ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 7
1.1. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста
произведений детской литературы 7
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Лингвистические основы совершенствования умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 15
1.4. Содержание работы по совершенствованию умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 20
1.5. Анализ программного содержания в аспекте проблемы
совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 31
2.1. Диагностика сформированности умений монологической речи дети
старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс упражнений по совершенствованию умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [30]. Анализ общепедагогических программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста показал, что в них основательно рассматривается проблема совершенствования умений монологической речи.
К старшему дошкольному возрасту происходит усложнение речевых умений - это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Монологическая речь - это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания). Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь «монолог как целое». Монологическая речь, в отличие от речи диалогической, предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств и использование сложных синтаксических конструкций.
Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста и факторы её развития изучались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной.
А.М. Леушиной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской и др. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи дошкольников плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Н.А. Орлановой и др. Авторами определены цели и задачи развития монологической речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов [20].
Одним из результативных видов работы над монологической речью детей старшего дошкольного возраста является знакомство с художественной литературой. Художественная литература играет важную роль в воспитании детей, помогает ребенку познать суть жизни, формировать его отношение к окружающей действительности, воспитывать духовно и нравственно. Сегодня проблема ознакомления с художественной литературой является актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство речевого развития ребенка
Цель - теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Объектом исследования является процесс совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Предметом исследования выступает комплекс упражнений по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Задачи исследования:
1. провести научный анализ состояния теории и практики обучения старших дошкольников монологической речи в процессе знакомства с художественной литературой;
2. определить критерии, показатели и уровни овладения дошкольниками монологической речью; выявить исходный уровень сформированности;
3. проанализировать образовательные программы дошкольных организаций в аспекте развития монологической речи у детей дошкольного возраста;
4. провести диагностику умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и описать ее результаты ;
5. разработать и использовать на практике комплекс занятий, направленных на совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Методологическая и теоретическая основа исследования: теории развития монологической речи М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин,
A. М. Бородич; концепции речевого развития дошкольников разработанные
Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой; исследования в области проблемы развития монологической речи старших дошкольников: Г.А. Кудрина,
Л.В. Ворошнина, Е.А. Шадрина, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова и др.; теории об особенностях психического развития старших дошкольников Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.; положения о педагогической технологии: Г.К. Селевко, В.А. Монахов, B.А. Сластёнин, М.В. Кларин, К.Ю. Белая.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы в аспекте изучаемой проблемы; эмпирические: педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы помог нам определить актуальные аспекты и проблемы современного обучения детей речи, требующих исследования и решения. Так нами исследовано и установлено, что у детей дошкольного возраста постепенно формируется ориентация на слушателя, и свою речь они учатся направлять таким образом, чтобы она была ему понятна. А это возможно только в условиях целенаправленного учебного процесса и педагогического руководства. Это является основой для овладения детьми под конец дошкольного возрастного периода умениями монологической речи.
Художественная литература - неисчерпаемый источник мудрости, знаний, духовности, красоты художественного слова для развития ребенка дошкольного возраста. Художественная литература и детская книга являются мощными средствами формирования фонематического слуха и правильного звукопроизношения, обогащения словаря ребенка, развития монологической речи.
В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание). Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит ребенку седьмого года жизни успешно обучаться в школе.
В практической части работы мы представили систему работы по совершенствованию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с учетом ознакомления с художественной литературой. Подготовленный комплекс занятий готовит дошкольников к созданию целостных логических рассказов, способствует развитию монологической речи.
На основе анализа теоретической литературы по вопросу формирования монологической речи нами были сформулированы следующие умения монологической речи: выделять основные структурные части текста и располагать их в правильной последовательности (начало-середина-конец), дополнять выражение содержанием или же дополнять постороннее высказывание, пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами, в том числе выразительными языковыми средствами. Если данные умения сформированы у детей старшего дошкольного возраста, то монологическую речь в целом можно считать сформированной.
Был проведен анализ нескольких образовательных программ, разрешенных к реализации на территории Российской Федерации, в аспекте формирования монологической речи у дошкольников. Содержание программ по развитию монологической речи у детей схоже. Речь является неотъемлемой частью человеческого общения и используется, следовательно, развивается в ходе всех видов детской деятельности, но более целенаправленно это в ходе коммуникативной деятельности и восприятия художественной литературы. Все, рассмотренные нами программы используют для развития монологической речи детей одинаковые типы монологов: описание, повествование и рассуждение, отличаются лишь некоторые методические приемы и подвиды монологических текстов. В методических рекомендациях В.В. Гербовой по программе «От рождения до школы» одним из главных направлений работы является формирование монологической речи воспитанников. Она осуществляется в форме занятий, на которых дети составляют рассказы из личного опыта, рассказы по сюжетным картинам, рассказы об иллюстрациях в книгах, рассказы по собственным рисункам, пересказы художественных текстов, творческие рассказы. В ходе исследования была проведена диагностика умений монологической речи воспитанников старшего дошкольного возраста и сделан вывод о том, что монологическая речь сформирована на среднем уровне, и есть необходимость развития всех умений, по которым проводилась нами диагностика.
Исходя из особенностей монологической речи старших дошкольников, содержания работы по формированию монологической речи, анализа образовательных программ и диагностики монологической речи воспитанников старшей группы нами был составлен комплекс занятий, направленный на формирование монологической речи.
В комплекс включены занятия, на которых дети учатся пересказывать художественные тексты, рассказывать об иллюстрациях из книг, а также составляют рассказы по книгам. Систематическое проведение занятий, на которых проводится работа по формированию умений монологической речи способствует формированию монологической речи в целом.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия»,
2010. 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО Веселого дня дошкольника / А.Г. Арушанова, С.С. Коренблит, Е.С. Рычагова. М.: ФЛИНТА, 2015. 320 с.
3. Белошистая А.В. Развиваем связную речь (для работы со старшими дошкольниками) // Дошкольное воспитание. 2009. №7. С. 20-25.
4. Богданович Л.Б. Развитие связной речи детей дошкольного возраста // Лекции по методикам дошкольного образования / Л.Б. Богданович, под ред. Н.С. Старжинской. Мн.: БГПУ, 2004. С. 30-36.
5. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию
// Дошкольное воспитание. 1991. №2. С. 2-11.
6. Гасилова С.В. Как решалась проблема (об обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию по картине) // Пралеска . 2009. №2. С. 18-21.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 480 с.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1984. 175 с.
9. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы и конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 164 с.
10. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, под ред. О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464с.
11. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. 2005. № 4. С.18-28.
12. Ершова Е.Ю. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников / Е.Ю. Ершова, О.А. Малкина. М.: Астрель, 2011. 64 с.
13. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
14. Лаврентьева А.М., Ушакова О.С. Формирование семантической стороны речи // Дошкольное воспитание, 2006. №8. С. 3-9.
15. Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб.: Детство-ПРЕСС,
2004. 244 с.
16. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. комплекс для студентов пед. фак. спец. Практическая психология дневной и заочной форм обучения / авт. Н.А. Королёва. Барановичи: РИО БарГУ, 2008. 116 с.
...