ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие учебный самоконтроль в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности учебного самоконтроля у младших школьников
1.3. Педагогические приемы учебного самоконтроля обучающихся 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Педагогическая диагностика учебного самоконтроля у
младших школьников 26
2.2. Развитие учебного самоконтроля у обучающихся на уроках 33
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие учебный самоконтроль в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности учебного самоконтроля у младших школьников
1.3. Педагогические приемы учебного самоконтроля обучающихся 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Педагогическая диагностика учебного самоконтроля у
младших школьников 26
2.2. Развитие учебного самоконтроля у обучающихся на уроках 33
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования. Стремительно меняющееся общество, его большая информативность требует от современного человека умений четко определить свой выбор, свои ценности и жизненные приоритеты, быстро принимать решения в соответствии с актуальными и перспективными задачами личностного развития. Это требует формирование личности способной к саморазвитию и самообразованию, обладающей критичностью мышления, рефлексией, способностью к творческому решению жизненных ситуаций и преодолению трудностей, умений оптимизировать свои цели и определять программу их достижения.
Готовность субъекта к самообразованию и самовоспитанию зависит от уровня владения им системой умений, обеспечивающих осознанное и активное присвоения новых знаний и опыта, их применений в процессе обучения. Такие умения определяются как учебные универсальные действия. Формирование таких действий ФГОС НОО определяет и в качестве цели и в качестве главного необходимого результат образования в целом. Самоконтроль и самооценка входят в группу регулятивных действий, как необходимых и универсальных в учебной деятельности. Их значимость заключается в том, что все учебные действия обретают произвольность только при наличии самоконтроля деятельности учения.
Владение навыками, способность регулировать и совершенствовать действия самоконтроля и самооценки позволяет достичь метапредметных результатов в освоении основного обязательного начального общего образования: умений планировать свои учебные действия, координировать их с учебной задачей, вносить при необходимости коррективы и определять оптимальные и эффективные приемы, способы и условия достижения необходимых результатов.
Анализ литературы свидетельствует, что проблеме самоконтроля посвящено значительное количество работ. Работы П.К. Анохина [1], Н.А. Бернштейна [6] и др. по исследованию нейрофизиологических процессов саморегуляции, позволили установить, что самоконтроль, входящий в него как основной компонент, осуществляется на уровне условных рефлексов и производится с помощью механизма обратной связи.
Психологические аспекты самоконтроля раскрываются в трудах С.Л. Рубинштейна [28], А.Н. Леонтьева [20], В.В. Давыдова [12], П.Я. Гальперина [8], М.В. Гамезо [9], В.В. Чебышевой [35] и др. Педагогические вопросы, связанные с самоконтролем, как определенным звеном учебного процесса, рассматриваются в работах Ю.К. Бабанского [5], И.Я. Лернера [19], М.Н. Скаткина [9], Н.В. Ануфриевой [2] и других авторов.
Особенности формирования самоконтроля у школьников в учебной деятельности, раскрываются в работах В.В. Давыдова [12], Д.Б. Эльконина [36], Н.Ф. Талызиной [30], Зимней [15], Регуш [27]. Проблемой диагностики самоконтроля школьников занимались К.П. Мальцев [23], Эльконин [36], Т.Н. Князева [18], Н.В.Ануфриева [2], Л.В. Ижойкина [16] и другие авторы.
Обобщая сказанное, можно констатировать - актуальной является проблема относительно младших школьников в формировании у них навыков самоконтроля в учебной деятельности. Проблемой исследования является определение эффективных условий, созданных педагогами, которые будут способствовать развитию самоконтроля младших школьников в их учебной деятельности.
Объект исследования: формирование самоконтроля у младших школьников
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на развитие учебного самоконтроля у учащихся младших классов.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике педагогических приемов формирования учебного самоконтроля у младших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие учебный самоконтроль, исходя из данных психологической и педагогической литературы;
- выявить особенности учебного самоконтроля младших школьников;
- описать педагогические приемы самоконтроля обучающихся на разных этапах урока;
- осуществить педагогическую диагностику учебного самоконтроля у младших школьников;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Лицей №180 «Полифорум», г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 28 обучающихся 1 «В» класса.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (опрос, педагогическое наблюдение).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы, приложения.
Готовность субъекта к самообразованию и самовоспитанию зависит от уровня владения им системой умений, обеспечивающих осознанное и активное присвоения новых знаний и опыта, их применений в процессе обучения. Такие умения определяются как учебные универсальные действия. Формирование таких действий ФГОС НОО определяет и в качестве цели и в качестве главного необходимого результат образования в целом. Самоконтроль и самооценка входят в группу регулятивных действий, как необходимых и универсальных в учебной деятельности. Их значимость заключается в том, что все учебные действия обретают произвольность только при наличии самоконтроля деятельности учения.
Владение навыками, способность регулировать и совершенствовать действия самоконтроля и самооценки позволяет достичь метапредметных результатов в освоении основного обязательного начального общего образования: умений планировать свои учебные действия, координировать их с учебной задачей, вносить при необходимости коррективы и определять оптимальные и эффективные приемы, способы и условия достижения необходимых результатов.
Анализ литературы свидетельствует, что проблеме самоконтроля посвящено значительное количество работ. Работы П.К. Анохина [1], Н.А. Бернштейна [6] и др. по исследованию нейрофизиологических процессов саморегуляции, позволили установить, что самоконтроль, входящий в него как основной компонент, осуществляется на уровне условных рефлексов и производится с помощью механизма обратной связи.
Психологические аспекты самоконтроля раскрываются в трудах С.Л. Рубинштейна [28], А.Н. Леонтьева [20], В.В. Давыдова [12], П.Я. Гальперина [8], М.В. Гамезо [9], В.В. Чебышевой [35] и др. Педагогические вопросы, связанные с самоконтролем, как определенным звеном учебного процесса, рассматриваются в работах Ю.К. Бабанского [5], И.Я. Лернера [19], М.Н. Скаткина [9], Н.В. Ануфриевой [2] и других авторов.
Особенности формирования самоконтроля у школьников в учебной деятельности, раскрываются в работах В.В. Давыдова [12], Д.Б. Эльконина [36], Н.Ф. Талызиной [30], Зимней [15], Регуш [27]. Проблемой диагностики самоконтроля школьников занимались К.П. Мальцев [23], Эльконин [36], Т.Н. Князева [18], Н.В.Ануфриева [2], Л.В. Ижойкина [16] и другие авторы.
Обобщая сказанное, можно констатировать - актуальной является проблема относительно младших школьников в формировании у них навыков самоконтроля в учебной деятельности. Проблемой исследования является определение эффективных условий, созданных педагогами, которые будут способствовать развитию самоконтроля младших школьников в их учебной деятельности.
Объект исследования: формирование самоконтроля у младших школьников
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на развитие учебного самоконтроля у учащихся младших классов.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике педагогических приемов формирования учебного самоконтроля у младших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие учебный самоконтроль, исходя из данных психологической и педагогической литературы;
- выявить особенности учебного самоконтроля младших школьников;
- описать педагогические приемы самоконтроля обучающихся на разных этапах урока;
- осуществить педагогическую диагностику учебного самоконтроля у младших школьников;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Лицей №180 «Полифорум», г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 28 обучающихся 1 «В» класса.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (опрос, педагогическое наблюдение).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы, приложения.
Способности контролировать собственную учебную деятельность у младших школьников является актуальной проблемой педагогики, она же характеризуется и развитием школьника, его способностью к контролю, коррекции и регуляции, именно этому и посвящена данная работа.
В ходе проведения исследования получены определенные результаты.
1. Анализ теоретической и методической литературы раскрыл состояние проблемы изучения и формирования навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста. В русле деятельностного подхода самоконтроль понимается, как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реализацию действия с заданной программой.
В работе был выделен процесс перехода от внешнего контроля во внутренний, и определена роль педагога в этом процессе. Рассмотрены структурные компоненты (звенья) самоконтроля (по И.А. Зимней) и этапы его становления (по А.Г. Пачиной). Определены уровни сформированности навыков контроля у учащихся (по А.Г. Асмолову), рассмотрены возможности их проявления на примере учебных заданий по школьным дисциплинам (русский язык, литературное чтение, математика, технология, ИЗО).
2. Выявили, что самоконтроль у младших школьников является одним из важнейших факторов, так как:
- учебная и познавательная деятельность формируется благодаря развитию самоконтроля и осознания процесса обучения и его содержание
- способствует развитию навыков планирования и коррекции;
3. В процессе анализа содержания учебников по программе «Начальная школа 21 века», были выделены наиболее часто встречающиеся приемы самоконтроля, позволяющие школьникам проверить результаты своей деятельности.
Они систематизируют приемы самоконтроля по видам учебных заданий, по степени активности детей, возможностей проведения взаимоконтроля. Создают педагогические условия, которые стимулируют школьников к использованию приемов самоконтроля на разных этапах урока. Для обеспечения интереса детей к действиям самоконтроля используют дидактические игры и занимательные формы работы (загадки, кроссворды, оригинальные способы классификации и т.п.).
4. Анализ диагностики самоконтроля (исследования Репкиной Г. В., Заикиной Е. В) позволил определить критерии его развития у младших школьников. По мнению авторов, ими являются: мотивационная готовность, оперативность, процессуальность, осознанность и эффективность, произвольность.
Подобраны диагностические задания Репкиной Г. В., и Заики Е.В, а именно тест «Характеристика действий самоконтроля у обучающихся».
5. Подобрали и реализовали приёмы самоконтроля на школьных дисциплинах (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство), которые были направлены на развитие учебного самоконтроля младших школьников.
6. Провели сравнительный анализ результатов и установили, что в результате активного использования приёмов для развития учебного самоконтроля у учащихся на уроках, самоконтроль учащихся 1 «В» класса существенно возрос.
Цель и задачи исследования реализованы.
В ходе проведения исследования получены определенные результаты.
1. Анализ теоретической и методической литературы раскрыл состояние проблемы изучения и формирования навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста. В русле деятельностного подхода самоконтроль понимается, как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реализацию действия с заданной программой.
В работе был выделен процесс перехода от внешнего контроля во внутренний, и определена роль педагога в этом процессе. Рассмотрены структурные компоненты (звенья) самоконтроля (по И.А. Зимней) и этапы его становления (по А.Г. Пачиной). Определены уровни сформированности навыков контроля у учащихся (по А.Г. Асмолову), рассмотрены возможности их проявления на примере учебных заданий по школьным дисциплинам (русский язык, литературное чтение, математика, технология, ИЗО).
2. Выявили, что самоконтроль у младших школьников является одним из важнейших факторов, так как:
- учебная и познавательная деятельность формируется благодаря развитию самоконтроля и осознания процесса обучения и его содержание
- способствует развитию навыков планирования и коррекции;
3. В процессе анализа содержания учебников по программе «Начальная школа 21 века», были выделены наиболее часто встречающиеся приемы самоконтроля, позволяющие школьникам проверить результаты своей деятельности.
Они систематизируют приемы самоконтроля по видам учебных заданий, по степени активности детей, возможностей проведения взаимоконтроля. Создают педагогические условия, которые стимулируют школьников к использованию приемов самоконтроля на разных этапах урока. Для обеспечения интереса детей к действиям самоконтроля используют дидактические игры и занимательные формы работы (загадки, кроссворды, оригинальные способы классификации и т.п.).
4. Анализ диагностики самоконтроля (исследования Репкиной Г. В., Заикиной Е. В) позволил определить критерии его развития у младших школьников. По мнению авторов, ими являются: мотивационная готовность, оперативность, процессуальность, осознанность и эффективность, произвольность.
Подобраны диагностические задания Репкиной Г. В., и Заики Е.В, а именно тест «Характеристика действий самоконтроля у обучающихся».
5. Подобрали и реализовали приёмы самоконтроля на школьных дисциплинах (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство), которые были направлены на развитие учебного самоконтроля младших школьников.
6. Провели сравнительный анализ результатов и установили, что в результате активного использования приёмов для развития учебного самоконтроля у учащихся на уроках, самоконтроль учащихся 1 «В» класса существенно возрос.
Цель и задачи исследования реализованы.



