Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №96998

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Теоретические аспекты к пониманию интереса и его роли в
обучении 6
1.2 Возрастные особенности развития детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Повышение интереса к обучению в начальной школе 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА
К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Диагностика интереса к учению детей младшего школьного возраста 29
2.2. Система методов и приемов, направленных на повышение интереса к учению детей младшего школьного возраста 38
2.3 Итоги опытно - поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день отношение учеников к процессу обучения является достаточно серьезной проблемой современного образования. Существенное место в педагогическом образовании сегодня занимает вопрос повышения интереса к учению младших школьников [3, с. 158]. Сложность заключается, в первую очередь, в том, что школьники абсолютно по-разному воспринимают значимость получаемого образования. Именно поэтому роль педагога в вопросе повышения интереса к учению младших школьников является достаточно актуальной темой на сегодняшний день. Школьники разделены на две категории: те, кто осознает всю значимость получаемого образования и в дальнейшем планирует продолжить учебу в высшем учебном заведении и, в дальнейшем, достичь определенных целей в жизни; те, кто не проявляет практически никакого интереса к учебе.
В рамках проведения данной работы нам интересна именно вторая категория школьников. Важно отметить, что их настрой существенно осложняет работу педагога, а также усложняет процесс успешного обучения школьников, входящих в первую категорию. Именно поэтому повышение интереса к учебе является одной из наиболее значимых задач педагогики.
Само по себе понятие «интерес» предусматривает одно из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей. [10]
Вопросу мотивации интереса к обучению у школьников посвящено немало трудов ученых М.А. Данилова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., но следует отметить, что вопросу именно младшего школьного возраста отведено небольшое место.
Проблема исследования. Создание педагогических условий необходимых для развития интереса у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс развития интереса к учению у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются система методов и приемов, направленная на повышение интереса к учению у детей младшего школьного возраста.
Цель данного исследования заключается в проведении теоретического и практического исследования вопроса повышения интереса к учению младших школьников, а также определение методик для его эффективного повышения и выявлении эффективных практических рекомендаций.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что повышение интереса к учению у младших школьников будет эффективным, если:
1. Создать благоприятный психологический климат для формирования интереса к учению у обучающихся.
2. Разработать и внедрить систему методов и приемов, способствующих повышению интереса к учению у обучающихся.
3. Использовать методы и приемы, направленные на повышение интереса к учению у младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты к пониманию интереса и его роли в обучении;
2. Раскрыть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть методы и приемы, направленные на повышение интереса к учению в начальной школе;
4. Провести диагностику интереса к учению на начальном этапе исследования;
5. Разработать систему методов и приемов, направленных на развитие интереса к учению в начальной школе;
6. Провести повторную диагностику обучающихся на заключительном этапе исследования.
Методы исследования теоретические: (анализ, сравнение, обобщение, классификация), эмпирические: (педагогическая диагностика), практические: (проектная деятельность, игры).
База исследования Свердловская область, город Екатеринбург, МАОУ лицей №12, 2 «в» класс.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная система методов и приемов, направленная на повышение интереса к учению у младших школьников, может быть использована в начальной школе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После анализа психолого - педагогической литературы можно сделать следующие выводы. Понятие «интерес» предусматривает одно из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей [10, с. 37]. Вопросу мотивации интереса к обучению у младшего школьного возраста отведено небольшое место.
Существенное место в педагогическом образовании сегодня занимает вопрос повышения интереса к учению у младших школьников. [3, с. 158] Сложность заключается, в первую очередь, в том, что школьники абсолютно по-разному воспринимают значимость получаемого образования. Именно поэтому роль педагога в вопросе формирования интереса к учению младших школьников является достаточно актуальной темой на сегодняшний день.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие повышения интереса и развития личности обучающегося в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
Такая форма организации учебного процесса повышает уровень познавательных интересов школьников, меняет ценностные ориентиры, повышает успеваемость, ведет к творческому самовыражению как главной форме деятельности.
Для решения поставленной проблемы были подобраны эффективные методы и приемы, которые были применены в втором классе на базе МАОУ лицея №12 г. Екатеринбурга.
На начальном этапе опытно - поисковой деятельности можно увидеть, что в исследуемой группе обучающихся 46% детей имеют низкий уровень интереса к учению, 43% - имеют средний уровень и лишь 11% участников имеют высокий уровень интереса к учению.
Выбранные методы и приемы расширяют мотивационно - смысловую основу обучения, привлекает детей к активной творческой работе, формирует успешность в учебной деятельности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное; способствуют развитию творческих способностей младших школьников, помогают им проявить себя, пробуждают веру в свои силы, а, значит, воспитывают интерес к учению в целом.
Повторная диагностика обучающихся показала, что у детей наблюдается устойчивая тенденция к повышению уровня интереса к учению, которая выражается в переходе с низкого уровня на средний, и со среднего на высокий.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод что выдвинутая гипотеза о том, что повышение интереса к учению у младших школьников будет эффективным, при внедрении комплекса методов и приемов, способствующих формированию интереса к учению у обучающихся, получила подтверждение.
Система методов и приемов, направлена на: повышение интереса к учению младших школьников; повышение уровня познавательного интереса младших школьников; повышение личностных характеристик школьников.
Таким образом, школьник становится активным участником процесса, а не только пассивным слушателем теоретической информации. Применяя все рекомендации, можно добиться существенных результатов в вопросе повышения интереса к учению младших школьников.
Если школьник будет регулярно и эффективно выполнять все поставленные перед ним задачи, значит ему это интересно, и он чувствует важность полученной информации. Это уже большой шаг на пути успешного увлечения младшего школьника в процесс обучения.



1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве [Текст] / Ю. П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 с.
2. Бахарева, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо [Текст]: учеб. метод. пособие / С. Бахарева. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2011. - 173 с.
3. Бим-Бад, Б. М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / Б. М. Бим-Бад. - М.: Флинта, 2014. - 158 с.
4. Виноградова, Н. Каким должен быть процесс обучения в современной начальной школе? [Текст] / Н. Виноградова // Начальная школа
-Первое сентября. - 2014. - № 9. - С. 4-7.
5. Воробьёва, Т. А. Формируем универсальные учебные действия [Текст] / Т. А. Воробьева // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования: материалы междунар. науч. конф., 11 апреля 2014 г., Санкт-Петербург / Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. - СПб, 2014. - С. 170-175.
6. Воронцов, А. Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования [Текст] / А. Б. Воронцов // Начальная школа. - 2002, - № 3. - С. 89-96.
7. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст] / А. А. Гин.
-М.: Вита-Пресс, 2013. - 112 с.
8. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Текст]: уч. для бакалавров / П. С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
9. Гасанова, П. Г. Формирование мотивации профессионального самоопределения [Текст] / П. Г. Гасанова, С. Т. Мугадова // Развитие правового сознания в образовательном пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф., 28 февраля 2014 г. Махачкала / Дагестанский государственный педагогический университет. - Махачкала, 2014. - С. 40-47.
10. Гасанова, П. Г. Содержательные и динамические характеристики мотивации учебной деятельности студентов [Текст] / П. Г. Гасанова, Э. А. Кимпаева // Этноценностные ориентации как механизм стабилизации общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., 29 апреля 2011 г. Махачкала / Дагестанский государственный педагогический университет. - Махачкала, 2011. - С. 89-96.
11. Доровских, И. Как сформировать коммуникативные умения у младших школьников [Текст] / И. Доровских // Воспитательная работа в школе. - 2014. - № 10. - С. 66-71.
12. Еремина, Н. Ю. Познавательный интерес и педагогическая поддержка - слагаемые успеха обучения первоклассника [Текст] / Н. Ю. Еремина // Педагогические науки. - 2014. - № 6. - С. 36-37.
13. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов
обучения [Текст]: уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений /
B. И. Звонников, М. Б. Челышкова. - М.: Академия, 2009. - 224с.
14. Злобина, В. А. Современные средства оценивания в обучении младших школьников [Электронный ресурс] / В. А. Злобина, Е. А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. -
C.21-25.- URL: http://e-koncept.ru/2015/95541.htm(Дата обращения:
22.10.2018).
15. Каменкова, Н. Г. Учет учебных достижений младших школьников как средство развития самооценки [Текст] / Н. Г. Каменкова // Начальное образование. - 2014. - № 1 - С. 147 - 152.
16. Косикова, Л. В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Л. В. Косикова // Психология обучения. - 2014. - № 2. - С. 114-121.
17. Кравченко, В. М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / В. М. Кравченко. - М.: Риор, 2014. - 128 с.
18. Крошилина, Г. И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников [Текст] / Г. И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. - С. 20-23.
19. Крысько, В. Г. Педагогика и психология [Текст] / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с.
20. Лукина, Е. А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий [Текст] / Е. А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. - 2013. - № 2(2). - С. 46-102.
21. Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 с.
22. Марахова, В. А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / В. А. Марахова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 23-26.
23. Микерова, Г. Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Г. Ж. Микерова, О. Л. Брусенцова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 53-67.
24. Митичева, Т. И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Т. И. Митичева // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 5(95). - С. 129-131.
25. Мишина, А. П. Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / А. П. Мишина // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. - 2012. - № 6. - С. 162-166.
26. Моисеенко, Н. В. Мониторинг сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся [Текст] / Н. В. Моисеенко // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2015. - № 9. - С. 178-182.
27. Моткова, Ю. Ю. Характеристика методов повышения степени обученности младших школьников [Текст] / Ю. Ю. Моткова // Начальное образование. - 2014. - № 5. - С. 34-37.
28. Мусс, Г. Н. Применение алгоритмов на уроках в начальной школе как элемент педагогической технологии [Текст] / Г. Н. Мусс // Школьные технологии. - 2014. - № 5. - С. 127-132.
29. Нургалиева, Э. Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / Э. Г. Нургалиева // Современный взгляд на будущее науки. - 2015. - № 9. - С. 21-29.
30. Остапенко, А. Школьная оценка: как сделать её достоверной, отражающей усилия ученика? [Текст] / А. Остапенко // Сельская школа. - 2012. - № 3. - С. 73-81.
31. Пастюк, О. В. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / О. В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 160 с.
32. Пегова, Е. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся вторых классов [Текст] / Е. В. Пегова // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. - 2015. - № 6. - С. 45-56.
33. Попова, И. А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / И. А. Попова // NAUKA-RASTUDENT.RU. - 2015. - № 5(17). - С. 36-42.
34. Пчелинцева, Л. М. Семейное право России [Текст] /
Л. М. Пчелинцева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 720 с.
35. Романова, О. Н. «Маршрут развития» в портфолио младшего
школьника [Текст] / О. Н. Романова // Практика административной работы в школе. - 2014. - № 6. - С. 60-64.
36. Руденко, А. М. Основы психологи и педагогики [Текст]: общие вопросы / А. М. Руденко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 125 с
37. Самойленко, Т. Г. Оценивание учебных достижений учащихся в
начальной школе: опыт педагогического исследования [Текст] /
Т. Г. Самойленко. - Пермь: ПОиПКРО, 2005. - 132 с.
38. Самойлов, В. Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Текст] / В. Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 207 с.
39. Самыгин, С. И. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
40. Сейдниязова, Н. В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения [Текст] / Н. В. Сейдниязова, Л. А. Серикова // Историческая и социально¬образовательная мысль. - 2012. - № 6. - С. 123-126.
41. Семёнова, М. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М. А. Семёнова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - № 28. - С. 52-58.
42. Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров [Текст]: учеб. пособие / В. П. Симонов. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 с.
43. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. курс / В. А. Сластёнин. - М.: Юрайт, 2013. - 543 с.
44. Столяренко, Л. Д. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, И. В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 с.
45. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст] / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 с.
46. Субботкина, М. И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда [Текст] / М. И. Субботкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. -№ 9(149). - С. 73-79.
47. Трофимчук, Е. А. Формирование и оценка коммуникативных универсальных учебных действий, обучающихся на уровне начального общего образования [Текст] / Е. А. Трофимчук // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: конф., 27-28 апреля 2015 г., Подольск / Феномен человека. - Подольск: Московский областной гуманитарный институт, 2015. - 293-296 с.
48. Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные
действия: сущность и показатели сформированности [Текст] /
С. А. Тюрикова // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 3(22). - С. 3-8.
49. Чернышова, Л. И. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Чернышова, Э. В. Островский; под ред. Э. В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 с.
50. Шило, Т. Б. Система развития вербальной креативности младшего школьника [Текст] / Т. Б. Шило // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 12-15.
51. Яндукова, Т. А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям [Текст] / Т. А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 8(109). - С. 283-287.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ