ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 6
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей
младшего школьного возраста 12
1.3. Возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии
творческого воображения у детей младшего школьного возраста 17
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческого воображения у детей младшего школьного возраста 23
2.2. Проектирование работы по развитию творческого воображения
у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Современные социально-экономические условия, сложившаяся образовательная ситуация диктуют новые требования к развитию творческой личности, характеризующейся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» в качестве одного из наиболее перспективных путей совершенствования образования выделяется «формирование и развитие личности как субъекта творческой деятельности, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях» [23]. В связи с этим на первый план выступает развитие у обучающихся, в первую очередь у младших школьников, творческого мышления, что является актуальным направлением современной педагогики. Развитое творческое воображение способствует формированию у детей всех высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, что является залогом всесторонне развитой личности. В условиях глобализации, в эпоху телевидения, гаджетов, компьютерных игр и пр., у детей развивается шаблонное мышление, преодолеть которое возможно посредством раннего развития творческого воображения обучающихся. Одним из эффективных средств развития творческого мышления у младших школьников является декоративно-прикладная деятельность.
Во-первых, в этот период развития игровая, практическая деятельность остается для детей наиболее интересной, во-вторых, именно творческая деятельность вызывает более сильные эмоции и впечатления. Поэтому в этом возрасте декоративно-прикладная деятельность имеет важнейшее значение для развития восприятия, памяти, воображения, аналитических умственных способностей, эстетического вкуса. Декоративно-прикладная деятельность позволяет обогатить творческие стремления детей младшего школьного возраста, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладной деятельности новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладной деятельности у обучающихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
На необходимость развития творческого воображения указывают многие исследователи: Д.Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Н. Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, К. Хеллер, Дж. Гилфор и др.
Анализ сложившейся ситуации в области развития творческого воображения у младших школьников, выявил следующие противоречия:
- между потребностью в развитии творческого воображения у младших школьников и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе образования;
- между потенциальными возможностями декоративно-прикладной
деятельности младших школьников в формировании творческого воображения и ее недостаточным использованием в образовательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: каковы наиболее эффективные формы, методы и условия развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе декоративно-прикладной деятельности.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, вышеназванные противоречия, а также теоретическая значимость исследования обусловили выбор темы нашей проектировочной работы: «Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно¬прикладной деятельности.
Исходя из определения цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Теоретико-методологической основой нашей работы явились труды ведущих ученых:
- по концепции развития воображения у детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П. Торренс, Д.Б. Эльконин);
- по вопросам развития креативности, творческого воображения и способностей детей (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, А. В.Запорожец, В. А. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, К. Хеллер, Дж. Гилфорд);
- по вопросам развития детского творчества (Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. И. Кириенко, Л. Ф. Обухова);
- по развитию творческого воображения в декоративно-прикладной
деятельности (Т. С. Комарова, Н. Б. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова);
- по вопросам взаимосвязи воображения с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, А.И. Савенков, Л.Ю. Субботина).
Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний о развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
тестирование.
- методы обработки результатов исследования: статистические, математические.
База исследования. Базой нашей работы является муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №88 (МАОУ Лицей № 88), находящийся по адресу: 620062,г. Екатеринбург, проспект Ленина, 64а.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении комплекса занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности, а также в возможности применения данного комплекса занятий в педагогической практике начальной школы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источника), приложений.
1. В данной работе проведено исследование вопроса развития творческого воображения младших школьников в декоративно-прикладной деятельности. Мы рассматриваем творческое воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [42].
2. Анализ педагогической литературы показал, что младший школьный
возраст - это благоприятный период развития творческого воображения. На развитие творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста влияет много факторов. К этим факторам относится общий уровень интеллектуального развития обучающегося, его уровень познавательной активности, а также специфика окружающей предметной среды. Также не следует забывать важнейшей роли в формировании творческого
воображения играет личность педагога, его творческий потенциал, а также уровень профессионализма.
Воображение в младшем школьном возрасте связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), необходимыми для качественной учебной деятельности. Таким образом, если не уделять достаточно внимания развитию воображения, снижается качественный уровень обучения. У детей с развитым воображением больше возможностей успешно обучаться в школе. Развивая у ребенка воображение, мы развиваем все его когнитивные функции и умения, которые необходимы в обучении. Именно творческое воображение помогает детям решать задачи школьной программы, находить подход к той или иной ситуации, способствует самовыражению в различных видах деятельности.
3. В нашей работе мы раскрыли и описали возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Декоративно-прикладная деятельность стимулирует творческую активность обучающихся, позволяет овладеть ручными умениями и навыками, способствует развитию творческого воображения. В настоящее время одной из наиболее значимых задач, стоящих перед начальной школой, является обновление содержания воспитания, внедрение форм, методов и средств, опирающихся на лучшие педагогические традиции в сфере воспитания, способствующих формированию и развитию творческого воображения. Одним из таких средств выступает декоративно-прикладная деятельность.
4. Теоретические основы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, представленные в научной литературе, позволили нам выделить показатели, охарактеризовать уровни развитости творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Показателями развития творческого воображения выступили:
беглость - численный показатель, который отображает умение создать наибольшее количество ассоциаций (идей, образов);
оригинальность определяется как способность к выдвижению идей, необычных, неординарных, нестандартных;
гибкость - характеризуется способностью выдвигать разнообразные идеи, охватывающие как можно большее количество категорий (флора, фауна, человек, технические и символические, декоративные элементы и т.д);
увлеченность - отражает способность к конструктивной деятельности.
С целью исследования уровня развития творческого воображения младших школьников была организована и проведена проектировочная работа.
В нашей работе приняли участие 25 обучающихся 3 «А» класса Лицея №88 .
Для диагностики исходного уровня творческого воображения обучающихся начального звена была выбрана «Психодиагностика творческого воображения» (Е. Туник). Диагностика содержала субтесты по выделенным показателям.
Диагностика позволила нам выявить необходимость разработки и проведения комплекса занятий, направленных на развитие творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности у детей младшего школьного возраста.
5. Разработан и апробирован комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Занятия проводились в 2017-2018 учебном году в рамках уроков изобразительного искусства и труда. Они включали в себя просмотр наглядных материалов по теме урока, игры на актуализацию знаний, задания для повышения увлеченности.
На занятиях мы наблюдали, как дети становились более активными, самостоятельными, они без помощи взрослого выполняли свои творческие продукты. Более оригинальными стали образы: из стандартного набора элементов обучающиеся создавали свои неповторимые узоры (показатель «гибкость»); продукты деятельности детей стали более эмоционально окрашены (показатель «увлеченность»); детали стали более проработанными, индивидуальными, неповторимыми (показатель «оригинальность»).
Таким образом, разработанный в процессе проектировочной работы комплекс занятий способствует развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста декоративно-прикладной деятельности.
1. Бабаева, Ю. Д. Роль эмоций в творчестве: проблемы и перспективы исследовании. Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. - М.: РГГУ, 2015. -145 с.
2. Басин, Е. Я., Крутоус, В. П. Философская эстетика и психология искусства/ Е.Я Басин, В.П. Крутоус. - М.: Гардарики, 2014. - 288 с.
3. Батоев, Г. Б. Развитие творческого воображения учащихся/ Г.Б. Батоев. - Улан-Удэ: Бурят. Кн. изд., 1986. - 144 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества /Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2015. - 215 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2015. - 321 с.
6. Богуславская, И. Я. Народное искусство. Исследования и материалы/ И.Я. Богуславская. - Германия. Palace Edition, 1995. - 205 с.
7. Боровик, О. В. Развитие воображения: методические рекомендации / О. В. Боровик. - М.: Академия, 2001. - 115 с.
8. Бурцева, О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста / О.В. Бурцева // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. - С. 7-8.
9. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей/ М.Э. Ванник. - М.: Сфера, 2015. - 83с.
10. Векслер, А. К. Декоративная колористическая композиция: учебно¬методическое пособие/ А.К. Векслер. - М.: Просвещение, 2013. - 67 c.
11. Веретенникова, Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников: учебн. пособие/ Л.К. Веретенникова. - М.:, Альфа, 2008. - 365 с.
12. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н. А. Ветлугина. - М., Педагогика, 1972. - 288 с.
13. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская - М.: Теревинф, 2014. - 49 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 354 с.
15. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / JI.C. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
16. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский. - М.: Просвещение, 2016. - 111 с.
...