ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1 Понятие и характеристика системы социальной защиты малоимущих
жителей 10
1.2 Статус, льготы, пособия малоимущей семьи муниципального
образования 22
1.3 Меры социальной поддержки малоимущих семей 25
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГ 35
2.1 Анализ и классификация основных факторов, влияющих на
формирование и функционирование системы социальной защиты населения города Екатеринбург 35
2.2 Проект системы социальной поддержки малоимущих с детьми в
Екатеринбурге 51
2.3 Обоснование социальной значимости проекта социальной поддержки
малоимущих с детьми в Екатеринбурге 56
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
В нашей стране проблема социальной защиты населения является одной из актуальных. Социальная помощь малообеспеченным категориям граждан на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем в социальной работе. Сейчас в России существует большая часть населения, уровень дохода у которой ниже установленного прожиточного минимума.
С каждым днем растет количество людей, попавших в сложные жизненные ситуации: бездомные, невольные мигранты, беженцы. Органы социальной защиты должны совместными усилиями помочь таким людям. Нужно искоренить случаи отказов в помощи людям, попавшим в сложные ситуации.
Бедность является причиной усиления социальных противоречий, деградации населения, осложнения демографической ситуации.
Один из главных параметров экономического развития страны — материальное благополучие населения, поэтому высокий уровень бедности в России, как нельзя точно характеризует ситуацию в экономике.
Один из главных параметров экономического развития страны — материальное благополучие населения, поэтому высокий уровень бедности в России, как нельзя точно характеризует ситуацию в экономике. Чтобы исключить какие-либо подтасовки в столь важном вопросе стоит обратиться к официальным цифрам. Самыми полными статистическими данными, конечно же, владеет Федеральная служба государственной статистики. Численность населения, которое находится за последней чертой, наиболее ярко характеризуется таким статистическим параметром, как численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, которые имеют дефицит денежного дохода.
Пока что статистические выкладки есть лишь по прошлый год включительно. При этом наиболее сильный скачок количества населения, оказавшегося за чертой, произошел в 2014 году и вплоть до 2017 года тенденции не были утешительными. Конечно, пока что рано говорить о том, произойдет ли положительный сдвиг в этом году, каков будет уровень бедности в России 2018, статистика за первое полугодие, однако, говорит — пока что положительных тенденций не наблюдается. Сколько людей за чертой бедности в России. Начиная с 2014 года наблюдается рост бедности в России, в первую очередь связано это с экономическими факторами, такими как рост стоимости продовольствия и коммунальных услуг, а также относительно низким ростом уровня заработной платы.
На сегодняшний день по разным подсчетам за чертой бедности находится от 15 до 20 % населения России, при этом люди за чертой бедности в России обделены многими благами цивилизации. Если сравнивать с развитыми странами, то положение бедного россиянина выглядит удручающе- отсутствие элементарных социальных гарантий, отсутствие нормального жилья, не говоря уже о таком благе цивилизации, как транспортное средство. От чего зависит бедность населения России. Как отмечают специалисты, от количества детей в семье. Чем больше семья, тем выше риск попасть в группу малоимущих. Если учесть, что сейчас в России по самым скромным подсчетам около 15% населения находятся за чертой бедности, то среди многодетных семей более 50% находятся за этим порогом.
Г осударство заботиться о социально-незащищенных слоях населения, поэтому для них принимается все большее количество социальных гарантий.
Сразу два национальных проекта — «Демография» и
«Здравоохранение» должны обеспечить естественный прирост населения и создать условия для увеличения продолжительности жизни к 2024 году до 78 лет.
Не менее важным направлением деятельности на ближайшие годы обозначена борьба с бедностью населения. Ее предстоит сократить в стране сразу вдвое. Снижение уровня бедности и рост доходов населения напрямую связаны с попаданием России в пятерку ведущих экономик мира, обеспечением темпов развития экономики выше мировых и не превышением темпов уровня инфляции 4%. Работать при реализации новых нацпроектов предстоит не на пустом месте.
К началу 2019 года в стране были достигнуты определенные успехи в развитии социальной сферы. Так, за 11 месяцев 2018 года рождаемость снизилась на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, а смертность сохранилась на уровне ноября — декабря 2017 года. В 2018 году достигнуты самые низкие показатели безработицы. За 11 месяцев прошедшего года общий уровень безработицы составил 4,8%, регистрируемой безработицы — 0,9%. Численность занятых увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 400 тысяч человек. Численность безработных сократилась с 4 до 3,7 миллионов человек». Уровень бедности в стране в 2015-2016 годах составил 13,3%. Первые незначительные позитивные сдвиги наметились лишь в 2017 году — был отмечен уровень бедности не выше 13,2, а за 9 месяцев 2018-го зафиксировано снижение данного показателя на 0,5%.
В регионах России действуют федеральные программы и инновационные проекты, направленные на повышение качества жизни инвалидов (детей-инвалидов), граждан пожилого возраста и семей, имеющих детей, а также положительный опыт регионов России по организации социальной защиты населения.
Так, в Волгоградской области осуществляется современных технологий, обеспечивающих необходимый уход за пожилыми людьми и своевременное оказание помощи семьям с детьми-инвалидами. В их числе технологии, применяемые в организациях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставляющие социальные услуги в полустационарной, стационарной формах и на дому, такие, как «Социальный туризм», «С компьютером на ты», « Коллаж, как разновидность арт-технологии», «Школа безопасности», «Гарденотерапия», «Анималотерапия», «Изотерапия», «Пальчиковая гимнастика», « Музыкотерапия»...
Социальная защита- это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.
По действующему законодательству, малоимущими признаются те, кто получает доход меньший, чем прожиточный минимум. Многие торопятся поскорее оформить статус малоимущей семьи, что дает доступ к разнообразным льготам.
Малоимущее население — это бедная часть общества, которую статисты обозначили так, чтобы искоренить неприятное для восприятия понятие «бедность».
Помощь оказывается не только на местном уровне, но и на федеральном в следующих формах:
Пособия и компенсации на несовершеннолетних и студентов;
Доплата к пенсии тем пенсионерам, чей доход ниже регионального прожиточного минимума;
Натуральная помощь: продовольствие, газ или твердое топливо, одежда, лекарства и др.;
Налоговые льготы: предоставляются в форме различных вычетов;
Льготы на квартплату малоимущим: при превышении затрат на оплату услуг ЖКХ установленной нормы (обычно 20% от совокупного заработка), возвращается некоторая часть затрат;
Льготное трудоустройство;
Снижение возраста оформления трудовой пенсии;
Предоставление садовых и других земельных участков;
Помощь в оформлении социальной ипотеки.
В Свердловской области, как и во всей России, поддержка семейств, в которых рождаются дети, оказывается по двухуровневой системе. Детские пособия в 2019 году в Екатеринбурге и области выплачиваются семьям по принципу категориальности (федеральные) и адресности (местные). Этот связано с различными подходами к формированию мер социальной поддержки населения.
Многие местные выплаты предоставляются только малоимущим. Категория определяется на основании показателя прожиточного минимума, устанавливаемого местными властями ежеквартально.
Семьи с детьми являются одной из основных категорий населения, которым оказывается социальная поддержка.
Однако в настоящее время отдельные виды поддержки малоимущих семей с детьми в целом не имеют существенного влияния на повышение уровня их жизни.
Предлагаемый «Проект социальной поддержки малоимущих с детьми в Екатеринбурге» направлен на развитие системы социальной поддержки малоимущих семей с детьми в Екатеринбурге, на проработку эффективных инструментов развития системы социальной поддержки данных семей, которые будут способствовать усилению адресности оказываемой социальной поддержки и повышению экономической устойчивости семей с детьми.
Для участия в реализации проекта будет сформирована целевая группа из 70 семей с детьми из числа получающих социальную поддержку с учетом их типовых профилей.
Для оказания эффективной, результативной помощи малоимущим семьям с детьми, необходимо развитие системы социальной поддержки с учетом усиления ее адресности и ориентации на повышение экономической устойчивости семей с детьми.
В рамках реализации проекта предполагается: проработка стандартов экономической устойчивости семей с детьми дифференцированно с учетом их типовых профилей, дифференцированного прожиточного минимума для типовых профилей семей с детьми с учетом экономии на совместном потреблении, минимального гарантированного дохода, с определением возможности их использования для развития системы социальной поддержки малоимущих семей с детьми в целях усиления адресности социальной поддержки, повышение экономической устойчивости семей с детьми.
Реализация Проекта позволит:
1) повысить уровень экономической устойчивости семей с детьми из целевой группы;
2) повысить экономическую устойчивость семей с детьми,
3) усовершенствовать законодательство в сфере адресной социальной поддержки малоимущих семей с детьми с учетом анализа результатов реализации проекта.
4) повысить эффективность оказания социальной помощи,
5) обеспечить дифференцированный подход при оказании социальной помощи малоимущим с ориентацией на оказание помощи тем гражданам, кто имеет мотивацию к трудовой деятельности и хочет улучшить свое материальное положение.
Решаемая проектом проблема.
Получатели помощи на основе социального контракта выходят на более высокий уровень жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, более полно реализуется трудовой потенциал семьи.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139747 (дата обращения
20.12.2018) .
2. Закон Свердловской области от 19.11.2008 № 105-ОЗ «О
наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции Закона Свердловской области от 26.02.2018 № 105-ОЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/819076608 (дата обращения 20.12.2018).
3. Закон Свердловской области от 09.10.2009 № 79-ОЗ «О
наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции Закона Свердловской области от 22.03.2018 № 35-ОЗ)
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/895220781 (дата обращения 20.12.2018).
4. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 13.01.2016 № 48 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов действующих объектов и услуг в муниципальном образовании «город Екатеринбург» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/20977071/ (дата обращения 20.12.2018).
5. Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1265-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года".
Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга"[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453135196 (дата обращения
21.12.2018) .
6. Анисимова С.А., Разработка управленческих решений в организации социального обслуживания. Учебное пособие [Текст]. - М.: АПКиППРО, 2015- 168 с.
7. Берецкая Е. А., Соколова В. Ф., Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста. Учебное пособие [Текст]. - М.: Флинта, 201242 с.
8. Бержадская М., Медико-социальные проблемы ухода за больным. Проблемы управления здравоохранением. Журнал [Текст]. 2011 - № 4. - С. 79-82 с.
9. Гасумова С.Е., Информационные технологии в социальной сфере. Учебное пособие [Текст]. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012-116 с.
10. Гусов К.Н., Буянова М.О., Право социального обеспечения России. Учебник [Текст]. - М.: Проспект, 2012- 283 с.
11. Ермолаева М. Н., Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека. Учебное пособие для вузов [Текст]. - Московский психолого-социальный институт, 2011- 507 с.
12. Ефимова Н.С., Литвинова А.В., Социальная психология. Учебник для бакалавров [Текст]. - М.: Юрайт, 2012-442 с.
13. Комаров Е.И., Стрельникова Н.Н., Малофеев И.В., Управление эффективностью социальных учреждений. Учебно-практическое пособие [Текст]. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013-302 с.
14. Мошкова А.О., Критерии эффективности и качества социальной работы. Учебное пособие [Текст]. - М.: ИПК ДСЗН, 2010- 65 с.
15. Малофеев И. В., Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в городе Москве. Информационноаналитический доклад [Текст]. - М.: ИПК ДСЗН, 2011- 34 с...