ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Сущность полихудожественного подхода в музыкальном образовании
обучающихся общеобразовательной школы 6
1.2. Компьютерная презентация как форма реализации целей музыкального
образования школьников 13
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА К
МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 23
2.1. Характеристика условий опытной работы, контингента обучающихся,
диагностических методик и начального этапа опытной работы 23
2.2. Разработка компьютерных презентаций для школьных уроков
музыки 28
2.3. Результаты применения компьютерных презентаций на итоговом этапе
опытной работы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность. В настоящее время образовательный процесс невозможен без использования компьютерных технологий. Постепенно эти технологии входят в систему образования как один из самых эффективных способов передачи знаний. С помощью таких технологий у учащихся повышается интерес к предмету, это помогает им лучше усваивать и запоминать материал.
Мультимедийные компьютерные возможности помогают заменить многие технические средства обучения, улучшают любой урок наглядными, аудио и видеоматериалами. При правильном использовании компьютерных технологий появляется возможность привнести в урок некую новизну, повысить интерес учащихся к уроку.
Одной из самых эффективных и популярных на сегодняшний день компьютерных технологий является компьютерная презентация. Ведь компьютерная презентация является источником получения новых знаний, их укрепления, повышает мотивацию и интерес к предмету, а также способствует активизации познавательной деятельности, развитию творческого потенциала учащихся, воспитанию интереса к музыкальной и художественной культуре.
Для учителя компьютерная презентация на уроках играет немаловажную роль, с ее помощью активность учащихся повышается. Презентация помогает разнообразить способ подачи учебного материала, а также помогает учителю сделать свой урок более современным, интересным, эффективным, продуманным. У учителя появляется огромная возможность подготовить практически любой материал, не нужно готовить к уроку массу энциклопедий, аудио и видео сопровождения, репродукций - все уже готово заранее. Таким образом, использование педагогом компьютерной презентации в процессе обучения значительно улучшает качество образования. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Сегодня в Интернете имеется разнообразный материал, посвященный обеспечению компьютерными презентациями учебного процесса по музыке, рассчитанный на применение в процессе реализации той или иной учебной программы. Однако творческий и гибкий характер учебного процесса по музыке, а также использование презентаций в процессе того или иного педагогического (и, в том числе, полихудожественного) подхода диктует учителю необходимость самому создавать такие презентации применительно к конкретным условиям деятельности.
Налицо противоречие между наличием в доступных информационных источниках банка компьютерных презентаций и необходимости их доработки применительно к особенностям конкретного учебного процесса.
Проблема применение компьютерных презентаций на школьных уроках музыки в опоре на полихудожественный подход.
Тема: Компьютерная презентация как форма реализации
полихудожественного подхода к музыкальному развитию обучающихся общеобразовательной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить
эффективность использования компьютерных презентаций для реализации полихудожественного подхода к урокам музыки.
Объектом исследования является процесс музыкального образования в школе.
Предметом исследования являются формы и методы использования презентации на уроках музыки для реализации полихудожественного подхода.
Гипотеза исследования: компьютерная презентация может быть эффективной для учебного процесса на уроках музыки, если:
- определять ее содержание в соответствии с действующей концепцией музыкального образования обучающихся в общеобразовательной школе;
- опираться на сущностные особенности и возможности полихудожественного подхода в музыкальном образовании;
- учитывать особенности восприятия музыки обучающимися разного возраста и уровня сформированности основ их музыкальной культуры;
- использовать диагностические методики для контроля за результатами применения компьютерных презентаций в практике преподавания.
Задачи:
- рассмотреть сущность полихудожественного подхода в музыкальном образовании обучающихся в общеобразовательной школе;
- охарактеризовать компьютерную презентацию как форму реализации целей музыкального образования школьников;
- определить характеристику условий опытной работы, контингент обучающихся, диагностические методики для изучения процесса опытной работы;
- разработать и проверить в опытной работе влияние компьютерных презентаций на эффективность школьных уроков музыки.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, сопоставление материалов различных источников; эмпирические: педагогическое
наблюдение, диагностика, опытная работа.
Теоретическая основа исследования: педагогические теории о роли наглядности в обучении (Л.Р. Золотарева, И.П. Подласый); идеи об использовании компьютерных презентаций в процессе обучения (Т.М. Елизаветина, Г.А. Заборовский, В.Ф. Кучинский); концепция полихудожественного воспитания детей (Л.Г. Савенкова, Н.Г. Тагильцева, Б.П. Юсов).
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.
Проведенное исследование помогло нам сделать следующие выводы.
Рассмотрев полихудожественный подход с позиций разных авторов, мы убедились, что этот подход способствует гармоничному развитию личности ребенка и развитию ценностных художественно-эстетических ориентаций. Этот подход все больше получает распространение в различных областях педагогической науки.
Полихудожественный подход - это форма приобщения к искусству, которая позволяет понять общие истоки разных видов художественной деятельности и приобрести некоторые базовые представления и навыки из области всех видов искусства.
Характерные признаки полихудожественной деятельности: содружество искусств; познание через переживание, творчество и сотворчество; многообразие художественно-информационного пространства; эмоционально богатая партитура занятия. Полихудожественность подразумевает взаимосвязь искусств и видов художественной деятельности на одном уроке.
Полихудожественность тесно связана с понятием «интеграции» и является одним из условий ее возникновения. Интегрированные занятия - это одно из самых эффективных средств полихудожественного развития, так как их цель - дать представление о специфике разных видах искусства.
Ознакомившись со статьями разных авторов, мы пришли к выводу, что полихудожественный подход является концептуальной идеей о необходимости включения ребенка в разные виды художественной деятельности, которая реализуется в комплексе педагогических условий.
Рассмотрев компьютерную презентацию как форму реализации целей музыкального образования школьников, мы пришли к следующим выводам: компьютерная презентация - это совокупность чередующихся между собой слайдов, которая включает в себя текстовый, графический, видео- и аудиоматериал. Эти слайды связаны между собой одной тематикой и решают задачи доведения информации для определенного круга людей.
Выявили несколько типов компьютерных презентаций: по способу проведения существует два типа - слайдовые и потоковые; по способу навигации презентации бывают трех типов - линейные, нелинейные, непрерывные. Каждый из них, имея свои особые возможности, в той или иной мере может оказаться полезным и нужным в тех или иных условиях учебного процесса.
Изучив цель музыкального образования, поставленную в современных программах по музыке, мы убедились, что компьютерная презентация может способствовать ее достижению.
Рассмотрев ряд современных классификаций методов, мы обнаружили, что использование формы компьютерной презентации может представлять собой метод обучения согласно классификации методов в педагогической науке, а также в соответствии со спецификой школьного урока музыки.
В разработанной нами диагностике критерием эффективности влияния использования метода компьютерной презентации на процесс организации слушания музыки мы определили степень заинтересованности, вовлеченности в процесс музыкального восприятия, а признаки мы рассматривали по степени сосредоточенности внимания на процесс слушания и степени адекватности эмоциональной реакции, которые оценивались по трем уровням - высокому, среднему и низкому.
Мы провели пять уроков музыки без использования компьютерных презентаций. Выявили у большинства классов средний уровень заинтересованности, вовлеченности в процесс музыкального восприятия. Большинство учащихся не сосредоточены в процессе слушания музыки, отвлекаются, начинают общаться, внимание не сконцентрировано. Эмоциональная реакция на музыкальный образ произведения в основном слабая или нейтральная. Многие учащиеся на уроке пассивны, не проявляют активность, видно, что им не очень интересен предмет «Музыка».
После проведения уроков с применением компьютерных презентаций мы пришли к следующим выводам:
- компьютерные презентации способствуют обеспечению наглядности;
- помогают в получении новых знаний и их укрепления;
- удобны для активизации познавательной деятельности, развития творческого потенциала учащихся, воспитания их интереса к музыкальной и художественной культуре;
- поддерживают контроль знаний и помогают улучшить процессы понимания и запоминания учебного материала;
- с помощью презентаций учащиеся более сосредоточенно размышляют о музыке, анализируют музыкальные произведения, сопоставляют изобразительные или поэтические аналоги звучащей музыке.
Уроки с применением компьютерных презентаций получились достаточно разнообразными и насыщенными. Учащиеся стали лучше заниматься, активнее отвечать, задавать вопросы, вступать в дискуссии, высказывать свое мнение. Музыкальные произведения слушали
внимательно, сконцентрировано, не отвлекаясь, эмоциональная реакция на прослушанные произведения положительная и адекватная.
Мы обнаружили, что заинтересованность, вовлеченность в процесс музыкального восприятия на уроках с применением компьютерных презентаций у учащихся в целом, достигла высокого уровня. Улучшилась сосредоточенность внимания на процесс слушания музыки, отвлекаемость на уроках снизилась, учащиеся стали более восприимчивы и адекватны к восприятию музыкальных произведений, наблюдалась в целом адекватная эмоциональная реакция на музыкальный образ произведения.
После проведения итоговой диагностики мы выявили, что применение компьютерных презентаций на уроках музыки оказывает положительное влияние на процесс организации слушания музыки.
Таким образом, полученные качественные и количественные результаты привели нас к выводу о том, что компьютерная презентация - это одна из самых эффективных на сегодняшний день форм реализации полихудожественного подхода в музыкальном развитии обучающихся общеобразовательной школы.
1. Алеев, В. В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл. [Текст] : Программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2003. - 90 с.
2. Андерсен, А. В., Овсянкина, Г. П., Шитикова, Р. Г. Современные музыкально-компьютерные технологии. СПб.: Планета музыки, 2013. 223 с.
3. Брановский, Ю. С., Молчанов, А. С. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику): Учебное пособие. Ставрополь: СГПУ, 1996. - 221 с.
4. Гениберг, И. А. Полихудожественный подход как основа работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (из опыта работы воспитателя) // Педагогика современности. - 2017. - № 2. - С. 27-33.
5. Горпиненко, Е. А. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход: автореф. дисс.- М.: МГАХ, 2014. - 26 с.
6. Елизаветина, Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу.- М: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. - 240 с.
7. Заплатина, Е. А. Полихудожественный подход к организации учебного процесса в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла // Музыкальное образование детей и юношества : проблемы и поиски [Текст] : материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 12—13 апреля 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2007 - С. 31-37.
8. Золотарева, Л. Р. Педагогическое искусствоведение. - Алматы: Бшм, 2011. - 395 с.
9. Информатика: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. А. Заборовский [и др.]; под ред. Г. А. Заборовского. — Минск: Нар.асвета, 2009. — 159 с.
10. Информатика и информационные технологии : учебное пособие / Ю. Д. Романова, И. Г. Лесничая, В. И. Шестаков, И. В. Миссинг, П. А. Музычкин; под ред. Ю. Д. Романовой. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Эксмо, 2008. - 592 с.
11. Комарова, Е. Ю. Реализация полихудожественного подхода в
процессе демонстрации обучающимися детской школы искусств результатов творческой деятельности // Музыка и изобразительное искусство: методика преподавания, менеджмент [Текст] : материалы Всероссийской (с
международным участием) заочной научно-практической конференции, 19— 20 апреля 2017 г., г. Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. К. П. Матвеевой. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — С. 29-32.
12. Критская, Е. Д. Музыка. 1-4 классы [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: Начальные классы. - М. : Просвещение, 2002. - С. 117¬134.
13. Кучинский, В. Ф. Представление информации как элемент профессиональной культуры: учеб. пособие. - СПб: НИУ ИТМО, 2012. - 91 с.
14. Матвеева, К. П. Обзор учебных программ по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы, действующих на федеральной основе: учеб. пособие. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 139 с.
15. Ожегов, С. И, Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М: Азъ, 2005. - 928 с.
...