ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «межличностные отношения» с точки зрения различных
авторов 6
1.2. Особенности развития межличностных отношений у детей
младшего школьного возраста 21
1.3. Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений
у детей младшего школьного возраста 29
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1 Диагностика межличностных отношений детей младшего школьного возраста 41
2.2. Методика организации игрового тренинга в развитии межличностных отношений младших школьников47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
Актуальность исследования. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различные рода формальных и неформальных объединениях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Первые навыки общения ребенок приобретает в семье, затем расширяется круг общения и теперь, не только семья, но и сверстники, воспитатели играют важную роль в развитии общения. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Этот этап становления коммуникативных навыков общения выпадает на период младшего школьного возраста.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников межличностные отношения и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении психолого-педагогических средств и практической апробации возможности игрового тренинга как средства обеспечивающего высокий уровень развития межличностных отношений младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Игровой тренинг в развитии межличностных отношений младшего школьного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и возможности игрового тренинга, способствующего развитию межличностных отношений младшего школьника.
Объект исследования - процесс развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - игровой тренинг, способствующий развитию межличностных отношений младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики межличностных отношений младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику межличностных отношений младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий и рекомендации по развитию межличностных отношений младших школьников.
Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам:
— теоретическое методы, включающие изучение и анализ психолого-педагогических источников литературы по проблеме
исследования;
— эмпирические методы, включающие: наблюдение, опрос, социометрия Дж. Морено, тест.
Практическая база исследования: Муниципальное Автономное
Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 30» Асбестовского городского округа. В исследовании приняло участие 20 обучающихся 2 класса. Возраст испытуемых - 8-9 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 61 источника и 6 приложений.
В ходе исследования по теме «Игровой тренинг в развитии межличностных отношений младшего школьного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики межличностных отношений младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику межличностных отношений младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий и рекомендации по развитию межличностных отношений младших школьников.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие «межличностные отношения» с точки зрения различных авторов» дано определение «межличностные отношения» разных авторов - А.А. Реана, Я.Л. Коломинского и др. Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы выявили, что межличностные отношения рассматриваются, как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Основой межличностных отношений, по мнению многих авторов, является эмоциональная составляющая.
В структуру межличностных отношений входят:
- эмоциональное благополучие, а именно чувство эмоционального комфорта в целом, чувство защищенности и доверия к миру;
- самооценка каждого члена коллектива, оценку личности самого себя, своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отношений с другими людьми;
- школьная тревожность как специфический вид тревожности, проявляющиеся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на межличностные отношения ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы);
- сплоченность коллектива, характеризующаяся наличием общей цели, сотрудничеством, единство мнений, интересов, поведения.
В параграфе «Особенности и способы развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста» показаны, основные теоретические подходы к исследованию особенностей развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Мы установили, что в младшем школьном возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха - неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.
Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.
Именно в процессе межличностных отношений ребенок учится ставить себя на место другого человека, сопереживать ему. Через сравнение и сопоставление себя с другими членами объединения происходит формирование личности, становится возможным оценить собственные действия и поступки через осознание себя частью большого целого.
Создание условий в процессе межличностных отношений для проявления самостоятельности, инициативы, развития индивидуальности каждого ребенка обеспечивает раскрытие богатства нравственной сферы личности, формирование ее морально-волевых качеств и стабилизацию эмоционального фона, снижение тревожности в трудных ситуациях.
Также мы выявили средства развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Для развития межличностных отношений и коммуникативных навыков можно применять различные игровые тренинговые программы. Мы доказали, что наиболее подходящим именно для младших школьников является игровой тренинг. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Для диагностики уровня развития межличностных отношений младших школьников нами использовались следующие методики: методика
исследования межличностных отношений в группе социометрия, проективная методика для диагностики школьной тревожности
А.М. Прихожан, методика «Дерево» Л.П. Пономаренко.
По анализу показателя сплоченности детского коллектива, мы получили низкий уровень, так как в классе большее количество детей имели неблагоприятный статус. Из чего следует, что в данном классе низкий уровень взаимности. Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисления взаимных выборов свидетельствовали о разобщенности класса на отдельные группы по 2-3 человека.
По анализу критерия эмоционального благополучия, мы определили, что высокий уровень эмоционального благополучия в данном классе отсутствует. Обучающихся имеющих средний уровень 25%, 35% ребят показали низкий уровень эмоционального благополучия, а очень низкий уровень (от 0% до 10%) получили 45% от всех обучающихся класса.
По результатам диагностики «Дерево» мы выявили, что 55% обучающихся имеют завышенную самооценку, 20% сделали выбор, который свидетельствует об устойчивой адекватной самооценке, а 25% обучающихся имеют низкую самооценку.
Можно предположить, что наиболее комфортно в данном классе, чувствуют себя дети со средним (адекватным) уровнем самооценки (20%), дети с низким уровнем (по выборам) ощущают общую слабость, застенчивость, в некоторых случаях отстраненность и уход в себя (25%). А дети с завышенной самооценкой (55%) не всегда получают ожидаемое отношение, и, как следствие, так же чувствуют себя не комфортно в данном классе.
Проверив эти выводы с помощью методики школьной тревожности, мы получили подтверждение.
После проведения диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан было установлено, что дети, имеющие низкий и очень низкий уровень эмоционального благополучия и завышенную или наоборот низкую самооценку проявляют высокий уровень школьной тревожности. А, имеющие средний уровень эмоционального благополучия- средний и низкий уровень школьной тревожности.
Сопоставив результаты всех проведенных диагностик, мы можем разделить обучающихся на две подгруппы. В первую подгруппу вошли дети с низким и очень низким уровнем эмоционального благополучия, имеющие низкий или высокий уровень самооценки и высокий или средний уровень школьной тревожности, данных детей мы отнесли к группе с низким уровнем развития межличностных отношений. Обучающимся в данной подгруппе сложно контактировать со сверстниками, они часто вступают в конфликты, плохо осознают собственные эмоциональные состояние и также им сложно дифференцировать эмоции окружающих людей.
Вторая подгруппа, это дети со средним уровнем эмоционального благополучия, средним (редко высоким) уровнем самооценки и низким уровнем школьной тревожности. Этих обучающихся мы отнесли к группе со средним уровнем развития межличностных отношений. Им проще устанавливать контакт с окружающими, они реже вступают в конфликты со сверстниками, но дружеские отношения поддерживают с одним-двумя одноклассниками и практически не общаются с остальными детьми в классе. Высокий уровень развития межличностных отношений в данном классе отсутствует
В практической части нашей работы были подобраны игры, задания, упражнения на развитие межличностных отношений у младших школьников, а также разработан цикл занятий на основе «Уроков общения» Л.Н. Блиновой. А для более эффективной работы по развитию межличностных отношений в данном классе помимо тренинга были разработаны рекомендации для педагогов
Таким образом, мы предполагаем, что данный тренинг и выполнение разработанных рекомендаций будет способствовать улучшению эмоционального благополучия, стабилизации самооценки и снижению тревожности и как следствие повышению сплоченности детского коллектива и развитию межличностных отношений.
Дети научатся в процессе взаимодействия помогать друг другу, брать на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобретут опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Также игровой тренинг будет способствовать созданию близких отношений между участниками группы. Дети познакомятся с различными эмоциональными состояниями, научатся их выражать приемлемым для себя и окружающих образом. В ходе занятий у детей сформируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они научатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.
По предполагаемым перспективам можно говорить о том, что игровой тренинг обеспечит относительно высокие и устойчивые результаты в развитии межличностных отношений младших школьников.
1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Акад. проект, 2000. - 375 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование е [Текст] / А. Анастази, С. Урбина ; пер. с англ. А. А. Алексеева. - СПб. : Питер, 2002. - 688 с.
3. Антонова, О. П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков» [Электронный ресурс] / О. П. Антонова // Молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 1-11. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?- id=21477871 (дата обращения: 11.12.2017).
4. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : кн. для учителей, родителей и студентов высш. и сред. учреждений образования / А. С. Белкин ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 161 с.
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] : в 2 т. / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 с.
6. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер, 1999. - 357 с.
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для пед.
ин-тов / В. В. Давыдов [ и др.] ; под ред. А. В. Петровского. - М. :
Просвещение, 1979. - 288 с.
8. Волков, Б. С. Возрастная педагогика [Текст] / Б. С. Волков, - М. :
ЭКМОС, 2004. - 218 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выгот-ский. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4 : Детская психология. - 432 с.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 508 с.
11. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2010. - 272 с.
12. . Детские народные подвижные игры [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 223 с.
13. . Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2004. - 464 с.
14. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка младшего школьного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. - М. : Просвещение, 1978. - 317 с.
15. Кеннон, У. Б. Психология творчества и мудрость тела [Текст] / У. Б. Кеннон. - М. : АСТ : Астрель, 2002. - 156 с.
...