ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме «развития художественного восприятия
у детей» 8
1.2. Особенности развития художественного восприятия у детей среднего
дошкольного возраста 19
1.3. Изобразительная деятельность детей среднего дошкольного возраста как
средство развития художественного восприятия 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностическое исследование по определению начального уровня
развития художественного восприятия у детей 39
2.2. Организация работы по развитию художественного восприятия у детей
среднего дошкольного возрастав изобразительной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
Актуальность исследования. В современном образовании вопрос активизации и развития восприятия у дошкольников стоит особенно остро. Это связано с тем, что общество испытывает настоятельную потребность в творческих личностях, способных преобразовать действительность с учетом развития социальных и производственных технологий. А для этого человеку необходимо умение воспринимать действительность, выделять необходимые свойства объектов, оперировать ими и объединять их в создании новых объектов.
Актуальность развития восприятия обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где рекомендовано развитие восприятия осуществлять в разнообразных видах деятельности: в процессе освоения окружающего мира, игровой, музыкальной, изобразительной, конструирования из разных материалов и др. [59].
В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в психическом развитии - у него формируются такие познавательные процессы, как непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие, он способен запоминать определенный учебный материал, выполнять мыслительные операции (анализировать, сравнивать, сопоставлять и др.). Восприятие становится ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, который согласованно участвует с другими процессами в познании окружающего мира и является основой дальнейшего развития функций познания, необходимых для полноценного развития и успешной учебы.
В дошкольном возрасте одним из привлекательных видов деятельности для ребенка является художественная деятельность. Примерная образовательная программа для дошкольного возраста «От рождения до школы» предполагает, что художественно-эстетическое развитие детей является предпосылкой ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; воспитывает эстетическое отношение к окружающему миру, стимулирует реализацию самостоятельной творческой деятельности детей [45].
Практика организации художественной деятельности на местах показывает, что целенаправленное развитие восприятия в рекомендуемых образовательных программах не всегда предусмотрено. Во многих дошкольных учреждениях художественно-развивающая среда не отвечает требованиям современности. Не достаточно современных исследований по развитию художественного восприятия и отдельных его компонентов у детей среднего дошкольного возраста, а также наглядных пособий и игр для его развития, учитывающих специфику данного возраста. В методических источниках не вполне четко дается определение наиболее эффективным видам деятельности для развития художественного восприятия у детей 4-5 лет. Реальное положение дел, побуждает современного педагога искать пути реализации скрытых резервов развития художественного восприятия воспитанников.
Условия развития художественного восприятия детей на занятиях по изобразительной деятельности включают три вида: рисование, лепка, аппликация. На наш взгляд, именно в таких видах изобразительной деятельности предоставляется возможность детально рассмотреть объекты художественной деятельности, выделить их признаки, найти причинно-следственные связи изменения свойств материалов, выполнить отделку художественного изделия дополнительными деталями, дать оценку результатам деятельности, объективно оценить произведения искусства.
В данной работе мы ограничимся исследованием развития восприятия у детей среднего дошкольного возраста на занятиях аппликацией. Аппликация является таким видом изобразительной деятельности, в результате которой дети могут не просто создавать разнообразные поделки , но и выражать свое отношение к окружающему на основе полученных знаний о свойствах предметов и собственного опыта восприятия окружающего мира. В результате деятельности возникает реальный привлекательный для детей предмет творчества.
При анализе практики, нами было выявлено противоречие: между требованиями федерального образовательного стандарта дошкольного образования о необходимости развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольной образовательной организации основе организации изобразительной деятельности для его развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: какие педагогические условия в организации изобразительной деятельности способствуют успешному развитию художественного восприятия детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Педагогические условия развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития художественного восприятия детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия развития художественного восприятия детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и спроектировать комплекс занятий по аппликации, как вида изобразительной деятельности, направленный на развитие художественного восприятия детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научно-педагогических источников определить сущность понятия «Художественное восприятие детей среднего дошкольного возраста».
2. Выявить возможности изобразительной деятельности как средства развития художественного восприятия детей среднего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия организации изобразительной деятельности на занятиях аппликацией детей среднего дошкольного возраста, направленные на развитие их художественного восприятия.
4. Провести диагностику уровня развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
5. Спроектировать цикл занятий по развитию художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста, обеспечивающих его развитие в изобразительной деятельности.
Теоретической основой исследования явились: труды по психологии восприятия, возрастной психологии и теории обучения Л. А Венгера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Г. Маклакова, А. А. Мелик-Пашаева, В. С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Г. А. Урунтаевой и др.; Проблема развития восприятия средствами изобразительной деятельности рассматривалась в трудах Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Б. В. Косминской, А.А. Мелик-Пашаева, Е.А. Флёриной и др.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы), эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации).
База исследования: МБДОУ детский сад № 4 «Светлячок» п. Белоярский. В исследовании участвовали 21 воспитанник средней группы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности на занятиях аппликацией. Обоснован и разработан комплекс занятий по аппликации, направленных на развитие художественного восприятия детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы (65 источников), приложения.
Современное дошкольное образование делает акцент на значимости художественно-эстетического воспитания для развития личности ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы восприятия художественных произведений, архитектурных сооружений, что, в свою очередь, формирует эстетические ценности и установки. Развивающиеся у ребенка чувство меры, ритма, гармонии позволит в дальнейшем педагогу направлять личность по пути гармоничного развития, сформировать установки на созидание и эстетическое преобразование окружающей среды.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было выбрано определение понятия «художественное восприятие». В нашей работе мы опираемся на определение, данное Н.А. Ветлугиной - художественное восприятие - сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором.
2) Выявлены психолого-педагогические особенности развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста. Восприятие ребенка среднего дошкольного возраста отличается тем, что он способен воспринимать предметы по внешним признакам - форма, цвет, величина и т.д. Предметы и явления окружающего мира воспринимаются ребенком такими, какими у него были сформированы представления о них. В его изобразительных работах проявляются такие особенности восприятия, как: внимание к характерным признакам чувственного облика вещей, их акцентирование в рисунке, эмоциональная выразительность цветовых сочетаний и т.п. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношения к изображаемому. Одним из самых ярких средств выразительности у детей 4-5 лет является цвет. Ребёнок может использовать это средство в явном противоречии с реальностью, например, раскрасив в одной цветовой гамме злых и добрых героев.
3) Раскрыты возможности занятий аппликацией в развитии художественного восприятия детей среднего дошкольного возраста. Работа по развитию детского восприятия не может быть организована в рамках какой-то одной деятельности или только в режимных моментах пребывания в саду - эти задачи можно решить лишь при условии целенаправленного воспитания, приобретением опыта восприятия окружающего мира повсеместно и систематически. Кроме того, выявлены необходимые элементы среды, создаваемой для занятий аппликацией, которая формируется исходя из особенностей видов деятельности и обрабатываемых материалов. Особенностью занятий аппликацией является то, что дети, созерцая объемные формы, конструируют изображение его в плоской форме, достигая определенного сходства. Комбинируя простые геометрические фигуры, создают оригинальные декоративные узоры, составляют композиции в полосе, круге, квадрате, складывают изображения из нескольких деталей. В результате чего у них формируется осознанное отношение к порядку выполнения работы - формируются приемы планирования и навыки культуры труда. Показывая детям основные приемы работы с бумагой, картоном, природным материалом на аппликации дети учатся сравнивать, анализировать, выбирать. Красота и выразительность аппликации зависят от того, как дошкольники овладели формообразующими движениями, умение передавать в аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции. Таким образом, развивается эмоциональная отзывчивость на произведения искусства.
4) С целью определения направленности содержания занятий по развитию художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы была организована педагогическая диагностика.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 4 «Светлячок» п. Белоярский. В исследовании участвовал 21 воспитанник средней группы.
Тестирование, проводилось по методикам, разработанным С.В. Огурцовой и М.А. Казаковой. Показателями и критериями развития эстетического восприятия в среднем дошкольном возрасте являются:
- эмоциональная отзывчивость на произведения искусства - умеет выразить разным цветом персонаж, используя разные оттенки цвета;
- умение использовать средства выразительности и различные материалы в собственных произведениях - создает художественные образы, используя различные средства выразительности; имеет практические умения, свободно владеет техническими навыками;
- использование рисунка как средства выражения своего настроения, чувств, эмоций, композиционное решение, выразительность сюжета, цветовое решение, техника исполнения, оригинальность рисунка.
Математическая обработка результатов и качественная характеристика показали, что, что в группе 47,6% детей по показателю «эмоциональная отзывчивость на произведения искусства» находятся на высоком уровне развития. Это связано с тем, что в дошкольной образовательной организации ведется целенаправленная работа по развитию художественного восприятия в разнообразных видах изобразительной деятельности. На низком уровне развития находятся 8 детей по 2 и 3 показателям, что составляет 38,1 % от общего количества детей.
Полученные результаты определили направленность содержания занятий по развитию художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
5) Разработан комплекс занятий, направленных на развитие художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста и проведена его эффективность в ходе опытно-поисковой работы. В разработанные занятий мы включали наблюдения изменений природных явлений, изучение свойств материалов, дидактические игры, беседы, способствующие развитию художественного восприятия у детей.
Организованные занятия проходили в эмоциональной форме в тесном сотрудничестве взрослого и детей. Одним из главных условий успешности этого процесса является взаимосвязь аппликации с лепкой и рисованием. На этих занятиях мы решали одни и те же задачи по развитию художественного восприятия, что обеспечило закрепление учебного материала в разных условиях, формирование у детей прочных навыков и представлений.
Проанализировав литературу на предмет создания условий развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста, нами созданы следующие условия:
- создана развивающая художественно-эстетическая среда, которая позволила детям свободно заниматься разными видами деятельности и взаимодействовать друг с другом; которая периодически преобразовывается и пополняется с учетом специфики ее восприятия ребенком в соответствии с изменениями среды пребывания человека;
- использован комплекс средств развития восприятия (лепка, рисование, аппликация, восприятие художественных произведений), методов и приемов обучения с учетом специфики художественной деятельности, возрастным особенности детей и уровнем их овладения изобразительной деятельностью;
Организована целенаправленная работа по формированию художественного восприятия детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений (использование разнообразных материалов и техник аппликации).
Наблюдения деятельности детей показали, что в результате проведенной работы дети стали осознанно выбирать детали для аппликации в свободных видах деятельности и на занятиях. Организованные дидактические игры на определение формы, цвета и др. признаков, на конструирование изображений из набора геометрических фигур помогают детям ориентироваться в разнообразии форм, размеров, количества в процессе формирования математических представлений. Исследования свойств материалов, проведение бесед на природе помогают детям в ознакомлении с окружающим выявлять явные признаки изменений в природе, давать более красочные описания этим явлениям. В художественной деятельности дети показали умение отбирать на осознанном уровне предметы и средства отображения своих эмоций и настроения. Однако, работа с детьми по развитию художественного восприятия находится в стадии развертывания и явных сдвигов у детей с низким и средним уровне развития этого процесса пока в явном виде не наблюдается. В то же время можно отметить тот факт, что дети с удовольствием вовлекаются в беседы, обсуждения художественных произведений, наблюдения процессов, с радостью говорят родителям о своих достижениях. Дальнейшая наша работа будет направлена на вовлечение этих детей в организованные нами виды практической художественной деятельности и индивидуальном подходе к каждому ребенку.
1. Анхрейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Анхрейм; пер с англ. В.Н. Самохиной.- М.: Прогресс, 1974. - 386 с.
2. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] /
З. А. Богатеева. - М: Просвещение. 2005. - 224 с.
3. Венгер, Л. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Текст] : автореф. дис. ... д-ра псих. Наук : 13.00.00 / Л. А. Венгер : МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1968.- 37 с.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
5. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина - М.: Просвещение, 2003. - 207 с.
6. Волков, Н. Н. Восприятие картины [Текст] / Н. Н. Волков. - М.: Академия, 2007. - 56 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 217 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2010. - 508 с.
9. .Гамезо, М. В., Атлас по психологии [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко - М.: Пед. общество России, 1999. - 327 с.
10. Грибанова, М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / М. В. Грибанова : Перм. гос. пед. у-нт. - Пермь. 1999. 157 с.
11. Гусакова, М. А. Аппликация [Текст] / М. А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
12. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова [и др.] ; под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
13. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» [Текст] / Т. Н. Доронова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
14. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева / под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
15. Епанчинцева, Н.Д. Организация развивающей среды как условие художественно- эстетического воспитания дошкольников [Текст] / Н. Д. Епачинцева // Нач. шк. плюс до и после. - 2008. - № 12. - С. 27-29
16. Казакова, М. А. Рисунок как средство диагностики психического развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]: методическая разработка / М.А. Казакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 74-77.
17. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное
развитие дошкольников [Текст] : монография / Т. Г. Казакова. - М.:
Педагогика, 1983. - 111 с.
18. Калинина, Т. В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6 - 7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Т. В. Калинина: УрГПУ. - Екатеринбург, 2006.- 23 с.
19. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа [Текст] / Т.С. Комарова - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 195 с. - (Библиотека программы «От рождения до школы»)
20. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т. С. Комарова. - М.: Владос. 2007. - 97 с
21. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч. [Текст] / Я. А. Каменский; под ред., с биогр. очерком и примеч. А. А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с., ил., портр..
22. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учеб, пособие для студ. пед. ин-тов /
B. Б. Косминская, Е.Н. Васильева, Р.Г. Казакова [и др.] - М. : Просвещение. 1985. - 255 с.
23. Кудина, Г. Н. Как развивать художественное восприятие школьников [Текст] / Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М.: Знание, 1988. - 125 с.
24. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - 4-е изд., М.: Изд. Москов. ун-та,1981.- 386 с.
25. Люблинская, А. А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Академия, 2002. - 267 с.
26. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - Питер. 2005. - 583 с. - (Серия «Учебник нового века»)
27. Максакова, Г. В. Советы по организации художественно- эстетической среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Г. В. Максакова. - URL: https://www.moi-detsad.ru/ sovety-po-organizatcii-hudozhestvenno-esteticheskoi-sredy-dou/ (дата обращения : 19. 11. 2018).
28. Махмутова, Н. Н. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. Н. Махмутова. - М., 2009. - 144с.
29. Мезенцева, С. И. Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /
C. И. Мезенцева. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/19/
vliyanie-predmetnoy-deyatelnosti-na-razvitie-vospriyatiya-tsveta-formy (дата
обращения: 26.09.2018).
30. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы художественного развития. [Электронный ресурс] / А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, Н. Ф Чубук. - URL: https://studfiles.net/ preview/ 5535019/ (дата обращения 26.09.2018).
31. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы художественного творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 360 с.
32. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Владос, 2005. - 369 с.
33. Нищева, Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева- Изд. 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2016. - 240 с.
34. Новикова, Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного
народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
Г. П. Новикова: Ин-т высшего образования. - Москва, 1994. - 227 с.
35. Новикова, Н.С. Сенсорное развитие ребенка [Электронный ресурс] / Н С. Новикова.- URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/11/ 09/sensornoe-razvitie-rebenka (дата обращения 19. 11. 2018).
36. Новлянская, З. Н. Эстетическое отношение как один из
индикаторов художественных способностей [Текст] / З.Н. Новлянская //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. - Л.:
«Наука», 1983. - С.216-220.
37. Новоселова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] /С. Л. Новоселова. - М.: Педагогика, 2003. - 190 с.
38. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн- проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно¬воспитательных комплексах /С. Л. Новоселова. - М.: Центр «"Дошкольное детство» им. А. В.Запорожца, 2001. - 74 с.
39. Нойманн, Э. Искусство и время. / Э Нойманн, К. Юнг // Психоанализ и искусство.- М.,: REFL-BOOK, Ваклер, 1996. - С.153-195.
40. Огурцова, С. В. Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста средствами живописи [Электронный ресурс] / С. В. Огурцова. - URL: https://infourok.ru/330459.htm(дата обращения: 10. 10. 2018).
41. Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн [Текст] /Г. Н. Пантелеев.- М.: Карапуз-Дидактика; ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
42. Пасекова, Л. А. Предметно-развивающая среда [Текст] : Метод. рекомендации для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Л. А. Пасекова. - СПб.: Астерон, 2012. - 124 с.
43. Педагогическое наследие Е. И. Тихеевой и его использование в современном дошкольном и начальном образовании [Электронный ресурс].- URL: https://studbooks.net/2591334/ (дата обращения: 9. 12. 2018).
44. Пелих, Е. А. Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Е. А. Пелих : Моск. гос. открыт. пед. ун-т им. М.А. Шолохова.- Москва, 2003.- 192 с.
45. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - изд. 3-е. испр. и доп. - М.: Мозаика- Синтез, 2014. - 368 с.
46. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
47. Развитие восприятия дошкольников [Электронный ресурс]. - URL: https://studopedia.ru/9_15788_vvedenie.html (дата обращения: 17. 11. 2018).
48. Раева, Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Л. А. Раева// Дошкольное воспитание. - 1974. - № 10. - С.113-115.
49. Рушечникова, О. А. Изобразительная деятельность как средство развития восприятия [Электронный ресурс] / О. А. Рушечникова. - URL: https://sajtpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=232 (дата обращения: 10.10.2018).
50. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : Пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т. С. Комарова - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1982.- 208 с
51. Седова, Л. Н. Структура развивающей среды. Ребенок-дошкольник как субъект научного исследования и субъект воспитания [Электронный ресурс] / Л. Н. Седова. - URL: https://studfiles.net/preview/6188137/page:2/(дата обращения: 20.11.2018).
52. Столярова, Е. А. Развитие познавательных процессов у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. А. Столярова. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/12/diplomnaya-rabota-detskoe-izobrazitelnoe-tvorchestvo-hudozhestven-noe]. (Дата обращения 10. 10. 2018).
53. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст] / Б. М. Теплов; ред., сост., авт. коммент Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. - Т 1. - М.: Педагогика, 1985. - 329 с.
54. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /Л. Ф. Тихомирова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 235 с. - (Психология детства: Практикум)
55. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст]: учебное пособие / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2013. - 336 с.
56. Урунтаева, Г.А. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Г.А. Урунтаева, Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - С. 90-94.
57. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. - 3е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
58. Уфимцева, А. М. Аппликационная деятельность [Текст] /А. М. Уфимцева - М.: Просвещение, 2007. - 272с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] - URL: https://pravobraz.ru/ federalnyj -gosudarstvennyj-obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 12.12.2017)
60. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/29614.html (дата обращения 26.09.2018)
61. Филлипс, О. Ю. Организация художественно-эстетической пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. О. Ю. Филлипс // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 1. - C. 16-19.
62. Флёрина, Е А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е. А. Флёрина- М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.- 319 с.
63. Фребель, Ф. Воспитание человека [Текст] / Ф. Фребель // История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия : учебное пособие / ред. С.Ф. Егоров. - М. : Академия, 2000. - С. 262-271.
64. Цаплина, О. В. Оформление предметной среды детского сада [Текст] / О. В. Цаплина. // Детский сад от А до Я. - 2011. - №5. С. 38-41.
65. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия. [Текст] / П. М. Якобсон. - М.: Знание, 1971. - 48 с.