ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 6 УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие учебной самооценки в психологии 6
1.2. Особенности учебной самооценки младших школьников 12
1.3. Формирование учебной самооценки у младших школьников на уроках
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ 28 ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогическая диагностика учебной самооценки у
младших школьников
2.2. Практика формирования учебной самооценки у
обучающихся в начальной школе
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 6 УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие учебной самооценки в психологии 6
1.2. Особенности учебной самооценки младших школьников 12
1.3. Формирование учебной самооценки у младших школьников на уроках
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ 28 ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогическая диагностика учебной самооценки у
младших школьников
2.2. Практика формирования учебной самооценки у
обучающихся в начальной школе
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценка. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом, включенным в образовательную практику. В этом случае обучающимися приобретаются и формируются навыки и привычки адекватной учебной самооценки и взаимооценки, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Учебная самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании учебной самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования учебной самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития учебной самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов
должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности учебной самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе, который состоит из ряда учебных дисциплин, должен способствовать не только усвоению специфических знаний, предусмотренных программой, но и становлению обучающегося как личности. Таким образом, задача учителя способствовать формированию адекватной, объективной учебной самооценке каждого ученика, как основы развития познавательной самостоятельности младших школьников.
Вопросам изучения самооценки младших школьников посвящено много научных работ, в частности исследования Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой и др. Однако вопрос изучения процесса формирования учебной самооценки у младших школьников остается изученным недостаточно, особенно с психолого-педагогических позиций, хотя является одной из самых острых проблем, стоящих перед современной школой, и должен быть решен для обеспечения достижения учеником успехов в учебе. Проблема нашего исследования заключается в поиске эффективных условий и средств формирования учебной самооценки обучающихся в начальной школе.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование учебной самооценки у младших школьников».
Объект исследования: формирование самооценки у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические приемы формирования учебной самооценки у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирования учебной самооценки младших школьников на уроках.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие учебной самооценки в психологии и педагогике.
2. Описать психологические особенности учебной самооценки у младших школьников и процесс ее формирования на уроках.
3. Осуществить педагогическую диагностику учебной самооценки у младших школьников.
4. Реализовать на практике педагогические приемы формирования учебной самооценки обучающихся на уроках.
5. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос).
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «В» класса, в количестве 30 человек (13 девочек, 17 мальчиков).
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом, включенным в образовательную практику. В этом случае обучающимися приобретаются и формируются навыки и привычки адекватной учебной самооценки и взаимооценки, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Учебная самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании учебной самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования учебной самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития учебной самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов
должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности учебной самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе, который состоит из ряда учебных дисциплин, должен способствовать не только усвоению специфических знаний, предусмотренных программой, но и становлению обучающегося как личности. Таким образом, задача учителя способствовать формированию адекватной, объективной учебной самооценке каждого ученика, как основы развития познавательной самостоятельности младших школьников.
Вопросам изучения самооценки младших школьников посвящено много научных работ, в частности исследования Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой и др. Однако вопрос изучения процесса формирования учебной самооценки у младших школьников остается изученным недостаточно, особенно с психолого-педагогических позиций, хотя является одной из самых острых проблем, стоящих перед современной школой, и должен быть решен для обеспечения достижения учеником успехов в учебе. Проблема нашего исследования заключается в поиске эффективных условий и средств формирования учебной самооценки обучающихся в начальной школе.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование учебной самооценки у младших школьников».
Объект исследования: формирование самооценки у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические приемы формирования учебной самооценки у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирования учебной самооценки младших школьников на уроках.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие учебной самооценки в психологии и педагогике.
2. Описать психологические особенности учебной самооценки у младших школьников и процесс ее формирования на уроках.
3. Осуществить педагогическую диагностику учебной самооценки у младших школьников.
4. Реализовать на практике педагогические приемы формирования учебной самооценки обучающихся на уроках.
5. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос).
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «В» класса, в количестве 30 человек (13 девочек, 17 мальчиков).
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В рамках данной работы была сформулирована цель исследования теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирования учебной самооценки младших школьников на уроках.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи исследования: раскрыли понятие учебной самооценки в психологии и педагогике, описали особенности учебной самооценки у младших школьников, проанализировали процесс формирования учебной самооценки у младших школьников на уроках, осуществили педагогическую диагностику учебной самооценки у младших школьников, реализовали на практике педагогические приемы и средства формирования учебной самооценки обучающихся на уроках, провели сравнительный анализ результатов исследования.
Учебная самооценка представляет собой основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми.
Учебная самооценка младшего школьника в учебной деятельности основывается на оценке окружающих, прежде всего - оценке учителя. Но к концу обучения в начальной школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.
Формирование учебной самооценки может быть осуществлено при помощи множества методов, приемов и средств работы на уроке.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами была организована опытно-поисковая работа. Начальная диагностика показала, что у младших школьников на начальном этапе обучения уровень учебной самооценки низкий, при этом расхождение между Я-реальным и Я-идеальным довольно значительное, что говорит об их неспособности к адекватному самопознанию.
На основе результатов начальной диагностики мы подобрали методы и приемы, направленные на формирование адекватной учебной самооценки младших школьников на уроках в начальной школе. В работе нами были использованы следующие приемы: «цветные дорожки», светофор, лесенка успеха, карточки самовнушения, методика «Радуга», методика «Древо творчества», Методика «Мы - вместе», прием взаимооценки «Сосед по парте» и пр. Используемые нами приемы и методы была ориентированы на осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уверенности в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта, в развитии умения оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый - сверстник - я», повышение уровня ответственности за учебную деятельность.
Повторно проведенная нами диагностика показала, что у младших школьников наблюдаются позитивные сдвиги в сформированности учебной самооценки. Таким образом, при условии специальной работы по формированию оценочной самостоятельности младших школьников самооценка становится достаточно адекватной, Я - идеальное приобретает более конкретные черты, Я - реальное оценивается с помощью внутренней системы ориентиров.
Повторная диагностика уровня сформированности учебной самооценки у обучающихся начальной школы показала, что учебная самооценка младших школьников в норме и достаточно адекватна.
Цели и задачи исследования в общем реализованы.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи исследования: раскрыли понятие учебной самооценки в психологии и педагогике, описали особенности учебной самооценки у младших школьников, проанализировали процесс формирования учебной самооценки у младших школьников на уроках, осуществили педагогическую диагностику учебной самооценки у младших школьников, реализовали на практике педагогические приемы и средства формирования учебной самооценки обучающихся на уроках, провели сравнительный анализ результатов исследования.
Учебная самооценка представляет собой основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми.
Учебная самооценка младшего школьника в учебной деятельности основывается на оценке окружающих, прежде всего - оценке учителя. Но к концу обучения в начальной школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.
Формирование учебной самооценки может быть осуществлено при помощи множества методов, приемов и средств работы на уроке.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами была организована опытно-поисковая работа. Начальная диагностика показала, что у младших школьников на начальном этапе обучения уровень учебной самооценки низкий, при этом расхождение между Я-реальным и Я-идеальным довольно значительное, что говорит об их неспособности к адекватному самопознанию.
На основе результатов начальной диагностики мы подобрали методы и приемы, направленные на формирование адекватной учебной самооценки младших школьников на уроках в начальной школе. В работе нами были использованы следующие приемы: «цветные дорожки», светофор, лесенка успеха, карточки самовнушения, методика «Радуга», методика «Древо творчества», Методика «Мы - вместе», прием взаимооценки «Сосед по парте» и пр. Используемые нами приемы и методы была ориентированы на осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уверенности в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта, в развитии умения оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый - сверстник - я», повышение уровня ответственности за учебную деятельность.
Повторно проведенная нами диагностика показала, что у младших школьников наблюдаются позитивные сдвиги в сформированности учебной самооценки. Таким образом, при условии специальной работы по формированию оценочной самостоятельности младших школьников самооценка становится достаточно адекватной, Я - идеальное приобретает более конкретные черты, Я - реальное оценивается с помощью внутренней системы ориентиров.
Повторная диагностика уровня сформированности учебной самооценки у обучающихся начальной школы показала, что учебная самооценка младших школьников в норме и достаточно адекватна.
Цели и задачи исследования в общем реализованы.
Подобные работы
- Формирование учебной самооценки у младших школьников на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной самооценки у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование учебной самооценки у младших школьников
на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Формирование учебной мотивации у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Учебная самооценка младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2022 - Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата через использование элементов сказкотерапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



