ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОГО БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ» 8
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования лексического
богатства речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное
развитие» 8
1.2. Лингво-методические основы формирования коммуникативных
качеств речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие» 12
1.3. Методы и приемы формирования лексического богатства речи у
детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие» 19
1.4. Анализ содержания образовательной области «Познавательное
развитие» ФГОС ДОО 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ» 31
2.1. Диагностика уровня сформированности лексического богатства
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию лексического богатства речи у детей старшего дошкольного возраста в
процессе освоения образовательной области «Познавательное
развитие» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Люди на протяжении всей своей жизни улучшают собственную речь, постепенно обогащая свой язык. Каждый возрастной отрывок добавляет новое в его речевое формирование. Уже в самом юном возрасте у детей возникает потребность в общении, которые они удовлетворяют с помощью простых средств речи: гуления, лепета, первых слов. Изначально речь появляется как социальный феномен, в качестве способа общения. Несколько позже речь будет еще средством познания, находящегося вокруг мира, планирования действий. Формирование лексического богатства речи детей взаимосвязано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Развитие лексического богатства речи детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе связано с формированием взглядов ребёнка о реальности вокруг [22].
Проводимые изменения в системе дошкольного образования дают возможность говорить о том, что дошкольная образовательная организация сегодня ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка, который становится субъектом образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) выделены основные принципы дошкольного образования:
1) Полное проживание ребенком этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) Построение образовательной деятельности на базе персональных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным при выборе содержания собственного образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
3) Взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноценным членом (субъектом) образовательных отношений;
4) Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
5) Сотрудничество Организации с семьей;
6) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) Формирование познавательных интересов и познавательных поступков ребенка в разных видах деятельности;
8) Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие критерий, требований, способов возрасту и особенностям развития);
9) Учет этнокультурной ситуации развития детей [43].
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Значимым условием формирования речи, сюда входит и наполнение словаря, выступает речь взрослых и их общение с ребенком. Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования. Лексическая степень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются итогом действия и механизмов словообразования. Вследствие развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка обогащается, систематизируется и упорядочивается [20].
Актуальность темы исследования связана с тем, что развитие лексикона важно для каждого человека, но в особенности для дошкольника. Уровень развития словаря ребенка дошкольного возраста влияет на дальнейшую успеваемость обучения.
Психологи выделяют возраст дошкольников самым благоприятным для развития речи со всех сторон. Формирование лексического богатства речи имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, связано не только с речью, но и мышлением [16].
Определенный вклад в решение задач, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, сделали такие отечественные педагоги и психологи, как М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин, Б.И. Яшина и др.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: Формирование лексического богатства речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие».
Цель исследования: разработка комплекса педагогических мероприятий по формированию лексического богатства речи детей дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме исследования;
- Охарактеризовать особенности формирования лексического богатства речи у детей дошкольного возраста;
- Выявить особенности методов и приемов в работе по формированию лексикона у детей дошкольного возраста;
- Проанализировать содержание и возможности образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО для формирования лексического богатства речи у детей старшего дошкольного возраста;
- Разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию лексического богатства речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования лексического богатства речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по формированию лексического богатства речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
База исследования: «МБДОУ - Детский сад №28 «Теремок», г. Екатеринбург Свердловской области.
В заключении можно сделать вывод, что проблеме формирования лексического богатства речи уделяется большая роль в образовании и обучении детей дошкольного возраста, а вопрос о содержании словаря и методике его формирования можно отнести к одному из ключевых вопросов.
Установлено, что дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы для развития всех сторон речи.
К концу дошкольного возраста у детей отмечается значительное улучшение в развитии качества речи, что позволяет говорить о такой ее характеристике, как «речь хорошая, богатая» и «речь бедная». В артикуляционном плане речь становится более чистой и отчетливой. Увеличивается речевая активность, в связи с чем появляется возможность работать над обогащением словаря, переводя пассивный словарный запас в активный.
Проблемы, что ощущает ребенок с недоразвитой речью при обучении по программе детского сада, связаны в большинстве случаев с недостающим уровнем развития речи, который во многом зависит от объема словаря и его качества. Формирование лексического запаса с целью развития познавательной деятельности ребенка занимает ключевую роль, так как слово и его значение применяется ребенком ни только для общения, но и для мышления. Значимую роль в решение задач, связанных с формированием речи детей дошкольного возраста, играли следующие отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др. Методики развития связной речи (куда относится и словарь) дошкольников подробно разобрали в своих работах Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, и др.
Этими исследователями под развитием словаря понимается продолжительный процесс освоения словарного запаса, который был сформирован народом в процессе его истории. Можно выделить количественные и качественные стороны процесса обогащения словаря дошкольника. Если говорить о объеме словаря у детей разного возраста, то обоснованной информации сейчас не существует достаточно. Размер живого индивидуального словаря трудно поддаётся измерению. Его границы расплывчаты, зафиксировать их практически невозможно так как существует большая неопределенность расстояния между тем, что ребенок знает и понимает и того, что и как он употребляет в различных речевых ситуациях [31].
Воспитатель обязан обладать способностью организовать тщательное сенсорное обследование предметов, так как словарная работа с детьми полагается на выделение качеств и свойств предмета. Методы обследования формируются у детей благодаря обучению на данных занятиях.
Чтобы создать способы обследования требуется правильные инструкции воспитателя к использованию исследовательского воздействия, адекватного вычленяемому качеству (например, попробуй - для определения вкуса, погладь - для выделения шероховатости поверхности, взвесь - для определения тяжести и т.п.).
Наглядный материал для активного обследования нужно выдать всем детям, для того чтобы гарантировать освоение слов, обозначающих качества и характеристики предметов, на базе их выделения и восприятия.
Под качествами принимаются характерные черты предмета, которые принимаются глазами, языком, руками, носом без нарушения целостности предмета. Например, легкий, тяжелый, сладкий, соленый и т.п.
Акцентирование на любом из свойств и качеств, отделение его от сопутствующих более эффективно достигается путём сравнения его с обратным. Данным приемом можно подводить ребенка к понятию «антоним». К примеру, сладкий, сравнивается с соленым, шероховатый - с гладким, прозрачный - с непрозрачным и т.п.
Чтобы качества и характеристики предметов осознавались детьми и осваивались, следует сделать их значимыми, т. е. включить в результативную, содержательную деятельность, результат которой зависит от учета этого качества. Это требует от ребенка выделения искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.
От подбора наглядного материала на НОД данного рода зависит успех решения задач словарной работы. На непосредственно образовательную деятельность необходимо подобрать такие предметы, в которых необходимые качества были бы представлены ярко, а отвлекающих качеств (яркая большая игрушка, наличие двигающихся частей, звон колокольчика и т. п.) было представлено как можно меньше.
Выбор предметов для сопоставления. В них должно сочетаться достаточное количество сопоставляемых признаков: как отличия, так и общности (размер, форма, части, детали, предназначение, цвет и т.п.).
Плановость сравнения. Воспитатель направляет, постепенно ведет детей от сравнения предметов в целом (согласно назначению, цвету, форме, размеру) к вычленению и сравнению элементов, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Завершается сопоставление обобщением, где акцентируются характерные особенности каждого предмета;
Как ранее было сказано, занятие проходит с помощью наглядного материала. Наборы предметов обязаны содержать предметы одного вида, отличающиеся по несущественным признакам, и предметы близких видов, к примеру: тарелки, различные по расцветке, форме, размеру, и блюдце, которое дети должны от тарелки отличить. Целью таких заданий является нахождение сходств и отличий между предметами в наборе.
Ребенок вынужден выбирать предмет из группы похожих. Ему необходимо объяснить свое решение, обозначив признак, который он выделил при выборе. Данным действием ребенок формирует и обогащает лексическое богатство.
Необходимость выбора должна быть ясна ребенку. В связи с этим задачу выбора обычно включают в увлекательное для ребенка занятие, в большинстве случаев игровое.
Формирование лексического богатства речи ребенка старшего дошкольного возраста должно развиваться соответственно с его возрастом. Данный фактор является ключевым при подготовке к школьной учебе. Дети, не владеющие необходимым лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, так как не находят подходящих слов для формулирования собственных мыслей. Кроме этого, детям тяжело контактировать с ровесниками. Учителя отмечают, что учащиеся с богатым словарем лучше справляются с арифметическими задачами , им проще дается обучение навыку чтения, грамматики, активнее проявляют себя в работе на уроках, кроме того они довольно коммуникабельны.
Особенность словарной работы в дошкольной организации заключается в том, что она взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Пополнение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневных играх, в разговорах, при выполнении заданий. Работа над словом устанавливает понятия ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все перечисленное в дошкольном возрасте обладает особой значимостью, потому как именно здесь закладываются основные принципы развития мышления и речи, происходит формирование социальных контактов, создается индивидуальность ребенка .
Исходя из всего, роль слова как наиболее важной единицы языка и речи, его место в психическом формировании ребенка задают место словарной работы в общей системе работы по развитию речи дошкольников.
1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С. 27-43.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : ООО Издательство «Детство-пресс», 2014. - 280 с.
4. Баранов, М. Т. Приемы обогащения словаря учащихся [Текст] / М. Т. Баранов. - М. : Известия АПН РСФСР, 1962. - 124 с.
5. Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
6. Богатырева, А. Н. Возрастные особенности понимания и
употребления слов детьми 3-х-5-ти лет [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 21.960 / А. Н. Богатырева ; Моск. гос. пед. ин-т им.
В.И. Ленина. - М., 1970. - 21 с.
7. Богуш, А. М. Речевая подготовка детей к школе [Текст] /
А. М. Богуш. - К.: Рад. школа, 1984. - 175 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
9. Веракса, Н. Е. От рождения до школы: Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
10. Виноградов, В. В. Лексикология и лексикография [Текст] /
В. В. Виноградов. - М. : Просвещение, 1977. - 189 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2 / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 312 с.
12. Выготский, Л. С. Основы педологии [Текст] / Л. С. Выготский. - Л. : 1975. -290 с.
13. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком фонетики родного (русского)
языка [Текст] / А. Н. Гвоздев // Вопросы изучения детской речи. - 1961. -
№ 3. - С. 49 - 55.
14. Гербова, В. В. Особенности формирования словаря детей третьего года жизни [Текст] / В. В. Гербова. - М. : 1971. - 18 с.
15. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст] / Б. Н. Головин. - М. : Высшая школа. - 1988 - 2-е изд., испр. - 215 с.
...