Введение 3
Глава 1.Теоретические основы воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры 6
1.1. Учреждение культуры: понятие, цель, задачи, виды и их
характеристика 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 14
1.3. Формы, методы, направления воспитательной работы с
младшими школьниками в учреждении культуры 22
Глава 2. Опыт воспитательной работы с младшими школьниками
на примере Дома культуры села Новоалексеевское 33
2.1. Анализ воспитательной работы с младшими школьниками
в Доме культуры села Новоалексеевское 33
2.2. Первичная диагностика воспитанности младших школьников 38
2.3. Комплекс мероприятий по воспитательной работе с младшими
школьниками в Доме культуры села Новоалексеевское 44
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения
Актуальность темы исследования. В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации и др. Эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными процессами в системе общего образования в целом и конкретной образовательной организации в частности.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации.
В настоящее время кроме образовательных организаций разносторонним воспитанием младших школьников также занимаются учреждения культуры, реализуя его через организацию досуговой деятельности детей.
В сфере досуга младшие школьники более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью проводить воспитательную работу. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочнение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нравственным, правовым нормам и нормам поведения в обществе.
О воспитании младших школьников писали выдающиеся педагоги, такие как А.С. Белкин, Л.С. Выготский, М.А. Данилов, Е.В. Коротаева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и другие [3; 11; 16; 31; 32; 37; 41; 45; 50;51].
Противоречие: между необходимостью проведения воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры и отсутствием методических рекомендаций и пособий для специалистов учреждения культуры по данному вопросу.
Проблема исследования: каковы формы, методы и направления воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры?
Тема исследования: «Воспитательная работа с младшими школьниками в учреждении культуры».
Объект исследования: процесс воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры.
Предмет исследования: возможности учреждения культуры в осуществлении воспитательной работы с младшими школьниками.
Цель исследования: опираясь на теоретические знания и полученные эмпирические данные разработать комплекс мероприятий по воспитательной работе с младшими школьниками в учреждении культуры.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитательная работа с младшими школьниками в учреждении культуры должна строиться с использованием различных форм (массовые, групповые, индивидуальные; кратковременные, продолжительные, традиционные и др.), методов (игры и игрового тренинга, театрализации, состязательности и др.) и направлений (патриотическое воспитание, нравственное воспитание), которые также находят свое отражение в комплексе мероприятий.
Задачи исследования:
1. Определить понятие, цель, задачи, виды учреждения культуры и дать их характеристику.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Выделить формы, методы и направления воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры.
4. Проанализировать воспитательную работу с младшими школьниками в Доме культуры.
5. Провести первичную диагностику воспитанности младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение;
- эмпирические: анкетирование, анализ документов, обработка данных.
База исследования: Первоуральское муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Дом культуры села Новоалексеевское.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность обращения к проблеме воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры обусловлена усилением внимания государственных органов к воспитанию детей и формированием нового образовательно-воспитательного пространства, а также отсутствием методических рекомендаций и пособий для специалистов учреждения культуры по этому вопросу.
В ходе написания теоретической части работы раскрыта сущность понятия «учреждение культуры», определены его цель, задачи и виды, и даны их характеристики. Учреждение культуры - это государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры. Целью является создание благоприятных условий для развития творческого потенциала и духовно-нравственного самоопределения личности, сохранения и распространение культурного наследия посредством организации досуга населения.
Дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с указанием особенностей развития. Младший школьник - это ребенок в возрасте с 6-7 до 10-11 лет, обучающийся в начальной школе. Ведущей деятельностью является учебная деятельность. Основным мотивом деятельности - мотив достижения успеха. Интенсивно развиваются мышление, восприятие, память, внимание и воображение. В этом возрасте появляется произвольное поведение, формируется рефлексия.
Дано определение воспитательной работы и воспитанности. Выделены формы воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры: массовые, групповые, индивидуальные; экспромтные и требующие подготовки воспитанников; кратковременные, продолжительные и традиционные; словесно-логические, образно-художественные, социально значимые, игровые и психологические.
Методы воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры: метод игры и игрового тренинга, метод театрализации, метод состязательности, метод равноправного духовного контакта, метод воспитывающих ситуаций и метод импровизации.
Направления воспитательной работы с младшими школьниками в учреждении культуры: патриотическое воспитание, нравственное воспитание.
За базу исследования взят Дом культуры села Новоалексеевское. В ходе практической части работы была проанализирована воспитательная работа с младшими школьниками в Доме культуры и сделан вывод о том, что она ведется не систематически. Строится воспитательная работа на основе планов работы Дома культуры.
Результаты первичной диагностики воспитанности младших школьников показали, что большинство опрошенных младших школьников (72% и 68% по разным диагностикам) имеют средний уровень воспитанности, и часть младших школьников (28% и 32% по разным диагностикам) имеют низкий уровень воспитанности. Из чего сделан вывод, о необходимости разработки комплекса мероприятий по воспитательной работе с младшими школьниками в Доме культуры.
Результатом практической части работы стал комплекс мероприятий по воспитательной работе с младшими школьниками в Доме культуры по направлениям патриотическое воспитание и нравственное воспитание. Комплекс мероприятий рассчитан на один календарный год.
После проведенного комплекса мероприятий была проведена повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов обеих диагностик воспитанности младших школьников показал, что уровень воспитанности опрошенных младших школьников увеличился. Появилось 2 младших школьника (8% по обеим диагностикам) с высоким уровнем воспитанности, средний уровень воспитанности повысился (на 4% и на 8% по разным диагностикам), а низкий уровень воспитанности понизился (на 12% и на 16% по разным диагностикам).
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы были решены все задачи, поставленные в начале работы, и достигнута цель исследования.
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб.пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 236 с.
2. Бегунова С.В. Бюджетная система Российской Федерации: учеб.пособие. Оренбург: ОГУ, 2014. 320 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Екатеринбург, 2009. 192 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
5. Бодина Е.А, Ащеулова К.В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. М.: Школьная Пресса, 2005.
6. Вилков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004.
7. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.: Издательство «Флинта», 2000. 362 с.
8. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
9. Воспитательная деятельность клубных учреждений. М.: НИИ культуры, 2003. С. 3-62.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
11. Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений. М., 2002.
12. Гомезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 508 с.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г., часть 1, ст. 296. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 03.06.2018).
14. Гриценко Г.А. Современные технологии воспитания в детско- подростковом клубе. УрГПУ, 2009. 131 с.
15. Длвыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 2009.
16. Данилов М.А. Умственное воспитание школьников // Советская педагогика. 1964. №12. С. 70-86.
17. Дpужинин В.Н. Психология общих способностей. Спб.: Питер,
2004.
18. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М.: Академия, 2006.
19. Дубpoвина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Практическая психология образования. Спб.: Питер, 2007.
20. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры: учеб.пособие. М.: МГУКИ, 2003. 234 с.
21. Жаркова А.Д., Чижова В.М. Культурно-досуговая деятельность: учебник. М., 1998.
22. Журнал учета работы клубного формирования. URL: http://sgodnt.ru/wp-content/uploads/2017/09/PRIKAZ-MK-SO-o-KLUBNOM- form.-MetREK-po-realizatsii-2018.zip(дата обращения: 15.02.2019 г.)
23. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2001. 18 с.
24. Иванова И.В. ФГОС начального общего образования: новые возможности в организации внеурочной деятельности // Воспитание школьников. 2015. №2. С. 11-17.
25. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов: учеб.пособие. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. Ч. 1. 210 с.
26. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учеб.пособие. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. 200 с.
27. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учеб.пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995. 136 с.
28. Ключко О.И., Сухарева Н.Ф. Педагогическая психология: учеб.пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 234 с.
29. Клявина И.И. Культура детства: учеб.пособие: в 2-х ч. КемГУКИ,
2005. Ч.2: Проектирующая среда и основные социокультурные процессы. 300 с.
30. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: Издательский центр «МарТ», 2005. 447 с.
31. Коротаева Е.В. Нравственное воспитание детей в начальной школе // Социальное развитие ребенка. Екатеринбург, 2015. С.76-78.
32. Крупская Н.К. Обучение и воспитание в школе. М.: Директ-Медиа, 2014. 649 с.
33. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 2006.
34. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И., Утин Е.В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: учеб.пособие. М.: «Издательство ФАИР», 2006. 224 с.
35. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология, М.: 2002.
36. Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2002. 22 с.
37. МакаренкоА.С. Лекции о воспитании // Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, 2004. Т. 4. С.65-72.
38. Модельный стандарт деятельности муниципального культурно¬досугового учреждения Свердловской области. Утвержден постановлением коллегии Министерства культуры Свердловской области от 28.02.2006г. №2.
39. Медиаскоп, электронный журнал факультета МГУ им. Ломоносова. Выпуск от 25 сентября 2008 года. URL: http://www.mediascope.ru/node/223(дата обращения 15.07.2018г.)
40. Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. Утверждены приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.05.2006г. №229.
41. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 324 с.
42. Никитина Л.Е. Воспитание как технология общественного развития // Воспитание школьников. 2011. №1. С. 15-21.
43. Никитина Л.Е. Воспитание как технология общественного развития // Воспитание школьников. 2011. №2. С. 16-22.
44. Педагогическая теория: идеи и проблемы. М.: Ин-т теорет.педагогики и междунар.исслед. в образовании РАО, 1992.
45. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник / под ред. З.Г. Антипенко. М.: Изд-во «Владос», 2008. 405 с.
46. Положение о клубном формировании Первоуральского муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система». Утверждено приказом директора ПМБУК «ЦКС» от 05.07.2018 года №80.
47. Положение о структурном подразделении Первоуральского муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система». Утверждено приказом директора от 01.06.2016г. №84.
48. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для вузов. М.: Изд- во «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. 703 с.
49. Постановление правительства Свердловской области от 29.12.2017 №1039-ПП «Об утверждении Методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Свердловской области». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 15.07.2018).
50. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов по направлению 050100 «Пед. образование». М.: Академия, 2011. 608 с.
51. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. 2011. №7. С. 3-10.
52. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. Москва: Росспен, 2004. 1063 с.
53. Устав ПМБУК «ЦКС». Утвержден Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 15.11.2016г. №2383.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. №373.
55. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. М.: Эксмо, 2013. 144 с.
56. Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 03.06.2018).
57. Федеральный закон Российской Федерации «Об автономных учреждениях» от 11 октября 2006г. № 174-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 15.07.2018).
58. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М., 2015. 89 с.
59. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2018. 405с.
60. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. М.: Изд-во: «Флинта», 2014. 218 с.
61. Шилова М. И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избр. пед. труды. Красноярск: Универс, 2003. 712 с.
62. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития: учеб.пособие. Кемерово, 2012. 120 с.
63. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.