ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Сущность и содержание воспитания экологической культуры детей
дошкольного возраста 10
1.2. Концепция как фактор воспитания начал дошкольной экологической
культуры 16
1.3. Анализ основных примерных общеобразовательных программ,
используемых в ДОУ и разработанных на основе ФГОС ДО 21
1.4. Анализ основных программ экологического воспитания дошкольников 24
1.5. Основные методы и формы осуществления экологического воспитания
дошкольников 28
1.6. Принципы, используемые при выборе методов и форм работы по
экологическому образованию и воспитанию дошкольников 41
1.7. Совместная деятельность взрослого с детьми и создание стационарной
эколого-развивающей среды 43
1.8. Сотрудничество с родителями как часть экологического воспитания
детей 46
Глава 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Уровень экологической воспитанности и экологических отношений
детей старшего дошкольного возраста, роль игровых технологий в их формировании 49
2.2. Внедрение в педагогический процесс экологического образования старших дошкольников игровых технологий (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
эксперимент) 68
2.4. Выводы по второй главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 96
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Сущность и содержание воспитания экологической культуры детей
дошкольного возраста 10
1.2. Концепция как фактор воспитания начал дошкольной экологической
культуры 16
1.3. Анализ основных примерных общеобразовательных программ,
используемых в ДОУ и разработанных на основе ФГОС ДО 21
1.4. Анализ основных программ экологического воспитания дошкольников 24
1.5. Основные методы и формы осуществления экологического воспитания
дошкольников 28
1.6. Принципы, используемые при выборе методов и форм работы по
экологическому образованию и воспитанию дошкольников 41
1.7. Совместная деятельность взрослого с детьми и создание стационарной
эколого-развивающей среды 43
1.8. Сотрудничество с родителями как часть экологического воспитания
детей 46
Глава 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Уровень экологической воспитанности и экологических отношений
детей старшего дошкольного возраста, роль игровых технологий в их формировании 49
2.2. Внедрение в педагогический процесс экологического образования старших дошкольников игровых технологий (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
эксперимент) 68
2.4. Выводы по второй главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 96
Существование человека на нашей планете неразрывно связано с окружающей его природой. Научно-техническая революция ворвалась в наш мир бурно и стремительно, что на какое-то время человеческая цивилизация возомнила себе, что наступило время, когда природа практически покорилась человеку и нет необходимости жить с оглядкой на неё, но как же она (цивилизация) ошибалась в торжестве человеческого разума. Такие побочные эффекты, как: истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды ознаменовали предпосылки надвигающейся экологической катастрофы, усиливающуюся на фоне неконтролируемого роста человеческого населения, разрастания мегаполисов, контраста нищеты и пресыщенности. Писатели XIX века описали бы эти события, как величайшую трагедию современности, в которой природа становиться главным действующим лицом, а не является лишь фоном исторических событий [7, с 8].
Мать-природа, давшая человеку жизнь, наделившая его разумом, речью, дала возможность трудиться и добывать себе необходимые для полноценной жизни ресурсы. Не признавая рамки дозволенного, человек жестоко эксплуатирует ресурсы Земли, что способствует преобразованию части биосферы в техносферу. Не он (человек) творение природы, а природа обязана человеку своим существованием - вот как мыслит человеческий разум теперь, не понимая, что, уничтожая час за часом частичку природы, он уничтожает и человеческую цивилизацию в целом. И даже понимая это он не в силах остановиться, ограничить свои потребности, дать матери-природе свободно вздохнуть и восстановиться - отвык человек заботиться о других, пренебрегая своими личными интересами.
Давление человека на природу привело к современному экологическому кризису, когда выживание цивилизации находится под угрозой [7, с.12].
Решением данной проблемы становиться осознание каждым человеком самоценности природы, а не её потребительской значимости. И если убедить взрослого человека отойти от своих потребительских нужд достаточно сложно, то есть необходимость в понимании человеком глубокого нравственного начиная с возраста, в котором формируются основные моральные устои. Культурный потенциал необходимо закладывать уже в фундаменте формирования личности, и здесь дошкольный возраст и дошкольная образовательная организация становятся основными критериями, наличие которых способно позитивно влиять на формирование нравственных основ будущей полноценной личности, включающую в себя и экологическую составляющую.
Для этого необходимо вести интенсивную просветительскую работу по формированию у детей экологического сознания и культуры природопользования.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям [31, с.5].
Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно к ней относится, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят все положительное и подражают своему наставнику.
В 90-е годы в России наблюдается развитие системы непрерывного экологического образования, формирование концептуального видения этого направления (В. Зебвеева, В.А. Дрязгунова, Л.А. Каменева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, В.С. Мухина, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева). В эти годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик» и т.д.), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического воспитания («Открой себя», «Мы - земляне», «Юный эколог», «Паутинка», «Семицветик» и др.).
Сегодня наиболее актуальной является проблема экологизации сознания всех слоев населения, выработка у каждого человека потребности экологически грамотного взаимодействия с миром природы [45].
Как свидетельствуют результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, у детей дошкольного возраста можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного отношения и деятельности в природе. Но с учетом специфики дошкольного возраста, на практике реализовать эти задачи достаточно сложно.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому и одним из основных способов экологического воспитания дошкольников становятся именно игровые технологии, которые являются составной частью педагогических технологий.
Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие - дети учатся обобщать и сравнивать предметы, развивая тем самым умственные операции. Преимущество игровых технологий заключается в том, что они могут применяться как на занятиях, так и в процессе совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, а также во время самостоятельной деятельности детей.
В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, гуманность, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Исходя из анализа научной литературы и практики, можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие обширного перечня литературы по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности не в достаточной степени разработано использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Проблема нашего исследования звучит следующим образом: использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Цель исследования:
Игровые технологии экологического воспитания дошкольников.
Экспериментальной базой исследования был МКДОУ Кисловский детский сад «Росинка», старшая группа в количестве 20 человек, воспитатели: Павлушова Галина Николаевна; Чадова Дарья Сергеевна.
Объект исследования: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи:
- Раскрыть сущность, содержание, средства и методы воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
- Проанализировать основные примерные общеобразовательные
программы, используемые в ДОУ и разработанные на основе ФГОС ДО.;
- Проанализировать основные программы по экологическому
воспитанию дошкольников;
- Рассмотреть методы и формы осуществления экологического воспитания дошкольников, а также принципы их выбора;
- Выделить условия, способствующие формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.
-Проанализировать необходимость совместной деятельности взрослых с детьми.
- Проанализировать необходимость сотрудничества с родителями.
Теоретическая основа исследования:
- Современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой (В.И. Ашиков, Н.А. Рыжова, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова и др.);
- Современные научные исследования развития личности дошкольника в процессе ознакомления с природой (С.Н. Николаева, В.А. Зебвеева, Т.А. Серебрякова, Л.А. Каменева и др.);
- Основные направления экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.
Методы исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; метод теоретического анализа; метод научного наблюдения; метод беседы; анкетирование; изучение результатов деятельности педагогов; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент.
Мать-природа, давшая человеку жизнь, наделившая его разумом, речью, дала возможность трудиться и добывать себе необходимые для полноценной жизни ресурсы. Не признавая рамки дозволенного, человек жестоко эксплуатирует ресурсы Земли, что способствует преобразованию части биосферы в техносферу. Не он (человек) творение природы, а природа обязана человеку своим существованием - вот как мыслит человеческий разум теперь, не понимая, что, уничтожая час за часом частичку природы, он уничтожает и человеческую цивилизацию в целом. И даже понимая это он не в силах остановиться, ограничить свои потребности, дать матери-природе свободно вздохнуть и восстановиться - отвык человек заботиться о других, пренебрегая своими личными интересами.
Давление человека на природу привело к современному экологическому кризису, когда выживание цивилизации находится под угрозой [7, с.12].
Решением данной проблемы становиться осознание каждым человеком самоценности природы, а не её потребительской значимости. И если убедить взрослого человека отойти от своих потребительских нужд достаточно сложно, то есть необходимость в понимании человеком глубокого нравственного начиная с возраста, в котором формируются основные моральные устои. Культурный потенциал необходимо закладывать уже в фундаменте формирования личности, и здесь дошкольный возраст и дошкольная образовательная организация становятся основными критериями, наличие которых способно позитивно влиять на формирование нравственных основ будущей полноценной личности, включающую в себя и экологическую составляющую.
Для этого необходимо вести интенсивную просветительскую работу по формированию у детей экологического сознания и культуры природопользования.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям [31, с.5].
Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно к ней относится, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят все положительное и подражают своему наставнику.
В 90-е годы в России наблюдается развитие системы непрерывного экологического образования, формирование концептуального видения этого направления (В. Зебвеева, В.А. Дрязгунова, Л.А. Каменева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, В.С. Мухина, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева). В эти годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик» и т.д.), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического воспитания («Открой себя», «Мы - земляне», «Юный эколог», «Паутинка», «Семицветик» и др.).
Сегодня наиболее актуальной является проблема экологизации сознания всех слоев населения, выработка у каждого человека потребности экологически грамотного взаимодействия с миром природы [45].
Как свидетельствуют результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, у детей дошкольного возраста можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного отношения и деятельности в природе. Но с учетом специфики дошкольного возраста, на практике реализовать эти задачи достаточно сложно.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому и одним из основных способов экологического воспитания дошкольников становятся именно игровые технологии, которые являются составной частью педагогических технологий.
Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие - дети учатся обобщать и сравнивать предметы, развивая тем самым умственные операции. Преимущество игровых технологий заключается в том, что они могут применяться как на занятиях, так и в процессе совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, а также во время самостоятельной деятельности детей.
В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, гуманность, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Исходя из анализа научной литературы и практики, можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие обширного перечня литературы по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности не в достаточной степени разработано использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Проблема нашего исследования звучит следующим образом: использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Цель исследования:
Игровые технологии экологического воспитания дошкольников.
Экспериментальной базой исследования был МКДОУ Кисловский детский сад «Росинка», старшая группа в количестве 20 человек, воспитатели: Павлушова Галина Николаевна; Чадова Дарья Сергеевна.
Объект исследования: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи:
- Раскрыть сущность, содержание, средства и методы воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
- Проанализировать основные примерные общеобразовательные
программы, используемые в ДОУ и разработанные на основе ФГОС ДО.;
- Проанализировать основные программы по экологическому
воспитанию дошкольников;
- Рассмотреть методы и формы осуществления экологического воспитания дошкольников, а также принципы их выбора;
- Выделить условия, способствующие формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.
-Проанализировать необходимость совместной деятельности взрослых с детьми.
- Проанализировать необходимость сотрудничества с родителями.
Теоретическая основа исследования:
- Современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой (В.И. Ашиков, Н.А. Рыжова, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова и др.);
- Современные научные исследования развития личности дошкольника в процессе ознакомления с природой (С.Н. Николаева, В.А. Зебвеева, Т.А. Серебрякова, Л.А. Каменева и др.);
- Основные направления экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.
Методы исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; метод теоретического анализа; метод научного наблюдения; метод беседы; анкетирование; изучение результатов деятельности педагогов; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент.
Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение за этот период жизни.
Экологическое воспитание, наряду с другими направлениями развития ребенка, обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое, восхищаться им и, самое главное, его беречь - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание.
Игра для детей способ познания окружающего мира, себя, правил социальной среды. Экологическое воспитание через игровые технологии - это действенный способ воспитания в детях основ экологической культуры, которую они принесут в свои семьи. Концепции экологического воспитания (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова, Г.А. Ягодин) получили свое интенсивное развитие в 90-е годы XX века, и придерживаясь их в настоящее время формируется система непрерывного воспитания экологической культуры всех участников образовательного процесса.
Этот процесс не статичен, исследуются новые аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства, учитывая современные условия, в которых воспитываются и развиваются наши дети. Поэтому создание обогащенной эколого-развивающей среды является основным условием формирования экологической культуры детей. Но необходимо учитывать, что без подготовленных специалистов в данном направлении полноценного результата не добиться. Работа должна быть систематической и научно-обоснованной, с использованием современных технологий и с учетом условий воспитания сегодняшнего поколения (Н.А. Гуняга, О.М. Газина, Н.В. Кривощекова, О.А. Овсянникова, Т.А. Федорова, Н.А. Рыжова, Н.Г. Лаврентьева, Е.В. Клюева и др.).
К ним относятся создание обогащенной эколого-развивающей среды и условий формирования экологической культуры детей, а также подготовки специалистов по экологическому воспитанию дошкольников
Как свидетельствуют результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, у детей дошкольного возраста можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного отношения и деятельности в природе. Но с учетом специфики дошкольного возраста, на практике реализовать эти задачи достаточно сложно.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому и одним из основных способов экологического воспитания дошкольников становятся именно игровые технологии, которые являются составной частью педагогических технологий.
Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие - дети учатся обобщать и сравнивать предметы, развивая тем самым умственные операции. Преимущество игровых технологий заключается в том, что они могут применяться как на занятиях, так и в процессе совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, а также во время самостоятельной деятельности детей.
В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, гуманность, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Исходя из анализа научной литературы и практики, можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие обширного перечня литературы по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности не в достаточной степени разработано использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Поэтому проблема нашего исследования звучала следующим образом: использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Цель исследования:
Игровые технологии экологического воспитания дошкольников.
Экспериментальной базой исследования был МКДОУ Кисловский детский сад «Росинка», старшая группа в количестве 20 человек, воспитатели: Павлушова Галина Николаевна; Чадова Дарья Сергеевна.
Человек является неотъемлемой частью природы и связан с ней навсегда невидимыми нитями. Но многие порой об этом забывают.
У большинства современных детей уже в дошкольном возрасте наблюдаются проблемы в развитии нервной системы, которые проявляются в жестокости, неконтролируемых вспышках агрессии, гиперактивности, резкой перемене настроения. Все чаще стали совершаться акты насилия над животным. А причиной всему недостаточное общение с природой в раннем возрасте. Игры на улице постепенно заменил компьютер, общение детей с природой - телевизор. И как результат - слабые, часто болеющие, жестокие и безразличные ко всему окружающему дети, которым все меньше и меньше хочется общаться с природой, играть с друзьями, гулять и просто резвиться на улице.
Родители часто за домашними хлопотами и заботами забывают, что погулять с ребенком, приобщить его к природе является не менее важным делом, как, например, накормить его или уложить спать. Посредствам природы ребенок учится любить, проявлять заботу и внимание к окружающим и бережно относиться ко всему живому.
Природа - это неиссякаемый источник знаний и вводить детей в природу нужно начиная с рождения, делая день за днем вместе с ребенком маленькие открытия и тем самым все выше приподнимая завесу тайны этого удивительного и безграничного, окружающего нас мира во всем его многообразии и неповторимости, буйстве красок и явлений.
Любознательность ребенка нет необходимости удовлетворять в полном объеме. Как только это произойдет или вы замените её (любознательность), характеризующуюся рассуждением в его собственном уме, авторитетом, то ребенок может стать лишь носителем чужого мнения. Нужно направить его внимание и на явления природы, так как ее влияние на личность ребенка носит оздоровительный и воспитывающий характер. По мнению Руссо общение с природой намного «предпочтительнее общения с людьми», так как ее ценность предпочтительнее всего [7, с. 45].
Данное высказывание Руссо, сделанное в XVIII в., играет важную роль в современных условиях экологического кризиса. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать ребенка к природе, формировать у него представление о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.
Главной задачей всех нас - родителей, воспитателей, учителей должно стать раннее экологическое воспитание наших детей, чтобы в будущем они преумножали богатства нашей Земли, стали защитниками природы, Родины большой и малой, а также ради благополучия будущих поколений и процветания этой прекрасной планеты.
Закончить свою работу мне бы очень хотелось словами великого человека и педагога В. А. Сухомлинского из книги «Сердце отдаю детям»: «... добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств» [47, с. 60]. Также он отмечал: «... когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» [47, с. 242].
Экологическое воспитание, наряду с другими направлениями развития ребенка, обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое, восхищаться им и, самое главное, его беречь - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание.
Игра для детей способ познания окружающего мира, себя, правил социальной среды. Экологическое воспитание через игровые технологии - это действенный способ воспитания в детях основ экологической культуры, которую они принесут в свои семьи. Концепции экологического воспитания (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова, Г.А. Ягодин) получили свое интенсивное развитие в 90-е годы XX века, и придерживаясь их в настоящее время формируется система непрерывного воспитания экологической культуры всех участников образовательного процесса.
Этот процесс не статичен, исследуются новые аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства, учитывая современные условия, в которых воспитываются и развиваются наши дети. Поэтому создание обогащенной эколого-развивающей среды является основным условием формирования экологической культуры детей. Но необходимо учитывать, что без подготовленных специалистов в данном направлении полноценного результата не добиться. Работа должна быть систематической и научно-обоснованной, с использованием современных технологий и с учетом условий воспитания сегодняшнего поколения (Н.А. Гуняга, О.М. Газина, Н.В. Кривощекова, О.А. Овсянникова, Т.А. Федорова, Н.А. Рыжова, Н.Г. Лаврентьева, Е.В. Клюева и др.).
К ним относятся создание обогащенной эколого-развивающей среды и условий формирования экологической культуры детей, а также подготовки специалистов по экологическому воспитанию дошкольников
Как свидетельствуют результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, у детей дошкольного возраста можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного отношения и деятельности в природе. Но с учетом специфики дошкольного возраста, на практике реализовать эти задачи достаточно сложно.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому и одним из основных способов экологического воспитания дошкольников становятся именно игровые технологии, которые являются составной частью педагогических технологий.
Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие - дети учатся обобщать и сравнивать предметы, развивая тем самым умственные операции. Преимущество игровых технологий заключается в том, что они могут применяться как на занятиях, так и в процессе совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, а также во время самостоятельной деятельности детей.
В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, гуманность, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Исходя из анализа научной литературы и практики, можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие обширного перечня литературы по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности не в достаточной степени разработано использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Поэтому проблема нашего исследования звучала следующим образом: использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Цель исследования:
Игровые технологии экологического воспитания дошкольников.
Экспериментальной базой исследования был МКДОУ Кисловский детский сад «Росинка», старшая группа в количестве 20 человек, воспитатели: Павлушова Галина Николаевна; Чадова Дарья Сергеевна.
Человек является неотъемлемой частью природы и связан с ней навсегда невидимыми нитями. Но многие порой об этом забывают.
У большинства современных детей уже в дошкольном возрасте наблюдаются проблемы в развитии нервной системы, которые проявляются в жестокости, неконтролируемых вспышках агрессии, гиперактивности, резкой перемене настроения. Все чаще стали совершаться акты насилия над животным. А причиной всему недостаточное общение с природой в раннем возрасте. Игры на улице постепенно заменил компьютер, общение детей с природой - телевизор. И как результат - слабые, часто болеющие, жестокие и безразличные ко всему окружающему дети, которым все меньше и меньше хочется общаться с природой, играть с друзьями, гулять и просто резвиться на улице.
Родители часто за домашними хлопотами и заботами забывают, что погулять с ребенком, приобщить его к природе является не менее важным делом, как, например, накормить его или уложить спать. Посредствам природы ребенок учится любить, проявлять заботу и внимание к окружающим и бережно относиться ко всему живому.
Природа - это неиссякаемый источник знаний и вводить детей в природу нужно начиная с рождения, делая день за днем вместе с ребенком маленькие открытия и тем самым все выше приподнимая завесу тайны этого удивительного и безграничного, окружающего нас мира во всем его многообразии и неповторимости, буйстве красок и явлений.
Любознательность ребенка нет необходимости удовлетворять в полном объеме. Как только это произойдет или вы замените её (любознательность), характеризующуюся рассуждением в его собственном уме, авторитетом, то ребенок может стать лишь носителем чужого мнения. Нужно направить его внимание и на явления природы, так как ее влияние на личность ребенка носит оздоровительный и воспитывающий характер. По мнению Руссо общение с природой намного «предпочтительнее общения с людьми», так как ее ценность предпочтительнее всего [7, с. 45].
Данное высказывание Руссо, сделанное в XVIII в., играет важную роль в современных условиях экологического кризиса. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать ребенка к природе, формировать у него представление о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.
Главной задачей всех нас - родителей, воспитателей, учителей должно стать раннее экологическое воспитание наших детей, чтобы в будущем они преумножали богатства нашей Земли, стали защитниками природы, Родины большой и малой, а также ради благополучия будущих поколений и процветания этой прекрасной планеты.
Закончить свою работу мне бы очень хотелось словами великого человека и педагога В. А. Сухомлинского из книги «Сердце отдаю детям»: «... добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств» [47, с. 60]. Также он отмечал: «... когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» [47, с. 242].
Подобные работы
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Комплекс дидактических игр как средство повышения уровня экологического воспитания дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Разработка настольной игры «Домино» для экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Экологическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



