ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Здоровый образ жизни дошкольника, его составляющие 6
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни у старших
дошкольников в условиях ДОО 13
1.3 Деятельность ДОО по формированию основ здорового образа жизни 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Исследование уровня сформированности основ здорового образа
жизни у старших дошкольников 30
2.2 Организация исследовательской работы, направленной на
формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
Развивающаяся Россия в современном мире связана с усовершенствованием в области образования, важнейшей задачей которой касаются проблемы развития подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Преуспевающим в разных областях жизни может быть человек, который направлен на ведение здорового образа жизни.
Здоровье детей подвергается многочисленным неблагоприятным факторам: деградирование окружающей среды, низкие показатели уровня жизни в стране в целом, снижен уровень социальных гарантий для детей в сфере как духовного, так и физического развития. Данные условия характеризуют особенную актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Будущее нашей страны - это нынешнее поколение. В условиях государственной концепции здоровья детей огромное внимание акцентируют на укрепление здоровья детей, в первую очередь, это приобщение к здоровому образу жизни.
Здоровье детей, его приспосабливание к жизни в обществе большей частью зависит от окружающей среды. Для детей дошкольного возраста данной средой является, в первую очередь, дошкольное учреждение, там они проводят до 70% своего времени. В связи с этим здоровьесберегающие технологии приобрели приоритетный характер для современного воспитания и образования, при этом понимание здоровья - это не только отличное физическое состояние. Учитывают все факторы здоровья, такие как психические, нравственные, социальные, духовные.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (последующее - ФГОС дошкольного образования) одна из первых задач - охрана жизни и укрепление психического и физического здоровья дошкольников. По условиям с ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Физическое развитие» одним среди самых важных направлений организации жизнедеятельности дошкольников составляет «овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, развитие ценностей здорового образа жизни» [36].
Вопрос укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни дошкольников раскрыты и отражены в исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
• аргументы связи физического и психического состояния человека отобразились в исследованиях: И. С. Бериташвили, Н. А. Берштейн, В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнер и другие;
• вопросы психологического здоровья дошкольников разрабатывались в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Т. А. Репиной, Я. З. Неверович, М. Ю. Стожаровой и другими;
• особенность взаимных связей физиологического и психического развития были осуществлены в трудах психологов: Л. С. Выготский, П. П. Блонской, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и других;
• проблему формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни рассматривали в своих исследованиях А. Л. Венгер, В. Д. Давыдов, В. А. Сластенин, Е. О. Смирнова, И. П. Подласый, А. В. Мудрик, А. А. Бодалев.
Данная проблема недостаточно разработана в практике дошкольного образовательного учреждения, что побуждает к определению темы настоящего исследования: «Организация деятельности дошкольной образовательной организации по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников».
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - деятельность дошкольной образовательной организации в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы достичь цели исследования, были определены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы формирования здорового образа жизни у старших дошкольников;
2. изучить педагогический потенциал ДОО по формированию здорового образа жизни старших дошкольников;
3. выявить уровень сформированности основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию основ здорового образа жизни старших дошкольников в ДОО.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
- эмпирические (анализ деятельности ДОО по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников; наблюдение, анкетирование, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБ ДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида» г. Краснотурьинска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Модернизация содержания образования, в том числе и дошкольного, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребенка дошкольного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в ФГОС ДО, а также на обеспечение и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми старшего дошкольного возраста, а с другой стороны - недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций к процессу формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение современного состояния модернизации образовательной системы, анализ психолого-педагогической литературы и практических форм работы по решению обозначенной проблемы показал недостаточную ее разработанность, что побудило нас к организации и проведению исследовательской работы по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является базисным в формирование фундамента как физического, так и психического здоровья. Важно на данном этапе заложить у детей фундамент первоначальных знаний и практического навыка здорового образа жизни.
В первой главе было рассмотрено теоретические основы в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Особенности в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующее:
- в старшем дошкольном возрасте происходит освоение начальных основ отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- именно в старшем дошкольном возрасте происходит формирование основ и усвоение основных объемов информации.
Нами также был изучен и проанализирован педагогический потенциал ДОО по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Мы определили условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе. Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет результативным, если в педагогическом процессе будут реализовывать следующие условия:
- разработка развивающей предметно-пространственной среды по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
- формирование основ ЗОЖ во время всего образовательно-воспитательного процесса (это и режимные моменты, занятия, досуги, спортивные праздники, игровая деятельность);
- организация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
В нашем дошкольном образовательном учреждении организуются оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия. В их состав входит: систематические закаливающие процедуры, подобранные для каждой возрастной группы и, опираясь на группу здоровья детей; контрастное закаливание ног; контрастные воздушные ванны; влажные обтирания; «Морской берег»; хождение босиком; полоскание горла и рта после еды; максимальное нахождение детей на свежем воздухе; оздоровительные комплексы.
В дальнейшем была проведена исследовательская работа по формированию основ у детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась на базе МБ ДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида» г. Краснотурьинска. Общее количество исследованных детей 20, из них 11 девочек и 9 мальчиков.
В своем исследовании для оценки уровня развития сформированности ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики И.М. Новиковой и С.В. Гурьева. В результате было установлено, что высокий уровень сформированное™ основ ЗОЖ выявлен у 8 (40%) дошкольников, средний уровень - у 7 (35%) дошкольников, низкий уровень выявлен у 5 (25%) дошкольников.
В дальнейшем нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами была создана предметно- пространственная среда, которая включила в себя: центр двигательной активности и центр здоровья. Они позволяют формировать физические качества, развивать двигательные умения и навыки, воспитывать потребность к физическим упражнениям.
В группе размещены и доработаны физкультурные уголки для большей заинтересованности и потребности в их использовании детьми. В группе стали более доступными «Центр здоровья», «Центр двигательной активности» где ребята приобретают знания валеологического характера.
Также была проведена работа по формированию основ ЗОЖ во время всего образовательно-воспитательного процесса. Нами были разработаны конспекты занятий и бесед, направленных на формирование у детей основ ЗОЖ. Материалы и игры к занятиям подбираются с учетом возрастных особенностей детей и систематически меняются, что способствует большей заинтересованности дошкольников.
Также главную роль играют родители, педагоги, их профессионализм в организации деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Рассматривая взаимодействие семьи и ДОО, так же были разработаны и проведены консультации и родительские собрания с привлечением инструктора по физической культуре, логопеда. Взаимодействуя с педагогами, были подобраны актуальные темы по формированию основ здорового образа жизни и вынесены на обсуждение за круглым столом и на семинарах. Систематически организуются выходы на природу с детьми и их родителями. Привлекаем детей, а также их родителей к участию, под руководством педагога, в городских и областных конкурсах и соревнованиях по здоровому образу жизни, таких как: «Лыжня России», «Футбольная весна», «День физкультурника», «Зарница», «Одна страна - одна команда!», а также организовали семьи воспитанников для участия во всероссийском конкурсе «В здоровом теле - здоровый дух!». Организуются совместные с родителями досуги и развлечения: «Семья - залог здоровья», «Мы здоровью скажем да!».
После проведенных исследований можно сделать вывод: полноценное формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в большей части определяется целенаправленной, систематической, воспитательно - образовательной работой и непосредственной образовательной деятельностью в дошкольной образовательной организации и в семье; созданием условий для реализации педагогического процесса; согласованностью и взаимодействием в комплексе ребенок - педагог - родители; педагогический состав дошкольного учреждения выступает в роли инициатора и координатора.
1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст] / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. - 2000. - № 2. - С. 21-28 .
2. Браун, Дж. Социокультурные ориентации сознания и отношение к индивидуальной ответственности за здоровье, автономности пациента и медицинскому патернализму [Текст] / Дж. Браун, Н. Л. Русинова// Качество населения Санкт-Петербурга / Отв. ред. Б. М. Фирсов. СПб. : 1996. С. 132—159.
3. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства[Текст]/ Л. Волошина//Дошкольное воспитание. - 2004. - N1. - С.114-117.
4. Гребенюк, О. С. Общая педагогика: Курс лекций [Текст] / О. С. Гребенюк Калинингр. ун-т. Калининград,1996 -107 с.
5. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] / В. А. Деркунская. - Санкт-Петербург: Радуга, 2005. - 96 с.
6. Запорожченко, В. Г. К понятию «здоровый образ жизни» [Текст] / В. Г.
Запорожченко // Международная научная конференция «Здоровый образ жизни» (Ленинград, 12-14 декабря 1990г.): Тезисы доклада. Новгород,1999.
7. Змановский, Ю. Ф. Авторская программа «Здоровый дошкольник» [Текст] / Ю. Ф. Змановский // Обруч. - 1996. -№ 3. - С. 4-5.
8. Зелинская, Д. Школа здоровья. [Текст] / Д. Зелинская. - М.: - 1995. - Т.2.
9. Изуткин, Д. А. Формирование здорового образа жизни. [Текст] - Советское здравоохранение, - 1984, - № 11. - С. 8-11.
10. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 170 с.
11. Калью, П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация [Текст] / П. И. Калью. - М.,1988. - 220 с.
12. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. А.
Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. : МарТ, 2005. - 448 с.
13. Колбанов, В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения Текст] / В. В. Колбанов. СПб. : ДЕАМ, 1998. - 231 с.
14. Коршунова, Н. 5 слагаемых здорового образа жизни [Текст] / Н. Коршунова. // Здоровье. - 2000. - № 2. - С 5-8.
15. Кравцов, А. С. Здоровье и методы его изучения [Текст] / А. С. Кравцов. Саратов: СГМУ, 2000. - 26 с.
16. Кудрявцев, В. Т. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4 -7 лет [Текст] / В. Т. Кудрявцева, Т. В. Нестерюк. Москва: Детство, 2011. - 167 с.
17. Крылов, Н. И. Здоровье - сберегающее пространство ДОУ [Текст]. Волгоград.Учитель, 2009. - 180 с.
18. Матрос, Л. Г. Социальные аспекты проблемы здоровья [Текст] / Л. Г. Матрос. Новосибирск: НГУ, 1992. - 116 с.
19. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребёнка [Текст] / М. Д. Маханева.
- М. 2000. - 256 с.
20. Маханева, М. Д. Работа ДОУ с семьёй по воспитанию здорового ребёнка. [Текст] / М. Д. Маханева. // Управление ДОУ. - 2005. - № 5 - С. 95-97.
21. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 96 с.
22. Овчинникова, Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] // Т. С. Овчинникова.
- 2006. - С. 29-46.
23. Организация здоровьетворящего образования в современной школе [Текст] / Т. Ф. Орехова. - «ФЛИНТА», 2016. - 355 с.
24. От рождения до школы [Текст] : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
25. Психология здоровья [Текст] : Учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : 2003. - 607 с.
26. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова. -М. : Карапуз, 2003. - 423 с.
27. СанПиН 2.4.1.2660-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к уст-ройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» [Текст] ; введены в действие с 20. 09. 2015 г.
28. Синцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / А. М. Синцова // Методист. - 2007. - № 2. - С. 65-67.
29. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : АПК и ПРО, 2002. - 121с.
30. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни [Текст] / И. В. Сорокина // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 823-825
31. Стожарова, М. Ю. Формирование психологического здоровья
дошкольников [Текст] / М. Ю. Стожарова. Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 208 с.
32. Сухарев, А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России [Текст] / А. Г. Сухарев // Школа здоровья. - 2000. - Т.
7.- N 2. - С. 29 - 34.
33. Терновская, С. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. А. Терновская, Л. А. Теплякова// Методист. - 2005. - N4. - С.61-65.
34. Ткаченко, Е. Гуманизация Российского образования [Текст] / Е. Ткаченко // Народное образование. - 1995. - № 6. - С. 4-8.
35. Торохова, Е. И. Валеология: Словарь [Текст] / Е. И. Торохова. - М. : Наука, 1999. - 248 с.
36. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт
дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва [Текст]
37. Фомина, Н. А. Формирование основ здорового образа жизни [Текст] / Н. А. Фомина // Управление ДОУ. - 2006. - № 4. - С. 128-131
38.Чумаков, Б. Н. Валеология [Текст] / Б. Н. Чумаков // Избранные лекции. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 407 с.
39. Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей [Текст] / М. Н. Щетинин. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 112 с.
40. Яковлева, Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3—7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 320 с.
41. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] / В. А. Якунин // учеб. пособие - 2-е изд. - СПб. : Изд-во В.А. Михайлова, 2000. - 349 с.
42. Ясвин, В. А. Общеобразовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. - М. : СМЫСЛ, 2001. - 365 с.