Воспитательная работа с младшими школьниками в учреждении культуры
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры 6
1.1. Учреждение культуры: понятие, цель, задачи, виды и их
характеристика 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 14
1.3. Формы, методы, направления воспитательной работы с
младшими школьниками в учреждении культуры 22
Глава 2. Опыт воспитательной работы с младшими школьниками
на примере Дома культуры села Новоалексеевское 33
2.1. Анализ воспитательной работы с младшими школьниками
в Доме культуры села Новоалексеевское 33
2.2. Первичная диагностика воспитанности младших школьников 38
2.3. Комплекс мероприятий по воспитательной работе с младшими
школьниками в Доме культуры села Новоалексеевское 44
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения
Глава 1.Теоретические основы воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры 6
1.1. Учреждение культуры: понятие, цель, задачи, виды и их
характеристика 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 14
1.3. Формы, методы, направления воспитательной работы с
младшими школьниками в учреждении культуры 22
Глава 2. Опыт воспитательной работы с младшими школьниками
на примере Дома культуры села Новоалексеевское 33
2.1. Анализ воспитательной работы с младшими школьниками
в Доме культуры села Новоалексеевское 33
2.2. Первичная диагностика воспитанности младших школьников 38
2.3. Комплекс мероприятий по воспитательной работе с младшими
школьниками в Доме культуры села Новоалексеевское 44
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения
Актуальность темы исследования. В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации и др. Эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными процессами в системе общего образования в целом и конкретной образовательной организации в частности.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации.
В настоящее время кроме образовательных организаций разносторонним воспитанием младших школьников также занимаются учреждения культуры, реализуя его через организацию досуговой деятельности детей.
В сфере досуга младшие школьники более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью проводить воспитательную работу. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочнение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нравственным, правовым нормам и нормам поведения в обществе.
О воспитании младших школьников писали выдающиеся педагоги, такие как А.С. Белкин, Л.С. Выготский, М.А. Данилов, Е.В. Коротаева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и другие [3; 11; 16; 31; 32; 37; 41; 45; 50;51].
Противоречие: между необходимостью проведения воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры и отсутствием методических рекомендаций и пособий для специалистов учреждения культуры по данному вопросу.
Проблема исследования: каковы формы, методы и направления воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры?
Тема исследования: «Воспитательная работа с младшими школьниками в учреждении культуры».
Объект исследования: процесс воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры.
Предмет исследования: возможности учреждения культуры в осуществлении воспитательной работы с младшими школьниками.
Цель исследования: опираясь на теоретические знания и полученные эмпирические данные разработать комплекс мероприятий по воспитательной работе с младшими школьниками в учреждении культуры.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитательная работа с младшими школьниками в учреждении культуры должна строиться с использованием различных форм (массовые, групповые, индивидуальные; кратковременные, продолжительные, традиционные и др.), методов (игры и игрового тренинга, театрализации, состязательности и др.) и направлений (патриотическое воспитание, нравственное воспитание), которые также находят свое отражение в комплексе мероприятий.
Задачи исследования:
1. Определить понятие, цель, задачи, виды учреждения культуры и дать их характеристику.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Выделить формы, методы и направления воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры.
4. Проанализировать воспитательную работу с младшими школьниками в Доме культуры.
5. Провести первичную диагностику воспитанности младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение;
- эмпирические: анкетирование, анализ документов, обработка данных.
База исследования: Первоуральское муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Дом культуры села Новоалексеевское.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации.
В настоящее время кроме образовательных организаций разносторонним воспитанием младших школьников также занимаются учреждения культуры, реализуя его через организацию досуговой деятельности детей.
В сфере досуга младшие школьники более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью проводить воспитательную работу. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочнение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нравственным, правовым нормам и нормам поведения в обществе.
О воспитании младших школьников писали выдающиеся педагоги, такие как А.С. Белкин, Л.С. Выготский, М.А. Данилов, Е.В. Коротаева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и другие [3; 11; 16; 31; 32; 37; 41; 45; 50;51].
Противоречие: между необходимостью проведения воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры и отсутствием методических рекомендаций и пособий для специалистов учреждения культуры по данному вопросу.
Проблема исследования: каковы формы, методы и направления воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры?
Тема исследования: «Воспитательная работа с младшими школьниками в учреждении культуры».
Объект исследования: процесс воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры.
Предмет исследования: возможности учреждения культуры в осуществлении воспитательной работы с младшими школьниками.
Цель исследования: опираясь на теоретические знания и полученные эмпирические данные разработать комплекс мероприятий по воспитательной работе с младшими школьниками в учреждении культуры.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитательная работа с младшими школьниками в учреждении культуры должна строиться с использованием различных форм (массовые, групповые, индивидуальные; кратковременные, продолжительные, традиционные и др.), методов (игры и игрового тренинга, театрализации, состязательности и др.) и направлений (патриотическое воспитание, нравственное воспитание), которые также находят свое отражение в комплексе мероприятий.
Задачи исследования:
1. Определить понятие, цель, задачи, виды учреждения культуры и дать их характеристику.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Выделить формы, методы и направления воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры.
4. Проанализировать воспитательную работу с младшими школьниками в Доме культуры.
5. Провести первичную диагностику воспитанности младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение;
- эмпирические: анкетирование, анализ документов, обработка данных.
База исследования: Первоуральское муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Дом культуры села Новоалексеевское.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность обращения к проблеме воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры обусловлена усилением внимания государственных органов к воспитанию детей и формированием нового образовательно-воспитательного пространства, а также отсутствием методических рекомендаций и пособий для специалистов учреждения культуры по этому вопросу.
В ходе написания теоретической части работы раскрыта сущность понятия «учреждение культуры», определены его цель, задачи и виды, и даны их характеристики. Учреждение культуры - это государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры. Целью является создание благоприятных условий для развития творческого потенциала и духовно-нравственного самоопределения личности, сохранения и распространение культурного наследия посредством организации досуга населения.
Дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с указанием особенностей развития. Младший школьник - это ребенок в возрасте с 6-7 до 10-11 лет, обучающийся в начальной школе. Ведущей деятельностью является учебная деятельность. Основным мотивом деятельности - мотив достижения успеха. Интенсивно развиваются мышление, восприятие, память, внимание и воображение. В этом возрасте появляется произвольное поведение, формируется рефлексия.
Дано определение воспитательной работы и воспитанности. Выделены формы воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры: массовые, групповые, индивидуальные; экспромтные и требующие подготовки воспитанников; кратковременные, продолжительные и традиционные; словесно-логические, образно-художественные, социально значимые, игровые и психологические.
Методы воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры: метод игры и игрового тренинга, метод театрализации, метод состязательности, метод равноправного духовного контакта, метод воспитывающих ситуаций и метод импровизации.
Направления воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры: патриотическое воспитание, нравственное воспитание.
За базу исследования взят Дом культуры села Новоалексеевское. В ходе практической части работы была проанализирована воспитательная работа с младшими школьниками в Доме культуры и сделан вывод о том, что она ведется не систематически. Строится воспитательная работа на основе планов работы Дома культуры.
Результаты первичной диагностики воспитанности младших школьников показали, что большинство опрошенных младших школьников (72% и 68% по разным диагностикам) имеют средний уровень воспитанности, и часть младших школьников (28% и 32% по разным диагностикам) имеют низкий уровень воспитанности. Из чего сделан вывод, о необходимости разработки комплекса мероприятий по воспитательной работе с младшими школьниками в Доме культуры.
Результатом практической части работы стал комплекс мероприятий по воспитательной работе с младшими школьниками в Доме культуры по направлениям патриотическое воспитание и нравственное воспитание. Комплекс мероприятий рассчитан на один календарный год.
После проведенного комплекса мероприятий была проведена повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов обеих диагностик воспитанности младших школьников показал, что уровень воспитанности опрошенных младших школьников увеличился. Появилось 2 младших школьника (8% по обеим диагностикам) с высоким уровнем воспитанности, средний уровень воспитанности повысился (на 4% и на 8% по разным диагностикам), а низкий уровень воспитанности понизился (на 12% и на 16% по разным диагностикам).
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы были решены все задачи, поставленные в начале работы, и достигнута цель исследования.
В ходе написания теоретической части работы раскрыта сущность понятия «учреждение культуры», определены его цель, задачи и виды, и даны их характеристики. Учреждение культуры - это государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры. Целью является создание благоприятных условий для развития творческого потенциала и духовно-нравственного самоопределения личности, сохранения и распространение культурного наследия посредством организации досуга населения.
Дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с указанием особенностей развития. Младший школьник - это ребенок в возрасте с 6-7 до 10-11 лет, обучающийся в начальной школе. Ведущей деятельностью является учебная деятельность. Основным мотивом деятельности - мотив достижения успеха. Интенсивно развиваются мышление, восприятие, память, внимание и воображение. В этом возрасте появляется произвольное поведение, формируется рефлексия.
Дано определение воспитательной работы и воспитанности. Выделены формы воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры: массовые, групповые, индивидуальные; экспромтные и требующие подготовки воспитанников; кратковременные, продолжительные и традиционные; словесно-логические, образно-художественные, социально значимые, игровые и психологические.
Методы воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры: метод игры и игрового тренинга, метод театрализации, метод состязательности, метод равноправного духовного контакта, метод воспитывающих ситуаций и метод импровизации.
Направления воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры: патриотическое воспитание, нравственное воспитание.
За базу исследования взят Дом культуры села Новоалексеевское. В ходе практической части работы была проанализирована воспитательная работа с младшими школьниками в Доме культуры и сделан вывод о том, что она ведется не систематически. Строится воспитательная работа на основе планов работы Дома культуры.
Результаты первичной диагностики воспитанности младших школьников показали, что большинство опрошенных младших школьников (72% и 68% по разным диагностикам) имеют средний уровень воспитанности, и часть младших школьников (28% и 32% по разным диагностикам) имеют низкий уровень воспитанности. Из чего сделан вывод, о необходимости разработки комплекса мероприятий по воспитательной работе с младшими школьниками в Доме культуры.
Результатом практической части работы стал комплекс мероприятий по воспитательной работе с младшими школьниками в Доме культуры по направлениям патриотическое воспитание и нравственное воспитание. Комплекс мероприятий рассчитан на один календарный год.
После проведенного комплекса мероприятий была проведена повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов обеих диагностик воспитанности младших школьников показал, что уровень воспитанности опрошенных младших школьников увеличился. Появилось 2 младших школьника (8% по обеим диагностикам) с высоким уровнем воспитанности, средний уровень воспитанности повысился (на 4% и на 8% по разным диагностикам), а низкий уровень воспитанности понизился (на 12% и на 16% по разным диагностикам).
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы были решены все задачи, поставленные в начале работы, и достигнута цель исследования.
Подобные работы
- Воспитательная работа с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Психологопедагогические аспекты работы с младшими школьниками с ограниченными
возможностями здоровья
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Организация воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ
ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры поведения младших школьников средствами предмета окружающий мир (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА
К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ)
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание экологической культуры у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



