Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Ценностное отношение как дидактическая категория и результат
ознакомления детей с живой природой 7
1.2. Психологические механизмы и педагогические условия формирования у
детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе 12
1.3. Ценностный потенциал программ экологического образования
детей дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ 26
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности у детей
дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе 26
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей
дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе 49
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Ценностное отношение как дидактическая категория и результат
ознакомления детей с живой природой 7
1.2. Психологические механизмы и педагогические условия формирования у
детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе 12
1.3. Ценностный потенциал программ экологического образования
детей дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ 26
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности у детей
дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе 26
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей
дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе 49
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Актуальность исследования. Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта. В современном обществе актуален социальный запрос на личность, владеющую основами экологической культуры, осознающую ценность окружающей природы, бережно относящуюся к природным ресурсам (закон «Об охране окружающей среды», 2002; Указ президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации», 2017). Особенно остро стоит вопрос о воспитании ценностного отношения к живой природе в процессе экологического образования дошкольников. Личность формируется с раннего возраста, поэтому важное значение для формирования у ребенка ценностного отношения к природе имеет дошкольное детство.
В целевых ориентациях ФГОС ДО подчеркивается необходимость развития личности ребенка и формирования общей культуры, включая моральные и нравственные ценности. В содержании современных программ экологического образования выделяется ценностный компонент, призванный раскрыть многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Особое внимание в дошкольном возрасте уделяется развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира живой природы. Это ставит перед педагогами ДОО важные задачи по формированию ценностного отношения ко всему живому.
Степень разработанности проблемы исследования. В исследованиях ряда авторов (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, О.Н. Лазарева, Л.Б. Моисеева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин и др.) разработаны концептуальные основы экологического образования и методики формирования экологического отношения к природе у детей разного возраста. Проблема формирования ценностного отношения к природе у детей и подростков изучалась Л.М. Гафаровой, В.А. Игнатовой, Е.Н Лазаренко, Ю.А. Позигун, С.С. Рябовой и др. Вместе с тем вопросы, касающиеся диагностики, методов и приемов формирования у дошкольников ценностного отношения к природе, изучены недостаточно.
Многие авторы учебников и монографий по экологическому образованию дошкольников (Л.В. Моисеева, О.Н. Лазарева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.) отмечают необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе в процессе экологического образования. Однако в комплексных программах дошкольного образования и стандарте нормативно не заложена эмоционально-ценностная составляющая экологического образования дошкольников. В методических разработках по ознакомлению детей с природой недостаточно четко определяются методы, приемы и средства ценностного воспитания. Поэтому в реальной практике экологического образования усилия педагогов ДОО традиционно направлены на формирование у детей экологических знаний. Педагоги полагают, что ценностное отношение к живой природе сформируется у детей само собой. Однако мы не согласны с данной позицией и считаем, что данный вопрос должен занять достойное место в системе дошкольного образования.
Современные дети не склонны к общению с живой природой, в большей мере их привлекают гаджеты и различные передовые игровые технологии, что в значительной мере затрудняет решение задач по формированию у них интереса к живой природе. Сложившаяся ситуация побуждает искать наиболее эффективные средства, создавать наиболее благоприятные условия для формирования у дошкольников ценностного отношения к живой природе, что составляет проблему данного исследования. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Объектом исследования является процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Задачи исследования:
1. Исследовать понятие «ценностное отношение» как дидактическую категорию и результат ознакомления детей с живой природой.
2. Рассмотреть психологические механизмы и педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
3. Исследовать уровень сформированности у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе;
4. Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, стандартов, программ, учебников, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологические основы исследования:
- философские идеи о ценностях и самоценности природы (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.);
- аксиологический подход в педагогике (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, В.А. Сластенин и др.);
- концептуальные основы экологического образования дошкольников
(С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.);
- теоретические положения о развитии ценностных ориентаций и отношений (А.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, П.Г. Щедровицкий и др.), в том числе экологических (С.Д. Дерябо, А.П. Сидельковский, В.А. Ясвин).
Базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №5» города Первоуральск. В опытно-поисковой работе участие принимали 22 дошкольника старшей группы. Исследование проводилось в период с сентября 2017 г. по май 2018 г .
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических материалов и практических рекомендаций в процессе экологического образования детей в ДОО. Фрагменты экологических заданий, образцы заданий, игр, упражнений могут служить ориентиром для педагогического творчества.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы, приложения. Объем работы 177 страниц. Текст работы иллюстрирован таблицами (23) и рисунками (16).
В целевых ориентациях ФГОС ДО подчеркивается необходимость развития личности ребенка и формирования общей культуры, включая моральные и нравственные ценности. В содержании современных программ экологического образования выделяется ценностный компонент, призванный раскрыть многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Особое внимание в дошкольном возрасте уделяется развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира живой природы. Это ставит перед педагогами ДОО важные задачи по формированию ценностного отношения ко всему живому.
Степень разработанности проблемы исследования. В исследованиях ряда авторов (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, О.Н. Лазарева, Л.Б. Моисеева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин и др.) разработаны концептуальные основы экологического образования и методики формирования экологического отношения к природе у детей разного возраста. Проблема формирования ценностного отношения к природе у детей и подростков изучалась Л.М. Гафаровой, В.А. Игнатовой, Е.Н Лазаренко, Ю.А. Позигун, С.С. Рябовой и др. Вместе с тем вопросы, касающиеся диагностики, методов и приемов формирования у дошкольников ценностного отношения к природе, изучены недостаточно.
Многие авторы учебников и монографий по экологическому образованию дошкольников (Л.В. Моисеева, О.Н. Лазарева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.) отмечают необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе в процессе экологического образования. Однако в комплексных программах дошкольного образования и стандарте нормативно не заложена эмоционально-ценностная составляющая экологического образования дошкольников. В методических разработках по ознакомлению детей с природой недостаточно четко определяются методы, приемы и средства ценностного воспитания. Поэтому в реальной практике экологического образования усилия педагогов ДОО традиционно направлены на формирование у детей экологических знаний. Педагоги полагают, что ценностное отношение к живой природе сформируется у детей само собой. Однако мы не согласны с данной позицией и считаем, что данный вопрос должен занять достойное место в системе дошкольного образования.
Современные дети не склонны к общению с живой природой, в большей мере их привлекают гаджеты и различные передовые игровые технологии, что в значительной мере затрудняет решение задач по формированию у них интереса к живой природе. Сложившаяся ситуация побуждает искать наиболее эффективные средства, создавать наиболее благоприятные условия для формирования у дошкольников ценностного отношения к живой природе, что составляет проблему данного исследования. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Объектом исследования является процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Задачи исследования:
1. Исследовать понятие «ценностное отношение» как дидактическую категорию и результат ознакомления детей с живой природой.
2. Рассмотреть психологические механизмы и педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
3. Исследовать уровень сформированности у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе;
4. Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, стандартов, программ, учебников, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологические основы исследования:
- философские идеи о ценностях и самоценности природы (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.);
- аксиологический подход в педагогике (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, В.А. Сластенин и др.);
- концептуальные основы экологического образования дошкольников
(С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.);
- теоретические положения о развитии ценностных ориентаций и отношений (А.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, П.Г. Щедровицкий и др.), в том числе экологических (С.Д. Дерябо, А.П. Сидельковский, В.А. Ясвин).
Базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №5» города Первоуральск. В опытно-поисковой работе участие принимали 22 дошкольника старшей группы. Исследование проводилось в период с сентября 2017 г. по май 2018 г .
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических материалов и практических рекомендаций в процессе экологического образования детей в ДОО. Фрагменты экологических заданий, образцы заданий, игр, упражнений могут служить ориентиром для педагогического творчества.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы, приложения. Объем работы 177 страниц. Текст работы иллюстрирован таблицами (23) и рисунками (16).
Выявленные положительные тенденции в формировании у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе позволили нам сделать вывод об эффективности выбранных педагогических условий формирования у старших дошкольников ценностного отношения к живой природе, а также сделать следующие выводы:
1. Ценностное отношение к природе складывается в результате эмоциональных реакций человека на природные объекты и является важнейшей предпосылкой формирования экологической культуры личности. Под ценностным отношением к природе понимают интегративное качество личности ребенка, проявляющееся в эмоционально-ценностном восприятии природы; характеризующееся пониманием ценности природы; выражающееся в оценочных суждениях и стремлении оказать помощь природе.
2. Критериями ценностного отношения к природе являются: когнитивный (представления о ценности природы для человека и общества), эмоционально-мотивационный (эмоционально-чувственное восприятие природных объектов), действенный (потребность взаимодействия с природой, стремление оказать помощь живым объектам).
3. В процессе исследования разработан диагностический инструментарий для диагностики компонентов ценностного отношения к живой природе у старших дошкольников.
4. Были определены педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе: организация взаимодействия с живой природой; использование репродукций картин художников и художественного слова; целенаправленное применение методов и приемов ценностного воспитания; стимулирование проявления у детей эмоций; повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
5. Подтверждено, что применение методов ценностного анализа, оценочных суждений, экологической идентификации и эмпатии, ценностной рефлексии, диалога «обеспечивают формирование у детей ценностного отношения к живой природе. Диагностическое исследование показало, что у детей сформированы представления об экологической роли различных объектов живой природы, эмоциональная отзывчивость и способность к сопереживанию. Старшие дошкольники стали проявлять потребность в действиях, связанных с уходом за объектами живой природы.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об эффективности выбранных педагогических условий и методов формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
1. Ценностное отношение к природе складывается в результате эмоциональных реакций человека на природные объекты и является важнейшей предпосылкой формирования экологической культуры личности. Под ценностным отношением к природе понимают интегративное качество личности ребенка, проявляющееся в эмоционально-ценностном восприятии природы; характеризующееся пониманием ценности природы; выражающееся в оценочных суждениях и стремлении оказать помощь природе.
2. Критериями ценностного отношения к природе являются: когнитивный (представления о ценности природы для человека и общества), эмоционально-мотивационный (эмоционально-чувственное восприятие природных объектов), действенный (потребность взаимодействия с природой, стремление оказать помощь живым объектам).
3. В процессе исследования разработан диагностический инструментарий для диагностики компонентов ценностного отношения к живой природе у старших дошкольников.
4. Были определены педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе: организация взаимодействия с живой природой; использование репродукций картин художников и художественного слова; целенаправленное применение методов и приемов ценностного воспитания; стимулирование проявления у детей эмоций; повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
5. Подтверждено, что применение методов ценностного анализа, оценочных суждений, экологической идентификации и эмпатии, ценностной рефлексии, диалога «обеспечивают формирование у детей ценностного отношения к живой природе. Диагностическое исследование показало, что у детей сформированы представления об экологической роли различных объектов живой природы, эмоциональная отзывчивость и способность к сопереживанию. Старшие дошкольники стали проявлять потребность в действиях, связанных с уходом за объектами живой природы.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об эффективности выбранных педагогических условий и методов формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Подобные работы
- Условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия воспитания бережного отношения к миру природы малой родины у детей дошкольного возраста (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование у детей положительного отношения к природе в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада (Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Применение метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017



