Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровой тренинг в развитии межличностных отношений детей младшего школьного возраста

Работа №97008

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «межличностные отношения» с точки зрения различных
авторов 6
1.2. Особенности развития межличностных отношений у детей
младшего школьного возраста 21
1.3. Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений
у детей младшего школьного возраста 29
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1 Диагностика межличностных отношений детей младшего школьного возраста 41
2.2. Методика организации игрового тренинга в развитии межличностных отношений младших школьников47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94


Актуальность исследования. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различные рода формальных и неформальных объединениях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Первые навыки общения ребенок приобретает в семье, затем расширяется круг общения и теперь, не только семья, но и сверстники, воспитатели играют важную роль в развитии общения. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Этот этап становления коммуникативных навыков общения выпадает на период младшего школьного возраста.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников межличностные отношения и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении психолого-педагогических средств и практической апробации возможности игрового тренинга как средства обеспечивающего высокий уровень развития межличностных отношений младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Игровой тренинг в развитии межличностных отношений младшего школьного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и возможности игрового тренинга, способствующего развитию межличностных отношений младшего школьника.
Объект исследования - процесс развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - игровой тренинг, способствующий развитию межличностных отношений младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики межличностных отношений младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику межличностных отношений младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий и рекомендации по развитию межличностных отношений младших школьников.
Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам:
— теоретическое методы, включающие изучение и анализ психолого-педагогических источников литературы по проблеме
исследования;
— эмпирические методы, включающие: наблюдение, опрос, социометрия Дж. Морено, тест.
Практическая база исследования: Муниципальное Автономное
Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 30» Асбестовского городского округа. В исследовании приняло участие 20 обучающихся 2 класса. Возраст испытуемых - 8-9 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 61 источника и 6 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Игровой тренинг в развитии межличностных отношений младшего школьного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики межличностных отношений младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику межличностных отношений младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий и рекомендации по развитию межличностных отношений младших школьников.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие «межличностные отношения» с точки зрения различных авторов» дано определение «межличностные отношения» разных авторов - А.А. Реана, Я.Л. Коломинского и др. Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы выявили, что межличностные отношения рассматриваются, как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Основой межличностных отношений, по мнению многих авторов, является эмоциональная составляющая.
В структуру межличностных отношений входят:
- эмоциональное благополучие, а именно чувство эмоционального комфорта в целом, чувство защищенности и доверия к миру;
- самооценка каждого члена коллектива, оценку личности самого себя, своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отношений с другими людьми;
- школьная тревожность как специфический вид тревожности, проявляющиеся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на межличностные отношения ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы);
- сплоченность коллектива, характеризующаяся наличием общей цели, сотрудничеством, единство мнений, интересов, поведения.
В параграфе «Особенности и способы развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста» показаны, основные теоретические подходы к исследованию особенностей развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Мы установили, что в младшем школьном возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха - неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.
Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.
Именно в процессе межличностных отношений ребенок учится ставить себя на место другого человека, сопереживать ему. Через сравнение и сопоставление себя с другими членами объединения происходит формирование личности, становится возможным оценить собственные действия и поступки через осознание себя частью большого целого.
Создание условий в процессе межличностных отношений для проявления самостоятельности, инициативы, развития индивидуальности каждого ребенка обеспечивает раскрытие богатства нравственной сферы личности, формирование ее морально-волевых качеств и стабилизацию эмоционального фона, снижение тревожности в трудных ситуациях.
Также мы выявили средства развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Для развития межличностных отношений и коммуникативных навыков можно применять различные игровые тренинговые программы. Мы доказали, что наиболее подходящим именно для младших школьников является игровой тренинг. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Для диагностики уровня развития межличностных отношений младших школьников нами использовались следующие методики: методика
исследования межличностных отношений в группе социометрия, проективная методика для диагностики школьной тревожности
А.М. Прихожан, методика «Дерево» Л.П. Пономаренко.
По анализу показателя сплоченности детского коллектива, мы получили низкий уровень, так как в классе большее количество детей имели неблагоприятный статус. Из чего следует, что в данном классе низкий уровень взаимности. Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисления взаимных выборов свидетельствовали о разобщенности класса на отдельные группы по 2-3 человека.
По анализу критерия эмоционального благополучия, мы определили, что высокий уровень эмоционального благополучия в данном классе отсутствует. Обучающихся имеющих средний уровень 25%, 35% ребят показали низкий уровень эмоционального благополучия, а очень низкий уровень (от 0% до 10%) получили 45% от всех обучающихся класса.
По результатам диагностики «Дерево» мы выявили, что 55% обучающихся имеют завышенную самооценку, 20% сделали выбор, который свидетельствует об устойчивой адекватной самооценке, а 25% обучающихся имеют низкую самооценку.
Можно предположить, что наиболее комфортно в данном классе, чувствуют себя дети со средним (адекватным) уровнем самооценки (20%), дети с низким уровнем (по выборам) ощущают общую слабость, застенчивость, в некоторых случаях отстраненность и уход в себя (25%). А дети с завышенной самооценкой (55%) не всегда получают ожидаемое отношение, и, как следствие, так же чувствуют себя не комфортно в данном классе.
Проверив эти выводы с помощью методики школьной тревожности, мы получили подтверждение.
После проведения диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан было установлено, что дети, имеющие низкий и очень низкий уровень эмоционального благополучия и завышенную или наоборот низкую самооценку проявляют высокий уровень школьной тревожности. А, имеющие средний уровень эмоционального благополучия- средний и низкий уровень школьной тревожности.
Сопоставив результаты всех проведенных диагностик, мы можем разделить обучающихся на две подгруппы. В первую подгруппу вошли дети с низким и очень низким уровнем эмоционального благополучия, имеющие низкий или высокий уровень самооценки и высокий или средний уровень школьной тревожности, данных детей мы отнесли к группе с низким уровнем развития межличностных отношений. Обучающимся в данной подгруппе сложно контактировать со сверстниками, они часто вступают в конфликты, плохо осознают собственные эмоциональные состояние и также им сложно дифференцировать эмоции окружающих людей.
Вторая подгруппа, это дети со средним уровнем эмоционального благополучия, средним (редко высоким) уровнем самооценки и низким уровнем школьной тревожности. Этих обучающихся мы отнесли к группе со средним уровнем развития межличностных отношений. Им проще устанавливать контакт с окружающими, они реже вступают в конфликты со сверстниками, но дружеские отношения поддерживают с одним-двумя одноклассниками и практически не общаются с остальными детьми в классе. Высокий уровень развития межличностных отношений в данном классе отсутствует
В практической части нашей работы были подобраны игры, задания, упражнения на развитие межличностных отношений у младших школьников, а также разработан цикл занятий на основе «Уроков общения» Л.Н. Блиновой. А для более эффективной работы по развитию межличностных отношений в данном классе помимо тренинга были разработаны рекомендации для педагогов
Таким образом, мы предполагаем, что данный тренинг и выполнение разработанных рекомендаций будет способствовать улучшению эмоционального благополучия, стабилизации самооценки и снижению тревожности и как следствие повышению сплоченности детского коллектива и развитию межличностных отношений.
Дети научатся в процессе взаимодействия помогать друг другу, брать на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобретут опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Также игровой тренинг будет способствовать созданию близких отношений между участниками группы. Дети познакомятся с различными эмоциональными состояниями, научатся их выражать приемлемым для себя и окружающих образом. В ходе занятий у детей сформируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они научатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.
По предполагаемым перспективам можно говорить о том, что игровой тренинг обеспечит относительно высокие и устойчивые результаты в развитии межличностных отношений младших школьников.


1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Акад. проект, 2000. - 375 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование е [Текст] / А. Анастази, С. Урбина ; пер. с англ. А. А. Алексеева. - СПб. : Питер, 2002. - 688 с.
3. Антонова, О. П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков» [Электронный ресурс] / О. П. Антонова // Молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 1-11. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?- id=21477871 (дата обращения: 11.12.2017).
4. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : кн. для учителей, родителей и студентов высш. и сред. учреждений образования / А. С. Белкин ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 161 с.
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] : в 2 т. / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 с.
6. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер, 1999. - 357 с.
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для пед.
ин-тов / В. В. Давыдов [ и др.] ; под ред. А. В. Петровского. - М. :
Просвещение, 1979. - 288 с.
8. Волков, Б. С. Возрастная педагогика [Текст] / Б. С. Волков, - М. :
ЭКМОС, 2004. - 218 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выгот-ский. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4 : Детская психология. - 432 с.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 508 с.
11. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2010. - 272 с.
12. . Детские народные подвижные игры [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 223 с.
13. . Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2004. - 464 с.
14. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка младшего школьного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. - М. : Просвещение, 1978. - 317 с.
15. Кеннон, У. Б. Психология творчества и мудрость тела [Текст] / У. Б. Кеннон. - М. : АСТ : Астрель, 2002. - 156 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ