Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ МЫШЛЕНИЯ 6
1.1 Развитие мышления детей дошкольного возраста 6
1.2 Обучение детей дошкольного возраста логическим приемам
мышления 13
1.3 Анализ дошкольных образовательных программ с точки зрения
обучения в них логическим приемам мышления дошкольников 20
1.4 Игры математического содержания, способствующие обучению детей
дошкольного возраста логическим приемам мышления 38
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ В
ПРОЦЕССЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 42
2.1 Определение уровня сформированности логических приемов
мышления у детей дошкольного возраста 42
2.2 Обучение детей дошкольного возраста логическим приемам мышления
при формировании у них счетной деятельности 48
2.3 Анализ результатов проведенного исследования по обучению
дошкольников логическим приемам мышления 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ МЫШЛЕНИЯ 6
1.1 Развитие мышления детей дошкольного возраста 6
1.2 Обучение детей дошкольного возраста логическим приемам
мышления 13
1.3 Анализ дошкольных образовательных программ с точки зрения
обучения в них логическим приемам мышления дошкольников 20
1.4 Игры математического содержания, способствующие обучению детей
дошкольного возраста логическим приемам мышления 38
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ В
ПРОЦЕССЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 42
2.1 Определение уровня сформированности логических приемов
мышления у детей дошкольного возраста 42
2.2 Обучение детей дошкольного возраста логическим приемам мышления
при формировании у них счетной деятельности 48
2.3 Анализ результатов проведенного исследования по обучению
дошкольников логическим приемам мышления 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность темы исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации приказов от 17.10.2013г. №1155 нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Познавательные же возможности ребенка определяются уровнем развития психических процессов. Поэтому важно развивать память, внимание, воображение и мышление.
Асмолов Александр Григорьевич говорит, что критерием готовности к школе является способность уловить основные связи между явлениями. Эта возможность появляется тогда, когда ребенок умеет мыслить логически.
И действительно, умение логически мыслить дает возможность открывать существенные стороны и понимать происходящее вокруг, появляется возможность увидеть взаимосвязь в действительности окружающих явлений, также большая возможность решить поставленные задачи, проверить их решение, умение доказать и опровергать гипотезы - словом.
В процессе обучения в качестве важнейшего умения представляется наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков явлений предметов, классификация, а также умение делать простейшие обобщения и выводы.
Таким образом, недостаточное развитие основных логических приемов приводит к снижению эффективности обучения, к замедлению развития познавательных процессов.
На сегодняшний день главной задачей в математическом образовании детей дошкольного возраста, это взаимосвязь математики и развития логических приемов мышления. Данной проблемой занимались З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак и другие. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию логических приемов мышления, без логических операций, сравнения, анализа, это познание невозможно.
Вышеуказанное побудило нас выбрать для курсовой работы тему: «Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления»
Цель исследования: теоретически обосновать влияние дидактических игр на развитие у детей дошкольного возраста логических приемов мышления.
Объект исследования: процесс развития логических приемов мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры, способствующие развитию у детей дошкольного возраста логических приемов мышления.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.
2. Выделить логические приемы мышления, которым необходимо обучить детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать программы по формированию математических представлений с точки зрения обучения в них логическим приемам мышления.
4. Изучить начальный уровень развития логических приемов мышления у дошкольников.
5. Подобрать дидактические игры для эффективного обучения детей дошкольного возраста логическим приемам мышления в непосредственно образовательной деятельности по формированию у них счетной деятельности.
6. Провести анализ результатов проведенного исследования по обучению дошкольников логическим приемам мышления.
Методы исследования определялись исходя из поставленных нами выше задач. Теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, сравнительно сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение). Эмпирические методы (моделирование, наблюдение, беседа, сравнение, обобщение).
Практическая значимость исследования: работы З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящей, В. Давыдовой, А. Белошистой, Жан Пиаже, П.Я. Гальперина использовались при написании данной работы, посвященной исследованию развития приемов логического мышления у старших дошкольников.
База исследования: исследование проходило на базе Баженовского детского сада, старшей группы, в количестве 15 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 53 источника.
Асмолов Александр Григорьевич говорит, что критерием готовности к школе является способность уловить основные связи между явлениями. Эта возможность появляется тогда, когда ребенок умеет мыслить логически.
И действительно, умение логически мыслить дает возможность открывать существенные стороны и понимать происходящее вокруг, появляется возможность увидеть взаимосвязь в действительности окружающих явлений, также большая возможность решить поставленные задачи, проверить их решение, умение доказать и опровергать гипотезы - словом.
В процессе обучения в качестве важнейшего умения представляется наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков явлений предметов, классификация, а также умение делать простейшие обобщения и выводы.
Таким образом, недостаточное развитие основных логических приемов приводит к снижению эффективности обучения, к замедлению развития познавательных процессов.
На сегодняшний день главной задачей в математическом образовании детей дошкольного возраста, это взаимосвязь математики и развития логических приемов мышления. Данной проблемой занимались З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак и другие. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию логических приемов мышления, без логических операций, сравнения, анализа, это познание невозможно.
Вышеуказанное побудило нас выбрать для курсовой работы тему: «Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления»
Цель исследования: теоретически обосновать влияние дидактических игр на развитие у детей дошкольного возраста логических приемов мышления.
Объект исследования: процесс развития логических приемов мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры, способствующие развитию у детей дошкольного возраста логических приемов мышления.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.
2. Выделить логические приемы мышления, которым необходимо обучить детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать программы по формированию математических представлений с точки зрения обучения в них логическим приемам мышления.
4. Изучить начальный уровень развития логических приемов мышления у дошкольников.
5. Подобрать дидактические игры для эффективного обучения детей дошкольного возраста логическим приемам мышления в непосредственно образовательной деятельности по формированию у них счетной деятельности.
6. Провести анализ результатов проведенного исследования по обучению дошкольников логическим приемам мышления.
Методы исследования определялись исходя из поставленных нами выше задач. Теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, сравнительно сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение). Эмпирические методы (моделирование, наблюдение, беседа, сравнение, обобщение).
Практическая значимость исследования: работы З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящей, В. Давыдовой, А. Белошистой, Жан Пиаже, П.Я. Гальперина использовались при написании данной работы, посвященной исследованию развития приемов логического мышления у старших дошкольников.
База исследования: исследование проходило на базе Баженовского детского сада, старшей группы, в количестве 15 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 53 источника.
Проблема изучения логического мышления является очень актуальной темой в психолого-педагогической литературе. Есть большое количество научных публикаций, которые посвящены данной проблеме, в них содержится теоретическое обоснование необходимости и возможности развития логического мышления ребенка, обозначены пути решения данной задачи. Однако возвратное распределение по данной проблеме в научной литературе достаточно мало представлено.
Так как мышление является процессом познавательной деятельности, то оно обладает свойством обобщенного и опосредованного отражения действительности. Адекватное отражение окружающей действительности осуществляется при условии гармоничного сочетания единства логического и конкретно-чувствительного мышления. Каждый психический акт отражения состоит из двух моментов: понимание и объект, а также отношение к нему. Результатом логического мышления является осмысление, понимание того, что происходит вокруг, выявления существенных связей, сторон и явлений окружающего мира.
Логическое мышление состоит из нескольких компонентов:
- умение выявлять структуру. Состав и организацию частей и элементов, а также ориентироваться на более существенные признаки явлений;
- Умение выявлять взаимосвязь объекта и предмета, видеть их трансформацию стечением времени;
- умение осуществлять логические операции, при этом осознано их аргументируя.
Основные приемы логического мышления: сравнение, синтез, анализ, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
Вопрос о порядке формирования логических приемов мышления был в полном объеме изучен Н.Ф. Талызиной [48]. Она называет порядок формирования отельных приемов: анализ, обобщение, сравнение, синтез;
конкретизация и абстрагирование.
Самым эффективным способом формирования логически приемов мышления - игра. В процессе игры проще усваиваются новые знания, навыки, умения, в процессе игровой деятельности становится легче привлечь внимание ребенка, он лучше усваивает новый материал. Игра содействуй расширению представленной об окружающей действительности, применения и закрепления знаний, которые были получены на занятиях, а также содействуют развитию опыта детей со сверстниками и взрослыми. Игра способствует тому, что обучение становится более занимательным, легким. В процессе игры происходит развитие интересов детей, возбуждение их активности, желание играть, развитие мышления.
По анализу трех современных дошкольных образовательных программ («Истоки» [21], «Радуга» [43], «Детство» [13]), мы пришли к выводу, что содержание по формированию элементарных математических представлении схожи. Так во всех программах в содержании при формировании математических представлений можно выделить количественные. Геометрические, пространственные, временные представления и представления о величине предмета. Обучение же дошкольников логическим приемам мышления в разных программах отведено различное внимание и время, например, в программе «Истоки» [21] очень мало уделяется этому внимание, а в программе «Детство» [13] и «Развитие» [43], обучая детей простейшим математическим представлениям, способствуют развитию логического мышления, развитию логических приёмов мышления.
Взаимосвязь развития логических приемов умственных действий и математического развития - это одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Данной проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова [20], Л.А. Венгер [4], А.З. Зак [7]. А.А. Столяр [31].
А.А. Столяр [31] воплощая идеи простейшей логической подготовки дошкольников разработал методику введения детей в мир логико-математических представлений о множестве, о свойствах и операциями над ними.
Р.Н. Непомнящая писала, что «Образовательный процесс должен быть построен так, чтобы помочь ребенку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приемам мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний».
Введение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решенная. Она нуждается в тщательном анализе научной литературы по проблеме развития мышления, основе современных наук, и на этой базе разработки программно-методического и психологического, дидактического и обеспечения всей системы дошкольного образования.
Во второй главе работы был проведен анализ развития логических приемов мышления 15-ти детей дошкольного возраста. По результатам анализа стало очевидно, что у детей наблюдается слабый уровень развития классификации и сериации.
В целях устранения данных проблем была разработана серия дидактических игр:
1. Игры на формирование знания о цифре - «Волшебные ниточки», «придите ко мне», «найди себе место», Найди портрет числа».
2. Игры на формирование количества и счета - «НА зарядку становись», «Сосчитай правильно», «Считаем по порядку», «Карточки- домики», «Сколько до и после», «Сосчитай и назови».
3. Игры на формирование количественных отношений - «Угости белочек грибами», «Морковки для зайчат», «Жучки на листочках», «Найди пару».
4. Игры на формирование счетных операций - «Числовые домики», «Капитошка», «С матрешками», «Найди на 1 меньше», «Назови число».
5. Игры с решением арифметических задач - «Освободи принцессу», «Поставь блюдце на место», «Прогулка в сад».
При применении дидактических игр хорошо применяются разные предметы и наглядный материал, который помогает провести занятия в веселой, занимательной и доступной форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи решены, цель работы была достигнута.
Так как мышление является процессом познавательной деятельности, то оно обладает свойством обобщенного и опосредованного отражения действительности. Адекватное отражение окружающей действительности осуществляется при условии гармоничного сочетания единства логического и конкретно-чувствительного мышления. Каждый психический акт отражения состоит из двух моментов: понимание и объект, а также отношение к нему. Результатом логического мышления является осмысление, понимание того, что происходит вокруг, выявления существенных связей, сторон и явлений окружающего мира.
Логическое мышление состоит из нескольких компонентов:
- умение выявлять структуру. Состав и организацию частей и элементов, а также ориентироваться на более существенные признаки явлений;
- Умение выявлять взаимосвязь объекта и предмета, видеть их трансформацию стечением времени;
- умение осуществлять логические операции, при этом осознано их аргументируя.
Основные приемы логического мышления: сравнение, синтез, анализ, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
Вопрос о порядке формирования логических приемов мышления был в полном объеме изучен Н.Ф. Талызиной [48]. Она называет порядок формирования отельных приемов: анализ, обобщение, сравнение, синтез;
конкретизация и абстрагирование.
Самым эффективным способом формирования логически приемов мышления - игра. В процессе игры проще усваиваются новые знания, навыки, умения, в процессе игровой деятельности становится легче привлечь внимание ребенка, он лучше усваивает новый материал. Игра содействуй расширению представленной об окружающей действительности, применения и закрепления знаний, которые были получены на занятиях, а также содействуют развитию опыта детей со сверстниками и взрослыми. Игра способствует тому, что обучение становится более занимательным, легким. В процессе игры происходит развитие интересов детей, возбуждение их активности, желание играть, развитие мышления.
По анализу трех современных дошкольных образовательных программ («Истоки» [21], «Радуга» [43], «Детство» [13]), мы пришли к выводу, что содержание по формированию элементарных математических представлении схожи. Так во всех программах в содержании при формировании математических представлений можно выделить количественные. Геометрические, пространственные, временные представления и представления о величине предмета. Обучение же дошкольников логическим приемам мышления в разных программах отведено различное внимание и время, например, в программе «Истоки» [21] очень мало уделяется этому внимание, а в программе «Детство» [13] и «Развитие» [43], обучая детей простейшим математическим представлениям, способствуют развитию логического мышления, развитию логических приёмов мышления.
Взаимосвязь развития логических приемов умственных действий и математического развития - это одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Данной проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова [20], Л.А. Венгер [4], А.З. Зак [7]. А.А. Столяр [31].
А.А. Столяр [31] воплощая идеи простейшей логической подготовки дошкольников разработал методику введения детей в мир логико-математических представлений о множестве, о свойствах и операциями над ними.
Р.Н. Непомнящая писала, что «Образовательный процесс должен быть построен так, чтобы помочь ребенку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приемам мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний».
Введение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решенная. Она нуждается в тщательном анализе научной литературы по проблеме развития мышления, основе современных наук, и на этой базе разработки программно-методического и психологического, дидактического и обеспечения всей системы дошкольного образования.
Во второй главе работы был проведен анализ развития логических приемов мышления 15-ти детей дошкольного возраста. По результатам анализа стало очевидно, что у детей наблюдается слабый уровень развития классификации и сериации.
В целях устранения данных проблем была разработана серия дидактических игр:
1. Игры на формирование знания о цифре - «Волшебные ниточки», «придите ко мне», «найди себе место», Найди портрет числа».
2. Игры на формирование количества и счета - «НА зарядку становись», «Сосчитай правильно», «Считаем по порядку», «Карточки- домики», «Сколько до и после», «Сосчитай и назови».
3. Игры на формирование количественных отношений - «Угости белочек грибами», «Морковки для зайчат», «Жучки на листочках», «Найди пару».
4. Игры на формирование счетных операций - «Числовые домики», «Капитошка», «С матрешками», «Найди на 1 меньше», «Назови число».
5. Игры с решением арифметических задач - «Освободи принцессу», «Поставь блюдце на место», «Прогулка в сад».
При применении дидактических игр хорошо применяются разные предметы и наглядный материал, который помогает провести занятия в веселой, занимательной и доступной форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи решены, цель работы была достигнута.
Подобные работы
- Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Управление процессом формирования у детей дошкольного возраста логических приёмов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Формирование логических операций у детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе
педагогического сопровождения их образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Управление процессом формирования приемов логического мышления у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019



