ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 6 УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие учебной самооценки в психологии 6
1.2. Особенности учебной самооценки младших школьников 12
1.3. Формирование учебной самооценки у младших школьников на уроках
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ 28 ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогическая диагностика учебной самооценки у
младших школьников
2.2. Практика формирования учебной самооценки у
обучающихся в начальной школе
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценка. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом, включенным в образовательную практику. В этом случае обучающимися приобретаются и формируются навыки и привычки адекватной учебной самооценки и взаимооценки, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Учебная самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании учебной самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования учебной самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития учебной самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов
должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности учебной самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе, который состоит из ряда учебных дисциплин, должен способствовать не только усвоению специфических знаний, предусмотренных программой, но и становлению обучающегося как личности. Таким образом, задача учителя способствовать формированию адекватной, объективной учебной самооценке каждого ученика, как основы развития познавательной самостоятельности младших школьников.
Вопросам изучения самооценки младших школьников посвящено много научных работ, в частности исследования Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой и др. Однако вопрос изучения процесса формирования учебной самооценки у младших школьников остается изученным недостаточно, особенно с психолого-педагогических позиций, хотя является одной из самых острых проблем, стоящих перед современной школой, и должен быть решен для обеспечения достижения учеником успехов в учебе. Проблема нашего исследования заключается в поиске эффективных условий и средств формирования учебной самооценки обучающихся в начальной школе.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование учебной самооценки у младших школьников».
Объект исследования: формирование самооценки у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические приемы формирования учебной самооценки у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирования учебной самооценки младших школьников на уроках.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие учебной самооценки в психологии и педагогике.
2. Описать психологические особенности учебной самооценки у младших школьников и процесс ее формирования на уроках.
3. Осуществить педагогическую диагностику учебной самооценки у младших школьников.
4. Реализовать на практике педагогические приемы формирования учебной самооценки обучающихся на уроках.
5. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос).
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «В» класса, в количестве 30 человек (13 девочек, 17 мальчиков).
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В рамках данной работы была сформулирована цель исследования теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирования учебной самооценки младших школьников на уроках.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи исследования: раскрыли понятие учебной самооценки в психологии и педагогике, описали особенности учебной самооценки у младших школьников, проанализировали процесс формирования учебной самооценки у младших школьников на уроках, осуществили педагогическую диагностику учебной самооценки у младших школьников, реализовали на практике педагогические приемы и средства формирования учебной самооценки обучающихся на уроках, провели сравнительный анализ результатов исследования.
Учебная самооценка представляет собой основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми.
Учебная самооценка младшего школьника в учебной деятельности основывается на оценке окружающих, прежде всего - оценке учителя. Но к концу обучения в начальной школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.
Формирование учебной самооценки может быть осуществлено при помощи множества методов, приемов и средств работы на уроке.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами была организована опытно-поисковая работа. Начальная диагностика показала, что у младших школьников на начальном этапе обучения уровень учебной самооценки низкий, при этом расхождение между Я-реальным и Я-идеальным довольно значительное, что говорит об их неспособности к адекватному самопознанию.
На основе результатов начальной диагностики мы подобрали методы и приемы, направленные на формирование адекватной учебной самооценки младших школьников на уроках в начальной школе. В работе нами были использованы следующие приемы: «цветные дорожки», светофор, лесенка успеха, карточки самовнушения, методика «Радуга», методика «Древо творчества», Методика «Мы - вместе», прием взаимооценки «Сосед по парте» и пр. Используемые нами приемы и методы была ориентированы на осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уверенности в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта, в развитии умения оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый - сверстник - я», повышение уровня ответственности за учебную деятельность.
Повторно проведенная нами диагностика показала, что у младших школьников наблюдаются позитивные сдвиги в сформированности учебной самооценки. Таким образом, при условии специальной работы по формированию оценочной самостоятельности младших школьников самооценка становится достаточно адекватной, Я - идеальное приобретает более конкретные черты, Я - реальное оценивается с помощью внутренней системы ориентиров.
Повторная диагностика уровня сформированности учебной самооценки у обучающихся начальной школы показала, что учебная самооценка младших школьников в норме и достаточно адекватна.
Цели и задачи исследования в общем реализованы.
1. Авдеева, Л. И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа [Текст] / Л. И. Авдеева: Автореферат канд. психол. наук. М., 2015.- 315 с.
2. Азимова, Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект [Текст] / Р. Н. Азимова. Известия АПАз ССР, 1969. № 3. С. 18-22.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. Л.,1968. - 410 с.
4. Байдин, Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков [Текст] / Д. В. Байдин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 11-15.
5. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. [Текст] / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. -2008. №10. С.36-38.
6. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова. Педагогика и психология. - 2008. №10. С.36-38.
7. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза [Текст] / О. А. Белобрыкина: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. - 160 с.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания [Текст] / Р. Бернс. М., 1986. - 216 с.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 352 с.
10. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 78-85.
11. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 - 2000 - С. 14-19
12. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе [Текст] / Е. Н. Васильева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 411-415.
13. Виноградова, Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе. [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа, №15. - 2016. - С. 25-30
14. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст] / А. Б. Воронцов. М., 2012. 450 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Астрель: ЛЮКС, 2005 - С. - 236 - 238.
16. Гангнус, Н. А. Формирование у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности [Текст] / Н. А. Гангус: автореф. дис. ... канд. пед. наук: - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2008. - 25 с.
17. Демидова, М. Ю., Иванов, С. В., Карабанова, О. А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий [Текст] / М. Ю. Демидова. В 2 ч. Часть 1. М.: Просвещение, 2009. — 216 с.
18. Демчук, Н. А. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2054
19. Долгова, В. И., Крыжановская Н. В., Грамзина Н. А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников [Текст] / В. И. Долгова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 46-50.
20. Дубровина, И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. [Текст] / Под редакцией И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2014. — 592 с.
21. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / И. В. Дубровина: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
22. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология [Текст] / И. В. Дубровина. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
23. Дунилова, Р. А., Бобрикова, Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты [Текст] / Р. А. Дунилова // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - №. 3. С. 30-36.
24. Захарова, А. В. Генезис самооценки [Текст] / А. В. Захарова. - Тула: Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. - 1998. - 135 с.
25. Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А. В. Захарова // Начальная школа - 1992 - № 3 - С. 13 - 16.
26. Зуева, Т. П. Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. I Всероссийская научно-практическая конференция (15-16 ноября 2012 г., Челябинск): сборник материалов конференции [Текст] / под ред. М.И. Солодковой. - Челябинск: ЧИ11ЛКРО, 2012. - 340 с.
27. Калашникова, В. Н. Формирование адекватной самооценки учебной деятельности младшего школьника при использовании деятельностного метода обучения [Текст] / В. Н. Калашникова // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 173-175.
28. Карпова, Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности [Текст] / Е. В. Карпова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Ярославль. - 2009. - 42 с.
29. Кислицкая, Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению [Текст] / Л. А. Кислицкая. — М.: МГППУ, 2006. — 320 с.
30. Ковалева, Г. С., Логинова, О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболеетова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.
31. Кузнецова, М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников [Текст] / М. И. Кузнецова: пособие для учителя. - 2014. - С. 160.
32. Ларина, А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе [Текст] / А. Б. Ларина: методическое пособие. - Калининград: КОИРО, 2011. - 118 с.
33. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. М., 1975. - 380 с.
34. Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина.
— М., 1999. — 382 с.
35. Локалов, В. А. Общие закономерности развития психики и когнитивных процессов [Текст] / В. А. Локалов. Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. — 116 с.
36. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины,
психокоррекция, психопрофилактика [Текст] / Н. П. Локалова. Учебное пособие СПб. Питер, 2009. - 368 с.
37. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии [Текст] / Т. Д. Марцинковская. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. — 176 с.
38. Матвеева, О. Н. О социализации младших школьников в современных условиях [Текст] / О. Н. Матвеева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. - 2010.
- №. 20. С. 114-118.
39. Осипова, О.В. Особенности изучения самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности [Текст] / Зверева Ю.В., Линк Н.А. (ред.) Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - С. 33-37.
40. Скрипкин, И. Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса [Текст] / И. Н. Скрипкин. Научно-методическое издание. - Липецк, 2010. - 245 с.
41. Смирнова, Т. Г. Формирование самооценки школьника — один из способов развития ребенка как субъекта обучения [Электронный ресурс] URL: http: //открытыйурок.рф/статьи/103461/
42. Степаненко, В. И. Формирование самооценки у младших
школьников в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] URL: Ьйрз://урок.рф/11Ьгагу/»1Ьгт1гоуаше_затооиепк1__и_т1а4зЫН_зНко1шкоу v_
_130846.html
43. Столярова, С .С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС [Текст] / С. С. Столярова. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ. 2013. - 153 с.
44. Троицкая, И. Ю. Формирование саморегуляции у младших школьников [Текст] / И. Ю. Троицкая // Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — С. 40.
45. Троицкая, И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / И. Ю. Троицкая // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 207-209.
46. Троицкая, И. Ю., Рогожина Е. Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования [Текст] / И.Ю. Троицкая, Е.Н. Рогожина // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и
внедрения: сборник материалов всероссийской научно-практической
конференции. — 2015. — С. 127-132.
47. Трубянова, Е. В. Формирование самооценки учащихся в
структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/formirovanie-samoocenki-uchaschihsya-v-strukture-
uchebnoy-deyatelnosti-v-ramkah-fgos-noo-1395135.html
48. Усачева, А. Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности [Текст] / А. Н. Усачева // Волгоград: Перемена. - 2011. - 340 с.
49. Цукерман, Г. А., Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / Г. А. Цукерман. М., ОИРО, 2010. - 432 с.
50. Шакиров, Р. Х., Буркитова, А. А., Дудкина, О. И. Оценивание учебных достижений учащихся [Текст] / Р. Х. Шакиров. Методическое руководство. — Бишкек: Билим, 2012. — 80 с.
51. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие [Текст] / А. М. Щетинина. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.