СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие «социальное развитие» в научных исследованиях 7
1.2. Особенности процесса социализации в младшем школьном
возрасте 12
1.3. Специфика внеурочной деятельности как средства
социального развития младших школьников 24
1.4. Обобщение аспектов социального развития младших
школьников 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Диагностика уровня социального развития младших
школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 36
2.2. Педагогические условия социального развития младших
школьников во внеурочной деятельности 46
2.3. Диагностика уровня социального развития младших
школьников на контрольном этапе опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие «социальное развитие» в научных исследованиях 7
1.2. Особенности процесса социализации в младшем школьном
возрасте 12
1.3. Специфика внеурочной деятельности как средства
социального развития младших школьников 24
1.4. Обобщение аспектов социального развития младших
школьников 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Диагностика уровня социального развития младших
школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 36
2.2. Педагогические условия социального развития младших
школьников во внеурочной деятельности 46
2.3. Диагностика уровня социального развития младших
школьников на контрольном этапе опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
Актуальность темы. Современное общество претерпевает глубокие перемены, связанные с инновационными процессами, коснувшимися всех без исключения сфер жизни, в том числе и системы образования. Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обусловило необходимость поиска новых педагогических средств, призванных обеспечить эффективное интеллектуальное и социальное развитие детей младшего школьного возраста в детских образовательных учреждениях. Особое внимание должно уделяться процессу социализации детей посредством их приобщения к семейным, культурным, национальным традициям и нормам. Принятие стандарта образования предполагает обновление педагогических методов и средств, призванных обеспечить социализацию младших школьников в современных условиях, а также гармоничное всестороннее их личностное развитие с учетом современных требований социума.
Современные дети, учащиеся в младших классах школы способны ориентироваться в социальных отношениях, осознают разницу социальных категорий и умеют строить отношения со сверстниками и взрослыми. В младшем школьном возрасте дети охотно создают новые социальные связи, с интересом общаются с ровесниками, педагогами и родителями. В возрасте 78 лет ребенок становится все боле самостоятельным и активным. Он сам проявляет инициативу в общении, стремится к новым знаниям и впечатлениям, начинает осознавать ответственность за свои поступки. В младших классах начинает формироваться его социальная уверенность, чему во многом способствует приобретение нового опыта и навыков. В этом возрасте ребенок учится формировать и отстаивать собственное мнение, проявлять личные качества. Именно поэтому первые года в школе являются наиболее значимыми в жизни каждого ребенка. Они способны во многом определить его дальнейшую школьную жизнь и придать ему уверенность в будущей взрослой жизни.
Актуализируя необходимость изучения социального развития младших школьников, стоит отметить, что на сегодняшний день школьное образование интенсивно развивается в разнообразных направлениях: возрастает интерес, проявляемый к личности младшего школьника и его уникальности, развитию у него инициативности, самостоятельности и ответственности, потенциальных способностей и возможностей; к младшему школьнику предъявляются качественно новые требования как развивающейся личности, которая способна к дальнейшей жизнедеятельности для собственного блага и процветания своего Отечества - все это подтверждает ФГОС НОО. В младшем школьном возрасте формируются базовые качества личности ребенка. Поэтому начальное образование имеет исключительно важное значение в плане интеллектуального и социального развития детей, своевременной коррекции возможных отклонений, приобщения к культурным и семейным традициям, также общечеловеческим ценностям, а также организации взаимодействия с семьей.
Формированию личности школьника, коррекции его поведения, развитию его социальных навыков во многом способствует внеурочная деятельность.
Жизнь в современном обществе требует от человека максимальной реализации заложенного потенциала, ответственного и творческого отношения к работе, инициативы в трудовой и общественной деятельности, высокой компетентности, а также морали и нравственности, в то время как большинство школьников не обладают перечисленными качествами или обладают ими в недостаточной мере. В связи с этим возникает противоречие между требованиями современного общества и уровнем развития социальных, творческих, нравственных качеств школьников. Можно с сожалением констатировать, что современные школьники всё меньше ценят семью и проявляют инициативу в общественной жизни. Происходит общий упадок нравственных ценностей, морали и патриотического воспитания.
Из вышесказанного несоответствия вытекает проблема исследования: акцентирование внимания на развитии младших школьников во внеурочной социальной деятельности как отдельной воспитательной области со своими методами, целями, задачами и структурой.
Темы выпускной квалификационной работы : : «Социальное развитие младших школьников во внеурочной деятельности» определили как несомненная актуальность проблемы, так и противоречие между требованиями современного общества и нынешним уровнем социального развития младших школьников.
Степень разработанности темы. На сегодняшний день актуальность исследования по проблеме социального развития обуславливается тем, что, несмотря на то, что многие учёные занимались проблемой социального развития детей, среди них (Т.М. Бабунова, Т.В. Антонова, С.А. Козлова, Л.С. Выготский, Г. Олпорт, Л.В. Коломийченко, Е.В. Рылеева, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Л.В. Трубайчук и др.) и личностным развитием школьников (Р.С. Немов, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Э. Фромм, Т.А. Репина и др.), теоретическое обоснование структуры воспитания школьников в социуме остается малоисследованной областью, учитывая значительные изменения в обществе за последние годы. Внедрение новых методик социального развития детей во внеурочной деятельности является необходимым элементов учебного процесса, что позволит в полной мере использовать педагогический потенциал, а так же сделает процесс обучения более качественным и полезным для социального воспитания школьников младшего возраста.
Объект исследования - социальное развитие младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность как средство социального развития младших школьников.
Цель исследования - проведение теоретического и практического исследования вопроса социального развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социальное развитие» в научных исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности социального развития в младшем школьном возрасте.
3. Выделить специфику внеурочной деятельности как средства социального развития школьников младших классов.
4. Провести опытно-поисковую работу по определению эффективности внеурочной деятельности для социального развития школьников младших классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами в начальной школе, с целью разработки условий социального развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования - теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение научных источников; эмпирические - наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент.
База опытно-поисковой работы: МАОУ СОШ №2 г. Карпинск.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Современные дети, учащиеся в младших классах школы способны ориентироваться в социальных отношениях, осознают разницу социальных категорий и умеют строить отношения со сверстниками и взрослыми. В младшем школьном возрасте дети охотно создают новые социальные связи, с интересом общаются с ровесниками, педагогами и родителями. В возрасте 78 лет ребенок становится все боле самостоятельным и активным. Он сам проявляет инициативу в общении, стремится к новым знаниям и впечатлениям, начинает осознавать ответственность за свои поступки. В младших классах начинает формироваться его социальная уверенность, чему во многом способствует приобретение нового опыта и навыков. В этом возрасте ребенок учится формировать и отстаивать собственное мнение, проявлять личные качества. Именно поэтому первые года в школе являются наиболее значимыми в жизни каждого ребенка. Они способны во многом определить его дальнейшую школьную жизнь и придать ему уверенность в будущей взрослой жизни.
Актуализируя необходимость изучения социального развития младших школьников, стоит отметить, что на сегодняшний день школьное образование интенсивно развивается в разнообразных направлениях: возрастает интерес, проявляемый к личности младшего школьника и его уникальности, развитию у него инициативности, самостоятельности и ответственности, потенциальных способностей и возможностей; к младшему школьнику предъявляются качественно новые требования как развивающейся личности, которая способна к дальнейшей жизнедеятельности для собственного блага и процветания своего Отечества - все это подтверждает ФГОС НОО. В младшем школьном возрасте формируются базовые качества личности ребенка. Поэтому начальное образование имеет исключительно важное значение в плане интеллектуального и социального развития детей, своевременной коррекции возможных отклонений, приобщения к культурным и семейным традициям, также общечеловеческим ценностям, а также организации взаимодействия с семьей.
Формированию личности школьника, коррекции его поведения, развитию его социальных навыков во многом способствует внеурочная деятельность.
Жизнь в современном обществе требует от человека максимальной реализации заложенного потенциала, ответственного и творческого отношения к работе, инициативы в трудовой и общественной деятельности, высокой компетентности, а также морали и нравственности, в то время как большинство школьников не обладают перечисленными качествами или обладают ими в недостаточной мере. В связи с этим возникает противоречие между требованиями современного общества и уровнем развития социальных, творческих, нравственных качеств школьников. Можно с сожалением констатировать, что современные школьники всё меньше ценят семью и проявляют инициативу в общественной жизни. Происходит общий упадок нравственных ценностей, морали и патриотического воспитания.
Из вышесказанного несоответствия вытекает проблема исследования: акцентирование внимания на развитии младших школьников во внеурочной социальной деятельности как отдельной воспитательной области со своими методами, целями, задачами и структурой.
Темы выпускной квалификационной работы : : «Социальное развитие младших школьников во внеурочной деятельности» определили как несомненная актуальность проблемы, так и противоречие между требованиями современного общества и нынешним уровнем социального развития младших школьников.
Степень разработанности темы. На сегодняшний день актуальность исследования по проблеме социального развития обуславливается тем, что, несмотря на то, что многие учёные занимались проблемой социального развития детей, среди них (Т.М. Бабунова, Т.В. Антонова, С.А. Козлова, Л.С. Выготский, Г. Олпорт, Л.В. Коломийченко, Е.В. Рылеева, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Л.В. Трубайчук и др.) и личностным развитием школьников (Р.С. Немов, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Э. Фромм, Т.А. Репина и др.), теоретическое обоснование структуры воспитания школьников в социуме остается малоисследованной областью, учитывая значительные изменения в обществе за последние годы. Внедрение новых методик социального развития детей во внеурочной деятельности является необходимым элементов учебного процесса, что позволит в полной мере использовать педагогический потенциал, а так же сделает процесс обучения более качественным и полезным для социального воспитания школьников младшего возраста.
Объект исследования - социальное развитие младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность как средство социального развития младших школьников.
Цель исследования - проведение теоретического и практического исследования вопроса социального развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социальное развитие» в научных исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности социального развития в младшем школьном возрасте.
3. Выделить специфику внеурочной деятельности как средства социального развития школьников младших классов.
4. Провести опытно-поисковую работу по определению эффективности внеурочной деятельности для социального развития школьников младших классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами в начальной школе, с целью разработки условий социального развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования - теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение научных источников; эмпирические - наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент.
База опытно-поисковой работы: МАОУ СОШ №2 г. Карпинск.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изменения, происходящие в обществе, активно влияют на социальное развитие младших школьников, вызывают множественные острые противоречия, конфликты, антагонизмы.
Педагогический коллектив может эффективно решать свои воспитательные задачи только на основе изучения и учета всего комплекса воздействий макро- и микросреды в системе воспитательной работы и нейтрализации их негативных воздействий.
Интегративным показателем соответствия социального развития младшего школьника социально-педагогическим условиям, формирующихся в общественной среде на этапе коренных социально-экономических преобразований, является нравственный опыт личности, который отражается в его моральных качествах, при определении которых избираются пути педагогического воздействия, решаются определенные социальнопедагогические задачи.
Благоприятными педагогическими условиями является сочетание в воспитательных средах (школа, семья, внешкольные учреждения) обучения и воспитания, личностно направленных на ученика, формирование его активной позиции, а также положительное влияние общественной среды.
Неблагоприятными педагогическими условиями для социального развития личности младшего школьника является сочетание негативного отношения к ребенку со стороны педагогов и родителей, авторитарного характера обучения и воспитания в семье, внешкольных учреждениях и школе, пассивной или противодействующей позиции ученика, дезорганизующего или негативно действующего общественной среды.
Уровень социального развития младших школьников будет расти, если функционирование открытой социально-педагогической системы будет иметь непрерывный, управляемый, комплексный характер, обеспечивая тем самым благоприятные условия для целенаправленного социального развития учащихся младших классов в различных социумах. Этому способствуют такие воспитательные действия, как принятие нравственных норм (смещение акцентов с «хочу» на «надо», дифференциация морального информации в соответствии с восприятия младших школьников, создание устойчивых отношений в ведущем виде деятельности) и создание педагогических условий (сочетание интеллектуального и поведенческого подходов; синергия учебных и воспитательных воздействий, выбор нужной формы поведения), которые способствуют достижению положительного результата. Вместе с тем, стоит отметить своеобразную роль педагога в этом процессе, наличие у него адекватных нравственных идей, умение превращать знания в нравственные убеждения, вырабатывать у ученика личностное отношение к окружающей действительности, закреплять нравственный опыт поведения.
Внеурочная деятельность обладает большим потенциалом в социальном развитии младшего школьника. Творческая деятельность, реализованная вне учебных занятий вызывает у детей живой интерес, стремление к самореализации и раскрытию своих талантов. Младшие школьники охотно участвуют во всех мероприятиях под руководством педагога. В отличие от обязательной учебной деятельности внеклассная работа строится на добровольной основе. Внеклассные занятия отличаются отсутствием строгой регламентации, они проводятся во внеурочное время, часто вне привычных учебных помещений, в свободной форме, отличной от строго определенной формы школьного урока. в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценивания в баллах. Проверка результатов внеклассной работы, в отличие от оценочной проверки знаний и навыков, приобретенных на занятиях по школьным предметам, осуществляется в форме концертов, выставок, выступлений на школьных праздниках, стенгазет, стендов и т. п. Свободная форма внеклассной работы, ее разнонаправленность и заложенный творческий потенциал несомненно способствует более эффективной реализации социального и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Использование комплекса предложенных нами педагогических условий позволит обеспечит эффективное социальное личностное развитие в младшем школьном возрасте, что будет способствовать успешной социализации младшего школьника в постоянно меняющихся условиях.
Педагогический коллектив может эффективно решать свои воспитательные задачи только на основе изучения и учета всего комплекса воздействий макро- и микросреды в системе воспитательной работы и нейтрализации их негативных воздействий.
Интегративным показателем соответствия социального развития младшего школьника социально-педагогическим условиям, формирующихся в общественной среде на этапе коренных социально-экономических преобразований, является нравственный опыт личности, который отражается в его моральных качествах, при определении которых избираются пути педагогического воздействия, решаются определенные социальнопедагогические задачи.
Благоприятными педагогическими условиями является сочетание в воспитательных средах (школа, семья, внешкольные учреждения) обучения и воспитания, личностно направленных на ученика, формирование его активной позиции, а также положительное влияние общественной среды.
Неблагоприятными педагогическими условиями для социального развития личности младшего школьника является сочетание негативного отношения к ребенку со стороны педагогов и родителей, авторитарного характера обучения и воспитания в семье, внешкольных учреждениях и школе, пассивной или противодействующей позиции ученика, дезорганизующего или негативно действующего общественной среды.
Уровень социального развития младших школьников будет расти, если функционирование открытой социально-педагогической системы будет иметь непрерывный, управляемый, комплексный характер, обеспечивая тем самым благоприятные условия для целенаправленного социального развития учащихся младших классов в различных социумах. Этому способствуют такие воспитательные действия, как принятие нравственных норм (смещение акцентов с «хочу» на «надо», дифференциация морального информации в соответствии с восприятия младших школьников, создание устойчивых отношений в ведущем виде деятельности) и создание педагогических условий (сочетание интеллектуального и поведенческого подходов; синергия учебных и воспитательных воздействий, выбор нужной формы поведения), которые способствуют достижению положительного результата. Вместе с тем, стоит отметить своеобразную роль педагога в этом процессе, наличие у него адекватных нравственных идей, умение превращать знания в нравственные убеждения, вырабатывать у ученика личностное отношение к окружающей действительности, закреплять нравственный опыт поведения.
Внеурочная деятельность обладает большим потенциалом в социальном развитии младшего школьника. Творческая деятельность, реализованная вне учебных занятий вызывает у детей живой интерес, стремление к самореализации и раскрытию своих талантов. Младшие школьники охотно участвуют во всех мероприятиях под руководством педагога. В отличие от обязательной учебной деятельности внеклассная работа строится на добровольной основе. Внеклассные занятия отличаются отсутствием строгой регламентации, они проводятся во внеурочное время, часто вне привычных учебных помещений, в свободной форме, отличной от строго определенной формы школьного урока. в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценивания в баллах. Проверка результатов внеклассной работы, в отличие от оценочной проверки знаний и навыков, приобретенных на занятиях по школьным предметам, осуществляется в форме концертов, выставок, выступлений на школьных праздниках, стенгазет, стендов и т. п. Свободная форма внеклассной работы, ее разнонаправленность и заложенный творческий потенциал несомненно способствует более эффективной реализации социального и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Использование комплекса предложенных нами педагогических условий позволит обеспечит эффективное социальное личностное развитие в младшем школьном возрасте, что будет способствовать успешной социализации младшего школьника в постоянно меняющихся условиях.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Художественно-творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Условия эмоционального развития младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Организация социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





