ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Основы совместной деятельности в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Возможности организации совместной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ 35
2.1. Методики диагностики изучения совместной деятельности
детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Результаты диагностического изучения совместной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Рекомендации по развитию совместной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Основы совместной деятельности в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Возможности организации совместной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ 35
2.1. Методики диагностики изучения совместной деятельности
детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Результаты диагностического изучения совместной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Рекомендации по развитию совместной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Современные тенденции развития системы дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, в предоставлении ребенку самостоятельности, инициативы в самых разных видах деятельности. Данные тенденции поддерживаются Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, в котором обществом и государством предъявлены требования к результатам на этапе завершения дошкольного образования, являющегося начальным звеном общей образовательной системы. Ключевым принципом ФГОС ДО, является принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности, сообразные психолого-возрастным особенностям развития ребенка.
Переориентация системы образования на личность ребёнка предусматривает направление педагогического процесса на обеспечение активного формирования творческой личности ребёнка и его умения взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками. Перед педагогами стоит задача поиска наиболее действенных средств и методов работы, направленных на формирование у детей умения взаимодействовать с окружающим социумом.
Умение строить совместную деятельность с другими людьми зарождается и интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Первый дошкольный опыт совместной плодотворной деятельности и деловых отношений участников становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложится умение ребёнка строить совместную деятельность в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит его дальнейшее личностное и социальное развитие. Педагоги отмечают неумение современных детей не только организовывать общие дела и строить совместную деятельность, но и участвовать в ней, а также неумение взаимодействовать и строить отношения друг с другом во время совместных дел. Это объясняется чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией» нашей жизни [40, с.132]. В современном обществе, всё больше замыкаясь на телевизорах и компьютерах, подрастающее поколение стало меньше времени и менее содержательно общаться с взрослыми и сверстниками, стало менее отзывчивым к чувствам других людей, даже близко значимых. Дети мало гуляют, мало играют и мало общаются друг с другом. Ребёнок, который мало взаимодействует и общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать или вступать в совместную деятельность, не интересен окружающим. Он чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, это может привести к эмоциональному неблагополучию: снижается самооценка, возрастает робость в контактах, замкнутость, возрастает тревожность или наоборот, поведение становится агрессивным. Такой ребёнок сосредоточен на себе самом, замкнут на своих преимуществах или недостатках, и ведёт себя обособленно от других [2]. Такое отчуждённое отношение к сверстникам затрудняет участие в совместной деятельности и в дальнейшем приводит к массе проблем.
Следовательно, перед педагогами стоит задача создать условия для совместной деятельности, способствующие позитивной социализации ребёнка в обществе, сначала в группе и в детском саду, а затем и в дальнейшей жизни. По определению В.В. Абраменковой социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и в деятельности [1].
Многие отечественные психологи подчёркивают важность совместной деятельности в становлении и развитии человека.
По мнению Л.С. Выготского, совместная деятельность, сопровождаемая общением, выступает фактором перехода психических функций из «натурального, природного характера в сознательный, т.е. высший, человеческий» [4, с. 224].
По мнению М.И. Лисиной, для формирования личности ребёнка важным является общение, как с взрослым, так и со сверстниками, при этом личность проявляется в таком общении и развивается в нём [26].
Таким образом, актуальность исследования особенностей развития и возможностей совместной деятельности со сверстниками в дошкольном возрасте обусловлена, с одной стороны, потребностями современной системы дошкольного образования, ориентированной на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов, направленных на интеллектуальное, личностное, эмоциональное и коммуникативное развитие ребёнка; с другой стороны - тем, что у воспитателей дошкольных организаций вызывают затруднения вопросы организации совместной деятельности детей друг с другом, как формы и способа современного образовательного процесса.
Целью совместной деятельности дошкольников друг с другом должно являться формирование способности эффективно и плодотворно строить взаимодействие, общаться и сотрудничать с окружающими детьми. В ходе организации условий для совместной плодотворной деятельности педагога с детьми и активной совместной деятельности детей друг с другом, педагогу необходимо изучать и анализировать особенности современного дошкольника, что требует изучения его миропонимания и мироощущения, потребностно-мотивационной сферы. В современной дошкольной педагогической науке осуществляется настойчивый поиск педагогических принципов и средств организации жизнедеятельности детей, активизирующих механизмы саморазвития, самообучения, социально-ценностного ориентирования, исследовательского поведения, творческого самовыражения. Это предусматривает организацию педагогического процесса в детском саду на основе активного взаимодействия воспитателя и ребёнка и не менее активного взаимодействия детей друг с другом в ходе совместной деятельности. К сожалению, в практике дошкольники часто развиваются как потребители готовой информации, образцов поведения и деятельности, позиция ребёнка как равноправного партнёра недооценивается.
Таким образом, существуют противоречия:
• между значимостью развития способности к партнёрскому взаимодействию и умения сотрудничать в процессе социализации личности и недостаточным уровнем развития умений детей, необходимых для эффективной совместной деятельности;
• между возможностью использования различных форм организации совместной деятельности детей друг с другом в целях дальнейшей позитивной социализации в обществе и недостаточной разработанностью данной проблемы в методических рекомендациях.
Данные противоречия определили актуальность проблемы: каковы возможности организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в детском саду?
Всё вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками».
Цель данной работы заключается в выявлении теоретических подходов к организации совместной деятельности в дошкольном возрасте и изучении на практике её возможностей в ДОО.
Объектом исследования является образовательный процесс в ДОО.
Предметом исследования является совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в детском саду.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития и возможности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить готовность старших дошкольников к совместной деятельности со сверстниками.
4. Разработать рекомендации воспитателям ДОО по организации совместной деятельности детей 5 - 6 лет.
Методы исследования - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; практические: наблюдение, тестирование.
Практическая база исследования - данное исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад «Страна чудес», структурное подразделение - детский сад №12 «Солнечная полянка» г. Новоуральска, Свердловской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
образовательным стандартом дошкольного образования, в котором обществом и государством предъявлены требования к результатам на этапе завершения дошкольного образования, являющегося начальным звеном общей образовательной системы. Ключевым принципом ФГОС ДО, является принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности, сообразные психолого-возрастным особенностям развития ребенка.
Переориентация системы образования на личность ребёнка предусматривает направление педагогического процесса на обеспечение активного формирования творческой личности ребёнка и его умения взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками. Перед педагогами стоит задача поиска наиболее действенных средств и методов работы, направленных на формирование у детей умения взаимодействовать с окружающим социумом.
Умение строить совместную деятельность с другими людьми зарождается и интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Первый дошкольный опыт совместной плодотворной деятельности и деловых отношений участников становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложится умение ребёнка строить совместную деятельность в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит его дальнейшее личностное и социальное развитие. Педагоги отмечают неумение современных детей не только организовывать общие дела и строить совместную деятельность, но и участвовать в ней, а также неумение взаимодействовать и строить отношения друг с другом во время совместных дел. Это объясняется чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией» нашей жизни [40, с.132]. В современном обществе, всё больше замыкаясь на телевизорах и компьютерах, подрастающее поколение стало меньше времени и менее содержательно общаться с взрослыми и сверстниками, стало менее отзывчивым к чувствам других людей, даже близко значимых. Дети мало гуляют, мало играют и мало общаются друг с другом. Ребёнок, который мало взаимодействует и общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать или вступать в совместную деятельность, не интересен окружающим. Он чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, это может привести к эмоциональному неблагополучию: снижается самооценка, возрастает робость в контактах, замкнутость, возрастает тревожность или наоборот, поведение становится агрессивным. Такой ребёнок сосредоточен на себе самом, замкнут на своих преимуществах или недостатках, и ведёт себя обособленно от других [2]. Такое отчуждённое отношение к сверстникам затрудняет участие в совместной деятельности и в дальнейшем приводит к массе проблем.
Следовательно, перед педагогами стоит задача создать условия для совместной деятельности, способствующие позитивной социализации ребёнка в обществе, сначала в группе и в детском саду, а затем и в дальнейшей жизни. По определению В.В. Абраменковой социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и в деятельности [1].
Многие отечественные психологи подчёркивают важность совместной деятельности в становлении и развитии человека.
По мнению Л.С. Выготского, совместная деятельность, сопровождаемая общением, выступает фактором перехода психических функций из «натурального, природного характера в сознательный, т.е. высший, человеческий» [4, с. 224].
По мнению М.И. Лисиной, для формирования личности ребёнка важным является общение, как с взрослым, так и со сверстниками, при этом личность проявляется в таком общении и развивается в нём [26].
Таким образом, актуальность исследования особенностей развития и возможностей совместной деятельности со сверстниками в дошкольном возрасте обусловлена, с одной стороны, потребностями современной системы дошкольного образования, ориентированной на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов, направленных на интеллектуальное, личностное, эмоциональное и коммуникативное развитие ребёнка; с другой стороны - тем, что у воспитателей дошкольных организаций вызывают затруднения вопросы организации совместной деятельности детей друг с другом, как формы и способа современного образовательного процесса.
Целью совместной деятельности дошкольников друг с другом должно являться формирование способности эффективно и плодотворно строить взаимодействие, общаться и сотрудничать с окружающими детьми. В ходе организации условий для совместной плодотворной деятельности педагога с детьми и активной совместной деятельности детей друг с другом, педагогу необходимо изучать и анализировать особенности современного дошкольника, что требует изучения его миропонимания и мироощущения, потребностно-мотивационной сферы. В современной дошкольной педагогической науке осуществляется настойчивый поиск педагогических принципов и средств организации жизнедеятельности детей, активизирующих механизмы саморазвития, самообучения, социально-ценностного ориентирования, исследовательского поведения, творческого самовыражения. Это предусматривает организацию педагогического процесса в детском саду на основе активного взаимодействия воспитателя и ребёнка и не менее активного взаимодействия детей друг с другом в ходе совместной деятельности. К сожалению, в практике дошкольники часто развиваются как потребители готовой информации, образцов поведения и деятельности, позиция ребёнка как равноправного партнёра недооценивается.
Таким образом, существуют противоречия:
• между значимостью развития способности к партнёрскому взаимодействию и умения сотрудничать в процессе социализации личности и недостаточным уровнем развития умений детей, необходимых для эффективной совместной деятельности;
• между возможностью использования различных форм организации совместной деятельности детей друг с другом в целях дальнейшей позитивной социализации в обществе и недостаточной разработанностью данной проблемы в методических рекомендациях.
Данные противоречия определили актуальность проблемы: каковы возможности организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в детском саду?
Всё вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками».
Цель данной работы заключается в выявлении теоретических подходов к организации совместной деятельности в дошкольном возрасте и изучении на практике её возможностей в ДОО.
Объектом исследования является образовательный процесс в ДОО.
Предметом исследования является совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в детском саду.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития и возможности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить готовность старших дошкольников к совместной деятельности со сверстниками.
4. Разработать рекомендации воспитателям ДОО по организации совместной деятельности детей 5 - 6 лет.
Методы исследования - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; практические: наблюдение, тестирование.
Практическая база исследования - данное исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад «Страна чудес», структурное подразделение - детский сад №12 «Солнечная полянка» г. Новоуральска, Свердловской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Отечественная и зарубежная психология, изучающая период дошкольного возраста, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого в развитии ребёнка дошкольника (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ним взрослого, чувствительны к мнению и оценке взрослых людей и беззащитны перед любимыми формами давления и агрессии с их стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть субъектом окружающей его действительности.
Учёными и психологами были выделены факторы, благодаря которым ребёнок становится человеком, личностью, происходит его развитие и позитивная социализация в обществе. Деятельность определена как активное взаимодействие человека со средой, в ходе которого он выступает как субъект преобразования действительности для удовлетворения своих потребностей. Поскольку совместная деятельность - это активное взаимодействие с партнёром, окружающими людьми разного возраста, с социумом внутри которого ребёнок развивается. То отсюда следует, что важная роль в развитии человека, в формировании его личностных качеств принадлежит совместной деятельности ребёнка со сверстниками. Учёные и педагоги В.Я. Ляудис, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский определяют одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности такую совместную деятельность, в которой каждый ее компонент, от цели до результата, оформляется совместно (педагогом и детьми или детьми самостоятельно между собой), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.
Первоосновы совместной деятельности складываются в период дошкольного детства, когда во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты. В совместной деятельности проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый участник образовательного процесса, с одной стороны, привносит в деятельность свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя новое - то, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других участников образовательного процесса.
В период дошкольного детства происходят изменения в психических процессах человека, непосредственно влияющих на совместную деятельность детей дошкольного возраста. У ребёнка происходит изменение перспективного действия, оно переходит в план умственного, скрытого действия; совершенствуется внимание; развивается память, появляется произвольное и опосредованное запоминание; происходит дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления, развитие наглядно- образного мышления и формирование словесно-логического мышления. Развитие речи ребёнка достигает достаточного уровня, который не препятствует взаимопониманию, а способствует появлению нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка, становится значимым лицом общения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляется первая дружба. Дошкольники собираются в небольшие группы и делятся друг с другом, полученным опытом, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. Непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, одарить или уступить ему что-то свидетельствуют о том, что ровесник стал не только объектом сравнения с собой, но и самоценной личностью.
Современный подход к образованию детей дошкольного возраста, требования к качеству образовательного процесса, целевые ориентиры на этапе завершения ребёнком первой ступени образования и переходу к школьному обучению, определяют актуальные проблемы и необходимость исследований в современной дошкольной педагогике. Переориентация системы образования на личность ребёнка, предъявляемые требования к современному дошкольному образованию актуализируют задачу изучения готовности детей к сотрудничеству друг с другом в совместной деятельности, и её роли в социокультурном развитии современного дошкольника, в становлении его субъектных свойств, в проявлении активности и творчества.
Показателями готовности детей старшего дошкольного возраста к совместной деятельности являются: личностная готовность (готовность к участию в совместной деятельности, настрой на эффективное сотрудничество); инициатива (умение проявлять активность в установлении сотрудничества со сверстниками); коммуникативность (умение проявлять инициативу в общении и проявление готовности к общению с другими детьми); положительные межличностные отношения (умение устанавливать положительные, дружеские отношения и умение поддерживать их в ходе совместной деятельности); общение (умение наладить эффективное сотрудничество в ходе совместной деятельности).
Таким образом, перед педагогами стоит задача поиска наиболее действенных средств и методов работы, направленных на формирование у детей умения осуществлять совместную деятельность с окружающими людьми и вовремя определить и скорректировать проблемные формы межличностных отношений.
Современной психолого-педагогической литературой предлагаются методики по определению уровней сформированности личностных качеств, указанных выше, необходимых для эффективной, плодотворной совместной деятельности (С.П. Циновской [38]; Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова [16]; Т.А. Репиной [43]; Т.Д. Марцинковской [11]; Е.Е. Кравцовой [21].
В работе с детьми по формированию личностных качеств необходимых для плодотворного сотрудничества эффективными средствами являются следующие методики: Т.Н. Дороновой «Волшебная труба», «Моральные пьески» [15]. Педагогическая технология Т.Н. Дороновой и С.Г. Доронова «Детский календарь» эффективна в осуществлении партнёрского взаимодействия всех участников образовательного процесса [15].
В совместной деятельности, объединенной дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в достижение определённой цели. Такая форма взаимодействия вызывает у детей чувство гордости и радости от общих достижений. Приобщение детей дошкольного возраста к совместной деятельности позволяет своевременно научить ребёнка эффективным средствам решения задач различной сложности во взаимодействии с другими детьми.
Приобретённые в дошкольном возрасте навыки совместной деятельности, сотрудничества, конкуренции, выстраивания взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, имеют большое значение для дальнейшей позитивной социализации ребёнка в обществе.
Учёными и психологами были выделены факторы, благодаря которым ребёнок становится человеком, личностью, происходит его развитие и позитивная социализация в обществе. Деятельность определена как активное взаимодействие человека со средой, в ходе которого он выступает как субъект преобразования действительности для удовлетворения своих потребностей. Поскольку совместная деятельность - это активное взаимодействие с партнёром, окружающими людьми разного возраста, с социумом внутри которого ребёнок развивается. То отсюда следует, что важная роль в развитии человека, в формировании его личностных качеств принадлежит совместной деятельности ребёнка со сверстниками. Учёные и педагоги В.Я. Ляудис, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский определяют одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности такую совместную деятельность, в которой каждый ее компонент, от цели до результата, оформляется совместно (педагогом и детьми или детьми самостоятельно между собой), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.
Первоосновы совместной деятельности складываются в период дошкольного детства, когда во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты. В совместной деятельности проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый участник образовательного процесса, с одной стороны, привносит в деятельность свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя новое - то, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других участников образовательного процесса.
В период дошкольного детства происходят изменения в психических процессах человека, непосредственно влияющих на совместную деятельность детей дошкольного возраста. У ребёнка происходит изменение перспективного действия, оно переходит в план умственного, скрытого действия; совершенствуется внимание; развивается память, появляется произвольное и опосредованное запоминание; происходит дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления, развитие наглядно- образного мышления и формирование словесно-логического мышления. Развитие речи ребёнка достигает достаточного уровня, который не препятствует взаимопониманию, а способствует появлению нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка, становится значимым лицом общения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляется первая дружба. Дошкольники собираются в небольшие группы и делятся друг с другом, полученным опытом, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. Непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, одарить или уступить ему что-то свидетельствуют о том, что ровесник стал не только объектом сравнения с собой, но и самоценной личностью.
Современный подход к образованию детей дошкольного возраста, требования к качеству образовательного процесса, целевые ориентиры на этапе завершения ребёнком первой ступени образования и переходу к школьному обучению, определяют актуальные проблемы и необходимость исследований в современной дошкольной педагогике. Переориентация системы образования на личность ребёнка, предъявляемые требования к современному дошкольному образованию актуализируют задачу изучения готовности детей к сотрудничеству друг с другом в совместной деятельности, и её роли в социокультурном развитии современного дошкольника, в становлении его субъектных свойств, в проявлении активности и творчества.
Показателями готовности детей старшего дошкольного возраста к совместной деятельности являются: личностная готовность (готовность к участию в совместной деятельности, настрой на эффективное сотрудничество); инициатива (умение проявлять активность в установлении сотрудничества со сверстниками); коммуникативность (умение проявлять инициативу в общении и проявление готовности к общению с другими детьми); положительные межличностные отношения (умение устанавливать положительные, дружеские отношения и умение поддерживать их в ходе совместной деятельности); общение (умение наладить эффективное сотрудничество в ходе совместной деятельности).
Таким образом, перед педагогами стоит задача поиска наиболее действенных средств и методов работы, направленных на формирование у детей умения осуществлять совместную деятельность с окружающими людьми и вовремя определить и скорректировать проблемные формы межличностных отношений.
Современной психолого-педагогической литературой предлагаются методики по определению уровней сформированности личностных качеств, указанных выше, необходимых для эффективной, плодотворной совместной деятельности (С.П. Циновской [38]; Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова [16]; Т.А. Репиной [43]; Т.Д. Марцинковской [11]; Е.Е. Кравцовой [21].
В работе с детьми по формированию личностных качеств необходимых для плодотворного сотрудничества эффективными средствами являются следующие методики: Т.Н. Дороновой «Волшебная труба», «Моральные пьески» [15]. Педагогическая технология Т.Н. Дороновой и С.Г. Доронова «Детский календарь» эффективна в осуществлении партнёрского взаимодействия всех участников образовательного процесса [15].
В совместной деятельности, объединенной дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в достижение определённой цели. Такая форма взаимодействия вызывает у детей чувство гордости и радости от общих достижений. Приобщение детей дошкольного возраста к совместной деятельности позволяет своевременно научить ребёнка эффективным средствам решения задач различной сложности во взаимодействии с другими детьми.
Приобретённые в дошкольном возрасте навыки совместной деятельности, сотрудничества, конкуренции, выстраивания взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, имеют большое значение для дальнейшей позитивной социализации ребёнка в обществе.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ БЛАГОПОЛУЧНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



