ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 .Мышление и его виды 6
1.2. Действия логического мышления 12
1.3. Особенности развития логического мышления дошкольников 19
1.4. Подходы к развитию логического мышления дошкольников 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Диагностика начального уровня развития логического мышления
детей дошкольного возраста 31
2.2. Опытная работа по формированию логического мышления детей
дошкольного возраста 38
2.3. Анализ сформированности логическго мышления детей дошкольного
возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 68
На современном этапе к качеству образования в дошкольной образовательной организации уделяется особое внимание. Это вызывает потребность поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий детей дошкольного возраста, при этом учитывая потребности и интересы детей.
В соответствие с требованиями федерального образовательного стандарта, выпускник дошкольной образовательной организации, должен обладать такими качествами: любознательный, активный, понимающий живое, обладающий способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста - это залог успешности выпускника детского сада в школе [32].
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста происходит не стихийно. Развитием логического мышления руководят взрослые (воспитатель, родители, родственники), воспитывая и обучая ребёнка. Взрослые предлагают ребенку новые знания, опираясь на жизненный опыт ребенка, тем самым помогают ребенку усвоить понятия, до которых ребенок сам не смог бы додуматься, Взрослый создает искусственную ситуацию, где ребенок сам мог бы придти к нужному понятию.
Данная работа, направлена на исследование условий развития логического мышления детей дошкольного возраста. Данной проблемой занимались А. В. Запорожец [16], Л. С. Выготский [7] в своих трудах определил понятие «логическое мышление» и определил, что развитие логического мышление происходит через обучение, сформулировали системно - деятельностный подход. Ж. Пиаже [29], А. Венгер [6], А. Столяр[41], А.А.Зак [15], Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов [36] в своих трудах обосновали, что содержание образования проектирует мышление (эмпирическое или теоретическое). П. Я. Гальперин выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий. А.Г Асмолов и Г.В. Бурменская [1] разработали концепцию универсальных учебных действий.
В результате теоретических исследований появились программы для ДОО, в которых уделялась особая роль развитию логического мышления дошкольников. Таковыми являются программы: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [28], «Детство» под редакцией Т.Н. Бабаевой, Л.И. Гурович З.А. Михайловой [32], «Мир открытий» авторы: Л.Г. Петерсон А. И. Буренинаи , И.А.Лыкова, [33] многие другие программы.
Но практическая работа показала, что целенаправленному формированию логического мышлению дошкольников уделяется недостаточно внимания в современном дошкольном образовании.
Возникает противоречие между необходимостью развития логического мышления дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы.
Цель работы: выявить условия развития логического мышления дошкольников.
Объект работы: процесс развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития логического мышления детей в дошкольном возрасте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, рассмотреть понятие мышление и его виды.
2. Изучить психологические особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
3. Выявить условия развития логического мышления детей в дошкольном возрасте.
4. Проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса условий для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
На первом этапе мы изучили психолого - педагогическую и научную литературу по проблеме развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Второй этап предполагал опытную работу мы практическим путем проверили начальный и конечный уровень сформированности логического мышления дошкольников, на констатирующем этапе мы предложили комплекс условия и заданий и провели ряд занятий с использованием этих заданий для повышения уровня развития логических действий мышления у дошкольников. После чего провели конечную диагностику уровня сформированности логического мышления дошкольников.
Практическая значимость, данного исследования при рассмотрении научной литературы и проведенной диагностики, поможет воспитателю ДОО организовать эффективную работу по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ ЦРР детский сад №587 г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 53а.В опытной работе приняли 20 детей
подготовительного дошкольного возраста. Занятия проводились Е.А. Перминовой. Данная группа работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
К выходу из детского сада у ребенка должно быть сформировано логическое мышление. Этому свидетельствует ФГОС ДО и программы дошкольного образования. Ведь развитие логического мышления - это залог успешности выпускника детского сада в школе.
Мы нашли несоответствие между требованиями и недостаточностью разработанностью данной проблемы. Поэтому в своей работе мы рассмотрели особенности формирования логического мышления детей дошкольного возраста.
Рассмотрев понятие «мышление» и его виды, понятие «логическое мышление» и его виды, рассмотрели особенности развития логического мышления дошкольников и подходы к развитию логического мышления мы пришли к выводу. Развитость логического мышления ребенка дошкольного возраста меняется на протяжении всего времени. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей среде, тем самым учится производить простейшие умственные действия. Этому способствуют дидактические игры и задания, проводимые НОД. Составляющее логического мышления это логические действия, у детей будет формироваться эффективно и прочно логические действия мышления, если будут использоваться следующие условия:
1. Будет определена полная ориентировочная основа логического действия с у четом формируемого понятия;
2. Будет использоваться система дидактических игр, адекватных психологическому содержанию логических действий и определение соответствующей формы ее реализации в процессе над отработки логических действий;
3. Будет реализовываться отработка логических действий не только на познавательном развитии, но и на других видах НОД.
В практической части мы провели диагностику начального уровня развития логического мышления дошкольников с помощью наглядного и словесного материала в подготовительной группе, где приняли участие 20 детей подготовительной группы «звездочки» МБДОУ ЦРР №587. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в данной группе следует уделить внимание развитию логического мышления. Сформулировав условия в теоретической части работы, мы приступили к разработке ориентировочной основы действия и разработали комплекс дидактических игр для повышения уровня сформированности логического мышления. Проводя первые НОД мы заметили, что некоторым детям требуется индивидуальная работа, тогда мы разработали систему заданий для индивидуальной работы. Разрабатывая систему заданий мы опирались на труды А. Венгера и Л.Ф Тихомировой. Отбор дидактического материала проходил по нескольким этапам, которые сформулировал Г. А. Асмолов. Мы развивали логические действия не только на НОД по познавательному развитию, но и на речевом, художественно - эстетическом, социально - коммуникативном развитии. Нами так же были разработаны мероприятия и НОД, где у ребенка задействованы логические действия мышления.
На заключительном этапе работы была проведена конечная диагностика поисковой работы, которая показала, что выдвинутые условия и наш комплекс заданий эффективны для развития логического мышления детей дошкольного возраста. Для достижения максимальной сформированности логического мышления нужно следовать данным условиям и дополнять наполняемость группы математически-логическим уголком с дидактическими играми и материалами.
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] - А. Г. Асмолов, Г.
B. Бурменская, И. А. Володарская, под ред. А. Г.. Асмолова. - М.:
Просвещение, 2008.- 159 с.
2. Бантова, М. А Методическое пособие к учебнику «Математика. I класс» [Текст] : пособие для учителя М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова - М.: Просвещение, 2001 - 185.с.
3. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] А. В. Белошистая: пособие для педагогов дошкольных. учреждений - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 114 с.
4. Белошистая, А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление [Текст] А. В. Белошистая Дошкольное воспитание : сб. ст 2004.—
Ч. 9. - С. 64 -71.
5. Веккер, М.Л. Психика и реальность. Единая теория психических процессов [Текст] М. Л. Веккер - Издательство «Смысл». Москва, 1998. - 344с.
6. Венгер, А. Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] А. Л. Венгер, О. М. Дъяченко, Р. И. Говорова - М.Просвещение,1999.- 84 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] Л. С. Выготский . - М. «Смысл»,1991 - 480 с.
8. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] П. Я. Гальперин — М.Просвещение, 1985 - 45 с.
9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] П.Я.Гальперин. - М. Просвещение, 1976 - 120 с.
10. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. [Текст] П. Я. Гальперин Исследование мышления в современной психологии : сб. ст.- М.: Просвещение, 1966.
C. 236-277.
11. Давайте поиграем : Математические игры для детей 5-6 лет [Текст] Сборник сост Н. И. Касабуцкий [и др.] — М.: Просвещение,1991.— 80 с.
12. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] В. В. Давыдов. - М.Просвещение, 1972. - 136 с.
13. Детский сад 2100 «Моя математика», [Текст] Корепанова М.В, Козлова С.А, Пронина О.В - М. Акатемия,2010 - 383 с.
14. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан - М., «Академия», 1999. - 464 с.
15. Зак, А.З.Как развивать логическое мышление?: 800
занимательных задач для детей [Текст] / А.З. Зак. - М: Аркти, 2001. - 144 с.
16. Запорожец, А.В. Развитие мышления Психология действия : избранные психологические труды [Текст] /А.В. Запорожец. - Воронеж : МОДЭК, 2000. - 42 с.
...