н.Н. Захаров, В.И. Логинова, А.В. Кузьмина);
В работе использовались следующие методы:
• теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• методы наблюдения и беседы с детьми; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость заключается в том, что методические разработки (календарно-тематический план и конспекты занятий) могут быть использованы в работе воспитателями ДОО и педагогами дополнительного образования, а также родителями воспитанников для ознакомления детей с профессиями.
Базой исследования являлось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - МАДОУ ЦРР детский сад №587.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
В работе нами была поставлена цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были поэтапно реализованы все задачи: дана характеристика уровней представлений детей дошкольного возраста о профессиях; изучен начальный уровень представлений детей дошкольного возраста о профессиях; спроектирована деятельность педагога
по повышению уровня представлений детей о профессиях; проведена оценку результатов реализации проекта в педагогическом процессе ДОУ.
Проведенная в рамках исследовательской деятельности «МАДОУ ЦРР детский сад №587» начальная диагностика показала недостаточные знания дошкольников в сфере профессиональной деятельности взрослых. С учётом полученных данных была спланирована работа, направленная на повышение качества образовательного процесса в области формирования представлений дошкольников о мире профессий и ценностного отношения к труду вообще, и к каждой профессии в частности. Целью образовательной работы стало формирование представлений дошкольников о мире профессий на основе игровых технологий. Организация работы по достижению поставленной цели включала: анализ психолого-педагогической и методической литературы, создание предметно-развивающей среды, развитие интереса дошкольников к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения; формирование у детей умений отражать в сюжетно¬ролевой игре особенности, присущие различным профессиям, воспитание у детей добросовестного и уважительного отношения к труду и результатам труда людей разных профессий.
В ходе работы использованы разнообразные методы обучения: беседы, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры, моделирование ситуаций; наблюдения; сбор и рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, театрализации, пример взрослых
Таким образом, формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о мире профессий - это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно- педагогического поиска.
1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алёшина. - М.:ЦГЛ, 2004 - 112 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: СПБ, 2010 - 288 с.
3. Арон, К.Д. Едем, плаваем, летаем [Текст]: / К.Д. Арон, С.В. Сахарнов. М.: Издательство «Детская литература», 1993. - 58 с.
4. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие [Текст] / В. П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2015. - 144 с.
5. Артемова, С.П. Ознакомление старших дошкольников с трудом и профессиям взрослых Ранняя профориентация дошкольников [Текст] / С.П. Артемова //Дошкольное учебное заведение, 2009. - №5. - С. 24-28.
6. Асмолов, А.Г. Психология в век психологии [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопр. психологии. -1999.-№1.-С. 3-12.
7. Бахтиярова, Л.Р. Педсовет на тему «Трудовое воспитание школьников» [Текст] / Л.Р. Бахтиярова // Воспитание школьников. 2008. - № 2. - С. 8-12.
8. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации [Текст] / К.Ю. Белая. М.,ТЦ Сфера, 2014 - 96 с.
9. Блохина, Е.В. «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников» [Текст]: / Е.В. Блохина, Т.В. Якунина. - М.: Издательство «Гном и Д», 2008. - 190с.
10. Бокова, А. Г. Древние ремесла нашего народа. [Текст] / А.Г. Бокова // Расскажи внучку. - 2012. -№9. -С. 76.
11. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
12. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева - М., 2005. - №4. - С.18.
13. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребёнка и дошкольном детстве. [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - М., 2006.-80с.
14. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2013. - 336 с.
15. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие[Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128с.
...