ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО
ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ
ВОЗНИКНОВЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА 7
1.1. Нормативно-правовая база исследования 7
1.2. Терроризм и террористический акт: основные понятия и сущность 14
1.3. Анализ рабочей программы предмета ОБЖ по проблеме формирования
безопасного поведения при возникновении террористического акта 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА 26
2.1. Выбор форм и методов проведения занятий 26
2.2. Анализ знаний обучающихся по проблеме безопасного поведения при
угрозе террористического акта 39
2.3. Методика внеурочной деятельности учителя основ безопасности
жизнедеятельности по обучению безопасному поведению 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность исследования. В настоящее время вопросы безопасности и противодействия терроризму и экстремизму стоят очень остро и злободневно. Терроризм является одной из глобальных проблем человечества, он угрожает сложившемуся порядку внутри страны и за ее пределами, посягает на важнейшие человеческие ценности: жизнь, свободу и равенство. На сегодняшний день терроризм относится к числу самых опасных и сложнопрогнозируемых явлений современности. События, освещаемые в средствах массовой информации и в сети «Интернет» свидетельствуют о сохранении высокого уровня террористических вызовов и угроз в мире, обусловленных действиями международной террористической организации «Исламское государство» в Ираке и Сирии, событиями в ряде стран Европы. По оценкам Федеральной службы безопасности и Национального антитеррористического комитета не прекращаются попытки проникновения в Россию членов преступных структур, а также российских граждан, ранее выехавших за пределы страны с целью участия в боевых действиях на стороне террористов [34].
Растут масштабы террористической деятельности, что находит свое отражение не только в росте числа терактов, но и в изменении самого характера террористической деятельности. Преступления террористической направленности с каждым годом приводят еще к большему числу жертв, разрушениям, ставят под угрозу существующие духовные ценности и моральные устои. Террористические акты приносят человеческие жертвы, разрушают материальные и духовные ценности, сеют вражду между государствами, провоцируют ненависть между социальными и национальными группами.
Мировое сообщество определяет терроризм как одну из наиболее важных глобальных проблем современности, на ряду с экологической проблемой и проблемой третьей мировой войны [36, с. 107]. От негативного воздействия террористической деятельности не защищен ни один человек. В связи с этим общество вынуждено искать новые пути обеспечения безопасности, тем более если мы говорим о безопасности детей (обучающихся). Школьники зачастую не способны оказать достойного сопротивления, они не знают, как правильно себя вести в критических ситуациях, и это может стать причиной их гибели.
В связи с этим на уроках ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) стоит уделять особое внимание проблеме терроризма и формированию основ безопасного поведения. Это позволит подготовить обучающихся к действиям в чрезвычайной ситуации и сохранить их жизнь. Таким образом, актуальным, на наш взгляд, представляется разработка и применение форм и методов по формированию безопасного поведения обучающихся при угрозе возникновения террористического акта.
На наш взгляд в методике обучения по программе «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации» существует проблема, которая заключается в том, что зачастую в обучении доминируют объяснительно-иллюстративные методы. Однако данные методы основаны на заучивании информации, которая, в случае неприменения на практике быстро забывается. Следовательно, необходимо разрабатывать и применять самые разнообразные методы и формы обучения безопасному поведению при угрозе возникновения террористического акта.
В связи с этим, мы можем обозначить проблему исследования, которая заключается в верном выборе педагогических методов, которые помогут в формировании безопасного поведения обучающихся при возникновении террористического акта.
Объект исследования: процесс обучения по предмету ОБЖ в
образовательной организации.
Предмет исследования: формирование у обучающихся безопасного поведения при возникновении террористического акта.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций,
способствующие формированию у обучающихся безопасного поведения при возникновении террористического акта.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования: нормативно-правовую базу борьбы с терроризмом, понятие и сущность основных терминов;
2. провести оценку знаний обучающихся по проблеме безопасного поведения при угрозе возникновения террористического акта;
3. разработка методических рекомендаций, по обучению безопасному поведению при возникновении террористического акта .
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Проблема терроризма является довольно разработанной темой на данный момент. В частности, в ВКР мы опирались на современные исследования таких авторов как Х.А. Аккаева [8], Я. Д. Вишняков [12], А.И. Борушко [11], А.Ю. Галкин [13], В. В. Гафнер [14, 15], О.А. Кирьяш [18], А.Б. Свистильников [32], С.А. Степанов [34] и др. Однако мы считаем, что проблеме формирования безопасного поведения обучающихся при угрозе возникновения террористического акта в литературе уделено недостаточное внимание.
Методы исследования:
• теоретико-аналитический: анализ литературы по проблеме
исследования,
• эмпирические: анкетирование, педагогическое наблюдение.
База исследования: МАОУ ГО Заречный СОШ № 1.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
В ходе данной работы мы сделали следующие выводы.
Изучение современных нормативных актов показало, что российским законодательством РФ определены правовые основы борьбы с терроризмом. Нормативные документы в сфере образования (в частности, ФЗ «Об образовании», ФГОС второго поколения) определяют, что преподавание курса «основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях должно способствовать формированию безопасного поведения при угрозе проведении террористического акта, а также антитеррористической личностной позиции учащегося.
Мы выяснили, что терроризм - это крайне негативное социальнообщественное явление, которое угрожает как государству в целом, так и каждому человеку. Уровень готовности к выживанию в условиях экстремальной ситуации, связанной с возникновением террористического акта, напрямую зависит от умений и навыков, которыми обладает обучающийся. Эффективное освоение нового материала по обучению безопасному поведению обучающихся во многом зависит от выбранных форм и методов преподавания.
Так при изучении темы антитеррористической направленности необходимо применять разные формы: урок, внеклассные и внеурочные мероприятия. Методы также должны быть разнообразными, их необходимо комбинировать, кроме того, необходимо использовать активные методы обучения (проблемное обучение, метод проектов, кейс-метод и т.д.). Значимое место в методах занимают имитационные технологии: игры, тренинги, анализ и разбор чрезвычайных ситуаций террористического характера с использованием видеофрагментов. Данные методы способствуют повышению интереса обучающихся к предмету, учат принимать решения в опасной ситуации, формировать практические навыки действий выживания в экстремальных ситуациях (при угрозе возникновения террористического акта).
Для оценки и анализа знаний обучающихся по проблеме безопасного поведения при проведении террористического акта мы провели педагогический эксперимент на базе МАОУ ГО Заречный СОШ № 1. В анкетировании приняли участие 78 учеников 8 и 9 классов.
Анкетирование показало недостаток знаний обучающихся по безопасному поведению при угрозе проведения террористического акта.
В работе мы разработали план мероприятий по формированию безопасного поведения обучающихся при угрозе возникновения террористического акта. Цель программы: ознакомление обучающихся с особенностями современного терроризма и проводимых террористических актов, обучения правилам безопасного поведения при угрозе террористического акта, отработка навыков безопасного поведения, вопросы психологической готовности выживания в случае террористического акта.
Также мы составили список рекомендаций для проведения ряда мероприятий в общеобразовательном учреждении МАОУ ГО Заречный СОШ № 1:
Необходимо расширить разнообразие проводимых мероприятий, необходимо расширять формы и методы внеклассной работы. Можно проводить круглые столы, практические занятия по отработке действий в случае возникновения террористических актов. Использование разных форм и методов позволит заинтересовать обучающихся, и в то же время актуализировать и углубить их знания. В качестве обучения необходимо в рамках внеклассных занятий внедрить просмотр документальных фильмов, посвященным терактам с захватом заложников. Просмотр данных фильмов покажет обучающимся, что террористический акт - это не просто теоретическая ситуация, а реалии современной жизни, и она может коснуться жизни каждого человека, ведь основная направленность в деятельности террористов - это теракты, направленные против мирных граждан.
Необходимо делать упор на практические занятия для отработки навыков безопасного поведения при угрозе возникновения террористического акта. Следует формировать готовность обучающихся оптимально действовать в ситуации проведения террористического акта: использовать все условия и возможности для самозащиты, спасения и защиты других людей.
Особое внимание стоит уделить вопросам психологической подготовки обучающихся: повышение психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям. Формирование навыков психической саморегуляции, снятия эмоционального напряжения, оказания психологической само- и взаимопомощи.
В заключение отметим, что формирование у обучающихся безопасного поведения при угрозе проведения террористического акта происходит на протяжение всего образовательного процесса. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать различные формы и методы работы. Предложенная нами программа внеклассных мероприятий позволит проводить дальнейшую целенаправленную работу в данном направлении.
8. Аккаева Х.А. Основные проблемы борьбы с терроризмом на
современном этапе [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. С. - 114-116. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-borby-s-terrorizmom-na- sovremennom-etape (дата обращения 18.11.2018).
9. Актуальные проблемы формирования в российском обществе научного
и учебного знания по противодействию терроризму и экстремизму [Электронный ресурс] // Портал Министерства образования и науки Новосибирской области. URL:
http://minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2014/11/antiterror- z.pdf (дата обращения 18.11.2018).
10. Безверхов А.Г. «Терроризм» и «Террористический акт»: криминологический и юридический анализ [Электронный ресурс] // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия: Право. - 2013. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-i-terroristicheskiy-akt- kriminologicheskiy-i-yuridicheskiy-analiz (дата обращения 18.11.2018).
11. Борушко А.И. Терроризм - угроза современной жизни [Электронный ресурс] // Форум молодых ученых. - 2017. - № 11 (15). - С. 167-172. URL:
http://forum-nauka.ru/domains_data/files/15/Borushko.pdf (дата обращения
28.11.2018) .
12. Вишняков Я. Д. Основы противодействия терроризму [Текст] / Я.Д. Вишнякова. - М.: Академия. - 2006. - 240 с.
13. Галкин А.Ю. Состав террористического акта и преступления
террористического характера [Электронный ресурс] // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 6. - С. 14-17. URL:
http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2010_6_04.pdf (дата обращения
28.11.2018) .
14. Гафнер В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго
поколения [Электронный ресурс] // ВЕСТНИК НЦБЖД. - 2013. - № 4. URL: http://обж.рф/data/documents/OBZh-FGOS-Gafner.pdf (дата обращения
28.11.2018) .
15. Гафнер В.В. Безопасный образ жизни: как его сформировать? От теории к практике [Электронный ресурс] // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 186-192. URL: http://гафнер.рф/stati/bezopasnyy-obraz-zhizni-kak- ego-sformirovat-ot-teorii-k-praktike/
16. Дзампаев З.Ю. Террористический акт (комментарий статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации) [Текст] / З.Ю. Дзампаев, Б.А. Швырев, О.В. Кудряшов // Вестник международного Института управления. - 2015. - № 3-4 (133-134). - С. 32-37.
17. Зарубина Р.В. Новые подходы в борьбе с терроризмом на уроках ОБЖ
[Электронный ресурс] // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 1. № 3. - С. 26-32. URL: http://modernscienc-
org.1gb.ru/release/2017/USNO_2017_3_1_tom.pdf (дата обращения 29.11.2018).
18. Кирьяш О.А. Поведение людей в условиях террористического акта
[Электронный ресурс] // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. - 2017. - № 4. - С. 93-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7povedenie-lyudey-v-usloviyah-terroristicheskogo- akta (дата обращения 17.11.2018).
19. Коблова В.В. Использование метода проектов на занятиях по ОБЖ в
10-11-х классах для формирования знаний в разделе «Противодействие экстремизму и терроризму» [Текст] / В.В. Коблова, А.Г. Привалова // Человек-Природа-Общество: Теория и практика безопасности
жизнедеятельности, экологии и валеологии. - 2016. - № 2 (9). - С. 12-14.
20. Кошкина Н.А. Формирование личности безопасного типа на уроках
«Основы безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / Н.А. Кошкина, Е.Н. Половникова, О.Ю. Беспятых // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №8 (12). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnosti-bezopasnogo-tipa-na- urokah-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (дата обращения 28.11.2018)
21. Локтионов Н. И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст] / Н.И. Локтионов, М. Н. Дудко, В. И. Юртушкин. - М., 2000. - 312 с.
22. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие [Текст] / Н.Ф. Мельникова. - ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. - 139 с.
23. Михайлов Л. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов [Текст] / Л.А. Михайлов, В. П. Соломин, А.В. Старостенко. - СПб., 2006. - 302 с...