ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРВОАНИЯ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬТНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования действия
контроля у младших школьников 8
1.2 Основные подходы к формированию действия контроля у
младших школьников в процессе обучения математике 19
1.3 Характеристика уровней сформированности действия контроля
у младших школьников 40
2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 50
2.1 Изучение уровней сформированности действия контроля у
младших школьников (констатирующий этап) 50
2.2 Применение на уроках математики методов и приемов,
направленных на формирование действия контроля у младших школьников (формирующий этап) 57
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
(контрольный этап) 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
В Российской Федерации Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года № 373 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, им определены результаты, которыми должен обладать учащийся к окончанию начальной школы. В их числе личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Стандартом предопределены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по математике.
Таким образом, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую тенденцию, как умение учиться.
Становление личности и психических процессов школьников младших классов происходит, в основном в рамках процесса воспитания и обучения (образования). Поэтому важным является понимание учителем начальных классов развивающей и воспитывающей функции обучения, также применение учителем в практической деятельности эффективных методов и приемов воспитания и обучения.
В общеобразовательной школе, в том числе начальной, одним из основных предметов является математика, так как она обеспечивает развитие логического мышления, практические навыки, полученные при ее изучении, необходимые для профессиональной и трудовой подготовки школьников.
Актуальность выбора темы данной работы обусловлена важностью овладения учениками младших классов навыков контроля в образовательном процессе, поскольку такие навыки способствуют переходу ученика младших классов в полноценного субъекта учебной деятельности. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы.
Как форма проверки знаний, контроль должен быть выработан педагогом у каждого обучающегося, у последнего должен возникнуть интерес к постоянной проверке своей работы [23].
Имея определенную структуру: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, учебная деятельность не может быть сведена ни к одному из компонентов отдельности. Поскольку контроль является составляющей учебной деятельности, то и роль его действий значима: он способствует полноценному формированию успешной учебной деятельности. В письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 указано на существенность проверки достижений младших школьников как составляющих процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя [2].
Анализ состояния практики обучения математике в начальной школе показывает, что действие контроля относится преимущественно к компетенции учителей. Новая образовательная парадигма - личностно-ориентированная, определила приоритетные задачи в области российского образования, переход на личностно-ориентированные технологии обучения. Одним из актуальных при этом является вопрос о формировании у учителя умений контроля как важнейшей составляющей в общем контексте формирования личности.
Степень научной разработанности темы исследования. Как отмечается в работах некоторых ученых (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) играющая роль регулятора процесса 4
выполнения учебной работы учащихся, функция контроля очень важна. Она способствует корректировке личных интеллектуальных умений, дает возможность устранить пробелы в знаниях, оценить свою деятельность (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, П.И. Пидкастый, Н.Ф. Талызина и др.).
Современные исследования (Г.А. Балл, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, О.Б. Епишева, Г.С. Ковалева и др.) позволяют говорить о том, что типичным недостатком в работе педагога служит запоздание оценочных суждений учащихся об уровне их знаний и умений, которая, напротив, должна заменяться оценкой продвижения учащихся в познании.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблем контроля знаний непрерывно изучается учеными и педагогами - практиками, что позволяет сформировать и обобщить именно эффективный педагогический опыт, а также накопить и систематизировать знания по данной проблематике.
Проблема исследования предопределена имеющимися противоречиями между потребностью общества в творческой личности, способной к контролю и необходимостью формирования в связи этим умений контроля у обучаемого математике. Имеет место в недостаточной мере разработанная системы формирования у учащегося умений контроля при обучении математике, что предполагает ее специфичность и некоторые особенности.
Цель исследования состоит в разработке и реализации
педагогических приемов формирования действий контроля у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - приемы формирования действия контроля у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования - процесс обучения математики в школе.
В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой формирование действия контроля у младших школьников будет успешным,
если разработать и систематически внедрять в учебный процесс совокупности приемов, направленных на формирование полноты, обобщенности и гибкости действия контроля у младших школьников.
Выбранная цель и гипотеза исследования обусловила решение следующих задач:
- изучить психолого-педагогические основы формирования действия контроля у младших школьников;
- рассмотреть приемы формирования действий контроля у младших школьников;
- разработать и апробировать систему уроков по формированию действий контроля на уроках математики у младших школьников;
- провести диагностическое изучение уровня сформированности действий контроля у младших школьников;
- сделать сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, педагогической, психологической и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (тестирование для оценки уровня сформированности действия контроля у младших школьников, количественная и качественная обработка результатов).
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе проводилось изучение нормативной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ, постановка целей и задач, формулировка рабочей гипотезы исследования.
На втором этапе осуществлена опытно-поисковая работа, включающая определение уровня освоения учебного материала, как условия формирования навыка контроля; проведение констатирующего, 6
формирующего и контрольного этапов; разработка и реализация педагогических приемов формирования действия контроля у младших школьников.
На третьем этапе был проведен анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов и их оформление.
Практическая значимость исследования состоит в проведении опытно-поисковой работы по диагностированию уровня сформированности действия контроля у младших школьников; в разработке и апробации педагогических приемов и системы уроков по формированию действия контроля у младших школьников в процессе решения задач. Также практическая значимость исследования как информационно-консультативного материала может проявиться в процессе разработки различных программ внеурочной деятельности по коррекции действия контроля у младших школьников.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия № 40 г.
Екатеринбурга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и восьми приложений.
Проведенным исследованием установлено, что характеризующие общие механизмы формирования действий контроля у учащихся начальных классов на уроках математики, положения педагогической психологии используются не в полной мере.
Анализ научной литературы, проведенного в исследовании показал, что навык контроля в учебной деятельности у учащихся младших классов имеет огромное значение, поскольку: способствует общему развитию обучающихся, эффективному достижению целей и задач обучения и воспитания, также удовлетворению социальной потребности в качественно подготовленных, компетентных, обладающих высоким уровнем творческой активности людей, способных найти применение собственным знаниям и умениям в различных сферах деятельности.
Исследования, представленные в работе, позволяют сделать вывод, о том, что младшие школьники не всегда умеют, но чаще не хотят себя контролировать. Поэтому, в первые годы обучения в начальной школе, требуются мотивация и контроль извне.
Исследовательская работа, проведенная на базе 3 класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия № 40 г. Екатеринбурга показала эффективность применения способов и приемов формирования навыка самоконтроля у учащихся на уроках математики, описанных в работе.
Результаты исходной диагностики показали преобладание низкого уровня действия контроля у младших школьников по всем трем критериям - полноте, обобщенности и гибкости действия контроля. Он был отмечен у 70% (14 человек), средний уровень имели 25% (5 человек), высокий уровень - 5 % (1 человек).
Для ликвидации обнаруженных недостатков в действиях контроля были разработаны и применены педагогические условия и система уроков математики в 3 классе. В ходе формирующего этапа были апробированы 6 специально разработанных уроков.
Повторная (итоговая) диагностика выявила, в общем, положительную динамику в уровнях сформированности действия контроля у младших школьников.
После реализации системы уроков работы у испытуемых младших школьников также преобладает низкий уровень действий контроля, но, все же его уровень снизился (с 65% до 50%). Высокий уровень действий контроля у 10 % (2 чел.), тогда как в начале учащиеся с этим уровнем отсутствовали.
Возросло число учащихся со средним уровнем сформированности контроля. Тогда как в начале работы было 35 % (7 чел.) с этим уровнем, после реализации системы уроков их стало 40 % (8 чел.).
Это означает, что большинство младших школьников овладели действием контроля, однако они нуждаются в помощи учителя. После реализации системы уроков низкий уровень обобщенности действия контроля ни остался ни у кого, как и уровень гибкости действия контроля.
Итак, цель исследования достигнута, задачи полностью решены. Действительно, в результате применения методов и приемов как решение и составление взаимообратных задач, фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания, решение задач разными способами и решение специально подобранных заданий будут способствовать эффективному формированию навыка контроля.
1. Амонашвили, Ш. А. Единство цели. В добрый путь, ребята! [Текст] : пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. - М. : Просвещение, 1987. - 208 с.
2. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология учебного рефлекса [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1968. - 547 с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст] : общедидакт. аспект / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1977. - 254 с.
4. Батий, Ю. Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий [Текст] / Ю. Ю. Батий // Начальная школа. - 1979. - № 4. - С. 41-43.
5. Безрукова, В. С. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. С. Безрукова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 381 с.
6. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] : в 2 т. / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. - Т. 2. - 399 с.
7. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика [Текст] : крат. курс лекций / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. - М. : Юрайт, 2013. - 197 с.
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо [и др.]. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.
9. Воронов, В. В. Педагогика школы: новый стандарт [Текст] : учеб. пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. - М. : Пед. о-во России, 2012. - 283 с.
10. Гриценко, Л. И. Теория и практика обучения: интегративный подход [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. И. Гриценко. - М. : Академия, 2008. - 237 с.
11. Демидова, Т. Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Электронный ресурс] / Т. Е. Демидова, И. Н. Чижевская. - URL : http://school2100.com/upload/iblock/d41/Demidova.pdf (дата обращения: 16.04.2018).
12. Дубицкая, Е. А. Педагогика [Текст] : учеб. для бакалавров / Л. С. Подымова, Е. А. Дубицкая, Н. Ю. Борисова. - М. : Юрайт, 2012. - 332 c.
13. Елагина, Л. Н. Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математике [Текст] / Л. Н. Елагина // Начальная школа - 1082. - № 8. - С. 65-67.
14. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпрета¬ция [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М. : Академия», 2004. - 192 с.
15. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер., 2000. - 288 с.
...