ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 6
1.1. Социальное партнерство как явление и система 6
1.2. Направления социального партнерства дошкольной
образовательной организации с родителями 17
1.3. Формы и методы социального партнерства дошкольной
образовательной организации с родителями 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 35
2.1. Изучение опыта организации социального партнерства в
дошкольной образовательной организации 35
2.2. Рекомендации по организации социального партнерства
дошкольной образовательной организации с родителями 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Коренные изменения, связанные с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, происходят в современной системе дошкольного образования. Изменяется, в том числе, и представление о процессе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» подчеркивается, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей в деятельности дошкольной образовательной организации [75].
Содержание совместной деятельности семьи и дошкольной образовательной организации, отраженное в научных исследованиях, педагогической литературе, в практике детских садов, традиционно обозначалось как «работа с родителями», «поддержка семьи», «сотрудничество» и т.д. Эти виды взаимодействия, особенно первые два, отличаются достаточно пассивной позицией семьи. Сотрудничество предполагает более активное участие родителей в процессе взаимодействия, однако ограниченное рамками конкретной деятельности.
Процессы, происходящие в современном дошкольном образовании, требуют изменения сути, характера, содержания, форм и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Основой их отношений и взаимодействия должны стать диалогичность, осознанность, равноправие, взаимоуважение: не над, не рядом, а вместе.
Для обозначения такого рода взаимодействия в педагогике не так давно появилось понятие «социальное партнерство».
Теоретические основы социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями достаточно широко освещены в научных исследованиях. В работах Г.А. Зайцевой, А.В. Кирпичниковой [28], О.Н. Мащенко [50], И.А. Хоменко [76] и др. рассматриваются проблемы организации социального партнерства. Исследования Е.П. Арнаутовой [3, 4, 5], О.В. Балалиевой [7, 8, 9], Т.П. Грибоедовой [20], О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой [29], З.П. Красношлык [43] и др. посвящены определению содержания понятия и выявлению особенностей реализации социального партнерства в дошкольных образовательных организациях.
Изучением конкретных форм и методов социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников занимаются А.Н. Ганичева [16], Л.А. Иванова [31], О.В. Колягина [39], Н.М. Метенова [52], Е.Н. Ренева [65] и др.
Однако в практике дошкольных образовательных организаций взаимодействие с семьями воспитанников чаще организуется в старых традиционных формах, предполагающих одностороннее назидательное воздействие педагога на родителей или преимущественно материальное участие последних в решении проблем детского сада. Это объясняется недостаточной методической разработанностью процесса организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями.
Итак, возникает противоречие между необходимостью организации взаимодействия нового типа - социального партнерства - дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников и недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Данное противоречие определило проблему исследования: какой должна быть деятельность дошкольной образовательной организации по организации социального партнерства с родителями воспитанников?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Социальное партнерство дошкольной образовательной
организации с родителями воспитанников».
Объект исследования: социальное партнерство как явление и система.
Предмет исследования: социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Цель исследования: определить теоретические основы социального партнерства и разработать рекомендации по организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «социальное партнерство».
2. Определить направления социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями.
3. Рассмотреть формы и методы социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
4. Изучить опыт организации социального партнерства в дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические - анализ и обобщение литературы, эмпирические - изучение педагогического опыта, изучение документации, беседа, анкетирование.
База исследования: Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 565 - структурного подразделения ГБОУ СО КТТТИ «Екатеринбургский кадетский корпус».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (79 источников), 5 приложений.
Проведенное исследование было посвящено изучению теоретических основ и опыта организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
В ходе исследования изучалась научная и методическая литература по вопросам организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями. Анализ литературы позволил определить, что социальное партнерство в образовательной деятельности есть разновидность педагогического взаимодействия, способ организации педагогического процесса, который базируется на сотрудничестве, диалогическом отношении субъектов образования и обеспечивает единство, гармонизацию образовательных структур и выработку стратегии единых педагогических действий.
Социальное партнерство как система состоит из следующих компонентов: субъекты, цель, содержание, формы, результат.
Социальное партнерство дошкольной образовательной организации с семьей было определено как особый тип взаимодействия образовательной организации с родителями, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений.
Направления социального партнерства детского сада с семьей различными авторами и примерными образовательными программами дошкольного образования определяются по-разному. В целом, социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями должно быть направлено на развитие ребенка по всем образовательным областям в зависимости от потребностей и интересов субъектов партнерства.
В настоящее время исследователи и педагоги-практики обращаются к изучению и апробации новых форм организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями. Среди них можно назвать интерактивные формы проведения родительских собраний («душевный разговор», «аукцион», «педагогическая лаборатория», тренинги, деловые игры, «круглые столы», семинары-практикумы, дискуссии, читательские конференции и др.); семейный клуб, переговорную площадку, проектирование. Эффективной формой партнерства может стать Интернет- портал или Web-сайт. Нетрадиционными формами партнерства являются семейные художественные студии, семейный театр и др.
В педагогической литературе подчеркивается, что использование современных форм социального партнерства не означает отказа от традиционных форм, таких, как День открытых дверей, совместные концерты, праздники, выставки, вернисажи, конкурсы, соревнования. Важно при организации партнерства использовать современные интерактивные методы (наглядные, словесные и практические).
Изучение опыта организации социального партнерства с родителями проводилось на базе Детского сада № 565 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей - структурном подразделении ГБОУ СО КТТТИ «Екатеринбургский кадетский корпус».
Были проанализированы: общий план работы дошкольной образовательной организации с родителями и план работы с родителями воспитателя старшей группы; проведена беседа с воспитателями. Также было проведено анкетирование родителей для выявления уровня их удовлетворенности работой детского сада и взаимодействием педагогов с семьями детей.
Изучение опыта организации социального партнерства с родителями в детском саду показало, что при планировании взаимодействия с родителями не достаточно учитываются их потребности. Содержание запланированных мероприятий не в полной мере соответствует потребностям семей воспитанников. Так, в плане отсутствуют мероприятия, на которых родители могли бы познакомиться с тем, как воспитывать капризного или агрессивного ребенка, как приучить детей к чтению, как помочь ребенку совершенствовать звуковую культуру речи. Недостаточно мероприятий проводится на тему оздоровления, закаливания детей.
Формы организации социального партнерства с родителями в детском саду в основном традиционны, мало интересны современным родителям. Также воспитатели мало используют методы, активизирующих родителей во взаимодействии с детским садом. Наглядно-информационные материалы в детском саду не являются эффективным средством социального партнерства с родителями.
В качестве рекомендаций был составлен план социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников на учебный год с учетом результатов анкетирования родителей.
В план включены интерактивные формы социального партнерства: круглый стол, мастер-класс, тренинг для родителей, совместный досуг, детско-родительские совместные акции и проекты, мероприятия, проводимые родителями и др.
Активизации родителей в социальном партнерстве с дошкольной образовательной организацией способствуют такие методы и приемы, как использование индивидуальных приглашений на мероприятия, просмотр видеозаписей занятий детей, аудио или видео записи интервью детей по определенным темам, прием «Острое блюдо», решение педагогических ситуаций, привлечение родителей к проведению мероприятий с детьми (встреч, бесед, игр), совместная презентация проекта и другие.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, были решены, цель достигнута.
1. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус [Электронный ресурс] // Новые ценности образования. -
2005. - № 5/24. - 182 с. URL: http://www.values-edu.ru/?p=39.
2. Анфилатова, И. В. Формы работы с родителями по развитию произношения звуков у старших дошкольников [Электронный ресурс] : URL: ййр://открытыйурок.рф/статьи/638511/ (дата обращения: 25.01.2018).
3. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - С. 52-58.
4. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья [Текст] / Е. П. Арнаутова. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2002. - 264 с.
5. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 4. - С. 23-35.
6. Бабаева, Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе [Текст] / Т. И. Бабаева // Альманах Детство. - 1998. - № 1. - С. 56-71.
7. Балалиева, О. В. Методические аспекты развития социального партнерства в ДОУ [Текст] / О. В. Балалиева // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 15. - С. 77-80.
8. Балалиева, О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения [Текст] / О. В. Балалиева // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 5. - С. 16-19.
9. Балалиева, О. В. Социально-педагогическое партнерство как условие развития образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование [Текст] / О. В. Балалиева // Дискуссия. - 2012. - № 6 (24). - С. 106-111.
10. Белинова, Н. В. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей педагога дошкольного образования [Текст] / Н. В. Белинова, Е. С. Баринова, И. Г. Быкова // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39). Часть I. - Новосибирск : СибАК, 2014. - С. 18-24.
11. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 1600 с.
12. Борилов, А. В. Социальное партнерство как индикатор качества среднего профессионального образования (на примере Омского государственного колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00:08 / А. В. Борилов ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2007. - 20 с.
13. Братцева, С. А. «Семейная гостиная» как форма работы с семьями [Текст] / С. А. Братцева // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 3. - С. 54-57.
14. Булысова, Е. В. Социальное партнерство как система урегулирования конфликтов в сфере социально-трудовых отношений России [Текст] : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 09.00.10 / Е. В. Булысова ; МосГУ.
- М., 2000. - 34 с.
15. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по образовательной модели «Первый шаг» [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / авт.-сост. Г. К. Фурс, М. В. Соловьева, Е. Н. Шаповалова.
- Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2008. - 69 с.
16. Ганичева, А. Н. Инновационные технологии взаимодействия
детского сада и семьи в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс] : URL:
http: //www.rusnauka. com/11 _NPE_2012/Pedagogica/4_104635.doc.htm (дата
обращения : 11.02.2018).
17. Гладкова, Ю. А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия [Текст] / Ю. А. Гладкова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 103-110.
18. Глушкова, Г. В. Взаимодействие дошкольного образовательного
учреждения с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-7 лет [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
Г. В. Глушкова ; Ин-т общ. обр. РФ. - М., 2003. - 20 с.
19. Голубева, Е. И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов [Текст] / Е. И. Голубева // Недетские проблемы детского чтения / В. П. Чудинова, Е. И. Голубева, Н. Н. Сметанникова. - М. : МОО «Русская ассоциация чтения», 2004. - 70 с.
20. Грибоедова, Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации [Текст] / Т. П. Грибоедова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 3. - С. 51¬
54.
21. Данилина, Т. А. Интеграция работы ДОУ с семьей [Текст] / Т. А. Данилина // Управление ДОУ. - 2002. - №4. - С. 18-28.
22. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
23. Дзятковская, Е. Н. Социальное партнерство в экологическом образовании для устойчивого развития [Текст] / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2008. - № 4. - С. 9-12.
24. Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей [Текст] / Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.
25. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2002. - 120 с.
26. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
Т1. Дуброва, В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи [Текст] : учебное пособие / В. П. Дуброва. - Минск, 1991. - 74 с.
28. Зайцева, Г. А. Социальное взаимодействие и партнерство : теоретический анализ [Текст] / Г. А. Зайцева, А. В. Кирпичникова // Социология и право. - 2014. - № 1. - С. 69-14.
29. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями. Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 80 с.
30. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст] : методическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис Пресс, 2006. - 128 с.
31. Иванова, Л. А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через Web-сайт [Текст] / Л. А. Иванова // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. - 2012. - № 1. - С. 29-35.
32. Калиниченко, В. А. Консультирование родителей дошкольников [Текст] / В. А. Калиниченко // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 61-63.
33. Касимова, Т. Н. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Касимова ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск,
2006. - 23 с.
34. Кашленко, Е. К. Организационно-педагогические условия
построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 /
Е. К. Кашленко ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2003. - 22 с.
35. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
36. Кожурова, О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Ю. Кожурова ; Ин-т теории и истории педагогики РАО. - М., 2011. - 227 с.
37. Козлова, A. B. Работа ДОУ с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг [Текст] / A. B. Козлова, Р. П. Дешеулина. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 112 с.
38. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009.
- 416 с.
39. Колягина, О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / О. В. Колягина // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М. : Буки-Веди, 2013. - С. 41-42.
40. Корякина, Н. И. Организация социального партнерства в детском экологическом центре [Текст] / Н. И. Корякина // Экологическое образование. - 2008. - № 4. - С. 39-43.
41. Котырло, В. К. Детский сад и семья [Текст] : методические рекомендации / В. К. Котырло, С. А. Ладывир. - Киев : Рад. шк., 1984. - 119 с.
42. Кощиенко, И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Кощиенко ; Мос. Гум. ун-т. - М., 2012. - 208 с.
43. Красношлык, З. П. Педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / З. П. Красношлык ; Северо-Осетин. гос. ун-т. - Владикавказ, 2006.
- 22 с.
44. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
45. Куприянова, Ю. В. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Ю. В. Куприянова // Научный поиск. - 2014. - № 2. - С. 35-36.
46. Лагутина, Н. Ф. Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Ф. Лагутина ; Мос. гос. пед. ун-т. - М., 2014. - 21 с.
47. Лопсонова, З. Б. Социальное партнерство как условие повышения качества дошкольного образования [Текст] / З. Б. Лопсонова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2014. - №5 (58). - С. 67-73.
48. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Для занятий с детьми от рождения до семи лет [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / А. И. Максаков. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 222 с.
49. Маталыгина, Ж. И. От школьной аспирантуры - к семейному проектированию [Текст] / Ж. И. Маталыгина, Е. К. Пархоменко // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 115-118.
50. Мащенко, О. Н. Социальное партнерство как социально-педагогический феномен [Текст] / О. Н. Мащенко // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №1. - С. 47-50.
51. Медова, Ю. В. Педагогические возможности социального партнерства в воспитании сельских школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ю. В. Медова ; Калужс. гос. пед. ун-т. - Калуга, 2005. - 20 с.
52. Метенова, Н. М. Родительское собрание. Методика проведения и практические материалы [Текст] / Н. М. Метенова. - Ярославль: Индиго, 2011. - 63 с.
53. Михеев, В. А. Основы социального партнерства: теория и политика [Текст] : учеб. для вузов / В. А. Михеев. - М. : Экзамен, 2001. - 448 с.
54. Мозжухина, Г. Л. Педагогическое партнерство образовательного
учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
Г. Л. Мозжухина ; Рос. гос. гум. ун-т. - Калуга, 2006. - 26 с.
55. Недвецкая, М. Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи [Текст] / М. Н. Недвецкая. - М.: УЦ Перспектива, 2009. - 152 с.
56. Никольская, О. Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О. Д. Никольская ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
57. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» [Текст] / под ред. А. И. Булычевой. - М. : НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2016. - 173 с.
58. Огороднова, О. В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. В. Огороднова ; Тюмен. гос. ун¬т. - Тюмень, 2002. - 23 с.
59. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез, 2014. - 333 с.
60. Педагогика взаимопонимания [Текст] : занятия с родителями / авт.- сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. - Волгоград : Учитель, 2016. - 123 с.
61. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый. - М. : ГИЦ «Владос», 2008. - 474 с.
62. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) [Текст] / под ред. H. JI. Селивановой. - М.: ИТИП РАО, 2009. - 64 с.
63. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» [Текст] / под ред. И. Е. Федосовой. - М. : Издательство «Национальное образование», 2015. - 368 с.
64. Птицына, Е. М. К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и родителей [Текст] / Е. М. Птицына // Развитие родительских компетенций (материалы всероссийской научно¬практической конференции). - М. : Изд-во «Спутник», 2015. - С. 73-76.
65. Ренева, Е. Н. Семейный клуб как форма организации социального
партнерства дошкольной образовательной организации и семьи [Электронный ресурс] // Концепт. - 2016. - № 02. URL:
http://ekoncept.ru/2016/16055.htm(дата обращения: 10.02.2018).
66. Родионова, Р. А. Организация детско-родительского клуба «Растем вместе» [Текст] / Р. А. Родионова, Н. В. Лавлинская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - Чебоксары : ООО «Интерактив плюс», 2015. - С. 92-94.
67. Сафонова, Е. Г. Организационно-педагогическое обеспечение социального партнерства профессионального колледжа [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. Г. Сафонова ; Мос. ин-т. раз. проф. обр. - М., 2003. - 27 с.
68. Свирская, Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции [Текст] : метод. пособие для работ. дошк. образов. учреждений / Л. В. Свирская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
69. Сметанина, В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. И. Сметанина ; Якут. гос. ун-т. - Якутск, 2002. - 22 с.
70. Соболева, О. Л. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / О. Л. Соболева, Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская, Л. Ф. Блинова. - М. : Дрофа, 2013. - 864 с.
71. Сулимова, Н. П. Социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями [Текст] / Н. П. Сулимова // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 12. - С. 147-151.
72. Суханкина, Е. Н. Нетрадиционное родительское собрание как гипержанр педагогического общения [Текст] / Е. Н. Суханкина // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 3. - С. 64-69.
73. Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. С. А. Иванова. - СПб.: РНЦ ГМУ, 2003. - 153 с.
74. Третьяков, П. И. Социальное партнерство в сфере образования - основа устойчивого развития системы [Текст] / П. И. Третьяков // Взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования : сб. материалов Х международной научно-практической конференции. - Смоленск; М., 2007. - С. 87-97.
75. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс] : URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155
от17.10.2013 rpdf (дата обращения: 20.01.2018).
76. Хоменко, И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства [Текст] / И. А. Хоменко // Директор школы. - 2007. ] № 4. - С. 83-88.
77. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Ю. Хямяляйнен. - М. : Просвещение, 1993. - 112 с.
78. Юсфин, С. М. Потенциал педагогической поддержки как основы субъект-субъектного взаимодействия в образовательном пространстве [Текст] / С. М. Юсфин // Социальное партнерство : педагогическая поддержка субъектов образования : материалы V Международной научно¬практической конференции, Москва, 20-22 апреля 2017 г. - М. : Пробел- 2000, 2017. - С. 36-49.
79. Якобсон, С. Г. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова. - М. : Просвещение, 2014. - 240 с.