ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ связей предмета «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1 Этапы развития межпредметных связей и их организация в
образовательном учреждении 7
1.2 Понятия и классификации межпредметных связей 15
1.3 Роль межпредметных связей в изучении ОБЖ 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ 5 31
КЛАССОВ
2.1 Тематические межпредметные связи предмета ОБЖ с другими
предметами для 5 классов 31
2.2 Рекомендации по организации межпредметных связей предмета
ОБЖ с другими предметами 37
2.3 Разработка урока с использованием межпредметных связей 42
2.4 Анализ проведенного урока с использованием межпредметных
связей 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1 Этапы развития межпредметных связей и их организация в
образовательном учреждении 7
1.2 Понятия и классификации межпредметных связей 15
1.3 Роль межпредметных связей в изучении ОБЖ 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ 5 31
КЛАССОВ
2.1 Тематические межпредметные связи предмета ОБЖ с другими
предметами для 5 классов 31
2.2 Рекомендации по организации межпредметных связей предмета
ОБЖ с другими предметами 37
2.3 Разработка урока с использованием межпредметных связей 42
2.4 Анализ проведенного урока с использованием межпредметных
связей 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В настоящее время необходимость организации межпредметных связей все также актуальна, как и несколько сотен лет назад. Еще Ян Амос Коменский говорил «если всё, имеющее между собой связь, и преподаваться будет в связи» [19], тем самым указывая на интеграцию в обучении. В свою очередь межпредметные связи являются воспроизведением интеграционных процессов, происходящих в науке и обществе. Данные связи играют важную роль в познавательной деятельности учащихся, формируя целостное представление о мире, ориентированное на развитие и саморазвитие.
Кроме этого актуальность данной темы обусловлена стремительным увеличением объема информации, которую обучающийся должен усвоить в период школьного обучения. И в данном случае использование межпредметных связей будет являться один из наиболее результативных способов активизации познавательной деятельности учащихся.
Межпредметные связи делают знания практичными и применимыми, то есть приобретенные знания и умения при изучении одних предметов, будут использоваться при изучении других предметов, объединяться в выводы и применяться учащимися в конкретных ситуация, частных вопросов учебной и внеурочной деятельности, а также в будущей научной и общественной жизни учащегося.
Следует отметить, что именно межпредметные связи, как и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлены на развитие креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни учащегося [42].
Предмет основы безопасности жизнедеятельности можно назвать интегрированной дисциплиной, ее база комплексно формируется из различных дисциплин разной направленности, целью которой является изучение опасностей, угрожающих человеку и разработка способов защиты от них в любых условиях обитания человека. Следовательно, данный предмет является не только самостоятельной дисциплиной в межпредметных связях, но и может являться связующим звеном между предметами, что подчеркивает актуальность изучения данной темы.
Используя межпредметные связи в преподавании школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), педагог должен обладать умением комплексного применения знаний на практике, а также их синтеза и переноса идей и методов из одной науки в другую, но в изучаемой нами теме, мы сталкиваемся с противоречием, заключающимся в отсутствии реального применения данного способа преподавания на практике в большинстве образовательных учреждений, из-за ряда причин, где основными являются нарушение взаимосвязи между учебными предметами, отсутствие использования на уроках знаний и умений по смежным предметам, нехватка опыта у преподавателя в ведении урока, включающего в себя обращения к межпредметным связам, особенно у молодых специалистов, а главная причина заключается в том, что определенный процент учителей ОБЖ, не осознают важность данного предмета в процессе образования и становления личности учащегося и не считают нужным применять межпредметные связи в преподавании основ безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, мы можем обозначить проблему исследования, которая заключается в отсутствии использования межпредметных связей в образовательном учреждении в преподавании основ безопасности жизнедеятельности. Что к сожалению, является тормозящим фактором реализации Федерального государственного образовательного стандарта, где одним из требований является формирование осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды выпускника.
Объект исследования: процесс обучения ОБЖ в образовательной организации.
Предмет исследования: организация межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами.
Цель исследования: разработка рекомендаций по организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме использования межпредметных связей в учебном процессе;
2. Определить роль межпредметных связей в изучении ОБЖ;
3. Разработать рекомендации по организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Изучаемая нами проблема является достаточно разработанной и применяемой в данный момент. В частности, в выпускной квалификационной работе мы опирались на современные исследования таких авторов: Ларионова Н.Б. [22], Гранкина Л.А. [8], Калимуллина О.А. [18], Абаскалова Н.П. [1], Марко И.Г. [26], Кузнецова Н.В. [20], Смирнов А.Т. [45], Маслов А.Г. [27], Мельникова Н.Ф. [30], Репин Ю.В. [43], Зверев И.Д. [14].
Однако мы считаем, что проблема организации межпредметных связей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими предметами недостаточно раскрыта и не имеет единой рекомендательной основы.
Для решения поставленных задач на разных этапах исследования использовался комплекс методов исследования:
• аналитический (теоретический анализ литературы по проблеме исследования);
• эмпирический (наблюдение, сравнение);
• экспериментальный (организация деятельности по разработанному плану, анализ и обобщение полученных знаний).
База исследования: МАОУ «Средняя школа №17» города Каменска- Уральского Свердловской области.
Структура исследования:
Выпускная квалификационная работа включает в себя: титульный лист; содержание; введение; главу 1, состоящую из трех параграфов; главу 2, состоящую из четырех параграфов; заключение; список литературы, приложение.
Кроме этого актуальность данной темы обусловлена стремительным увеличением объема информации, которую обучающийся должен усвоить в период школьного обучения. И в данном случае использование межпредметных связей будет являться один из наиболее результативных способов активизации познавательной деятельности учащихся.
Межпредметные связи делают знания практичными и применимыми, то есть приобретенные знания и умения при изучении одних предметов, будут использоваться при изучении других предметов, объединяться в выводы и применяться учащимися в конкретных ситуация, частных вопросов учебной и внеурочной деятельности, а также в будущей научной и общественной жизни учащегося.
Следует отметить, что именно межпредметные связи, как и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлены на развитие креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни учащегося [42].
Предмет основы безопасности жизнедеятельности можно назвать интегрированной дисциплиной, ее база комплексно формируется из различных дисциплин разной направленности, целью которой является изучение опасностей, угрожающих человеку и разработка способов защиты от них в любых условиях обитания человека. Следовательно, данный предмет является не только самостоятельной дисциплиной в межпредметных связях, но и может являться связующим звеном между предметами, что подчеркивает актуальность изучения данной темы.
Используя межпредметные связи в преподавании школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), педагог должен обладать умением комплексного применения знаний на практике, а также их синтеза и переноса идей и методов из одной науки в другую, но в изучаемой нами теме, мы сталкиваемся с противоречием, заключающимся в отсутствии реального применения данного способа преподавания на практике в большинстве образовательных учреждений, из-за ряда причин, где основными являются нарушение взаимосвязи между учебными предметами, отсутствие использования на уроках знаний и умений по смежным предметам, нехватка опыта у преподавателя в ведении урока, включающего в себя обращения к межпредметным связам, особенно у молодых специалистов, а главная причина заключается в том, что определенный процент учителей ОБЖ, не осознают важность данного предмета в процессе образования и становления личности учащегося и не считают нужным применять межпредметные связи в преподавании основ безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, мы можем обозначить проблему исследования, которая заключается в отсутствии использования межпредметных связей в образовательном учреждении в преподавании основ безопасности жизнедеятельности. Что к сожалению, является тормозящим фактором реализации Федерального государственного образовательного стандарта, где одним из требований является формирование осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды выпускника.
Объект исследования: процесс обучения ОБЖ в образовательной организации.
Предмет исследования: организация межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами.
Цель исследования: разработка рекомендаций по организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме использования межпредметных связей в учебном процессе;
2. Определить роль межпредметных связей в изучении ОБЖ;
3. Разработать рекомендации по организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Изучаемая нами проблема является достаточно разработанной и применяемой в данный момент. В частности, в выпускной квалификационной работе мы опирались на современные исследования таких авторов: Ларионова Н.Б. [22], Гранкина Л.А. [8], Калимуллина О.А. [18], Абаскалова Н.П. [1], Марко И.Г. [26], Кузнецова Н.В. [20], Смирнов А.Т. [45], Маслов А.Г. [27], Мельникова Н.Ф. [30], Репин Ю.В. [43], Зверев И.Д. [14].
Однако мы считаем, что проблема организации межпредметных связей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими предметами недостаточно раскрыта и не имеет единой рекомендательной основы.
Для решения поставленных задач на разных этапах исследования использовался комплекс методов исследования:
• аналитический (теоретический анализ литературы по проблеме исследования);
• эмпирический (наблюдение, сравнение);
• экспериментальный (организация деятельности по разработанному плану, анализ и обобщение полученных знаний).
База исследования: МАОУ «Средняя школа №17» города Каменска- Уральского Свердловской области.
Структура исследования:
Выпускная квалификационная работа включает в себя: титульный лист; содержание; введение; главу 1, состоящую из трех параграфов; главу 2, состоящую из четырех параграфов; заключение; список литературы, приложение.
Современное общество и все его составляющие, в том числе наука и образование, не стоят на месте и постоянно развиваются, изменяя свое содержание, свои цели, взгляды и задачи, требующие решений. И на задачу, выдвигаемую государством и Министерством образования РФ, заключающуюся в формировании личности способной к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации и способной принимать верные решения также самостоятельно, существует определенное решение - это использование в процессе образования межпредметных связей.
В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что межпредметные связи позволяют изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности по средствам различных предметов и наук, связанных с жизнью. Данная деятельность, связанная с развитием личности и использованием межпредметных связей должна быть частью всего образовательного процесса, включающего все предметы, в том числе и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет ОБЖ является дисциплиной, которая опирается на знания множества различных наук, таким образом, при организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами, появляется возможность увеличения усвояемых знаний и умений учащимися по тематике предмета и смежных дисциплин, постепенного формирования культуры безопасности, а также происходит мотивация учащихся на образовательную деятельность.
Исходя из изученной нами педагогической и научной литературы, а также опираясь на опыт педагогов, мы разработали рекомендации по применению межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами, и пришли к выводу, что для успешной реализации межпредметных связей на уроке, необходима не только четко организованная система урока и эрудированный педагог, умеющий использовать различные методы и формы обучения, а также знания других предметов, но и важна общая структурированная система межпредметных связей всех дисциплин образовательного учреждения.
В заключительной части нашей работы были разработаны технологические карты по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 классов, опираясь на рекомендации. Данные уроки были апробированы на базе МАОУ «Средняя школа №17» г. Каменска - Уральского. Проведенный анализ урока показал, что у учащихся возросла мотивация к обучению, активизировалась познавательная деятельность, что способствовало лучшему усвоению новых знаний и умений. Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
Не смотря на сложную структуру организации межпредметных связей и важность комплексного подхода, данная деятельность необходима современным ученикам, они должны стать достойными личностями современного общества, они - это наше будущее.
В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что межпредметные связи позволяют изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности по средствам различных предметов и наук, связанных с жизнью. Данная деятельность, связанная с развитием личности и использованием межпредметных связей должна быть частью всего образовательного процесса, включающего все предметы, в том числе и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет ОБЖ является дисциплиной, которая опирается на знания множества различных наук, таким образом, при организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами, появляется возможность увеличения усвояемых знаний и умений учащимися по тематике предмета и смежных дисциплин, постепенного формирования культуры безопасности, а также происходит мотивация учащихся на образовательную деятельность.
Исходя из изученной нами педагогической и научной литературы, а также опираясь на опыт педагогов, мы разработали рекомендации по применению межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами, и пришли к выводу, что для успешной реализации межпредметных связей на уроке, необходима не только четко организованная система урока и эрудированный педагог, умеющий использовать различные методы и формы обучения, а также знания других предметов, но и важна общая структурированная система межпредметных связей всех дисциплин образовательного учреждения.
В заключительной части нашей работы были разработаны технологические карты по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 классов, опираясь на рекомендации. Данные уроки были апробированы на базе МАОУ «Средняя школа №17» г. Каменска - Уральского. Проведенный анализ урока показал, что у учащихся возросла мотивация к обучению, активизировалась познавательная деятельность, что способствовало лучшему усвоению новых знаний и умений. Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
Не смотря на сложную структуру организации межпредметных связей и важность комплексного подхода, данная деятельность необходима современным ученикам, они должны стать достойными личностями современного общества, они - это наше будущее.





