Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Работа №97030

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Формирование эстетических представлений о природе как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Особенности формирования эстетических представлений младших
школьников 17
1.3. Роль занятий изобразительным искусством в процессе формирования эстетических
представлений о природе у младших школьников 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ
ИСКУССТВОМ 34
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетических представлений
младших школьников 34
2.2. Организация и проведение уроков изобразительного искусства,
направленных на повышение уровня сформированности эстетических представлений о природе у младших школьников 46
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 101


Актуальность исследования. На современном этапе развития общества и образования на первый план выступает задача формирования и развития творческой, неординарно мыслящей личности обучающегося, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, устремленной к познанию красоты, творчеству, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях и самоопределению. В связи с этим приоритетным направлением в педагогике становится формирование эстетических представлений у младших школьников об окружающем мире, о природе, которые выступают значимой частью эстетического развития и общего воспитания личности. Эстетические представления содействуют формированию эстетических чувств ребенка, эстетических понятий, расширению кругозора, раскрывают важные аспекты внутреннего духовного мира обучающегося. Эстетическое воспитание младшего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед начальной школой, ведь именно детство - самая благоприятная пора для привития чувства прекрасного и любви к природе, жизни, формированию эстетических взглядов.
Ощущение красоты природы, окружающего мира в целом, формирует в ребенке особые эмоционально психические состояния, пробуждает прямой интерес к жизни, развивает любознательность, мышление, память, волю, оказывает большое влияние на эмоционально-образную, познавательную, творческую активность обучающихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО), принятом 6 октября 2009 года, акцентируется внимание на формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Разработка современных методов, форм включения детей в художественно-эстетическую деятельность, знакомство их с лучшими образцами мировой и отечественной культуры является одним из основных направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году.
Формирование эстетических представлений обучающихся начальной школы осуществляется при помощи использования различных средств, форм и видов творческой деятельности, важнейшими из которых являются литература, музыка и изобразительное искусство. Именно на уроках художественного цикла происходит формирование эстетических представлений у учащихся и эстетическое воспитание личности в целом.
В настоящее время учителя не в достаточной степени осознают роль художественной деятельности, изобразительного искусства в развитии эстетического вкуса, формировании эстетических представлений детей о природе и окружающем мире. Очень часто целью занятий изобразительным искусством является лишь формирование изобразительных умений и навыков.
Проблема формирования эстетических представлений в философии, эстетике и психолого-педагогической науке многогранна. Научным фундаментом для исследования эстетических представлений служат научные труды Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта; H.A. Бердяева, Н.Г. Чернышевского; Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, В.В. Бычкова, Л.П. Печко, У. Эко и др.
На необходимость формирования эстетических представлений указывают многие отечественные исследователи: С.П. Баранов,
П.П. Блонский, A.B. Брушлинский, А.И. Буров, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, А.Ж. Овчинников, Ю.С. Поршнев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонова, Б.М. Теплов, Б.П. Юсов, П.М. Якобсон и др.
В результате анализа сложившейся ситуации в области эстетических представлений младших школьников, в частности, представлений о природе, были выявлены следующие противоречия:
- между потребностью в разработке педагогических условий, средств, форм и методов развития эстетических представлений обучающихся младших классов и отсутствием глубокой разработанности данной проблемы в системе образования;
- между потенциальными возможностями занятий изобразительным искусством в формировании эстетических представлений о природе и их недостаточным использованием в образовательном и воспитательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: каковы наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия формирования эстетических представлений о природе детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством.
Недостаточная разработанность проблемы формирования эстетических представлений на этапе младшего школьного возраста, вышеназванные противоречия, а также теоретическая значимость исследования обусловили выбор темы нашей работы: «Формирование эстетических представлений о природе у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить возможность эффективного использования занятий изобразительным искусством для формирования эстетических представлений о природе младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования эстетических представлений о природе у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий изобразительным искусством, направленный на формирование эстетических представлений о природе у детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе и раскрыть сущность понятия «эстетические представления»; 
2. Рассмотреть особенности формирования эстетических представлений в младшем школьном возрасте;
3. Выявить значимость занятий изобразительным искусством в процессе формирования эстетических представлений о природе у младших школьников;
4. Провести опытно-поисковую работу по определению уровня сформированности эстетических представлений о природе у детей младшего школьного возраста;
5. Разработать программу формирования эстетических представлений о природе у младших школьников на занятиях изобразительным искусством и проверить ее эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды ведущих ученых:
- по общим вопросам эстетики (Б.П. Неменский, Н.И. Кияшенко, В.А. Разумный, А.И. Буров и др.);
- по общим вопросам педагогики (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов и др.);
- по проблеме эстетического развития школьников средствами искусства (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.И. Кириенко, П.М. Якобсон и др.);
- по формированию эстетических представлений о природе, музыке, искусстве и литературе (С.А. Веретенникова, Т.С. Комарова, И.В. Кошмина, B.C. Кузин, М.В. Лазарева, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский и др.);
- по изучению психолого-педагогических аспектов формирования эстетических представлений (A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.A. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др).
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение и систематизация;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование;
- методы обработки результатов исследования: статистические,
математические.
База исследования. Базой исследования является муниципальное автономное образовательное учреждение (МАОУ) Лицей №110 им. Л.К. Гришиной, находящийся по адресу: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 124.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении программы формирования эстетических представлений о природе у младших школьников на занятиях изобразительным искусством, а также в возможности использования полученных результатов в педагогической практике начальной школы, в подготовке методических рекомендаций для педагогов начальных классов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (64 источника), 9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе нами проведено исследование проблемы формирования эстетических представлений о природе у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить, что одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является формирование эстетических представлений у младших школьников об объектах и явлениях природы, которые выступают значимой частью эстетического развития и воспитания личности в целом. Именно эстетическое воспитание младшего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед начальной школой, именно детство - самая благоприятная пора для привития чувства прекрасного и любви к природе, жизни, формированию эстетических взглядов.
Под эстетическими представлениями о природе мы понимаем образы объектов и явлений природы, возникающие на основе ассоциаций, которые, объединяя эстетические потребности, эстетическое восприятие, эстетическое чувство, играют важную роль в формировании эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической культуры личности в целом.
Для формирования эстетических представлений о природе у младших школьников используются различные средства, формы и виды творческой деятельности, важнейшими из которых являются литература, музыка и изобразительное искусство. Именно на уроках художественного цикла происходит развитие эстетических представлений и эстетическое воспитание личности.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования эстетических представлений, основанных на эмоционально-чувственном освоении и восприятии образов и явлений природы, произведений искусства. Формирование эстетических представлений о природе у младших школьников происходит с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
На уроках изобразительного искусства формирование эстетических представлений о природе происходит через развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, выражению в них своего отношения к природе; через занятия творческой деятельностью. Таким образом, уроки изобразительного искусства в начальной школе играют важную роль в развитии эстетических представлений о природе у младших школьников.
С целью исследования уровня сформированности и дальнейшего развития эстетических представлений о природе у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством была организована и проведена опытно-поисковая работа. В нашей работе приняли участие 26 обучающихся 3 «А» класса МАОУ Лицей №110 им. Л.К. Гришиной.
Для диагностики актуального уровня сформированности эстетических представлений о природе у младших школьников был проведен констатирующий этап нашей опытно-поисковой работы. В результате исследования было выявлено следующее: у третьеклассников преобладают средний и низкий уровни эстетической воспитанности, имеются недостаточные, разрозненные эстетические знания; анализ произведений изобразительного искусства поверхностен; не сформирована творческая индивидуальность; слабо развиты художественный вкус, эстетические представления о «прекрасном» в природе и искусстве. Таким образом, эстетические представления о природе у младших школьников недостаточно сформированы.
Опираясь на результаты констатирующего этапа, мы разработали и реализовали на практике программу «Времена года», которая состоит из 4 модулей и рассчитана на 2 месяца. Данный цикл занятий направлен на формирование умений эстетически правильно оценивать объекты и явления природы; видеть и создавать красоту вокруг себя; наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями; наглядно воспроизводить какой-либо образ объекта природы на основе его представления; формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.
Для выявления изменений, которые произошли у младших школьников в результате проведенных занятий по формированию эстетических представлений, мы провели контрольный этап опытно-поисковой работы. По результатам контрольного этапа было выявлено, что у большинства третьеклассников уровень эстетической воспитанности значительно возрос, что говорит об увеличении их эстетического кругозора, знаний об эстетических свойствах объектов и явлений природы, о мире художественных ценностей. Также участники нашего исследования стали более точно улавливать настроение, эстетические особенности, цветовую гамму произведений искусства о природе, полнее и выразительнее интерпретировать художественные замыслы авторов картин, выразительно передавать в рисунке свои впечатления, выражать чувственно-эмоциональные проявления. Нами отмечается возросший творческий уровень, большое для младшего школьного возраста выделение количества эстетических признаков объектов и явлений природы при описании пейзажей.
Таким образом, анализ результатов проведенной опытно-поисковой работы показал положительную динамику развития эстетических представлений о природе обучающихся 3 «А» класса, что свидетельствуют об эффективности разработанного нами цикла занятий, направленного на формирование эстетических представлений на уроках изобразительного искусства.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - 356 с.
2. Алмазова, И. Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. Г. Алмазова. - Елец, 2009. - 201 с.
3. Баранов, С. П. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа [Текст] / С. П. Баранов, А. Ж. Овчинникова. - М. : МПГУ, 2003. - 167 с.
4. Балобанова, Е. А. Формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Е. А. Балобанова // Актуальные проблемы развития образования в период детства. - 2017. - №3. - С. 67-69.
5. Богоявленская, Д. Б. Природа творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вестник РГНФ. - 1997. - № 2. - С. 28-33.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 268 с.
7. Буров, А. И. Эстетическое воспитание школьников [Текст] : А. И. Буров, Б. Т. Лихачев. - М. : Педагогика, 1974. - 304 с.
8. Буткевич, В. В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей групп продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества / В. В. Буткевич, Ю. С. Любимова. - Минск : Пачатковая школа, 2012. - 144 с.
9. Выготский, JI. C. Детская психология [Текст] / JI. C. Выготский. - М. : Просвещение, 1984. - 432 с.
10. Выготский, JI. C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : психол. очерк : кн. для учителя / JI. C. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
11. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. - 2007. - С. 78-80.
12. Галанжина, Е. С. Развитие нравственно-эстетических представлений
младших школьников [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. С.
Галанжина. - Курск, 2002. - 212 с.
13. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика [Текст] / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Искусство, 1969. - 326 с.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : 1986. - 195 с.
15. Емелина, Т. В. Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике [Текст] / Т. В. Емелина // Вестник Кемеровского университета. -2016. - №2. - С. 217-220.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ