ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие об адаптации в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Специфика адаптации первоклассников к школе 14
1.3. Педагогические условия в период адаптации первоклассников .... 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПЕРВОКЛАССНИКАМ В ПЕРИОД
АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ 36
2.1. Изучение процесса адаптации первоклассников к школе на
начальном этапе опытно-поисковой работы 36
2.2. Комплекс мероприятий для первоклассников в период адаптации к
школе 46
2.3. Итоги опытно-поисковой работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие об адаптации в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Специфика адаптации первоклассников к школе 14
1.3. Педагогические условия в период адаптации первоклассников .... 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПЕРВОКЛАССНИКАМ В ПЕРИОД
АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ 36
2.1. Изучение процесса адаптации первоклассников к школе на
начальном этапе опытно-поисковой работы 36
2.2. Комплекс мероприятий для первоклассников в период адаптации к
школе 46
2.3. Итоги опытно-поисковой работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность исследования. Процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во-вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социальнопсихологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) для успешной адаптации первоклассника классный руководитель должны обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.
Школьная дезадаптация - потеря ребенком учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтность в общении с учителями и сверстниками. Склонность к асоциальному поведению, низкая самооценка, доминирование негативного эмоционального напряжения. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвана тем, что, представляя собой динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие; механизмы же приспособления, которые возникли во время адаптации, снова и снова актуализируются и используются в подобных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, А.Я. Варламова, С.И. Семенака и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе многие вопросы остаются слабо изученными, в частности, вопросы, касающиеся педагогических условий адаптации первоклассников к обучению в школе. Ведь основной целью адаптационного периода обучающегося является создание педагогических условия, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к
школьному обучению.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на адаптацию первоклассников к обучению в школе.
Цель данной работы: исследовать особенности адаптации
первоклассников к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Раскрыть специфику адаптации первоклассников к школе;
3. Выявить педагогические условия в период адаптации первоклассников;
4. Исследовать уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.
5. Разработать комплекс мероприятий для первоклассников в период адаптации к школе;
6. Подвести итоги исследования.
Для достижения цели использовались следующие методы: теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические методы - тестирование, анкетирование.
Структура ВКР - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) для успешной адаптации первоклассника классный руководитель должны обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.
Школьная дезадаптация - потеря ребенком учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтность в общении с учителями и сверстниками. Склонность к асоциальному поведению, низкая самооценка, доминирование негативного эмоционального напряжения. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвана тем, что, представляя собой динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие; механизмы же приспособления, которые возникли во время адаптации, снова и снова актуализируются и используются в подобных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, А.Я. Варламова, С.И. Семенака и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе многие вопросы остаются слабо изученными, в частности, вопросы, касающиеся педагогических условий адаптации первоклассников к обучению в школе. Ведь основной целью адаптационного периода обучающегося является создание педагогических условия, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к
школьному обучению.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на адаптацию первоклассников к обучению в школе.
Цель данной работы: исследовать особенности адаптации
первоклассников к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Раскрыть специфику адаптации первоклассников к школе;
3. Выявить педагогические условия в период адаптации первоклассников;
4. Исследовать уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.
5. Разработать комплекс мероприятий для первоклассников в период адаптации к школе;
6. Подвести итоги исследования.
Для достижения цели использовались следующие методы: теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические методы - тестирование, анкетирование.
Структура ВКР - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. вступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которой становится учебная деятельность.
Адаптация к школе - приспособление ребенка к условиям и требованиям нового среды. Ее результатом является приспособленность ребенка к жизненным условиям в школьной жизни, которое ставит требования к компетентности ребенка, его гибкости, умение выделять главное и второстепенное, способности к другу приспосабливаться, а другом сопротивляться, отстаивая непредвиденные ситуации, проблемы, требующих решения и испытывают ребенка на умение принимать самостоятельно решение, предоставлять почему-кому-то предпочтение, отказывать в привязанности, отстаивать собственную точку зрения.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе - процесс не односторонний: не только новые условия влияют на малыша, но и сам он пытается изменить социальную ситуацию. Исследование влияния готовности к школе, условий развития и воспитания ребенка на процесс адаптации школьников является необходимым условием развития активности и творчества ребенка.
Начальная диагностика уровня адаптации первоклассников показала, что по результатам наблюдения и экспертной оценки учителей: большинство детей имеют высокий и средний уровень адаптации; наиболее распространенными факторами дезадаптации первоклассников является недостаточная произвольность психических функций; большинство обучающихся имеют оптимальную или компенсаторную работоспособность во время учебно-воспитательного процесса; большинство обучающихся имеют положительное восприятие процесса учения, учителя, себя как ученика, взаимоотношений с одноклассниками.
В ходе исследования педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации была сформирована система, включающая три взаимосвязанных компонента: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их способностей и возможностей в обучении; создание условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения; создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в адаптации к школьной жизни, учебе.
Нами был разработан комплекс мероприятий организации процесса успешной адаптации первоклассников, который включает систему работы с первоклассниками, их родителями, коррекционно-развивающую работу с дезадаптированными детьми, систему форм и методов работы с детским коллективом первоклассников.
Работа проводилась в три этапа:
I этап (август-сентябрь). Профилактика дезадаптации первоклассников. На данном этапе был организован консилиум, приводились консультации для педагогов, для родителей, были организованы лектории.
II этап (октябрь-март). Психолого-педагогическая диагностика адаптационных механизмов обучающихся 1-го класса к условиям обучения в школе. Здесь были организованы индивидуальные консультации родителей, учителей, проведено анкетирование родителей, организован мини - консилиум, организованы коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, способствующие лучшей адаптации к школе, направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие психических процессов и укрепления психического здоровья.
III этап. (апрель). Мониторинг динамики развития адаптационного процесса обучающихся 1-го класса. На данном этапе также был организован и проведен консилиум, проведены индивидуальные консультации родителей первоклассников, которые испытали трудности в адаптации, проведены консультации для педагогов.
Проведенная нами итоговая диагностика с использованием того же психодиагностического инструментария, позволила получить
положительные результаты. У детей повысился уровень адаптационных возможностей, наблюдается позитивная динамика по всем показателям.
Как видим, воспитание сегодня - это процесс с очень многими неизвестными. И этих неизвестных с каждым днем становится все больше. Однако есть надежда, что единство усилий учителей, родителей и психологов позволит помочь ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, и школа будет вызывать у него только радость, и каждый шаг, сделанный ребенком в школьный мир, будет уверенным.
Адаптация к школе - приспособление ребенка к условиям и требованиям нового среды. Ее результатом является приспособленность ребенка к жизненным условиям в школьной жизни, которое ставит требования к компетентности ребенка, его гибкости, умение выделять главное и второстепенное, способности к другу приспосабливаться, а другом сопротивляться, отстаивая непредвиденные ситуации, проблемы, требующих решения и испытывают ребенка на умение принимать самостоятельно решение, предоставлять почему-кому-то предпочтение, отказывать в привязанности, отстаивать собственную точку зрения.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе - процесс не односторонний: не только новые условия влияют на малыша, но и сам он пытается изменить социальную ситуацию. Исследование влияния готовности к школе, условий развития и воспитания ребенка на процесс адаптации школьников является необходимым условием развития активности и творчества ребенка.
Начальная диагностика уровня адаптации первоклассников показала, что по результатам наблюдения и экспертной оценки учителей: большинство детей имеют высокий и средний уровень адаптации; наиболее распространенными факторами дезадаптации первоклассников является недостаточная произвольность психических функций; большинство обучающихся имеют оптимальную или компенсаторную работоспособность во время учебно-воспитательного процесса; большинство обучающихся имеют положительное восприятие процесса учения, учителя, себя как ученика, взаимоотношений с одноклассниками.
В ходе исследования педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации была сформирована система, включающая три взаимосвязанных компонента: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их способностей и возможностей в обучении; создание условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения; создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в адаптации к школьной жизни, учебе.
Нами был разработан комплекс мероприятий организации процесса успешной адаптации первоклассников, который включает систему работы с первоклассниками, их родителями, коррекционно-развивающую работу с дезадаптированными детьми, систему форм и методов работы с детским коллективом первоклассников.
Работа проводилась в три этапа:
I этап (август-сентябрь). Профилактика дезадаптации первоклассников. На данном этапе был организован консилиум, приводились консультации для педагогов, для родителей, были организованы лектории.
II этап (октябрь-март). Психолого-педагогическая диагностика адаптационных механизмов обучающихся 1-го класса к условиям обучения в школе. Здесь были организованы индивидуальные консультации родителей, учителей, проведено анкетирование родителей, организован мини - консилиум, организованы коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, способствующие лучшей адаптации к школе, направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие психических процессов и укрепления психического здоровья.
III этап. (апрель). Мониторинг динамики развития адаптационного процесса обучающихся 1-го класса. На данном этапе также был организован и проведен консилиум, проведены индивидуальные консультации родителей первоклассников, которые испытали трудности в адаптации, проведены консультации для педагогов.
Проведенная нами итоговая диагностика с использованием того же психодиагностического инструментария, позволила получить
положительные результаты. У детей повысился уровень адаптационных возможностей, наблюдается позитивная динамика по всем показателям.
Как видим, воспитание сегодня - это процесс с очень многими неизвестными. И этих неизвестных с каждым днем становится все больше. Однако есть надежда, что единство усилий учителей, родителей и психологов позволит помочь ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, и школа будет вызывать у него только радость, и каждый шаг, сделанный ребенком в школьный мир, будет уверенным.





