ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Самоконтроль в структуре учебной деятельности детей
младшего школьного возраста 6
1.2. Педагогические средства развития самоконтроля у младших
школьников в учебной деятельности 12
1.3. Обзор образовательных программ в контексте проблемы
формирования учебного самоконтроля у младших школьников 15
1.4 Специфика формирования учебного самоконтроля младших школьников в отдельных образовательных областях 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО
САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Подготовительный этап опытно-поисковой работы по
формированию учебного самоконтроля у младших школьников 26
2.2. Педагогические условия развития учебного самоконтроля у
младших школьников на уроках в начальных классах 31
2.3. Сравнительный анализ уровня сформированности учебного
самоконтроля учащихся на начальном и контрольном этапе опытно- поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5
Согласно действующему федеральному государственному образовательному стандарту важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. К ним относятся регулятивные универсальные учебные действия, которые включают способность учащихся контролировать свои действия.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что способность контролировать свою деятельность, выявлять и устранять причины трудностей имеет особое значение в достижении образовательной независимости, инициативы и ответственности младшего школьника. Поэтому организация образовательной деятельности становится приоритетной целью начального образования.
Самоконтроль проявляется во всех учебно-познавательных действиях учащихся школы и затрагивает многие аспекты человеческой жизни, поэтому формирование самоконтроля необходимо. Изучение особенностей самоконтроля у детей позволяет выстроить максимально эффективный педагогический процесс.
Формирование самоконтроля начинается в раннем детстве. При поступлении в школу самоконтроль является необходимой предпосылкой успеха ученика. Успешное взаимодействие с классом, классный руководитель требует умения управлять своим поведением, эмоциями, то есть проявлять самообладание.
Успех ребенка в обучении напрямую связан с развитием нормативной универсальной учебной деятельности по самоконтролю и самооценке. Регулятивные универсальные учебные действия - одно из важнейших и ключевых универсальных образовательных действий, так как они обеспечивают способность ученика организовывать учебно-познавательную деятельность, проходя ее этапы: осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Самоконтроль дает возможность каждому ученику самостоятельно контролировать свою учебную деятельность и свои результаты.
Самоконтроль считается одним из основных условий, которые обеспечивают независимую работу школьников. Его целью считается уместное предотвращение либо выявление ранее допущенных ошибок. Самоконтроль нельзя осуществлять без наличия того, что проверено, проконтролировано. Самоконтроль подразумевает наличие стандарта, то есть того, что должно быть в идеале, который учащиеся открывают и строят самостоятельно.
Упоминание о самоконтроле как психическом явлении можно найти в литературных источниках далекого прошлого, в том числе в работах Аристотеля. Однако в течение очень долгого времени это явление оставалось вне научных интересов. Только на рубеже XIX и XX веков понятие самоконтроля начинает появляться на страницах психологической литературы. Одним из первых, кто занялся проблемой самоконтроля, был Фрейд. Процесс самоконтроля он рассматривал в качестве инстинкта, обеспечивающего сохранение личности.
В нашей стране вопросы, связанные с самоконтролем, начали широко обсуждаться со второй половины XX века, их рассматривали Л.С. Выготский, В.И. Иванников, А.Н. Леонтьев, В.И. Селиванов.
Более глубоко и основательно вопросы развития самоконтроля были рассмотрены в трудах В.В. Давыдова, Л.Б. Ительсон, А.С. Лында, Г.И. Собиевой, В.В. Чебышевой, Д.Б. Эльконина и др.
Несмотря на то, что изучению педагогических проблем самоконтроля в учебной деятельности младших школьников уделяется значительное внимание, тема остается актуальной. На наш взгляд, такая ситуация обусловлена тем, что на формирование самоконтроля в школах не обращают достаточного внимания. Решение готовых, похожих примеров и задач одним и тем же способом в течение длительного времени развивает у учащихся привычку производить механически в определенном порядке заученные математические преобразования. Все это говорит о том, что самоконтроль в структуре образовательной деятельности занимает особое место и имеет специфические функции: направлен на саму деятельность, фиксирует отношение школьников к себе как к предмету этой деятельности, так что их ориентация на решение образовательной проблемы является косвенной.
Предмет исследования: самоконтроль младших школьников.
Объект исследования: педагогические условия формирования учебного самоконтроля младших школьников.
Цель работы заключается в рассмотрении педагогических условий формирования учебного самоконтроля у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
• рассмотреть формирование образовательного самоконтроля у младших школьников как психолого-педагогическую проблему;
• проанализировать практику формирования воспитательного самоконтроля у младших школьников.
Гипотеза - уровень самоконтроля в младшем школьном возрасте зависит от условий и содержания образовательной деятельности.
База исследования - учащиеся 3 класса МБОУ СОШ № 11 города Екатеринбург.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Данная работа была направлена на изучение формирования учебного самоконтроля у младших школьников. В результате проведенного исследования можно сформировать следующие выводы.
Формирование самоконтроля у младших школьников считается динамическим действием, результат которого совершается постепенно: с представления обучающихся и их родителей и необходимости решения этой трудности, посредством овладение познаний психолого-преподавательских элементов и способов формирования независимого контролирования действий - умение планировать, осуществлять контроль и прогнозировать свою деятельность.
В рамках нашего исследования «самоконтроль младших школьников» мы подразумеваем «как развивающееся на базе их природных задатков и существующих эмоциональных отличительных черт способность скептически оценить свое внешнее поведение и умственную деятельность под управлением преподавателей и домашнего окружения в ходе преподавания».
Освоение ребенком практическими знаниями и умениями самоконтроля - продолжительный и непростой процесс, проходящий под целенаправленным управлением родителей и преподавателя. С целью формирования данных умений необходимо осуществление выявленных нами в процессе исследования преподавательских обстоятельств:
1. формирование позитивной мотивации к самоконтролю у младших школьников;
2. осуществление взаимодействия абсолютно всех субъектов образовательного процесса (педагога, учащегося, родителей), который обеспечивает активизацию независимой работы обучающегося и увеличение производительности формирования самоконтроля в учебной работы;
3. осуществление программы диагностики степени формирования самоконтроля в учебной деятельности.
Также можно констатировать, что самоконтроль является одним из основных обстоятельств эффективного преподавания обучающихся, это важное умение, необходимое для управления действием независимой учебной работы, психолого-преподавательская сущность которого заключается в мастерстве сопоставить приобретенный результат с установленной целью, изучить собственные воздействия для определения точности их исполнения. Только лишь в ходе неоднократного и непрерывного упражнения самоконтроль преобразуется в необходимый компонент учебной работы, введенный в процесс его выполнения.
В теоретической части исследования мы проанализировали теоретические основы проблемы развития самоконтроля, равно как одного из ключевых регулятивных учебных операций, проанализировали характерные черты развития самоконтроля в младшем школьном возрасте, обрисовали аспекты самоконтроля, выявили рубежи и требование развития самоконтроля в младшем школьном возрасте в учебной деятельности.
Нами была организована опытно-экспериментальная деятельность. В констатирующем этапе которой с поддержкой комплекса исследовательских методов, мы обнаружили степень самоконтроля у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах. Итоги проделанных методик выявили потребность раскрытия преподавательских условий, способствующих развитию самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности.
На формирующей стадии опытно-экспериментальной работы, мы выполнили направленную и систематическую работу согласно развитию самоконтроля у младших школьников в учебной работе при соблюдении последующих преподавательских условий:
1. расширение и усиление познаний младших школьников, открывающих суть приемов самоконтроля и пути его развития;
2. формирование у младших школьников необходимости в самопроверке учебных операций;
3. организация и осуществление уроков отработки умений и рефлексии и развивающего контролирования.
На контрольной стадии опытно-экспериментальной работы приобретенные результаты диагностического изучения доказали, что при соблюдении подобранных нами педагогических обстоятельств, увеличивается степень самоконтроля у младших школьников, тем самым доказали гипотезу.
Таким образом, регулярное применение конкретных обстоятельств организации учебной работы дает возможность создавать самоконтроль у младших школьников в ходе преподавания.
В целом, задачи, поставленные в начале работы, были выполнены, и цель можно считать достигнутой. Следует помнить, что проблема самоконтроля у младших школьников остается малоизученной, несмотря на ее роль в развитии как личностной, так и познавательной сферы младшего школьника. Данное исследование не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении.
1. Асломов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асломов, Г. В. Бурменская. - М. : Просвещение, 2010. - 151 с.
2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. - Педагогика. - М. : Просвещение, 1989. - 289 с.
3. Батий, Ю. Ю. О некоторых средствах контроля в общеобразовательной школе [Текст] : метод. реком. в помощь учителю / Ю. Ю. Батий. - М. : Академия, 2000. - 37 с.
4. Безродных, О. В. Формирование навыков саморегуляции и
самоконтроля у учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / О. В. Безродных. - URL : http://www.openclass.ru/node/317942 (Дата
обращения: 22.10.2018).
5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. С Белкин. - М. : Академия, 2000. - 192 с.
6. Белкин, Е. Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения [Текст] / Е. Л. Белкин // Начальная школа. - 2011. - №4. - С. 11-20.
7. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя [Текст] / В. К.Буряк. - М. : Просвещение, 1994. - 286 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ : Астрель : Хранитель,
2008. - 671 с.
9. Габеева, Л. Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников [Текст] / Л. Н. Габеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. 15: Теория и методика обучения. - С. 102-107.
10. Габеева, Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. Н. Габеева. - Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2007. - 171 с.
11. Гайдамакина, И. В. Формирование приемов учебной деятельности на основе системы циклов базисных задач планиметрии [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Габеева. - Орел, 2000. - 177 с.
12. Галкина, И. А. Роль самоконтроля в процессе обучения / И. А. Галкина [Текст] / И. А. Галкина // Управление начальной школой. -
2009. - № 12. - С. 18-26.
13. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : Просвещение, 1985. - 45 с.
14. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая - М. : Московский университет, 1974. - 140 с.
15. Градова, А. П. Управление познавательной деятельностью учащихся [Текст] / А. П. Градова // Учитель. - 2010. - № 6. - С. 76-78...