Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой

Работа №97003

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 7
1.1. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста
произведений детской литературы 7
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Лингвистические основы совершенствования умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 15
1.4. Содержание работы по совершенствованию умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 20
1.5. Анализ программного содержания в аспекте проблемы
совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 31
2.1. Диагностика сформированности умений монологической речи дети
старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс упражнений по совершенствованию умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [30]. Анализ общепедагогических программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста показал, что в них основательно рассматривается проблема совершенствования умений монологической речи.
К старшему дошкольному возрасту происходит усложнение речевых умений - это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Монологическая речь - это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания). Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь «монолог как целое». Монологическая речь, в отличие от речи диалогической, предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств и использование сложных синтаксических конструкций.
Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста и факторы её развития изучались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной.
А.М. Леушиной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской и др. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи дошкольников плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Н.А. Орлановой и др. Авторами определены цели и задачи развития монологической речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов [20].
Одним из результативных видов работы над монологической речью детей старшего дошкольного возраста является знакомство с художественной литературой. Художественная литература играет важную роль в воспитании детей, помогает ребенку познать суть жизни, формировать его отношение к окружающей действительности, воспитывать духовно и нравственно. Сегодня проблема ознакомления с художественной литературой является актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство речевого развития ребенка
Цель - теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Объектом исследования является процесс совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Предметом исследования выступает комплекс упражнений по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Задачи исследования:
1. провести научный анализ состояния теории и практики обучения старших дошкольников монологической речи в процессе знакомства с художественной литературой;
2. определить критерии, показатели и уровни овладения дошкольниками монологической речью; выявить исходный уровень сформированности;
3. проанализировать образовательные программы дошкольных организаций в аспекте развития монологической речи у детей дошкольного возраста;
4. провести диагностику умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и описать ее результаты ;
5. разработать и использовать на практике комплекс занятий, направленных на совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Методологическая и теоретическая основа исследования: теории развития монологической речи М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин,
A. М. Бородич; концепции речевого развития дошкольников разработанные
Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой; исследования в области проблемы развития монологической речи старших дошкольников: Г.А. Кудрина,
Л.В. Ворошнина, Е.А. Шадрина, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова и др.; теории об особенностях психического развития старших дошкольников Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.; положения о педагогической технологии: Г.К. Селевко, В.А. Монахов, B.А. Сластёнин, М.В. Кларин, К.Ю. Белая.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы в аспекте изучаемой проблемы; эмпирические: педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ результатов диагностики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы помог нам определить актуальные аспекты и проблемы современного обучения детей речи, требующих исследования и решения. Так нами исследовано и установлено, что у детей дошкольного возраста постепенно формируется ориентация на слушателя, и свою речь они учатся направлять таким образом, чтобы она была ему понятна. А это возможно только в условиях целенаправленного учебного процесса и педагогического руководства. Это является основой для овладения детьми под конец дошкольного возрастного периода умениями монологической речи.
Художественная литература - неисчерпаемый источник мудрости, знаний, духовности, красоты художественного слова для развития ребенка дошкольного возраста. Художественная литература и детская книга являются мощными средствами формирования фонематического слуха и правильного звукопроизношения, обогащения словаря ребенка, развития монологической речи.
В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание). Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит ребенку седьмого года жизни успешно обучаться в школе.
В практической части работы мы представили систему работы по совершенствованию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с учетом ознакомления с художественной литературой. Подготовленный комплекс занятий готовит дошкольников к созданию целостных логических рассказов, способствует развитию монологической речи.
На основе анализа теоретической литературы по вопросу формирования монологической речи нами были сформулированы следующие умения монологической речи: выделять основные структурные части текста и располагать их в правильной последовательности (начало-середина-конец), дополнять выражение содержанием или же дополнять постороннее высказывание, пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами, в том числе выразительными языковыми средствами. Если данные умения сформированы у детей старшего дошкольного возраста, то монологическую речь в целом можно считать сформированной.
Был проведен анализ нескольких образовательных программ, разрешенных к реализации на территории Российской Федерации, в аспекте формирования монологической речи у дошкольников. Содержание программ по развитию монологической речи у детей схоже. Речь является неотъемлемой частью человеческого общения и используется, следовательно, развивается в ходе всех видов детской деятельности, но более целенаправленно это в ходе коммуникативной деятельности и восприятия художественной литературы. Все, рассмотренные нами программы используют для развития монологической речи детей одинаковые типы монологов: описание, повествование и рассуждение, отличаются лишь некоторые методические приемы и подвиды монологических текстов. В методических рекомендациях В.В. Гербовой по программе «От рождения до школы» одним из главных направлений работы является формирование монологической речи воспитанников. Она осуществляется в форме занятий, на которых дети составляют рассказы из личного опыта, рассказы по сюжетным картинам, рассказы об иллюстрациях в книгах, рассказы по собственным рисункам, пересказы художественных текстов, творческие рассказы. В ходе исследования была проведена диагностика умений монологической речи воспитанников старшего дошкольного возраста и сделан вывод о том, что монологическая речь сформирована на среднем уровне, и есть необходимость развития всех умений, по которым проводилась нами диагностика.
Исходя из особенностей монологической речи старших дошкольников, содержания работы по формированию монологической речи, анализа образовательных программ и диагностики монологической речи воспитанников старшей группы нами был составлен комплекс занятий, направленный на формирование монологической речи.
В комплекс включены занятия, на которых дети учатся пересказывать художественные тексты, рассказывать об иллюстрациях из книг, а также составляют рассказы по книгам. Систематическое проведение занятий, на которых проводится работа по формированию умений монологической речи способствует формированию монологической речи в целом.


1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия»,
2010. 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО Веселого дня дошкольника / А.Г. Арушанова, С.С. Коренблит, Е.С. Рычагова. М.: ФЛИНТА, 2015. 320 с.
3. Белошистая А.В. Развиваем связную речь (для работы со старшими дошкольниками) // Дошкольное воспитание. 2009. №7. С. 20-25.
4. Богданович Л.Б. Развитие связной речи детей дошкольного возраста // Лекции по методикам дошкольного образования / Л.Б. Богданович, под ред. Н.С. Старжинской. Мн.: БГПУ, 2004. С. 30-36.
5. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию
// Дошкольное воспитание. 1991. №2. С. 2-11.
6. Гасилова С.В. Как решалась проблема (об обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию по картине) // Пралеска . 2009. №2. С. 18-21.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 480 с.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1984. 175 с.
9. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы и конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 164 с.
10. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, под ред. О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464с.
11. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. 2005. № 4. С.18-28.
12. Ершова Е.Ю. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников / Е.Ю. Ершова, О.А. Малкина. М.: Астрель, 2011. 64 с.
13. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
14. Лаврентьева А.М., Ушакова О.С. Формирование семантической стороны речи // Дошкольное воспитание, 2006. №8. С. 3-9.
15. Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб.: Детство-ПРЕСС,
2004. 244 с.
16. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. комплекс для студентов пед. фак. спец. Практическая психология дневной и заочной форм обучения / авт. Н.А. Королёва. Барановичи: РИО БарГУ, 2008. 116 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ