ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1 Этапы развития межпредметных связей и их организация в
образовательном учреждении 7
1.2 Понятия и классификации межпредметных связей 15
1.3 Роль межпредметных связей в изучении ОБЖ 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ 5 31
КЛАССОВ
2.1 Тематические межпредметные связи предмета ОБЖ с другими
предметами для 5 классов 31
2.2 Рекомендации по организации межпредметных связей предмета
ОБЖ с другими предметами 37
2.3 Разработка урока с использованием межпредметных связей 42
2.4 Анализ проведенного урока с использованием межпредметных
связей 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В настоящее время необходимость организации межпредметных связей все также актуальна, как и несколько сотен лет назад. Еще Ян Амос Коменский говорил «если всё, имеющее между собой связь, и преподаваться будет в связи» [19], тем самым указывая на интеграцию в обучении. В свою очередь межпредметные связи являются воспроизведением интеграционных процессов, происходящих в науке и обществе. Данные связи играют важную роль в познавательной деятельности учащихся, формируя целостное представление о мире, ориентированное на развитие и саморазвитие.
Кроме этого актуальность данной темы обусловлена стремительным увеличением объема информации, которую обучающийся должен усвоить в период школьного обучения. И в данном случае использование межпредметных связей будет являться один из наиболее результативных способов активизации познавательной деятельности учащихся.
Межпредметные связи делают знания практичными и применимыми, то есть приобретенные знания и умения при изучении одних предметов, будут использоваться при изучении других предметов, объединяться в выводы и применяться учащимися в конкретных ситуация, частных вопросов учебной и внеурочной деятельности, а также в будущей научной и общественной жизни учащегося.
Следует отметить, что именно межпредметные связи, как и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлены на развитие креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни учащегося [42].
Предмет основы безопасности жизнедеятельности можно назвать интегрированной дисциплиной, ее база комплексно формируется из различных дисциплин разной направленности, целью которой является изучение опасностей, угрожающих человеку и разработка способов защиты от них в любых условиях обитания человека. Следовательно, данный предмет является не только самостоятельной дисциплиной в межпредметных связях, но и может являться связующим звеном между предметами, что подчеркивает актуальность изучения данной темы.
Используя межпредметные связи в преподавании школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), педагог должен обладать умением комплексного применения знаний на практике, а также их синтеза и переноса идей и методов из одной науки в другую, но в изучаемой нами теме, мы сталкиваемся с противоречием, заключающимся в отсутствии реального применения данного способа преподавания на практике в большинстве образовательных учреждений, из-за ряда причин, где основными являются нарушение взаимосвязи между учебными предметами, отсутствие использования на уроках знаний и умений по смежным предметам, нехватка опыта у преподавателя в ведении урока, включающего в себя обращения к межпредметным связам, особенно у молодых специалистов, а главная причина заключается в том, что определенный процент учителей ОБЖ, не осознают важность данного предмета в процессе образования и становления личности учащегося и не считают нужным применять межпредметные связи в преподавании основ безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, мы можем обозначить проблему исследования, которая заключается в отсутствии использования межпредметных связей в образовательном учреждении в преподавании основ безопасности жизнедеятельности. Что к сожалению, является тормозящим фактором реализации Федерального государственного образовательного стандарта, где одним из требований является формирование осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды выпускника.
Объект исследования: процесс обучения ОБЖ в образовательной организации.
Предмет исследования: организация межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами.
Цель исследования: разработка рекомендаций по организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме использования межпредметных связей в учебном процессе;
2. Определить роль межпредметных связей в изучении ОБЖ;
3. Разработать рекомендации по организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Изучаемая нами проблема является достаточно разработанной и применяемой в данный момент. В частности, в выпускной квалификационной работе мы опирались на современные исследования таких авторов: Ларионова Н.Б. [22], Гранкина Л.А. [8], Калимуллина О.А. [18], Абаскалова Н.П. [1], Марко И.Г. [26], Кузнецова Н.В. [20], Смирнов А.Т. [45], Маслов А.Г. [27], Мельникова Н.Ф. [30], Репин Ю.В. [43], Зверев И.Д. [14].
Однако мы считаем, что проблема организации межпредметных связей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими предметами недостаточно раскрыта и не имеет единой рекомендательной основы.
Для решения поставленных задач на разных этапах исследования использовался комплекс методов исследования:
• аналитический (теоретический анализ литературы по проблеме исследования);
• эмпирический (наблюдение, сравнение);
• экспериментальный (организация деятельности по разработанному плану, анализ и обобщение полученных знаний).
База исследования: МАОУ «Средняя школа №17» города Каменска- Уральского Свердловской области.
Структура исследования:
Выпускная квалификационная работа включает в себя: титульный лист; содержание; введение; главу 1, состоящую из трех параграфов; главу 2, состоящую из четырех параграфов; заключение; список литературы, приложение.
Современное общество и все его составляющие, в том числе наука и образование, не стоят на месте и постоянно развиваются, изменяя свое содержание, свои цели, взгляды и задачи, требующие решений. И на задачу, выдвигаемую государством и Министерством образования РФ, заключающуюся в формировании личности способной к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации и способной принимать верные решения также самостоятельно, существует определенное решение - это использование в процессе образования межпредметных связей.
В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что межпредметные связи позволяют изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности по средствам различных предметов и наук, связанных с жизнью. Данная деятельность, связанная с развитием личности и использованием межпредметных связей должна быть частью всего образовательного процесса, включающего все предметы, в том числе и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет ОБЖ является дисциплиной, которая опирается на знания множества различных наук, таким образом, при организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами, появляется возможность увеличения усвояемых знаний и умений учащимися по тематике предмета и смежных дисциплин, постепенного формирования культуры безопасности, а также происходит мотивация учащихся на образовательную деятельность.
Исходя из изученной нами педагогической и научной литературы, а также опираясь на опыт педагогов, мы разработали рекомендации по применению межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами, и пришли к выводу, что для успешной реализации межпредметных связей на уроке, необходима не только четко организованная система урока и эрудированный педагог, умеющий использовать различные методы и формы обучения, а также знания других предметов, но и важна общая структурированная система межпредметных связей всех дисциплин образовательного учреждения.
В заключительной части нашей работы были разработаны технологические карты по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 классов, опираясь на рекомендации. Данные уроки были апробированы на базе МАОУ «Средняя школа №17» г. Каменска - Уральского. Проведенный анализ урока показал, что у учащихся возросла мотивация к обучению, активизировалась познавательная деятельность, что способствовало лучшему усвоению новых знаний и умений. Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
Не смотря на сложную структуру организации межпредметных связей и важность комплексного подхода, данная деятельность необходима современным ученикам, они должны стать достойными личностями современного общества, они - это наше будущее.
1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : [Текст] учебное пособие / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008. - 136 с. - (Университетская серия).
2. Активизация учебно-познавательной деятельности младших
школьников [Электронный ресурс] // URL:
https://studfiles.net/preview/6019202/ (дата обращения: 06.02.2019).
3. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из
направлений повышения качества образования [Электронный ресурс] // Общепедагогические технологии. URL:
http://открытыйурок.рф/статьи/527712/ (дата обращения: 27.01.2019).
4. Блинов, Ю.Б. Межпредметные связи в обучении ОБЖ [Текст] / Ю.Б. Блинов // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №11 (3). - С.161-165.
5. Блинова, Т. Л. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] / Т.Л. Блинова, А.С. Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2013. — С. 65-67.
6. Вергелес, Г. И. Дидактика (опорные конспекты) : учебнометодическое пособие [Текст] / Вергелес Г. И., Конева В. С., Семенова О. Н. - Санкт-Петербург : ТЕССА, 2009 (СПб. : Полиграф экспресс). - 152 с.
7. Воспитывающая функция [Электронный ресурс] URL: https://vikidalka.ru/2-138072.html (дата обращения: 27.01.2019).
8. Гранкина, Л. А. Межпредметные связи в учебном процессе [Текст] /
Л. А. Гранкина // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. - Москва : Российская академия правосудия, 2012. - Вып. 2. По итогам
семинаров-практикумов. - С. 208-211.
9. Гурьев, А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / А.И. Гурьев ; Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2002. - 159с.
10. Диалектический материализм [Электронный ресурс] // URL:
https://www.psychologos.ru/articles/view/dialekticheskiy-materializm (дата
обращения: 06.02.2019).
11. Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах [Электронный ресурс] URL: www.newreferat.com/ref-46837-10.html (дата обращения: 27.01.2019).
12. Дугашев, В.В. Использование межпредметных связей при формировании у студентов умений осуществлять самоконтроль [Текст] / В.В. Дугашев // Самоконтроль как принцип формирования творческой личности и её активной конструктивной позиции в развитии обществ / гл. ред. А.В. Петров, Ю.И. Щербаков. - Горно-Алтайск, 2018. - С.304-311.
13. Заболеваемость всего населения России в 2017 году [Электронный
ресурс] // Статистический сборник 2017 год . URL:
https ://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i- informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2017-god (дата обращения:
27.01.2019).
14. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст] / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. - Москва : Педагогика; 1981. - 160 с.
15. Зорина Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла [Текст] / Л.Я. Зорина // Современная дидактика: теория - практике / Под научной редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. - М.: ИТП и МИО РАО. - 1993. - C.125 - 140...