Организация деятельности дошкольной образовательной организации по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Здоровый образ жизни дошкольника, его составляющие 6
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни у старших
дошкольников в условиях ДОО 13
1.3 Деятельность ДОО по формированию основ здорового образа жизни 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Исследование уровня сформированности основ здорового образа
жизни у старших дошкольников 30
2.2 Организация исследовательской работы, направленной на
формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Здоровый образ жизни дошкольника, его составляющие 6
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни у старших
дошкольников в условиях ДОО 13
1.3 Деятельность ДОО по формированию основ здорового образа жизни 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Исследование уровня сформированности основ здорового образа
жизни у старших дошкольников 30
2.2 Организация исследовательской работы, направленной на
формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
Развивающаяся Россия в современном мире связана с усовершенствованием в области образования, важнейшей задачей которой касаются проблемы развития подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Преуспевающим в разных областях жизни может быть человек, который направлен на ведение здорового образа жизни.
Здоровье детей подвергается многочисленным неблагоприятным факторам: деградирование окружающей среды, низкие показатели уровня жизни в стране в целом, снижен уровень социальных гарантий для детей в сфере как духовного, так и физического развития. Данные условия характеризуют особенную актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Будущее нашей страны - это нынешнее поколение. В условиях государственной концепции здоровья детей огромное внимание акцентируют на укрепление здоровья детей, в первую очередь, это приобщение к здоровому образу жизни.
Здоровье детей, его приспосабливание к жизни в обществе большей частью зависит от окружающей среды. Для детей дошкольного возраста данной средой является, в первую очередь, дошкольное учреждение, там они проводят до 70% своего времени. В связи с этим здоровьесберегающие технологии приобрели приоритетный характер для современного воспитания и образования, при этом понимание здоровья - это не только отличное физическое состояние. Учитывают все факторы здоровья, такие как психические, нравственные, социальные, духовные.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (последующее - ФГОС дошкольного образования) одна из первых задач - охрана жизни и укрепление психического и физического здоровья дошкольников. По условиям с ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Физическое развитие» одним среди самых важных направлений организации жизнедеятельности дошкольников составляет «овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, развитие ценностей здорового образа жизни» [36].
Вопрос укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни дошкольников раскрыты и отражены в исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
• аргументы связи физического и психического состояния человека отобразились в исследованиях: И. С. Бериташвили, Н. А. Берштейн, В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнер и другие;
• вопросы психологического здоровья дошкольников разрабатывались в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Т. А. Репиной, Я. З. Неверович, М. Ю. Стожаровой и другими;
• особенность взаимных связей физиологического и психического развития были осуществлены в трудах психологов: Л. С. Выготский, П. П. Блонской, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и других;
• проблему формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни рассматривали в своих исследованиях А. Л. Венгер, В. Д. Давыдов, В. А. Сластенин, Е. О. Смирнова, И. П. Подласый, А. В. Мудрик, А. А. Бодалев.
Данная проблема недостаточно разработана в практике дошкольного образовательного учреждения, что побуждает к определению темы настоящего исследования: «Организация деятельности дошкольной образовательной организации по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников».
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - деятельность дошкольной образовательной организации в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы достичь цели исследования, были определены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы формирования здорового образа жизни у старших дошкольников;
2. изучить педагогический потенциал ДОО по формированию здорового образа жизни старших дошкольников;
3. выявить уровень сформированности основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию основ здорового образа жизни старших дошкольников в ДОО.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
- эмпирические (анализ деятельности ДОО по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников; наблюдение, анкетирование, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБ ДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида» г. Краснотурьинска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Здоровье детей подвергается многочисленным неблагоприятным факторам: деградирование окружающей среды, низкие показатели уровня жизни в стране в целом, снижен уровень социальных гарантий для детей в сфере как духовного, так и физического развития. Данные условия характеризуют особенную актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Будущее нашей страны - это нынешнее поколение. В условиях государственной концепции здоровья детей огромное внимание акцентируют на укрепление здоровья детей, в первую очередь, это приобщение к здоровому образу жизни.
Здоровье детей, его приспосабливание к жизни в обществе большей частью зависит от окружающей среды. Для детей дошкольного возраста данной средой является, в первую очередь, дошкольное учреждение, там они проводят до 70% своего времени. В связи с этим здоровьесберегающие технологии приобрели приоритетный характер для современного воспитания и образования, при этом понимание здоровья - это не только отличное физическое состояние. Учитывают все факторы здоровья, такие как психические, нравственные, социальные, духовные.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (последующее - ФГОС дошкольного образования) одна из первых задач - охрана жизни и укрепление психического и физического здоровья дошкольников. По условиям с ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Физическое развитие» одним среди самых важных направлений организации жизнедеятельности дошкольников составляет «овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, развитие ценностей здорового образа жизни» [36].
Вопрос укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни дошкольников раскрыты и отражены в исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
• аргументы связи физического и психического состояния человека отобразились в исследованиях: И. С. Бериташвили, Н. А. Берштейн, В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнер и другие;
• вопросы психологического здоровья дошкольников разрабатывались в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Т. А. Репиной, Я. З. Неверович, М. Ю. Стожаровой и другими;
• особенность взаимных связей физиологического и психического развития были осуществлены в трудах психологов: Л. С. Выготский, П. П. Блонской, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и других;
• проблему формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни рассматривали в своих исследованиях А. Л. Венгер, В. Д. Давыдов, В. А. Сластенин, Е. О. Смирнова, И. П. Подласый, А. В. Мудрик, А. А. Бодалев.
Данная проблема недостаточно разработана в практике дошкольного образовательного учреждения, что побуждает к определению темы настоящего исследования: «Организация деятельности дошкольной образовательной организации по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников».
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - деятельность дошкольной образовательной организации в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы достичь цели исследования, были определены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы формирования здорового образа жизни у старших дошкольников;
2. изучить педагогический потенциал ДОО по формированию здорового образа жизни старших дошкольников;
3. выявить уровень сформированности основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию основ здорового образа жизни старших дошкольников в ДОО.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
- эмпирические (анализ деятельности ДОО по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников; наблюдение, анкетирование, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБ ДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида» г. Краснотурьинска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Модернизация содержания образования, в том числе и дошкольного, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребенка дошкольного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в ФГОС ДО, а также на обеспечение и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми старшего дошкольного возраста, а с другой стороны - недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций к процессу формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение современного состояния модернизации образовательной системы, анализ психолого-педагогической литературы и практических форм работы по решению обозначенной проблемы показал недостаточную ее разработанность, что побудило нас к организации и проведению исследовательской работы по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является базисным в формирование фундамента как физического, так и психического здоровья. Важно на данном этапе заложить у детей фундамент первоначальных знаний и практического навыка здорового образа жизни.
В первой главе было рассмотрено теоретические основы в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Особенности в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующее:
- в старшем дошкольном возрасте происходит освоение начальных основ отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- именно в старшем дошкольном возрасте происходит формирование основ и усвоение основных объемов информации.
Нами также был изучен и проанализирован педагогический потенциал ДОО по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Мы определили условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе. Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет результативным, если в педагогическом процессе будут реализовывать следующие условия:
- разработка развивающей предметно-пространственной среды по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
- формирование основ ЗОЖ во время всего образовательно-воспитательного процесса (это и режимные моменты, занятия, досуги, спортивные праздники, игровая деятельность);
- организация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
В нашем дошкольном образовательном учреждении организуются оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия. В их состав входит: систематические закаливающие процедуры, подобранные для каждой возрастной группы и, опираясь на группу здоровья детей; контрастное закаливание ног; контрастные воздушные ванны; влажные обтирания; «Морской берег»; хождение босиком; полоскание горла и рта после еды; максимальное нахождение детей на свежем воздухе; оздоровительные комплексы.
В дальнейшем была проведена исследовательская работа по формированию основ у детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась на базе МБ ДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида» г. Краснотурьинска. Общее количество исследованных детей 20, из них 11 девочек и 9 мальчиков.
В своем исследовании для оценки уровня развития сформированности ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики И.М. Новиковой и С.В. Гурьева. В результате было установлено, что высокий уровень сформированное™ основ ЗОЖ выявлен у 8 (40%) дошкольников, средний уровень - у 7 (35%) дошкольников, низкий уровень выявлен у 5 (25%) дошкольников.
В дальнейшем нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами была создана предметно- пространственная среда, которая включила в себя: центр двигательной активности и центр здоровья. Они позволяют формировать физические качества, развивать двигательные умения и навыки, воспитывать потребность к физическим упражнениям.
В группе размещены и доработаны физкультурные уголки для большей заинтересованности и потребности в их использовании детьми. В группе стали более доступными «Центр здоровья», «Центр двигательной активности» где ребята приобретают знания валеологического характера.
Также была проведена работа по формированию основ ЗОЖ во время всего образовательно-воспитательного процесса. Нами были разработаны конспекты занятий и бесед, направленных на формирование у детей основ ЗОЖ. Материалы и игры к занятиям подбираются с учетом возрастных особенностей детей и систематически меняются, что способствует большей заинтересованности дошкольников.
Также главную роль играют родители, педагоги, их профессионализм в организации деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Рассматривая взаимодействие семьи и ДОО, так же были разработаны и проведены консультации и родительские собрания с привлечением инструктора по физической культуре, логопеда. Взаимодействуя с педагогами, были подобраны актуальные темы по формированию основ здорового образа жизни и вынесены на обсуждение за круглым столом и на семинарах. Систематически организуются выходы на природу с детьми и их родителями. Привлекаем детей, а также их родителей к участию, под руководством педагога, в городских и областных конкурсах и соревнованиях по здоровому образу жизни, таких как: «Лыжня России», «Футбольная весна», «День физкультурника», «Зарница», «Одна страна - одна команда!», а также организовали семьи воспитанников для участия во всероссийском конкурсе «В здоровом теле - здоровый дух!». Организуются совместные с родителями досуги и развлечения: «Семья - залог здоровья», «Мы здоровью скажем да!».
После проведенных исследований можно сделать вывод: полноценное формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в большей части определяется целенаправленной, систематической, воспитательно - образовательной работой и непосредственной образовательной деятельностью в дошкольной образовательной организации и в семье; созданием условий для реализации педагогического процесса; согласованностью и взаимодействием в комплексе ребенок - педагог - родители; педагогический состав дошкольного учреждения выступает в роли инициатора и координатора.
Изучение современного состояния модернизации образовательной системы, анализ психолого-педагогической литературы и практических форм работы по решению обозначенной проблемы показал недостаточную ее разработанность, что побудило нас к организации и проведению исследовательской работы по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является базисным в формирование фундамента как физического, так и психического здоровья. Важно на данном этапе заложить у детей фундамент первоначальных знаний и практического навыка здорового образа жизни.
В первой главе было рассмотрено теоретические основы в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Особенности в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующее:
- в старшем дошкольном возрасте происходит освоение начальных основ отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- именно в старшем дошкольном возрасте происходит формирование основ и усвоение основных объемов информации.
Нами также был изучен и проанализирован педагогический потенциал ДОО по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Мы определили условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе. Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет результативным, если в педагогическом процессе будут реализовывать следующие условия:
- разработка развивающей предметно-пространственной среды по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
- формирование основ ЗОЖ во время всего образовательно-воспитательного процесса (это и режимные моменты, занятия, досуги, спортивные праздники, игровая деятельность);
- организация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
В нашем дошкольном образовательном учреждении организуются оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия. В их состав входит: систематические закаливающие процедуры, подобранные для каждой возрастной группы и, опираясь на группу здоровья детей; контрастное закаливание ног; контрастные воздушные ванны; влажные обтирания; «Морской берег»; хождение босиком; полоскание горла и рта после еды; максимальное нахождение детей на свежем воздухе; оздоровительные комплексы.
В дальнейшем была проведена исследовательская работа по формированию основ у детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась на базе МБ ДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида» г. Краснотурьинска. Общее количество исследованных детей 20, из них 11 девочек и 9 мальчиков.
В своем исследовании для оценки уровня развития сформированности ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики И.М. Новиковой и С.В. Гурьева. В результате было установлено, что высокий уровень сформированное™ основ ЗОЖ выявлен у 8 (40%) дошкольников, средний уровень - у 7 (35%) дошкольников, низкий уровень выявлен у 5 (25%) дошкольников.
В дальнейшем нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами была создана предметно- пространственная среда, которая включила в себя: центр двигательной активности и центр здоровья. Они позволяют формировать физические качества, развивать двигательные умения и навыки, воспитывать потребность к физическим упражнениям.
В группе размещены и доработаны физкультурные уголки для большей заинтересованности и потребности в их использовании детьми. В группе стали более доступными «Центр здоровья», «Центр двигательной активности» где ребята приобретают знания валеологического характера.
Также была проведена работа по формированию основ ЗОЖ во время всего образовательно-воспитательного процесса. Нами были разработаны конспекты занятий и бесед, направленных на формирование у детей основ ЗОЖ. Материалы и игры к занятиям подбираются с учетом возрастных особенностей детей и систематически меняются, что способствует большей заинтересованности дошкольников.
Также главную роль играют родители, педагоги, их профессионализм в организации деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Рассматривая взаимодействие семьи и ДОО, так же были разработаны и проведены консультации и родительские собрания с привлечением инструктора по физической культуре, логопеда. Взаимодействуя с педагогами, были подобраны актуальные темы по формированию основ здорового образа жизни и вынесены на обсуждение за круглым столом и на семинарах. Систематически организуются выходы на природу с детьми и их родителями. Привлекаем детей, а также их родителей к участию, под руководством педагога, в городских и областных конкурсах и соревнованиях по здоровому образу жизни, таких как: «Лыжня России», «Футбольная весна», «День физкультурника», «Зарница», «Одна страна - одна команда!», а также организовали семьи воспитанников для участия во всероссийском конкурсе «В здоровом теле - здоровый дух!». Организуются совместные с родителями досуги и развлечения: «Семья - залог здоровья», «Мы здоровью скажем да!».
После проведенных исследований можно сделать вывод: полноценное формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в большей части определяется целенаправленной, систематической, воспитательно - образовательной работой и непосредственной образовательной деятельностью в дошкольной образовательной организации и в семье; созданием условий для реализации педагогического процесса; согласованностью и взаимодействием в комплексе ребенок - педагог - родители; педагогический состав дошкольного учреждения выступает в роли инициатора и координатора.
Подобные работы
- Пути формирования основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Повышение квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



