ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ 7
1.1 Роль внутриорганизационных коммуникаций в системе управления 7
1.2 Понятие и виды коммуникаций в органах муниципального управления 12
1.3 Основные направления совершенствования внутриорганизационных
коммуникаций 19
Вывод по главе 1 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ В ОРГАНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - АДМИНИСТРАЦИИ КАМЫШЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 31
2.1 Характеристика администрации КГО 31
2.2 Анализ внутренних коммуникаций в администрации КГО 38
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы коммуникаций в
администрации КГО 57
Вывод по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Каждый будний день приходя на работу мы так или иначе вступаем в деловую коммуникацию, становимся ее участником, т.к. на своем рабочем месте мы нацелены на достижение определенных целей через обмен информации, выдачу или принятие указаний. Коммуникация является необходимым инструментом в управленческих технологиях сегодняшнего времени. Современные руководители должны обладать не только умением отдавать распоряжения, но и владеть широким набором коммуникативных навыков: ведения переговоров, проведения совещаний, установления контактов, коммуникативного воздействия, электронной коммуникации.
Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование. Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и руководители, и подчиненные должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что при рассмотрении внутриорганизационных коммуникаций в органах муниципального управления, состоящих из тесного взаимоотношения между сотрудниками, между уровнями управления и подразделениями, их необходимо организовать таким образом, чтобы они способствовали достижению общих целей организации. Через органы местного самоуправления ежедневно проходит большой поток информации, постоянно ведутся переговоры, заседания, рабочий ритм ускоряется. Необходимо успевать все, и правильно и четко доносить мысль на
совещаниях, уметь сплотить коллектив, дать вовремя уверенный настрой на работу, а иногда и вовремя отдохнуть. Внутриорганизационное взаимодействие между отдельными элементами управленческой структуры составляет основу процесса управления. Таким образом для устойчивого и успешного функционирования учреждения необходима спланированная деятельность руководителя по совершенствованию системы
внутриорганизационных коммуникаций. Одним из направлений деятельности руководителя (главы администрации) по совершенствованию системы внутриорганизационных коммуникаций является анализ или оценка данного спектра управления, которые позволят выявить недостатки системы и возможности ее совершенствования.
Возникает противоречие между необходимостью повышения эффективности корпоративного управления и отсутствием в исследуемом учреждении, в некоторых вопросах, желания внедрить эффективные коммуникативные процессы. Указанное противоречие позволило нам определить актуальную проблему, заключающуюся в том, что без совершенствования системы внутриорганизационных коммуникаций невозможно повысить эффективность внутриорганизационного управления.
Однако особенности внутриорганизационных коммуникаций в сфере органов муниципального управления остаются недостаточно исследованным направлением. Актуализирует исследование также и тот факт, что коммуникационные каналы сотрудников органов муниципального управления в последние годы видоизменяются весьма динамично, что становится следствием политических, социальных и технологических изменений в обществе.
Специфику управленческих и, в частности, внутриорганизационных коммуникаций в российской науке на протяжении двух последних десятилетий активно исследовали такие авторы, как: А. Н. Крылов, А. С. Орлов, Г. Г. Почепцов, Н. А. Рыбакова, О. В. Флеров, Ф. И. Шарков, В. М.
Шепель, В.Г. Панченко, С.Г Крылова, А.П. Карпунина и др.
Теоретической основой данной работы стали исследования зарубежных и отечественных экономистов, психологов, ученых таких как: В.А. Спивак, В.И. Бенедиктова, А.Р. Бахарев, Д.М. Лэйхифф, Д.М. Пенроуз, В.М. Бехтерев, Ф. Тейлор, А. Файоль, А. Гастев, М. Фоллет, Ф. Ротлисбергер и др. Методологической основой явились нормативные акты деятельности органов муниципального управления Камышловского городского округа.
Объект исследования: внутриорганизационные коммуникации.
Предмет исследования: совершенствование системы внутриорганизационных коммуникаций в органе местного самоуправления.
Гипотеза: реализация мер по налаживанию системы организационных коммуникаций позволит повысить эффективность деятельности администрации Камышловского городского округа.
Методы исследования: сравнение, анализ, обобщение. Основными методами исследования внутренних организационных коммуникаций выступили: опрос, анкетирование, наблюдение.
Цель исследования: изучить систему внутриорганизационных коммуникаций, в корпоративном управлении органа местного самоуправления, и дать рекомендации по совершенствованию системы на примере администрации Камышловского городского округа.
Для достижения данной цели ставятся следующие взаимосвязанные задачи:
1. Изучить сущность и эффективность внутриорганизационных коммуникаций.
2. Описать понятие и виды внутриорганизационных коммуникаций.
3. Определить роль современных внутриорганизационных коммуникаций в корпоративном управлении органа местного самоуправления.
4. Охарактеризовать деятельность администрации Камышловского городского округа.
5. Проанализировать внутренние коммуникации в администрации Камышловского городского округа.
6. Дать рекомендации по усовершенствованию системы внутриорганизационных коммуникаций в администрации Камышловского городского округа.
Цели и задачи предопределили логику построения структуры выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, двух выводов, заключения, списка литературы с использованием 48 источников, 6 таблиц, 18 рисунков и 6 приложений.
Наша выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию внутриорганизационных коммуникаций в управлении. Нами была рассмотрена роль внутриорганизационных коммуникаций в управлении, какие виды коммуникаций в управлении бывают, какова их значимость. И мы делаем однозначный вывод, что внутриорганизационные коммуникации имеют колоссальное значение в управлении, так как предоставляют необходимые средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации, в нашем случае - деятельности администрации КГО. Поэтому и руководители (глава КГО, заместители), и исполнители (специалисты отделов) должны знать основные методы и способы применения коммуникационных технологий и принимать важные решения относительно их использования.
Коммуникация обеспечивает не только передачу информации, но и выстраивание взаимодействия и установление взаимопонимания, что является проявлением информативной, интерактивной и перцептивной функций коммуникации соответственно. Однако циркуляции информации и единства действий и взглядов недостаточно. Необходим контроль над действиями и их корректировка. В этом случае коммуникации используются как инструмент влияния и осуществления управленческого контроля.
Можно отметить, что коммуникация не самый эффективный инструмент воздействия, но крайне действенный, наименее затратный и в большей степени личностно-ориентированный, что выгодно отличает его от методов экономического и административного воздействия. Однако требуются определенные навыки коммуникации и знания приемов общения, чтобы качественно осуществлять управление. Кроме того, существуют коммуникационные барьеры, которые проявляются при общении и мешают восприятию информации. Управленческое влияние в результате их деятельности снижается, коммуникационные процессы замедляются и осложняются, что ведет к потере производительности и эффективности работы персонала, а значит и организации в целом. Поэтому, на наш взгляд, чрезвычайно важно осуществление результативных коммуникаций.
И ещё хотелось отметить, что выстраивание качественных коммуникации в органе местного самоуправления - это в конечном счете показатель не только успешной работы, но и проявления внешнего облика организации, положительного имиджа муниципальных служащих. Речь о том, что при успешно проведенных публичных совещаниях или массовых выступлениях, где сотрудники других организаций или простые граждане могут увидеть уровень подготовленности руководителей аппарата чиновников, как они компетентны в том или ином вопросе, как умеют вести себя при нестандартных ситуациях, как общаются между собой - все это создает общий внешний облик администрации КГО, имидж всей структуры органов муниципального управления.
1. Г енеральный план развития Камышловского городского округа на
период до 2032 года, утвержденный Решением Думы Камышловского городского округа № 257 от 27.09.2013 г. (с вн. изм. от 12.08.2016 г.): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gorod- kamyshlov.ru/building/generalnyij-plan-kamyishlovskogo-gorodskogo-okruga/
2. Закон Свердловской области от 12 октября 2004 года N 71 -ОЗ «Об
установлении границ муниципального образования город Камышлов и наделении его статусом городского округа» (с изм. на 12.07.2007 года): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/802017441
3. Закон РФ «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.): [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 103023/
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): [Электронный ресурс].
• Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
5. Указ Губернатора Свердловской области от 10.03.2011 № 166-УГ «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области»: [Электронный ресурс].
• Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429081077
6. Устав Свердловской области от 23.12.2010 № 105-ОЗ (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 30.11.2010) (ред. от 24.09.2018): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW071&n=77 729#028996087891104927
7. Устав Камышловского городского округа (принят Решением
Думы Камышловского городского округа № 257 от 26.05.2005, с внес. изм. от 09.12.2016 г.): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gorod-
kamyshlov. ru/about/ustavmo/
8. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»: [Электронный ресурс].
• Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 66530/
9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019): [Электронный ресурс].
• Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 44571/
10. Анискин, Ю.П. Планирование и контроллинг [Текст] / Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2013. - 409 с.
11. Боженов, С. Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров [Текст] / С. Боженов, К. Харченко // Управление персоналом. - 2009. - № 6. - С. 46-50.
12. Василенко, И. А. Политология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. - С. 143-155.
13. Гончаров, С.В. Эффективные коммуникации: [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http: //www. pmcity. ru/management/publications/detail. php?ID=2209
14. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 358 с.
15. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций [Текст] / О.Н. Громова. - М.: ЭКМОС, 2013. - 173 с...