Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе

Работа №97061

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы185
Год сдачи2019
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Ценностное отношение как дидактическая категория и результат
ознакомления детей с живой природой 7
1.2. Психологические механизмы и педагогические условия формирования у
детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе 12
1.3. Ценностный потенциал программ экологического образования
детей дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ 26
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности у детей
дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе 26
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей
дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе 49
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Актуальность исследования. Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта. В современном обществе актуален социальный запрос на личность, владеющую основами экологической культуры, осознающую ценность окружающей природы, бережно относящуюся к природным ресурсам (закон «Об охране окружающей среды», 2002; Указ президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации», 2017). Особенно остро стоит вопрос о воспитании ценностного отношения к живой природе в процессе экологического образования дошкольников. Личность формируется с раннего возраста, поэтому важное значение для формирования у ребенка ценностного отношения к природе имеет дошкольное детство.
В целевых ориентациях ФГОС ДО подчеркивается необходимость развития личности ребенка и формирования общей культуры, включая моральные и нравственные ценности. В содержании современных программ экологического образования выделяется ценностный компонент, призванный раскрыть многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Особое внимание в дошкольном возрасте уделяется развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира живой природы. Это ставит перед педагогами ДОО важные задачи по формированию ценностного отношения ко всему живому.
Степень разработанности проблемы исследования. В исследованиях ряда авторов (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, О.Н. Лазарева, Л.Б. Моисеева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин и др.) разработаны концептуальные основы экологического образования и методики формирования экологического отношения к природе у детей разного возраста. Проблема формирования ценностного отношения к природе у детей и подростков изучалась Л.М. Гафаровой, В.А. Игнатовой, Е.Н Лазаренко, Ю.А. Позигун, С.С. Рябовой и др. Вместе с тем вопросы, касающиеся диагностики, методов и приемов формирования у дошкольников ценностного отношения к природе, изучены недостаточно.
Многие авторы учебников и монографий по экологическому образованию дошкольников (Л.В. Моисеева, О.Н. Лазарева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.) отмечают необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе в процессе экологического образования. Однако в комплексных программах дошкольного образования и стандарте нормативно не заложена эмоционально-ценностная составляющая экологического образования дошкольников. В методических разработках по ознакомлению детей с природой недостаточно четко определяются методы, приемы и средства ценностного воспитания. Поэтому в реальной практике экологического образования усилия педагогов ДОО традиционно направлены на формирование у детей экологических знаний. Педагоги полагают, что ценностное отношение к живой природе сформируется у детей само собой. Однако мы не согласны с данной позицией и считаем, что данный вопрос должен занять достойное место в системе дошкольного образования.
Современные дети не склонны к общению с живой природой, в большей мере их привлекают гаджеты и различные передовые игровые технологии, что в значительной мере затрудняет решение задач по формированию у них интереса к живой природе. Сложившаяся ситуация побуждает искать наиболее эффективные средства, создавать наиболее благоприятные условия для формирования у дошкольников ценностного отношения к живой природе, что составляет проблему данного исследования. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Объектом исследования является процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Задачи исследования:
1. Исследовать понятие «ценностное отношение» как дидактическую категорию и результат ознакомления детей с живой природой.
2. Рассмотреть психологические механизмы и педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
3. Исследовать уровень сформированности у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе;
4. Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, стандартов, программ, учебников, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологические основы исследования:
- философские идеи о ценностях и самоценности природы (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.);
- аксиологический подход в педагогике (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, В.А. Сластенин и др.);
- концептуальные основы экологического образования дошкольников
(С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.);
- теоретические положения о развитии ценностных ориентаций и отношений (А.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, П.Г. Щедровицкий и др.), в том числе экологических (С.Д. Дерябо, А.П. Сидельковский, В.А. Ясвин).
Базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №5» города Первоуральск. В опытно-поисковой работе участие принимали 22 дошкольника старшей группы. Исследование проводилось в период с сентября 2017 г. по май 2018 г .
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических материалов и практических рекомендаций в процессе экологического образования детей в ДОО. Фрагменты экологических заданий, образцы заданий, игр, упражнений могут служить ориентиром для педагогического творчества.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы, приложения. Объем работы 177 страниц. Текст работы иллюстрирован таблицами (23) и рисунками (16).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выявленные положительные тенденции в формировании у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе позволили нам сделать вывод об эффективности выбранных педагогических условий формирования у старших дошкольников ценностного отношения к живой природе, а также сделать следующие выводы:
1. Ценностное отношение к природе складывается в результате эмоциональных реакций человека на природные объекты и является важнейшей предпосылкой формирования экологической культуры личности. Под ценностным отношением к природе понимают интегративное качество личности ребенка, проявляющееся в эмоционально-ценностном восприятии природы; характеризующееся пониманием ценности природы; выражающееся в оценочных суждениях и стремлении оказать помощь природе.
2. Критериями ценностного отношения к природе являются: когнитивный (представления о ценности природы для человека и общества), эмоционально-мотивационный (эмоционально-чувственное восприятие природных объектов), действенный (потребность взаимодействия с природой, стремление оказать помощь живым объектам).
3. В процессе исследования разработан диагностический инструментарий для диагностики компонентов ценностного отношения к живой природе у старших дошкольников.
4. Были определены педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе: организация взаимодействия с живой природой; использование репродукций картин художников и художественного слова; целенаправленное применение методов и приемов ценностного воспитания; стимулирование проявления у детей эмоций; повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.
5. Подтверждено, что применение методов ценностного анализа, оценочных суждений, экологической идентификации и эмпатии, ценностной рефлексии, диалога «обеспечивают формирование у детей ценностного отношения к живой природе. Диагностическое исследование показало, что у детей сформированы представления об экологической роли различных объектов живой природы, эмоциональная отзывчивость и способность к сопереживанию. Старшие дошкольники стали проявлять потребность в действиях, связанных с уходом за объектами живой природы.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об эффективности выбранных педагогических условий и методов формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе.



1. Акимов, Ю. А. Знакомство дошкольников с окружающим миром [Текст] / Ю.А. Акимов. - М. : Изд-во ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З. Ф. Аксенова. - М. : Изд-во ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
3. Анисимова, О. С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика) [Текст] / О.С. Анисимова // Мир психологии. - 2008. - № 4. - С. 178-189.
4. Антонова, М. Ю. Формирование элементов экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Антонова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. - 2015. № 9.- С. 193-196.
5. Ашиков, В. И. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С. Г. Ашикова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 318 с.
6. Ахтырская, Ю. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Теоретический подход [Текст] / Ю.В. Ахтырская, Л.С. Параняк // Инновационные тенденции развития системы образования: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции.
- Санкт-Петербург, 2017. - С. 114-117.
7. Беляева, Е. Н. Формирование эмоционально-ценностного
отношения учащихся к живой природе в процессе обучения биологии (раздел «животные») [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.Н. Беляева;
Московский гос. пед. ун-т. - Москва, 2014.- 207 с.
8. Беляева, Е. Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе как одно из условий развития личности школьника [Текст] / Е.Н. Беляева // Наука и школа. - 2012. - № 1. - С. 81-84.
9. Беляева, Е. Н. Формирование эмоционально-ценностной составляющей экологического сознания школьников при изучении биологии [Текст] / Е.Н. Беляева // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 8. - С. 63-66.
10. Беляева, Е. Н. Задания по формированию эмоционально¬ценностного отношения учащихся к живой природе [Текст] / Е.Н. Беляева // Биология в школе. - 2013. - № 1. - С. 58-64.
11. Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет [Текст] : практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей и гувернеров / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: «Ладокко». -2012. - 160 с.
12. Васякина-Новикова, Ж. Л. Паутинка [Текст] / Ж.Л. Васякина- Новикова. - М. : Издательский центр «Академия», 1996. - 168 с.
13. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М. : Просвещение. - 1993. - 128 с.
14. Винокурова, О. Е. Формирование у младших школьников
ценностного отношения к природе средствами якутских народных традиций [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук: 13.10.1996. / О.Е. Винокурова ;
Волгоградский гос. пед. ун-т.. - Якутск, 1996. - 165 с.
15. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие [Текст] / О.М. Газина, В.Г. Фокина. - М. : Изд-во «Прометей», 2013. - 254 с.
16. Демина, Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие [Текст] / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 132 с.
17. Дмитриева, М. А. Понятие «отношения» [Текст] / М.А. Дмитриева // Психология для всех. - 2014. - № 4. - С. 56-58.
18. Елишев, С. О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте [Текст] / С. О. Елишев // Ценности и смыслы. - 2011. - №. 2. - С. 82-96.
19. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка : Толково-образовательный : в 2 т [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - М. : Рус. яз., 2000. - 1209 с.
20. Женпиесова, Ж. М. Экологическое воспитание детей в условиях ДОО [Текст] / Ж. М. Женпиесова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 19 авг. 2016 г. / сост. О. Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 78-82.
21. Загитова, Н. Ю. Современный подход к организации предметно¬
пространственной развивающей среды для экологического образования дошкольников [Текст] / Н.Ю. Загитова // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения : материалы круглого стола
преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Москва, 17.06.2016. / сост. и отв. ред. М.С. Смирнова. - Москва, 2016. - С. 18-25.
22. Зебзеева, В. А. Формирование у детей дошкольного возраста
субъективного отношения к природе [Электронный ресурс] / В.А. Зебзеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=18425 (дата обращения:
02.12.2018).
23. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А.И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
24. Ильин, В. В. Аксиология [Текст] / В.В. Ильин. - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.
25. Лазарева, О. Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру младших школьников [Текст] / О.Н. Лазарева // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 102-105.
26. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1992. - 191 с.
27. Леонтьева, О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 1. - С. 16-18.
28. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. - Волгоград : Учитель, 2009. - 232 с.
29. Миронов, А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников [Текст] / А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 31-35.
30. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды [Текст] / В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Бодалева. - М. : Модэк МПСИ, 2004. - 158 с.
31. Мясищев, В. Н. Личность и отношения человека [Текст] / В. Н. Мясищев // «Проблемы личности». - 1969. - №6. - С. 342 - 353.
32. Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 17-21.
33. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 14-18.
34. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном образовании [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 1. - С. 36¬44.
35. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2011. - 336 с.
36. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» : для работы с детьми 3-7 лет. ФГОС [Текст] / С.Н. Николаева. - М. : Мозаика- Синтез. - 2016. - 112 с.
37. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Темп, 2013. - 865 с.
38. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез. - 2014. - 368 с.
39. Павлова, Т. Н. Экологическое образование в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т. Н. Павлова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы XII междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 11 марта 2017 г. / сост. О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 95-98.
40. Павлова, Н. М. Не видели - увидим. Рассказы и сказки / Н. М. Павлова. - М.: Детская литература, 1976. - 96 с.
41. Гризик, Т. И. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада [Текст] / Т. И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон / науч. рук. Е. В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 712 с.
43. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа»: формирование естественнонаучных представлений у дошкольников [Текст] / Н.А. Рыжова // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения : материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / сост. и отв. ред. М.С. Смирнова. - Москва. - 2016. - С. 3-8.
44. Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас: методическое пособие [Текст] / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. - М. : Обруч. - 2013. - 208 с.
45. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2009. - 227 с.
46. Рыжова, Н. А. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы [Текст] / Н. А. Рыжова // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. - 2007 . - № 3 . - С. 15-26.
47. Рыкова, Л. Х. Интерпретации ценности в современной философии [Текст] / Л. Х. Рыкова // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 521-524.
48. Свидерский, В. И. О диалектике отношений [Текст] / В.И. Свидерский. - Ленинград : ЛГУ, 1983. - 137 с.
49. Серебрякова, Т. А. Экспериментальный подход к воспитанию основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Серебрякова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. - 2009. - № 2. - С. 113-117.
50. Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Серебрякова. - М. : Академия, 2013. - 224 с.
51. Серебрякова, Т. А., Семенова Л. Э. Роль семьи в становлении основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - 2018. - № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/04/8542(дата обращения: 02.12.2018).
52. Серебрякова, Т. А., Семенова Л.Э. Психологические основы решения проблемы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - 2017. - №11. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/11/8417(дата обращения: 02.12.2018).
53. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / О.С. Соломенникова, Т. С. Комарова, В. В. Гербова. М. : Мозаика- Синтез, 2008. - 52 с.
54. Соломенникова, О. А. Диагностика экологических знаний
дошкольников [Текст] / О. С. Соломенникова // Дошкольное воспитание. -
2004. - № 7. - С. 21-27.
55. Старовойтенко, Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений [Текст] / Е.Б. Старовойтенко. - М. : Академический проект, 2004. - 256 с.
56. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка: около 100000 слов [Текст] / Д.Н. Ушаков. - М. : Аделант, 2013. - 800 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: письма и приказы Минобрнауки. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
58. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
59. Хакимова, Е. Л. Современные проблемы экологического образования детей дошкольного возраста и пути их решения [Текст] / Е. Л. Хакимова // Сетевое взаимодействие УрГПУ с дошкольными организациями в развитии системы работы по повышению квалификации : сборник научных статей. - Екатеринбург, 2016. - С. 78-81.
60. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / И. Ф. Харламов ; изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2003. - 519 с.
61. Холодкова, О. Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника [Текст]: монография / О. Г. Холодкова. - Барнаул : АлтГПУ, 2015. - 167 с.
62. Черных, Т. В. Ценностное отношение к природе как условие развития этических переживаний дошкольника [Текст] / Т. В. Черных // Актуальные проблемы психологии личности : сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2009. - С. 89-92.
63. Чиплиева, А. Д. Формирование ценностных ориентаций у младших
школьников как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Современная педагогика. - 2016. - № 10. URL:
http://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6193(дата обращения: 10.12.2018).
64. Чмелева, Е. В. Современная практика экологического образования детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Чмелева, Л.А. Бикмеева // Вестник развития науки и образования. - 2016. - №5. - С. 168-177.
65. Шорыгина Т.А., Зеленые сказки: Экология для малышей. - М.: Книголюб, 2005. - 104 с.
66. Яковлева, Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника [Текст] / Е.В. Яковлева // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф., Москва, ноябрь 2015 г. - М. : Буки-Веди, 2015. - С. 113-115.
67. Ясвин В.А. Психология отношения к природе [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2000. - 456 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ