ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 8
1.1. Понятие трудового воспитания в теории
педагогики 8
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Особенности организации трудового воспитания у
дошкольников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 27
2.1. Современные подходы к исследованию отношения
дошкольников к труду 27
2.2. Изучение сформированности положительного отношения к
труду детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Сравнительная характеристика результатов проведенного
исследования 43
2.4. Рекомендации педагогам по организации трудового
воспитания у детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес к изучению современных подходов воспитания в системе дошкольного образования. Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного общего образования нацелен на то, чтобы реализовывать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель обучения и воспитания. Целью ФГОС дошкольного образования является формирование личности воспитанников, их когнитивных способностей, творческого потенциала, поскольку общество нуждается в творческих личностях, способных к активной самореализации.
Положительные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста.
Но в последнее время в ДОО закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально сегодня.
Волевые усилия, формирующиеся в ходе трудовых занятий, сказываются положительно на достижении результата в разных видах детской деятельности. Доказательством этому являются исследования в области трудового воспитания детей дошкольного возраста Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, В.Г. Дормидор, Д.В. Сергеевой и др. Положительный результат деятельности - это показатель успеха. Успех, в свою очередь является стимулом к развитию интереса к деятельности, что благодатно влияет на развитие личности (А.В. Запорожец, Т.А. Репина и др.). Отказываясь от трудового воспитания, мы не только обедняем жизнь детей, но и тормозим их дальнейшее развитие.
Современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - это, пожалуй, очень важное условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
Понимая огромную роль труда в воспитании детей, в своих работах часто затрагивали эту тему и Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. К.Д Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» [50, с. 90].
Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [48, с. 124].
Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка» [27, с. 112].
Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.
Известный отечественный психолог П.П. Блонский установил, что «в дошкольном возрасте трудно провести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы, так как высшая форма труда - творческий труд, подобно игре заключает в себе элемент наслаждения процессом деятельности» [10, с. 202].
В работах А.С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.
В зарубежной педагогике взаимосвязь трудовой деятельности и нравственного развития усматривали великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци.
Большим вкладом в теорию дошкольного воспитания являются принципы организации коллективного труда детей с малого возраста, разработанные французским философом и социологом Ш. Фурье, тонкие психологические мотивировки процесса воспитания детей, организации их в маленькие общества.
Истоки трудового воспитания лежат, конечно же, в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие - патриотизма. В наше время актуальными стали такие деловые качества, как предприимчивость и др. Нельзя быть предприимчивым не умея трудиться.
Все выше сказанное, доказывает, что сегодня проблема трудового воспитания актуальна.
Объект исследования: процесс формирования отношения к труду детей 5-6 лет
Предмет исследования: методы формирования отношения к труду детей 5-6 лет.
Исследуя проблему трудового воспитания, нами была поставлена цель.
Цель исследования: выявить эффективные методы и приемы, которые способствуют повышению уровня сформированности положительного отношения к труду.
Задачи:
-изучить особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;
-определить психологические новообразования, способствующие трудовой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста;
-выявить начальный уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста;
-представить эффективные методы и приемы организации трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
-проанализировать результаты проведенной работы.
Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, научной и методической литературы. Практическими методами исследования, используемыми в работе, являются: формирующий эксперимент, наблюдение, беседа.
Теоретическая основа исследования: проблемой трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский К.Д Ушинский. В зарубежной педагогике: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ш. Фурье.
Практическая значимость работы: проводилась подборка и систематизация теоретического и практического материала по теме трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Проводилось выделение и опробирование основных видов, форм, методов и приемов организации детского труда.
Представленный материал может быть использован в работе педагогов ДОУ.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МАДОУ №17 с. Патруши, Сысертского района, Свердловской области. В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из пятидесяти четырех источников и приложений.
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы.
Особенностями трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: осознание детьми значимости труда взрослых;
положительное отношение к труду через активную деятельность; развитие ответственности, самостоятельности, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям; труд в данном возрасте тесно переплетен с общением и игровой деятельностью.
Изучив психологическую литературу мы сделали вывод, что в данном возрасте происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции. Развивается прогностическая функция мышления, которая позволяет ребенку предвидеть последствия действий и поступков. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается способность к распределению и переключению. Ребенок способен воспринять инструкцию, действовать по правилу, удерживать во внимании несколько объектов. Более совершенной становится крупная моторика. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Успех в трудовой деятельности способствует повышению самооценки ребенка.
Все перечисленное позволило сделать вывод о том, что именно дошкольный возраст благоприятен для развития предпосылок к трудовой деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно не упустить огромный потенциал в развитии ребенка.
При этом у ребенка старшего дошкольного возраста, может наблюдаться и несформированность положительного отношения к труду, что можно исправить благодаря корректной педагогической помощи. Трудовое воспитание даст положительные результаты тогда, когда оно будет носить систематический характер, в нем будут участвовать все дети, будут использованы эффективные педагогические методы и приемы.
Теоретико-методологический анализ процесса формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста позволил выделить критерии положительного отношения к труду. Когнитивный компонент включает в себя наличие необходимых знаний и представлений о способах и средствах осуществления трудовой деятельности, последовательности трудовых действий. Аффективный компонент положительного отношения к труду - эмоциональное отношение к целенаправленной трудовой деятельности, интерес к труду, желание трудиться. Поведенческий компонент положительного отношения к труду проявляется в стремлении принять участие в трудовой деятельности, умении определять цель деятельности, план действий, оценить результат деятельности, взаимодействовать в процессе коллективной трудовой деятельности.
В процессе исследовательской работы были выделены показатели уровня сформированности положительного отношения к труду: выбор ребенком необходимого оборудования для трудовой деятельности, правильная последовательность выполнения трудового действия, проявление интереса к хозяйственно-бытовому труду, умение распределить и выполнять трудовые функции в процессе взаимодействия с другими, дать правильную оценку качества выполненных трудовых действий.
Нами были подобраны диагностические методики, на основе которых проведена диагностика сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста по указанным показателям. В качестве диагностического инструментария для определения уровня сформированности отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы методики: Г.Н Елисеевой «В хозяйственно-бытовом труде», А.Г. Тулегеновой «Труд в природе» и метод Л.А Порембской «Трудолюбие в процессе дежурств».
Проведена диагностика сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста по указанным показателям в детском саду № 17 с. Патруши, Сысертского района, Свердловской области. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе исследования показал, что большинство детей в группе, находятся на среднем уровне. Диагностика трудовой деятельности в хозяйственно-бытовом труде по методике Г.Н. Елисеевой низкий уровень показала у 2 детей (20%), средний - 6 детей (60%) и высокий у 2 детей (20%). Результаты диагностики трудовой деятельности по уходу за растениями по методике А.Г. Тулегеновой показали низкий уровень у 2 детей (20%), средний - 4 детей (40%) и высокий у 4 детей (40%) и результаты диагностики трудолюбия в процессе дежурств по методике Л.А. Порембской показали низкий уровень - 2 детей (20%), средний - 6 детей (60%), высокий уровень - 2 детей (20%).
После проведенной работы диагностика трудовой деятельности в хозяйственно-бытовом труде по методике Г.Н. Елисеевой показала средний уровень - 5 детей (50%), высокий - 5 детей (50%). Результаты диагностики трудовой деятельности по уходу за растениями по методике А.Г. Тулегеновой показали средний уровень - 4 детей (40%), высокий - 6 детей (60%), и результаты диагностики трудолюбия в процессе дежурств по методике Л.А. Порембской показали средний уровень - 5 детей (50%), высокий - 5 детей (50%).
Контрольные данные исследования показали, что систематическое планирование трудовой деятельности детей, использование таких форм труда как: индивидуальные поручения, дежурства, коллективный труд систематизируют процесс трудового воспитания детей, делают его целенаправленным и эффективным.
Использование методов объяснения, приучения, поощрения, одобрения, наглядный метод, а также педагогических приемов (пример воспитателя, показ способов действий) способствует формированию положительного отношения к труду.
Использование средств художественной литературы, музыки, изобразительного искусства; совместная работа детского сада и семьи; создание эмоционально-положительной атмосферы мотивируют детей к трудовой деятельности.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы выполнена, поставленные задачи реализованы.