ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «творческое воображение» в современной научной литературе 7
1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методы и приемы развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностическое изучение уровня развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Программа развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста
2.3. Результативность исследовательской работы по развитию
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
Актуальность исследования обусловлена все возрастающей потребностью современного общества в людях, которые были бы не только здоровыми и сознательными членами общества, но и могли бы творчески подходить к любому делу, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Ориентировка современного образования на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребенка в духе созидательного, гармоничного и творческого отношения к действительности. Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни ставит как первоочередную задачу воспитывать творчески развитую личность.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» (гл. 5, ст. 48) [45]. В ФГОС ДО записано, что «образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей» [46]. Одна из главных задач дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) - «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка» [46]. В основных образовательных программах ДОО («От рождения до школы» [15], «Детство» [33]) пробуждение к творчеству в разных видах детской деятельности рассматривается как одна из важнейших задач.
Вместе с тем в практике работы детских садов все еще сильна позиция невмешательства в детское творчество. Такая позиция взрослых недопустима, поскольку только под руководством взрослого развиваются творческие способности детей.
Психологи (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.) доказали, что творческое воображение является важнейшим компонентом творческих способностей.
Все это определяет необходимость развития творческого воображения в период дошкольного детства. Специфика воображения состоит в том, что широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Для старших дошкольников такой деятельностью является изобразительная деятельность и нетрадиционные техники рисования, которые могут быть использованы для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования состоит в том, чтобы ответить на вопрос: как использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческого воображения у старших дошкольников.
Исследованием творческого воображения дошкольников занимались Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Л.Ю. Субботина, Б.М. Теплов и др. Этими исследователями установлено, что воображение является одним из центральных новообразований дошкольного возраста; оно оказывает значительное влияние на развитие всех остальных психических процессов (мышления, памяти, восприятия, речь и т.д.). В работах этих авторов подчеркнуто, что творческое воображение - это процесс и результат самостоятельного создания новых и оригинальных образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Необходимым условием развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является включение детей в продуктивные формы деятельности и, прежде всего, - изобразительную.
Психолого-педагогические возможности изобразительной деятельности и нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения старших дошкольников рассмотрены в работах Г.Н. Давыдовой, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.В. Никитиной, Т.А. Цквитария и др.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - программа развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обоснований и практической апробации программы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
В основу исследования была положена гипотеза: мы предполагаем, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности будет успешной, если:
- разработана специальная программа, в которую включены интегративные занятия по ИЗО, объединяющие разные виды искусств (живопись, музыка, театр) и разные виды детской деятельности и техники нетрадиционного рисования;
- организовано взаимодействие педагогов ДОО с родителями.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и проверить эффективность программы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения отечественной психологии о культурно-исторической обусловленности развития высших психических функций, единстве личности и деятельности, ведущей роли обучения и воспитания в развитии познавательных процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов), положения отечественных и зарубежных концепций о сущности воображения и специфике развития творческого воображения в дошкольном детстве в изобразительной деятельности (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, содержательная интерпретация) и эмпирических (диагностические задания, изучение продуктов детской деятельности (рисунков), методы математической статистики и графической обработки результатов).
Практическая значимость выполненной работы состоит в том, что его материалы и разработки являются практической основой для организации работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Они могут быть использованы педагогами, психологами дошкольных образовательных организаций, родителями детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное нами исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы.
Проблема развития творческого воображения у старших дошкольников актуальна для дошкольного образования. Она интересовала многих исследователей как отечественных (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко и др.), так и зарубежных (С. Баррет, Т. Рибо, П. Торренс и др.).
Анализ литературы показал, что воображение - это психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта.
Творческое воображение - это психическая деятельность, состоящая в создании новых образов, представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Это способность творчески мыслить, умение фантазировать, мысленно представлять. Творческое воображение осуществляется с помощью следующих механизмов: установление связей и ассоциаций;
переконструирование ситуаций; агглютинация; синтезирование; акцентирование; типизация; схематизация; ассоциация и диссоциация; преобразование образов по форме и содержанию; «опредмечивание» и «включение»; олицетворение, одухотворение; умение схватывать целое раньше частей, переносить черты одного объекта на другой объект.
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста - это процесс овладения ребенком приемами творческого воображения и как результат этого - способности:
- создавать новые (значимые для ребенка, прежде всего) оригинальные продукты и образы;
- придумывать к известному ранее не используемых деталей, по- новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения;
- применять усвоенные ранее или новые, освоенные ребенком, способы изображения или средства выразительности в новой ситуации.
Психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает такого уровня, который позволяет успешно развивать их творческое воображение. Творческие проявления детей становятся более осознанными и направленными - дети самостоятельно способны создавать новые и оригинальные образы, использовать усвоенные приемы воображения как средства выразительности. Важным достижением старшего дошкольника в изобразительной деятельности является умение проявлять творческую активность в изобразительной деятельности.
Методы развития творческого воображения разнообразны - словесные, наглядные, игровые, творческие. Эффективны следующие приемы (по С. Баррету) - замена, добавление, адаптация, изменение, увеличение, уменьшение, другое применение, перемещение.
Опыт педагогов дошкольных организаций показывает, что в развитии творческого воображения детей хорошие результаты дают техники нетрадиционного рисования, которые содержат множество способов рисования и привлекает дошкольников своей простотой и доступностью. Они прививают ребенку любовь к творчеству, стремление воплотить оригинальный замысел в рисунке с помощью необычных материалов и инструментов.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Критериями для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста являются его беглость, гибкость и оригинальность, которые проявляются в продуктах детского изобразительного творчества - рисунках.
Для диагностики детей использовались 2 методики:
1. Тест П. Торренса «Закончи рисунок».
2. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
В нашем исследовании в качестве диагностических методик применялись рисуночный тест П. Торренса - для оценки уровня изобразительного творческого мышления и методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко - для оценки уровня развития воображения детей, их способности создавать оригинальные образы с помощью рисунков.
С помощью данных методик на констатирующем этапе опытно - поисковой работы было установлено, что творческое воображение старших дошкольников развито преимущественно на низком уровне.
Для его развития была разработана и апробована программа развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Основа этой программы - нетрадиционные техники рисования и интеграция разных видов искусств (ИЗО, музыки, театра) и видов деятельности детей (изобразительной, музыкальной, игровой и театрализованной).
Программа включает 3 тематических блока, 3 последовательных этапа и 10 интегрированных ООД, основная цель которых - создание условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы продемонстрировали положительную динамику в развитии творческого воображения у старших дошкольников: появилось 25% детей с оптимальным уровнем, на 45% увеличилось количество детей с допустимым уровнем, не осталось детей с низким уровнем развития творческого воображения. Положительные результаты проявились в том, что большинство детей научились придумывать новые идеи и решения творческих задач. Эти решения, образы, композиции, придуманные детьми, названия рисунков, оригинальны. В своих рисунках дети стали больше использовать разнообразные цвета, штриховку, прорисовывание деталей. У детей развилась способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, как один из созданных образов можно использовать в другом рисунке или легко его преобразовывает в другой образ.
Мы доказали, что разработанная нами программа развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования и интеграции различных видов искусств и видов деятельности детей оказала положительное влияние на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Это дает нам основание для вывода о том, что цель и задачи работы полностью выполнены.
1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г. С. Альтшуллер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 400 с.
2. Баррет, С. Тайны мозга: как развить свои умственные способности [Текст] / С. Баррет. - СПб. : Питер Паблишинг, 2011. - 142 с.
3. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : Владос, 2013. - 454 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2013. - 320 с.
5. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] / О. В. Боровик. - М. : ООО «Рон», 2013. - 112 с.
6. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Е. Веракса; под ред. О. М. Дьяченко. - М. : ПЕР СЭ, 2010. - 144 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /Л. С. Выготский. - СПб. : Питер, 2013. - 431 с.
8. Гогоберидзе, А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : Академия, 2010. - 320 с.
9. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О.А. Григорьева // Молодой ученый, 2014. - №20. - С. 568-569.
10. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст] /
Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 315 с.
11. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] /
В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 2001. - 327 с.
12. Давыдова, Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 52 с.
13. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М. : Скрипторий 2003г.», 2014. - 80 с.
14. Давыдова, Г.Н. Пластилинография для малышей [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2015. - 80 с.
15. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Авт.-сост. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - 321 с.
16. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : Детство-пресс, 2013. - 52 с.
17. Дьяченко, О. М. Психологическое развитие дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 256 с.
18. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 44-51.
19. Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей [Текст] / Н. И. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 34-36.
20. Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М. : Просвещение, 1996. - 134 с.
21. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст] / Т. Г. Казакова. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 225 с.
22. Казакова, Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Т. Г. Казакова. - М. : Сфера, 2014. - 196 с.
23. Кант, И. Избранные сочинения.Т.2 / Под ред.А. П. Клемешева и В. Н. Брюшинкина. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. - 358 с.
24. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 132 с.
25. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] /
Е. Е. Кравцова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 168 с.
26. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие
[Электронный ресурс]/ В. Т. Кудрявцев. URL :
https://studfiles.net/preview/2429400/page:6/ (дата обращения: 15.08.2018).
27. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с
28. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. - 582 с.
29. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. I. Введение в психологию : учебник / Р. С. Немов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2011. - 726 с.
30. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты, занятия [Текст] / А. В. Никитина. - М. : Каро, 2014. - 96 с.
31. Николаева, Е. И. Психология детского творчества [Текст] / Е. И. Николаева. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2016. - 240 с.
32. Николаенко, Н. Н. Психология творчества [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Николаенко. - СПб. : Речь, 2015. - 288 с.
33. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы и др.. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 334 с.
34. Пиаже, Ж.-Ж. Избранные произведения [Текст] / Ж.-Ж. Пиаже. - М. : Владос, 2009. - 564 с.
35. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка- дошкольника. Ближние и дальние горизонты [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - СПб.; М. : Обруч. 2013. - 190 с.
36. Полуянов, Ю. А. Воображение и способности [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Полуянов - М. : Владос, 2014. - 155 с.
37. Рибо, Т. Закон развития воображения [Электронный ресурс] / Т. Рибо // URL: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=37401(дата обращения: 15.08.2018).
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2012. - 650 с.
39. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей :
Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / А. Э. Симановский. - Ярославль : Академия развития, 2010. - 227 с.
40. Страхов, И. В. Психология воображения [Текст] / И. В. Страхов. - М. : Академический проект, 2014. - 265 с.
41. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 2013. - 245 с.
42. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст] / Б. М. Теплов. - В. 3 т. - М. : Академический проект, 2012. - Т.2. Психофизиология индивидуальных различий. - 360 с.
43. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. П. Торренса [Текст] : метод. руководство / Е. Е. Туник. - М. : Иматон, 2008. - 170 с.
44. Тютюева, И. А. Генезис создания сказочных импровизаций детьми
дошкольного возраста [Текст] / И. А. Тютюева // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - С. 34-36.
45. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.
46. Ушинский, К. Д. История воображения [Текст] / К. Д. Ушинский // Педагогическая антропология : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - С. 56-63.
47. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. URL : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата
обращения: 12.08.2018).
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - [Электронный ресурс]. URL : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 12.08.2018).
49. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в детском саду [Текст] / Т. А. Цквитарная. - М. : Сфера, 2012. - 128 с.
50. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г. С. Швайко. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 140 с.
51. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 384 с.
52. Шиян, О. А. Развитие творческого мышления. Работа по сказке [Текст] / О. А. Шиян. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - С. 12-14.
53. Эльконин, Д. Б. Периодизация возрастного развития [Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин. URL :https://lektsii.org/10-30809.html (дата обращения: 14.08.2018).
54. Яковлева, Е. А. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Я. Яковлева. - М. : Флинта, 2013. - 182 с.