Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерный подход в развитии креативности детей младшего школьного возраста

Работа №97005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие креативности с точки зрения различных авторов 6
1.2. Гендерные особенности развития креативности
детей младшего школьного возраста 11
1.3. Гендерный подход: особенности организации в развитии
креативности детей младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Диагностика креативности младших школьников 26
2.2. Описание хода работы по реализации гендерного подхода,
способствующего развитию креативности младших школьников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79


Актуальность данного исследования для теории и практики работы начальной школы в периоды кризиса и реорганизации образовательных систем заключается, во-первых, в потребности креативных людей, которые умеют находить нестандартные пути решения сложных задач и проблем, во- вторых, в том, что необходимо создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников для развития креативности, формирование личностных черт и определенной мотивации, предшествующих творческим проявлениям.
Проблема творческого развития очень актуальна в современном мире, когда человечество всё больше погружается в мир стремительно развивающихся технологий, но при этом абсолютно не уделяется внимание развитию творчества. Искусство высоко ценилось во все времена. При создании нового, творчески развитые мужчины и женщины создают и часть культуры страны, в которой они и живут, и работают, от этих людей часто зависит, на каком уровне культурного развития находится государство. Из чего можно сделать вывод, что креативные, творчески развитые люди - это двигатель прогресса, так как креативность и творчество - это созидание нового и необычного. Прививать креативность личности нужно начинать с раннего детства, пока у ребёнка больше свободного времени и сильнее развиты воображение и фантазия.
Благоприятные предпосылки для преобразования собственного опыта креативной деятельности и присвоения креативных образов как одного из важных источников саморазвития и личностного роста формируются уже в младшем школьном возрасте. Большинство исследователей выделяют, что младший школьный возраст является самым сензитивным для развития креативности, потому что именно в данный период начинает происходить становление новообразований, от которых во многом зависит творческий успех или неуспех взрослого человека.
Одним из эффективных условий развития креативности является ситуация успеха. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, которые используются в учебной и внеучебной деятельности, должны вызывать заинтересованность у ребёнка к постижению окружающего мира, а образовательное учреждение должно стать школой радости: радости творчества, радости общения, радости познания всего, что его окружает. Всё это определяет важнейший смысл деятельности учителя: создание для каждого ученика ситуации успеха [44].
Можем сделать вывод, что обучающийся только тогда тянется к знаниям, когда чувствует потребность в учении, когда ребёнком движут здоровые мотивы и интерес, которые подкрепляются успехом.
Таким образом, существуют противоречия:
• между необходимостью создания условий для успешного развития креативности младших школьников и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
• между необходимостью развивать у младших школьников креативность и недостаточно разработанным методическим обеспечением, позволяющим целенаправленно осуществлять данный процесс;
Исходя из перечисленных противоречий, анализа психолого-педагогической и философской литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении педагогических и психологических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативности детей младшего школьного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Гендерный подход в развитии креативности детей младшего школьного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении и теоретическом обосновании гендерного подхода, как способов развития креативности младшего школьника.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - гендерный подход, способствующий развитию креативности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему креативности в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики креативности младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику креативности младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе гендерного подхода для развития креативности детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия №47 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 21 обучающийся 3 «Е» класса, в возрасте 10 - 11 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников и 4 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Гендерный подход в развитии креативности детей младшего школьного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему креативности в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики креативности младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику креативности младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе гендерного подхода для развития креативности детей младшего школьного возраста.
Для решения первой задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе 1.1. дано понятие «креативность» разных авторов - Дж. Гилфорда, Г. Адлера, Е.П. Ильина, Д.Б. Богоявленской и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что в науке наблюдается стабильная тенденция к расширению понятия креативности и однозначно сказать, что такое креативность нельзя. Но на основе полученных данных можно констатировать следующее: креативность-это особенность личности, ее склонность к творчеству, осознанию своего опыта, которая может проявляться как в творческих достижениях, так и в особенности процесса восприятия окружающей нас действительности. Основными компонентами креативности являются: беглость, гибкость, оригинальность, любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.
В параграфе 1.2. рассмотрены гендерные особенности развития креативности младших школьников. Изучив этот вопрос, можно прийти к выводу, что проблема, связанная с изучением гендерных различий в креативности детей младшего школьного возраста, достаточно динамично развивается в современной России. Гендерные различия далеко не так велики, как нам внушают распространенные стереотипы. Вместе с тем есть доказательства существования различных норм для мальчиков и девочек младшего школьного возраста, которые стимулируют развитие различных способностей.
В параграфе 1.3. рассмотрены особенности организации в развитии креативности при гендерном подходе. Проанализировав литературу по данному вопросу, можно сделать следующий вывод, что гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Изучение гендерных особенностей детей младшего школьного возраста и развитие креативности имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение для таких сфер как семья, различные воспитательные институты.
Для диагностики уровня развития креативности младших школьников были использованы следующие методики: «Диагностика Е.Е. Туник» и «Тест Гилфорда на изучение творческого мышления» (модифицированный).
Проведенное диагностическое исследование уровня развития креативности детей младшего школьного возраста по двум методикам показало, что у 5 мальчиков (56%) - высокий уровень развития креативности, у 4 мальчиков (44%) - средний уровень развития креативности. У 2 девочек (33%) выявлен высокий уровень развития креативности, у 7 девочек (67%) - средний уровень развития креативности. Низкий уровень развития креативности ни у мальчиков, ни у девочек не выявлен.
В практической части проектировочной работы был разработан комплекс игр, заданий и упражнений на развитие креативности детей младшего школьного возраста на основе гендерного подхода.
Описаны основные условия реализации гендерного подхода в ходе развивающих занятий, которые должны реализовываться во внеурочной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель данного исследования достигнута. Задачи были полностью реализованы.



1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : учеб. пособие / В. А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
2. Алдер, Г. CQ или мускулы творческого интеллекта [Текст] / Г. Алдер ; пер. с англ. С. Потапенко. - М. : Гранд, 2004. - 487с.
3. Алиева, К. Р. Психология формирования творческого потенциала личности [Текст] / К. Р. Алиева. - СПб. : Питер, 2009. - 145 с.
4. Асмолов, А. Т. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 414 с.
5. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. - СПб. : Речь, 2006. - 256 с.
6. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Т. В. Бендас. - СПб. : Питер, 2008. - 431 с.
7. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. - СПб. ; прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. - 318 с.
8. Библер, B. C. Мышление как творчество [Текст] / B. C. Библер. - М. : Политиздат, 1975. - 399 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1983. - 191с.
10. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов / И. С. Бухарова : Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2002. - 106 с.
11. Введение в гендерные исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под ред. И. В. Костиковой. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
12. Венгер, Л. А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / Л. А. Венгер, Г. А. Цукерман. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 159 с.
13. Выготский, JI .C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 93 с.
14. Галкина, Г. В. Диагностика и развитие креативности [Текст] / Т. В. Галки-на, Л. Г. Алексеева // Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. - М., 1991. - С. 170-178.
15. Гилфорд, Д. Структура интеллекта [Электронный ресурс] / Д.
Гилфорд. - URL : http://docpsy.ru/lektsii/psikhodiagnostika/1407-struktura-
intellekta.html (дата обращения: 11.02.2018).
16. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта [Текст] / Д. Гилфорд // Психология мышления : сборник : пер. с нем. и англ. / под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1965. - С. 433-456.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ