Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приемы и методы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Работа №96948

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 8
1.1. Понятие трудового воспитания в теории
педагогики 8
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Особенности организации трудового воспитания у
дошкольников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 27
2.1. Современные подходы к исследованию отношения
дошкольников к труду 27
2.2. Изучение сформированности положительного отношения к
труду детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Сравнительная характеристика результатов проведенного
исследования 43
2.4. Рекомендации педагогам по организации трудового
воспитания у детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес к изучению современных подходов воспитания в системе дошкольного образования. Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного общего образования нацелен на то, чтобы реализовывать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель обучения и воспитания. Целью ФГОС дошкольного образования является формирование личности воспитанников, их когнитивных способностей, творческого потенциала, поскольку общество нуждается в творческих личностях, способных к активной самореализации.
Положительные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста.
Но в последнее время в ДОО закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально сегодня.
Волевые усилия, формирующиеся в ходе трудовых занятий, сказываются положительно на достижении результата в разных видах детской деятельности. Доказательством этому являются исследования в области трудового воспитания детей дошкольного возраста Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, В.Г. Дормидор, Д.В. Сергеевой и др. Положительный результат деятельности - это показатель успеха. Успех, в свою очередь является стимулом к развитию интереса к деятельности, что благодатно влияет на развитие личности (А.В. Запорожец, Т.А. Репина и др.). Отказываясь от трудового воспитания, мы не только обедняем жизнь детей, но и тормозим их дальнейшее развитие.
Современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - это, пожалуй, очень важное условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
Понимая огромную роль труда в воспитании детей, в своих работах часто затрагивали эту тему и Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. К.Д Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» [50, с. 90].
Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [48, с. 124].
Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка» [27, с. 112].
Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.
Известный отечественный психолог П.П. Блонский установил, что «в дошкольном возрасте трудно провести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы, так как высшая форма труда - творческий труд, подобно игре заключает в себе элемент наслаждения процессом деятельности» [10, с. 202].
В работах А.С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.
В зарубежной педагогике взаимосвязь трудовой деятельности и нравственного развития усматривали великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци.
Большим вкладом в теорию дошкольного воспитания являются принципы организации коллективного труда детей с малого возраста, разработанные французским философом и социологом Ш. Фурье, тонкие психологические мотивировки процесса воспитания детей, организации их в маленькие общества.
Истоки трудового воспитания лежат, конечно же, в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие - патриотизма. В наше время актуальными стали такие деловые качества, как предприимчивость и др. Нельзя быть предприимчивым не умея трудиться.
Все выше сказанное, доказывает, что сегодня проблема трудового воспитания актуальна.
Объект исследования: процесс формирования отношения к труду детей 5-6 лет
Предмет исследования: методы формирования отношения к труду детей 5-6 лет.
Исследуя проблему трудового воспитания, нами была поставлена цель.
Цель исследования: выявить эффективные методы и приемы, которые способствуют повышению уровня сформированности положительного отношения к труду.
Задачи:
-изучить особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;
-определить психологические новообразования, способствующие трудовой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста;
-выявить начальный уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста;
-представить эффективные методы и приемы организации трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
-проанализировать результаты проведенной работы.
Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, научной и методической литературы. Практическими методами исследования, используемыми в работе, являются: формирующий эксперимент, наблюдение, беседа.
Теоретическая основа исследования: проблемой трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский К.Д Ушинский. В зарубежной педагогике: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ш. Фурье.
Практическая значимость работы: проводилась подборка и систематизация теоретического и практического материала по теме трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Проводилось выделение и опробирование основных видов, форм, методов и приемов организации детского труда.
Представленный материал может быть использован в работе педагогов ДОУ.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МАДОУ №17 с. Патруши, Сысертского района, Свердловской области. В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из пятидесяти четырех источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение данной работы можно сделать следующие выводы.
Особенностями трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: осознание детьми значимости труда взрослых;
положительное отношение к труду через активную деятельность; развитие ответственности, самостоятельности, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям; труд в данном возрасте тесно переплетен с общением и игровой деятельностью.
Изучив психологическую литературу мы сделали вывод, что в данном возрасте происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции. Развивается прогностическая функция мышления, которая позволяет ребенку предвидеть последствия действий и поступков. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается способность к распределению и переключению. Ребенок способен воспринять инструкцию, действовать по правилу, удерживать во внимании несколько объектов. Более совершенной становится крупная моторика. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Успех в трудовой деятельности способствует повышению самооценки ребенка.
Все перечисленное позволило сделать вывод о том, что именно дошкольный возраст благоприятен для развития предпосылок к трудовой деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно не упустить огромный потенциал в развитии ребенка.
При этом у ребенка старшего дошкольного возраста, может наблюдаться и несформированность положительного отношения к труду, что можно исправить благодаря корректной педагогической помощи. Трудовое воспитание даст положительные результаты тогда, когда оно будет носить систематический характер, в нем будут участвовать все дети, будут использованы эффективные педагогические методы и приемы.
Теоретико-методологический анализ процесса формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста позволил выделить критерии положительного отношения к труду. Когнитивный компонент включает в себя наличие необходимых знаний и представлений о способах и средствах осуществления трудовой деятельности, последовательности трудовых действий. Аффективный компонент положительного отношения к труду - эмоциональное отношение к целенаправленной трудовой деятельности, интерес к труду, желание трудиться. Поведенческий компонент положительного отношения к труду проявляется в стремлении принять участие в трудовой деятельности, умении определять цель деятельности, план действий, оценить результат деятельности, взаимодействовать в процессе коллективной трудовой деятельности.
В процессе исследовательской работы были выделены показатели уровня сформированности положительного отношения к труду: выбор ребенком необходимого оборудования для трудовой деятельности, правильная последовательность выполнения трудового действия, проявление интереса к хозяйственно-бытовому труду, умение распределить и выполнять трудовые функции в процессе взаимодействия с другими, дать правильную оценку качества выполненных трудовых действий.
Нами были подобраны диагностические методики, на основе которых проведена диагностика сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста по указанным показателям. В качестве диагностического инструментария для определения уровня сформированности отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы методики: Г.Н Елисеевой «В хозяйственно-бытовом труде», А.Г. Тулегеновой «Труд в природе» и метод Л.А Порембской «Трудолюбие в процессе дежурств».
Проведена диагностика сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста по указанным показателям в детском саду № 17 с. Патруши, Сысертского района, Свердловской области. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе исследования показал, что большинство детей в группе, находятся на среднем уровне. Диагностика трудовой деятельности в хозяйственно-бытовом труде по методике Г.Н. Елисеевой низкий уровень показала у 2 детей (20%), средний - 6 детей (60%) и высокий у 2 детей (20%). Результаты диагностики трудовой деятельности по уходу за растениями по методике А.Г. Тулегеновой показали низкий уровень у 2 детей (20%), средний - 4 детей (40%) и высокий у 4 детей (40%) и результаты диагностики трудолюбия в процессе дежурств по методике Л.А. Порембской показали низкий уровень - 2 детей (20%), средний - 6 детей (60%), высокий уровень - 2 детей (20%).
После проведенной работы диагностика трудовой деятельности в хозяйственно-бытовом труде по методике Г.Н. Елисеевой показала средний уровень - 5 детей (50%), высокий - 5 детей (50%). Результаты диагностики трудовой деятельности по уходу за растениями по методике А.Г. Тулегеновой показали средний уровень - 4 детей (40%), высокий - 6 детей (60%), и результаты диагностики трудолюбия в процессе дежурств по методике Л.А. Порембской показали средний уровень - 5 детей (50%), высокий - 5 детей (50%).
Контрольные данные исследования показали, что систематическое планирование трудовой деятельности детей, использование таких форм труда как: индивидуальные поручения, дежурства, коллективный труд систематизируют процесс трудового воспитания детей, делают его целенаправленным и эффективным.
Использование методов объяснения, приучения, поощрения, одобрения, наглядный метод, а также педагогических приемов (пример воспитателя, показ способов действий) способствует формированию положительного отношения к труду.
Использование средств художественной литературы, музыки, изобразительного искусства; совместная работа детского сада и семьи; создание эмоционально-положительной атмосферы мотивируют детей к трудовой деятельности.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы выполнена, поставленные задачи реализованы. 



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ